Содержание изменений и решение кафедры – разработчика /
№ протокола, дата, подписьзав. кафедрой
Преподаватель- разработчик программы
Решение выпускающей кафедры /
№ протокола, дата, подпись зав. кафедрой
Зав.каф.
(подпись)
2011/2012
Добавлены положения, определяющие БРС, график СРС
Е.А. Школяренко
Протокол № 1 от 23.09.2011
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 030900.62 «Юриспруденция», а также типовой рабочей программой подготовки бакалавров по направлениям подготовки.
Автор: ст. преподаватель Е.А. Школяренко
Рецензент(ы)_______________________
Рабочая программа дисциплины
обсуждена на заседании кафедры конституционного и административного права
Протокол № 4 от «24» декабря 2010г.
Зав. кафедрой С.Н.Кумскова
Одобрено методической комиссией юридического факультета
1. Освоение студентами институтов конституционного права и осмысление роли конституционного права как системообразующей отрасли национальной правовой системы.
2. Повышение уровня правовой культуры и информированности о развитии конституционного строительства будущих бакалавров в области юриспруденции
3. Содействие формированию более совершенных специальных знаний о механизме правового регулирования общественных отношений в сфере взаимоотношения личности, общества и государства.
4. Формирование общекультурных компетенций:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
5. Формирование профессиональных компетенций:
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
в правоохранительной деятельности:
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
Содержание профессиональных компетенций, закрепленных за дисциплиной в основной образовательной программе (ООП):
Компетенция
Структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза
ПК-2 – способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
Уровень базовый:Знать:
* основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России
Уметь:
· оперировать юридическими понятиями и категориями;
· анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
· анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
· принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
Владеть:
· юридической терминологией;
· навыками работы с правовыми актами.
Уровень повышенный (профилирующий)Знать:
· Сущность правовых понятий и категорий из дисциплины «Конституционное право»
Уметь:
· осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
· давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
· правильно составлять и оформлять юридические документы.
Владеть:
· навыками: разрешения правовых проблем и коллизий;
- принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
ПК- 4 – способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
Уровень базовый:Знать:
· основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов.
Уметь:
· оперировать юридическими понятиями и категориями;
· анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
· анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
· принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
Владеть:
юридической терминологией;
навыками работы с правовыми актами.
Уровень повышенный (профилирующий)Знать:
· сущность правоотношений в отраслях материального и процессуального права:
Уметь:
· осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
· давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
· правильно составлять и оформлять юридические документы.
Владеть:
Навыками разрешения правовых проблем и коллизий;
реализации норм материального и процессуального права;
принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
ПК-9 – способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
Уровень базовый:Знать:
содержание основных прав и свобод человека и гражданина
Уметь:
· оперировать юридическими понятиями и категориями в области прав и свобод человека и гражданина;
· анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в области прав и свобод человека и гражданина;
· анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в области прав и свобод человека и гражданина;
· принимать решения и совершать юридические действия в области прав и свобод человека и гражданина в точном соответствии с законом.
Владеть:
· юридической терминологией в области прав и свобод человека и гражданина;
· навыками работы с правовыми актами в области прав и свобод человека и гражданина.
Уровень повышенный (профилирующий)Знать:
особенности конституционно-правового регулирования реализации и защиты основных прав и свобод человека и гражданина государственного и правового развития России.
Уметь:
· осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в области прав и свобод человека и гражданина;
· давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области прав и свобод человека и гражданина;
· правильно составлять и оформлять юридические документы в области прав и свобод человека и гражданина.
Владеть:
навыками отстаивания прав и свобод человека и гражданина.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Конституционное право» относится к Б3.Б4. Профессиональный цикл. Базовая (обязательная) часть ООП.
Курс «Конституционное право» занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных и юридических наук. Поэтому данный курс включен в качестве обязательной дисциплины в учебные планы политологических, экономических, социологических, психологических специальностей и даже некоторых технических специальностей.
«Конституционное право» неразрывно связано с философией и политикой. Обращение к передовым достижениям философии при изучении проблемных вопросов данной дисциплины и их связь с реальной политической обстановкой в государстве помогает более осознанно подойти к изучению конституционно-правового регулирования общественных отношений составляющих предмет конституционного права. По справедливому замечанию одного из ведущих ученых-конституционалистов М.В. Баглая: «Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права»[1]. Философское мировоззрение также помогает более глубокому усвоению конституционного (государственного) права Российской Федерации как учебной дисциплины.
