Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников с особенностями психофизического развития (с нарушениями речи). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников с особенностями психофизического развития (с нарушениями речи).



На всех этапах разв реб-а его непосредст взаимод с взросл в проц-е совмест деят осущ на разн ур-нях: матер (предмет), мотор (двиг) и инф (коммуник). Коммуникация как одна из стор и ф-ий общения выступ в кач-ве особой формы взаимод м\у взрослым и реб-ом. Благодаря коммуникации, ситуатив коммуник актам определяется смыслов поле межличн отнош, обеспеч взаимопоним и взаимод при реш задач и достиж цели в различ видах совмест деят-ти. коммуникация, осн ср-вом, кот явл речь-важнейш мех-м становления реб-а как соц л-ти. осн ср-м коммуник в норме явл слово (речь). Дети с нр должны иметь большой репертуар неверб ср-в коммуникации по сравн со сверстниками с нормой реч разв и активно польз им в кач-ве компенсации несформир верб ср-в общения. у дошк-ов с рн особ-ти неверб коммуник обнаруж не только на ур-не собст польз неверб ср-вами общения при межличн взаимод, Но и на ур-не восприятия и поним инфы. Недостат коммуник возм-тей затруд взаимод дет с нр с др людьми, расстраив проц-с формир у них представлений об окр мире, нар речемыслит деят-ть, что в целом ведет к смещению сроков становления предмет и др форм сознания, к деформир разв л-ти с рн. Кажд этап кор раб включ в себя с-му упр, игр и игр приемов, спец заданий, психогимнастич тренингов и т.д. В проц-е зан дет знаком с различ неверб ср-вами коммуник. Их учили определять (узнавать) и дифференцир разн эмоц сост людей по мимике, выразит жестам, позам и т.д. Вырабатывали у дет умения и навыки применения неверб ср-в коммуник в моделируемых сит общения, в играх-драматиз, на муз и др зан, в самост играх, быт сит и т.д. Учили выражать с пом неверб ср-в различ эмоц сост. Трудности общения шк-ов, страд стойк нр, со сверстниками и взрослыми нередко стан причиной задержки их личност разв, низк статуса в клас коллективе, дезадаптации, тревожн, препятств полноцен фун-нию л-ти. Изучение дет с тнр выявило наличие трудн при построении проц-в коммуник взаимод, пережив дет, связ с нереализов потребностью свобод реч общения. У дет с нр навыки общения спонтанно не образуются. Суть логоп воздейст заключ в направлен формир коммуник умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый логопедом). Одним из осн направлений логоп раб должно стать формир коммуник компетентности. Коммуник компетентность –знания о способах ориентации в различ сит, свобод владение верб и неверб ср-вами общения. Учителя – лог должны формир свобод владение верб и неверби ср-вами общения, позвол реализ свой замысел во взаимод субъектов общения в различ коммуник сит. Крр уч-лог должна быть направ на разв: сенсор и мотор ф-ий; верб коммуник; неверб коммуник; эвс; формир черт гармонич и незакомплексов л-ти. Логоп зан должны быть ориентир на псих защищ реб-а, его комфорт и потребность в эмоц общении со сверстниками и учителем – лог, на разв у обуч-ся лучшего поним себя и др людей, на формир коммуник навыков учеб сотруднич, расшир словар запаса в области чувств и эмоций. Логоп зан должны включ раб по изменению мотивац стор общения: повыш собст активности, формир адекватности эмоц реакций и оценок, как себя, так и др, изменение личност позиции в проц-е общения. Основой для построения общения в проц-е зан должна выступ предмет-практич деят-ть дет по освоению и познанию окр мира, а также их учеб деят-ть. Проц-с формир коммуник компетентности должен строиться с учетом ведущ деят-ти, в соотв с ур-нем сформир яз ср-в. В завис от постав на логоп зан цели использ типы коммуник упр: восстановл и дальнейшее углубление контакта с собст телом, неверб выражение сост и отнош; парные упр способст «открытости» по отнош к партнёру; гр упр дают реб-у навыки взаимод в коллективе через организацию совмест деят-ти. На логоп зан уч-лог могут использ е виды коммуник упр: для совершенст неверб способов общения; тренинг навыков конструктив взаимод с собеседником; для совершенст психол, логич и этич умений. включ различ упр для совершенст неверб способов общения. Задачи упр: по особ-тям выразит движ и жестов науч поним определ эмоц состо окр, адекватно использ неверб способы общения для эф взаимод с людьми. виды упр: «Я – не я!», «Вылепить скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость. Задачи упр: развив коммуник способности; освоить формы и технику общения в различ жизнен сит; контролир и управлять своим сост и речью в проц-е взаимод с собеседником. Психотерап тренинги, использ на логоп зан, способст расслаб, самонаблюд, воспомин событий и ощущений. Они могут провод как в начале зан – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобрет опыта. Цель тренингов: преодол барьеров в общении, разв лучшего поним себя и др, снятие псих напряж, созд возм-тей для самовыраж, выработка полож черт хар-ра. Уч – лог при отборе, компоновке и структурир материалов на логоп зан может использ техники арт-педагогики и артпсихологии. Темы логоп зан могут выбир произвольно или в соотв с проблемами, кот подлеж кор. можно использ приемы, побужд реб-а к верб и неверб коммуникации в благоприят атмосфере взаим поним и доверия. М.И. Лисиной были выдел 3 осн этапа в проц-е овлад речью как ср-вом общения: доверб, этап возникнов речи и этап разв реч общения. важн место в разв общения играют его неверб формы: крик, плач, улыбка, взгляд. Речь как осн ср-во общения развив ч\з движ и в соц контакте, и ее основа заклад еще на 1ом году жизни реб-а. типы коммуник нар при псевдобульб дизартрии, осложн дцп: – связ с нар движ; – связ с поврежд мозга; – из-за длит госпитализации; – из-за соц-эмоц проблем; – в связи с физ деф-том. Двиг нар влияют и на неверб общение. Психол мех-мы формир л-ти едины и для норм развив реб-а, и для реб-а с нар в разв, но разн условия этого формир привод к появл специф зак-тей разв л-ти реб-а с аномалиями в разв. Реч негативизм выраж активно и пассивно. Реч негативизм еще более усугубл при авторитар подходе к обуч, отсут субъект-субъектных отнош м\у педагогом и реб-ом.

