Сведения о переутверждении рп на очередной учебный год и регистрация изменений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сведения о переутверждении рп на очередной учебный год и регистрация изменений



 

№ измене-ния Учебный год Учебная группа /Рабочий УП Содержание изменений и решение кафедры – разработчика / № протокола, дата, подпись зав. кафедрой Преподаватель- разработчик программы Решение выпускающей кафедры / № протокола, дата, подпись зав. кафедрой Зав.каф. (подпись)
  2011/2012   Добавлены положения, определяющие БРС, график СРС Е.А. Школяренко Протокол № 1 от 23.09.2011  
               
               
               
               

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 030900.62 «Юриспруденция», а также типовой рабочей программой подготовки бакалавров по направлениям подготовки.

Автор: ст. преподаватель Е.А. Школяренко

 
 


Рецензент(ы)_______________________

 

Рабочая программа дисциплины

обсуждена на заседании кафедры конституционного и административного права

 

Протокол № 4 от «24» декабря 2010г.

 
 


Зав. кафедрой С.Н.Кумскова

 

Одобрено методической комиссией юридического факультета

Протокол № 4 от «27» декабря 2010 г.

 

Председатель Л.В. Липунова

 

Цели освоения дисциплины

 

Целями освоения дисциплины «Конституционное право» являются:

1. Освоение студентами институтов конституционного права и осмысление роли конституционного права как системообразующей отрасли национальной правовой системы.

2. Повышение уровня правовой культуры и информированности о развитии конституционного строительства будущих бакалавров в области юриспруденции

3. Содействие формированию более совершенных специальных знаний о механизме правового регулирования общественных отношений в сфере взаимоотношения личности, общества и государства.

 

4. Формирование общекультурных компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

 

5. Формирование профессиональных компетенций:

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

 

в правоохранительной деятельности:

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

 

Содержание профессиональных компетенций, закрепленных за дисциплиной в основной образовательной программе (ООП):

 

Компетенция Структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза
ПК-2 – способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Уровень базовый: Знать: * основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России Уметь: · оперировать юридическими понятиями и категориями; · анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; · анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; · принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть: · юридической терминологией; · навыками работы с правовыми актами.   Уровень повышенный (профилирующий) Знать: · Сущность правовых понятий и категорий из дисциплины «Конституционное право» Уметь: · осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; · давать квалифицированные юридические заключения и консультации; · правильно составлять и оформлять юридические документы. Владеть: · навыками: разрешения правовых проблем и коллизий; - принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
ПК- 4 – способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Уровень базовый: Знать: · основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов. Уметь: · оперировать юридическими понятиями и категориями; · анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; · анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; · принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть:
  • юридической терминологией;
  • навыками работы с правовыми актами.
  Уровень повышенный (профилирующий) Знать: · сущность правоотношений в отраслях материального и процессуального права:   Уметь: · осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; · давать квалифицированные юридические заключения и консультации; · правильно составлять и оформлять юридические документы. Владеть:
  • Навыками разрешения правовых проблем и коллизий;
  • реализации норм материального и процессуального права;
  • принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
ПК-9 – способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина Уровень базовый: Знать:
  • содержание основных прав и свобод человека и гражданина
Уметь: · оперировать юридическими понятиями и категориями в области прав и свобод человека и гражданина; · анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в области прав и свобод человека и гражданина; · анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в области прав и свобод человека и гражданина; · принимать решения и совершать юридические действия в области прав и свобод человека и гражданина в точном соответствии с законом. Владеть: · юридической терминологией в области прав и свобод человека и гражданина; · навыками работы с правовыми актами в области прав и свобод человека и гражданина.   Уровень повышенный (профилирующий) Знать:
  • особенности конституционно-правового регулирования реализации и защиты основных прав и свобод человека и гражданина государственного и правового развития России.
Уметь: · осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в области прав и свобод человека и гражданина; · давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области прав и свобод человека и гражданина; · правильно составлять и оформлять юридические документы в области прав и свобод человека и гражданина. Владеть:
  • навыками отстаивания прав и свобод человека и гражданина.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Дисциплина «Конституционное право» относится к Б3.Б4. Профессиональный цикл. Базовая (обязательная) часть ООП.

Курс «Конституционное право» занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных и юридических наук. Поэтому данный курс включен в качестве обязательной дисциплины в учебные планы политологических, экономических, социологических, психологических специальностей и даже некоторых технических специальностей.

«Конституционное право» неразрывно связано с философией и политикой. Обращение к передовым достижениям философии при изучении проблемных вопросов данной дисциплины и их связь с реальной политической обстановкой в государстве помогает более осознанно подойти к изучению конституционно-правового регулирования общественных отношений составляющих предмет конституционного права. По справедливому замечанию одного из ведущих ученых-конституционалистов М.В. Баглая: «Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права»[1]. Философское мировоззрение также помогает более глубокому усвоению конституционного (государственного) права Российской Федерации как учебной дисциплины.

«Конституционное право» принадлежит к числу отраслей публичного права и теснее всего связано с такими отраслями публичного права и юридическими учебными дисциплинами, как «Муниципальное право», «Административное право», «Финансовое право», «Международное право» и др.

