Методология ЛП и исследовательская культура учителя – логопеда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология ЛП и исследовательская культура учителя – логопеда



Методы научного исследования бывают эмпирические, теоретические, математические.

К эмпирическим методам относится:

Наблюдение — один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определённых условиях.

Наблюдение, которым мы пользуемся каждый день, отличается от научного наблюдения. Житейское наблюдение в отличие от научного случайно, неорганизованно и не имеет чёткого плана. Кроме того, научное наблюдение направлено не только на регистрацию фактов, но и на выявление существенных причин исследуемого явления, что не характерно для житейского наблюдения. Предположение о том, что данный ряд факторов является существенными причинами того или иного явления, называется гипотезой. В процессе наблюдения производится проверка гипотезы, с целью ее подтверждения или опровержения.

Для проведения научного наблюдения нужны гипотеза, план наблюдения и фиксирование полученных данных в специальной форме (протоколе или дневнике). Для составления программы наблюдения необходимо ответить на следующие вопросы:

1) С какой целью наблюдать? (Определение цели и задач наблюдения).

2) Что наблюдать? (Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения).

3) Как наблюдать? (Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации ();

4) Как регистрировать результаты? (Выбор способов регистрации наблюдаемых объектов).

5) Как анализировать полученные результаты? (Обработка и интерпретация полученной информации).

Существует несколько видов наблюдения по разным основаниям.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым наблюдение может быть включенным и невключенным. Включённое наблюдение предполагает участие наблюдателя в деятельность группы, за которой ведётся наблюдение на правах её участника. Невключённое (или внешнее) наблюдение проводится без контактов наблюдателя с объектами. Невключенное наблюдение, в свою очередь, подразделяется на скрытое (если исследуемые не знают о проводимом наблюдении) и открытое наблюдение.. Скрытое наблюдение нарушает права личности, поэтому его проведение проводится в исключительных случаях.

В зависимости от того, когда происходит регистрация результатов наблюдение,может быть сплошным и констатирующим. Сплошное наблюдение характеризуется тем, что ход событий фиксируется постоянно. Выборочное наблюдение выражается в том, что изучаемые процессы фиксируются в определённые промежутки времени.

Наблюдение также может быть констатирующим (когда происходит непосредственное описание происходящих событий) и оценивающим (в случае, если в процессе наблюдения к описанию добавляется оценка исследуемого явления по заранее заданной шкале). Когда в ходе наблюдения четко выделяются единицы наблюдаемого и происходит фиксация только их, говорят о формализованном наблюдении. В обратном случае (если четкие объекты фиксации не выделяются) речь идет о неформализованном наблюдении.

Часто также встречается понятие «самонаблюдение»

Самонаблюдение — наблюдение, объектом которого выступают психические состояния и действия самого наблюдающего.

Самонаблюдение может быть непосредственным, то есть происходить в режиме реального времени, или отсроченным (воспоминания, дневники, мемуары).

Эксперимент (от лат. experimentum — проба. опыт) — один из основных методов сбора информации, характеризующейся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует изменения в проявлении другого, изучаемого фактора.

В зависимости от условий проведения различают лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Исследователь лишь их выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.

В зависимости от влияния исследователя на изучаемый предмет выделяют формирующий и констатирующий эксперимент. В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего эксперимента фиксируются те изменения, которые происходят независимо от экспериментатора.

Общие правила проведения лабораторного эксперимента:

 введение экспериментатором независимых переменных и контроль за воздействием на испытуемых (контроль за изменением зависимых переменных);

 выделение контрольной и экспериментальной групп для сравнения эффекта воздействия на испытуемых.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать.

Различают также формирующий и констатирующий эксперимент. При констатирующем эксперименте регистрируются изменения в изучаемом явлении, происходящие независимо от экспериментатора. Роль экспериментатора в данном случае сводится к выявлению воздействующих факторов и отслеживанию изменений. Формирующий эксперимент характеризуется тем, что изменения в изучаемом явлении происходят под воздействием факторов, вводимых экспериментатором. Те факторы, которые вносит исследователь, изменяют изучаемое явление, называются независимыми переменными, а явление, которое подвергаются изменению, называются зависимой переменной. Таким образом, в формирующем эксперименте закономерности развития исследуемых качеств, свойств, процессов выявляются путём активного их формирования.

Анализ продуктов деятельности. В психодиагностике существует еще один способ получения информации — это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название "контент-анализ" (буквально "анализ содержания") Впервые он начал применяться начиная с 20-х гг. нашего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления Так, например, в 20-е гг русский исследователь Н А Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола Или другой пример В 80-х гг Н Н Лепехиным и Ч А Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах Анализ выявил количественное преобладание и более жестокий характер подобных эпизодов в западных фильмах

Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц-смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т е выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей

Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т п), его следует применять только тогда", когда есть достаточное количество материала для анализа

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу) Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США — там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа

В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, тест Роршаха, Завершение предложения), интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого, открытых вопросов анкет и т п Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого- количество "тематических" высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т.д.), глаголов, логических блоков и т.п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого

Анкетирование -служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни) Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.

Прежде чем начать анкетный опрос, экспериментатор должен иметь ответы на следующие вопросы:

1) выдержаны ли требования к языку опрашиваемого (может быть, для одного язык

слишком труден, для другого, наоборот, примитивен);

2) все ли вопросы и варианты ответов понятны;

3) существует ли опасность утомить опрашиваемого;

4) нет ли опасности получения в основном социально желательных или

стереотипных ответов;

5) не слишком ли много" вариантов ответов на вопрос;

6) все ли в порядке со стороны графического оформления анкеты, нет ли переносов

в смысловых кусках (например, на другую страницу), четко ли напечатан текст

инструкции, вопросы и ответы (В.А. Ядов).

Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истерии жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

Беседа -Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим) По форме оно бывает свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная), стандартизированное (осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкие стратегия и тактика); частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика более свободная) Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизированная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные о разных испытуемых, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности "отработать" все вопросы. Однако его следует применять только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизированное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы. Чаще всего интервью имеет следующую структуру

а) введение - настройка на беседу, на сотрудничество;

б) свободные высказывания испытуемого;

в) общие вопросы (например - "Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?"),

г) подробное исследование;

д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего. Интерпретация полученных результатов не лишена субъективизма, поэтому, как уже говорилось выше, их следует рассматривать в комплексе с данными диагностических методик.

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым ("исповедальным"). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения

К теоретическим методам относится:

Анализ – предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью Синтеза получают полную картину явления в целом.

Обобщение -выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Сравнение -сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Индукция – при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему)

Дедукция – предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод изучение и обобщение передового педагогического опыта - в узком смысле понимают только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. (педагоги – новаторы: Амонашвили, Ильин, Лысенков, Шаталов, Караковский); в широком смысле понимают такую практику, которая дает высокий устойчивый педагогический результат.

К математическим методам относится:

Статистический метод обработки результатов исследования – математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщить, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.019 с.)