15. Типы и структура занятий в специальном дошкольном учреждении для детей с ТНР.

Планир подгр зан. Эф кор-обр проц-са завис от скоординир деят-ти уч-деф, воспитателей и четкого планир раб в гр. Зан-осн форма организации учеб-восп проц-са. На зан уч-деф с пом спец приемов передает реб-у необх сведения об окр, формир предмет соотнесенность знаний, способст разв важнейш реч умений и навыков. Уч-деф провод подгр и инд зан. Воспитатель гр провод фронт, подгр зан и инд кор раб с дет. В завис от поставлен задач уч-деф провод зан след типов: 1. по ознакомлению с окр и разв речи (младш гр). Осущ первич формир знаний о предметах и явлениях окр действит, расшир объема поним речи, накоплен словар запаса. 2.по формир лекс-грам ср-в языка и разв связ уст речи. Включ раб по разв всех сторон речи: обогащ и уточнен словаря, овлад навыками словоизменения и словообр, разв связ уст речи. 3.по формир звук стор речи. 4.по обуч грамоте (старш гр). В завис от ур-ня реч разв и инд способностей дет для провед подгр зан гр дел на 2 подгр: слаб и сильн. Зан провод в 1ую полов дня с 9.00 до 10.00. 1ой на зан уч-деф приглаш слаб подгр. В то же время зан с сильн подгр провод воспитатель. Длительность зан: в младш гр – 15-20 мин, в сред и старш гр – 25-30 мин с кажд подгр. Кол-во зан меняется в завис от периода обуч. Обязат треб к зан -соблюдение режима двиг активности: проведение физмин (на 12-14 минуте), пальчик и зрит гимнастики, чередов различ видов деят-ти. Планир инд раб. Прога предусматр возм-ть реализации инд подхода: планир кор раб с учетом рез-тов психол-пед обслед, реч возм-тей, сост эвс (особ-тей повед, самочувствия, настроения). Инд раб планир на 2 нед и включ направления раб: разв общ реч навыков; звукопроизнош (подгот аа, постановка, автоматиз и дифференц звуков); раб над слог ст-рой слова; разв грам стор речи; разв связ речи; формир навыков звук анализа и синтеза; разв общ и мелк моторики; разв впф; Инд раб по кор имеющ нар ежедневно провод как уч-деф, так и воспитатель. Уч-деф провод инд зан в 1-ю полови дня. Длит зан - 10 - 20 мин в завис от ст-ры рн реб-а. Ежедневно уч-деф провод не менее 6 инд зан. В условиях раб в гр для дет с тнр, пкпп интервал м\у инд зан не предусматр. Раб с реб-ом начин по дороге в кабинет. 1ми на инд зан приглаш дети с повыш утомляемостью, двиг растормож, с огранич реч возм-тями. На этапе автоматиз и дифференц звуков, а также в целях организации общения детей можно проводить зан с 2-3 дет с однород нар. В этом случае кажд из них должна быть оказана конкр пом в овладении учеб материалом. Время провед воспитателем инд раб с дет по заданию уч-деф жестко не регламентир. Она может осущ как во 2ой полов дня, так и др отрезки врем – с утра до завтрака, на прогулке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.035 с.)