Теоретическую основу изучения дисциплины «Конституционное право» составляют знания, полученные при изучении фундаментальной юридической науки теории государства и права.

Историко-правовые науки также составляют обширный материал для изучения исторических основ конституционализма и развития конституционно-правовой мысли.

Дисциплина «Конституционное право» на первом курсе преподается параллельно с такими дисциплинами, как «Теория государства и права», и предшествует изучению студентами юридического факультета, таких учебных дисциплин, как «Конституционное право зарубежных стран», «Административное право», «Финансовое право», «История политических и правовых учений», «Международное право» и служит для них теоретической базой. Успешное освоение учебного материала дисциплины «Конституционное право» является важнейшей предпосылкой для изучения других отраслей российского права и учебных юридических дисциплин. Этим предопределяется исключительное место курса «Конституционное право» в учебном процессе. Он позволяет дать студентам концептуальные знания, развиваемые и конкретизируемые в других учебных курсах специальности «юриспруденция».

Вместе с тем, эта дисциплина имеет свои непосредственные конкретные задачи:

1) изучение общих понятий и категорий науки конституционного права в их системе;

2) овладение методикой правового анализа норм конституционного права и основанной на них деятельности государственных органов и общественных институтов;

3) изучение понятий и их содержания основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также гарантий их реализации;

4) изучение порядка образования, взаимодействия и компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в РФ;

5) уяснение влияния факторов политического, экономического, культурного и нравственного характера на конституционно-правовые нормы и правоприменительную практику;

6) выделение во всем многообразии вариантов конституционно-правового регулирования наиболее целесообразной (идеальной) модели, ориентированной на общечеловеческие ценности, и выяснение возможностей ее применения в тех или иных конкретно-исторических условиях.

Логическая и содержательная связь дисциплин, участвующих в формировании определенных в п.1.2. общекультурных компетенций и в п.1.3. профессиональных компетенций представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структурно-логическая схема формирования компетенций

 

Компе-тенция Дисциплины, ранее формирующие компетенцию Дисциплины, параллельно формирующие компетенцию Данная дисциплина Последующие дисциплины
ОК -1 Ø История государства и права зарубежных стран Ø Правоохранительные органы   Ø Гражданское право   Конституционное право Ø Трудовое право Ø Гражданский процесс Ø Арбитражный процесс Ø Предпринимательское право Ø Уголовно-исполнительное право Ø История правовых и политических учений Ø Семейное право Ø Юридическая психология Ø Адвокатура в РФ  
ОК -4 Ø Русский язык и культура речи Ø Культурология Ø Теория государства и права Ø История отечественного государства и права Ø Конституционное право Ø Административное право Ø Уголовное право Ø Правоохранительные органы Ø Административное право Ø Уголовное право Ø Уголовное право Ø Криминалистика Ø Международное право Ø Уголовно-исполнительное право Ø Европейское право Ø Криминалистическое изучение личности Ø Конституционный процесс Ø Конституционно-правовые основы социальной защиты Ø Теория квалификации преступлений Ø Конкурсное право
ПК –2 Ø Правовая статистика Ø Теория государства и права Ø История отечественного государства и права Ø История государства и права зарубежных стран Ø Административное право Ø Римское право Ø Административное право Ø Трудовое право Ø Трудовое право Ø Международное право Ø Европейское право Ø История политических и правовых учений Ø Конституционный процесс Ø Административный процесс Ø История русского парламентаризма Ø Конституционно-правовые основы социальной защиты населения Ø Теория квалификации преступлений Ø Теория оперативно-розыскной деятельности Ø Прокурорский надзор Ø Коммерческое право Ø Исполнительное производство Ø Корпоративное право Ø Основы правовой работы в организации Ø Индивидуальные трудовые споры
ПК – 4 Ø Теория государства и права Ø История отечественного государства и права Ø Гражданское право Ø Уголовное право Ø Римское право Ø Гражданское право Ø Уголовное право Ø Экологическое право Ø Финансовое право Ø Гражданское право Ø Уголовное право Ø Международное право Ø Земельное право Ø Европейское право Ø Семейное право Ø Конституционный процесс Ø Административный процесс Ø История русского парламентаризма Ø Конституционно-правовые основы социальной защиты
ПК – 9 Ø История государства и права зарубежных стран   Ø Конституционное право зарубежных стран Ø Административное право Ø Адвокатура в РФ Ø Международное право Ø Уголовное право Ø Право социального обеспечения Ø Европейское право Ø История правовых и политических учений  

 

 

В процессе изучения учебной дисциплины «Конституционное право» студент должен:

иметь представление:

- об основных факторах, влияющих на становление и развитие конституционного права;

- о конституционно-правовых институтах и методах конституционного регулирования, реализуемых в современной государственно-правовой практике;

- об общем содержании Конституции Российской Федерации

 

Знать: предмет, метод и объем конституционно-правового регулирования общественных отношений, концепций и взглядов различных исследователей в области конституционного права, основных нормативно-правовых актов — источников конституционного права

Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие с ними правовые отношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, найти собственную точку зрения, привыкать к самостоятельной творческой работе, аргументировано излагать свои взгляды, правильно строить речь, получать, таким образом, навыки профессиональной работы специалиста в области права

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Конституционное право»

Для достижения результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса выделяется ряд компетенций, включающие:

· умение анализировать причинно-следственные изменения этапов развития общества и государства;

· оценивать юридическое значение правовых актов, принимаемых различными государственными органами;

· анализировать важнейшие процессы государственно-правовой жизни России;

· применять полученные знания в учебном процессе и практической деятельности

 

Код компетенции Формируемые компетенции Дескрипторные характеристики компетенции
ОК – 1 Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания * умеет правильно оценить свою роль в решении конкретной правовой проблемы; * владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); * способен постоянно повышать свою квалификацию и профессиональное правосознание
ОК – 4 Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь   * умеет представить себя устно и письменно; * владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); *владеет способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; * способен выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог.
ПК – 2 Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры * способен оперировать нормами, связанными с профессиональной деятельностью; * способен осуществлять постоянное саморазвитие (самообучение); * умеет исследовать фактический материал для установления межотраслевых закономерностей, для показа общих поступательных, прогрессивных тенденций развития государства и права.
ПК- 4 Способен юридически правильно квалифицировать юридические факты и обстоятельства * знает историю возникновения и развития государственно-правовых институтов с момента начала формирования российской государственности до настоящего времени; * знает эволюцию структур и механизмов государственной власти (типы власти, формы правления, политического режима, государственного устройства, госаппарат и т. д.); * знает значение и содержание основных юридических терминов; * способен строить прогнозы о перспективах и тенденциях в развитии права.
ПК- 9 Способен толковать различные правовые акты * знает содержание и значение основных источников российского права; * владеет методами анализа и систематизации правовых актов * умеет оценивать и анализировать различные источники: учебную и справочную научную литературу, правовые документы, произведения политиков и государственных деятелей; * способен использовать различные правовые источники для обогащения правовыми знаниями, постоянно расширять круг источников

 

4. Структура и содержание дисциплины «Конституционное право».

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц 288 (из них 72 ч.- экзамены).

4.1.1. Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины 288 (без экзаменов 216 ч.)
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
В том числе:  
Творческая работа (эссе)  
И (или) другие виды самостоятельной работы  
КСР  
Вид промежуточного контроля Тест
Вид итогового контроля Экзамены (2 и 3 семестр)

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

    № п/п   Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа В.т.ч. Актив.форм Самостоятельная работа  
    1 и 2 семестр   Всего Лекции Практ.
  Понятие и предмет конституционного права         -     УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-3, ПР-3, ПР-4, ПР-5
  Конституция Российской Федерации 1993 г.               УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-3, ПР-3, ПР-4, ПР-5
  Конституционные основы общественного и государственного строя РФ               УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-3, ПР-4, ПР-5
  Основы правового положения граждан; конституционный статус человека и гражда­нина РФ; гражданство в РФ (принципы гражданства в РФ, основания приобретения и прекращения, порядок решения вопросов российского гражданства; конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита               УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-3, ПР-4; ПР-5; ТС-1; ТС-2; ТС-3
  Форма правления, государственное устройство РФ: содержание и правовое закрепление российского федерализма; административ­но-территориальное деление в Российской Федерации; автономия в России; РФ - член Содружества Независимых Государств.               УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-2; ПР-3, ПР-4; ПР-5
  Из­бирательная система и избирательное право в РФ; референдум.               УО-1;УО-2;УО-4; ПР-1; ПР-3; ПР-4; ПР-5; ПР-7; ТС-1, ТС-2; ТС-3.
  Конституционная система органов государства; виды государственных органов в РФ, их система и конституцион­но-правовой статус.               УО-1;УО-2; ПР-1; ПР-3; ПР-4; ПР-5; ТС-1, ТС-2; ТС-3.
  Президент РФ.               УО-1;УО-2; ПР-4; ПР-5; ТС-1
  Федеральное Собрание - парламент РФ, его палаты; законодательный процесс в Феде­ральном Собрании               УО-1;УО-2; ПР-4; ПР-5; ТС-1
  Правительство РФ               УО-1;УО-2; ПР-4; ПР-5; ТС-1
  Судебная власть в РФ; конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ; Конституционный Суд РФ.               УО-1;УО-2; ПР-1; ПР-3; ПР-4; ПР-5; ТС-1; ТС -3
  Конституционные основы системы госу­дарственной власти субъектов РФ.               УО-1;УО-2; ПР-1; ПР-3; ПР-4; ПР-5; ТС-1
  Местное управление и само­управление в РФ.                 УО-1;УО-2; ПР-1; ПР-3; ПР-4; ПР-5; ПР-7; ТС-1

Собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2), зачет (УО-3), экзамен по дисциплине, модулю (УО-4), тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), рефераты (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) (ПР-7), программы компьютерного тестирования (ТС-1), учебные задачи (ТС-2), комплексные ситуационные задания (ТС-3).

4.2. Содержание дисциплины

Содержание лекционного курса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.041 с.)