«Конституционное право» принадлежит к числу отраслей публичного права и теснее всего связано с такими отраслями публичного права и юридическими учебными дисциплинами, как «Муниципальное право», «Административное право», «Финансовое право», «Международное право» и др.
Теоретическую основу изучения дисциплины «Конституционное право» составляют знания, полученные при изучении фундаментальной юридической науки теории государства и права.
Историко-правовые науки также составляют обширный материал для изучения исторических основ конституционализма и развития конституционно-правовой мысли.
Дисциплина «Конституционное право» на первом курсе преподается параллельно с такими дисциплинами, как «Теория государства и права», и предшествует изучению студентами юридического факультета, таких учебных дисциплин, как «Конституционное право зарубежных стран», «Административное право», «Финансовое право», «История политических и правовых учений», «Международное право» и служит для них теоретической базой. Успешное освоение учебного материала дисциплины «Конституционное право» является важнейшей предпосылкой для изучения других отраслей российского права и учебных юридических дисциплин. Этим предопределяется исключительное место курса «Конституционное право» в учебном процессе. Он позволяет дать студентам концептуальные знания, развиваемые и конкретизируемые в других учебных курсах специальности «юриспруденция».
Вместе с тем, эта дисциплина имеет свои непосредственные конкретные задачи:
1) изучение общих понятий и категорий науки конституционного права в их системе;
2) овладение методикой правового анализа норм конституционного права и основанной на них деятельности государственных органов и общественных институтов;
3) изучение понятий и их содержания основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также гарантий их реализации;
4) изучение порядка образования, взаимодействия и компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в РФ;
5) уяснение влияния факторов политического, экономического, культурного и нравственного характера на конституционно-правовые нормы и правоприменительную практику;
6) выделение во всем многообразии вариантов конституционно-правового регулирования наиболее целесообразной (идеальной) модели, ориентированной на общечеловеческие ценности, и выяснение возможностей ее применения в тех или иных конкретно-исторических условиях.
Логическая и содержательная связь дисциплин, участвующих в формировании определенных в п.1.2. общекультурных компетенций и в п.1.3. профессиональных компетенций представлена в таблице 1.
Таблица 1. Структурно-логическая схема формирования компетенций
Компе-тенция
Дисциплины, ранее формирующие компетенцию
Дисциплины, параллельно формирующие компетенцию
Данная
дисциплина
Последующие дисциплины
ОК -1
Ø История государства и права зарубежных стран
Ø Правоохранительные органы
Ø Гражданское право
Конституционное право
Ø Трудовое право
Ø Гражданский процесс
Ø Арбитражный процесс
Ø Предпринимательское право
Ø Уголовно-исполнительное право
Ø История правовых и политических учений
Ø Семейное право
Ø Юридическая психология
Ø Адвокатура в РФ
ОК -4
Ø Русский язык и культура речи
Ø Культурология
Ø Теория государства и права
Ø История отечественного государства и права
Ø Конституционное право
Ø Административное право
Ø Уголовное право
Ø Правоохранительные органы
Ø Административное право
Ø Уголовное право
Ø Уголовное право
Ø Криминалистика
Ø Международное право
Ø Уголовно-исполнительное право
Ø Европейское право
Ø Криминалистическое изучение личности
Ø Конституционный процесс
Ø Конституционно-правовые основы социальной защиты
Ø Теория квалификации преступлений
Ø Конкурсное право
ПК –2
Ø Правовая статистика
Ø Теория государства и права
Ø История отечественного государства и права
Ø История государства и права зарубежных стран
Ø Административное право
Ø Римское право
Ø Административное право
Ø Трудовое право
Ø Трудовое право
Ø Международное право
Ø Европейское право
Ø История политических и правовых учений
Ø Конституционный процесс
Ø Административный процесс
Ø История русского парламентаризма
Ø Конституционно-правовые основы социальной защиты населения
Ø Теория квалификации преступлений
Ø Теория оперативно-розыскной деятельности
Ø Прокурорский надзор
Ø Коммерческое право
Ø Исполнительное производство
Ø Корпоративное право
Ø Основы правовой работы в организации
Ø Индивидуальные трудовые споры
ПК – 4
Ø Теория государства и права
Ø История отечественного государства и права
Ø Гражданское право
Ø Уголовное право
Ø Римское право
Ø Гражданское право
Ø Уголовное право
Ø Экологическое право
Ø Финансовое право
Ø Гражданское право
Ø Уголовное право
Ø Международное право
Ø Земельное право
Ø Европейское право
Ø Семейное право
Ø Конституционный процесс
Ø Административный процесс
Ø История русского парламентаризма
Ø Конституционно-правовые основы социальной защиты
ПК – 9
Ø История государства и права зарубежных стран
Ø Конституционное право зарубежных стран
Ø Административное право
Ø Адвокатура в РФ
Ø Международное право
Ø Уголовное право
Ø Право социального обеспечения
Ø Европейское право
Ø История правовых и политических учений
В процессе изучения учебной дисциплины «Конституционное право» студент должен:
иметь представление:
- об основных факторах, влияющих на становление и развитие конституционного права;
- о конституционно-правовых институтах и методах конституционного регулирования, реализуемых в современной государственно-правовой практике;
- об общем содержании Конституции Российской Федерации
Знать: предмет, метод и объем конституционно-правового регулирования общественных отношений, концепций и взглядов различных исследователей в области конституционного права, основных нормативно-правовых актов — источников конституционного права
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие с ними правовые отношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, найти собственную точку зрения, привыкать к самостоятельной творческой работе, аргументировано излагать свои взгляды, правильно строить речь, получать, таким образом, навыки профессиональной работы специалиста в области права
Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Конституционное право»
Для достижения результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса выделяется ряд компетенций, включающие:
· умение анализировать причинно-следственные изменения этапов развития общества и государства;
· оценивать юридическое значение правовых актов, принимаемых различными государственными органами;
· анализировать важнейшие процессы государственно-правовой жизни России;
· применять полученные знания в учебном процессе и практической деятельности
Код компетенции
Формируемые компетенции
Дескрипторные характеристики компетенции
ОК – 1
Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
* умеет правильно оценить свою роль в решении конкретной правовой проблемы;
* владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
* способен постоянно повышать свою квалификацию и профессиональное правосознание
ОК – 4
Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
* умеет представить себя устно и письменно;
* владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
*владеет способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
* способен выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог.
ПК – 2
Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
* способен оперировать нормами, связанными с профессиональной деятельностью;
* способен осуществлять постоянное саморазвитие (самообучение);
* умеет исследовать фактический материал для установления межотраслевых закономерностей, для показа общих поступательных, прогрессивных тенденций развития государства и права.
ПК- 4
Способен юридически правильно квалифицировать юридические факты и обстоятельства
* знает историю возникновения и развития государственно-правовых институтов с момента начала формирования российской государственности до настоящего времени;
* знает эволюцию структур и механизмов государственной власти (типы власти, формы правления, политического режима, государственного устройства, госаппарат и т. д.);
* знает значение и содержание основных юридических терминов;
* способен строить прогнозы о перспективах и тенденциях в развитии права.
ПК- 9
Способен толковать различные правовые акты
* знает содержание и значение основных источников российского права;
* владеет методами анализа и систематизации правовых актов
* умеет оценивать и анализировать различные источники: учебную и справочную научную литературу, правовые документы, произведения политиков и государственных деятелей;
* способен использовать различные правовые источники для обогащения правовыми знаниями, постоянно расширять круг источников
4. Структура и содержание дисциплины «Конституционное право».
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц 288 (из них 72 ч.- экзамены).
4.1.1. Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы
Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
288 (без экзаменов 216 ч.)
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
В том числе:
Творческая работа (эссе)
И (или) другие виды самостоятельной работы
КСР
Вид промежуточного контроля
Тест
Вид итогового контроля
Экзамены (2 и 3 семестр)
4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№
п/п
Раздел
Дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Общая трудоёмкость (часах)
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа
В.т.ч.
Актив.форм
Самостоятельная работа
1 и 2 семестр
Всего
Лекции
Практ.
Понятие и предмет конституционного права
-
УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-3, ПР-3, ПР-4, ПР-5
Конституция Российской Федерации 1993 г.
УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-3, ПР-3, ПР-4, ПР-5
Конституционные основы общественного и государственного строя РФ
УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-3, ПР-4, ПР-5
Основы правового положения граждан; конституционный статус человека и гражданина РФ; гражданство в РФ (принципы гражданства в РФ, основания приобретения и прекращения, порядок решения вопросов российского гражданства; конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита
Форма правления, государственное устройство РФ: содержание и правовое закрепление российского федерализма; административно-территориальное деление в Российской Федерации; автономия в России; РФ - член Содружества Независимых Государств.
УО-1, УО-2, ПР-1, ПР-2; ПР-3, ПР-4; ПР-5
Избирательная система и избирательное право в РФ; референдум.
Федеральное Собрание - парламент РФ, его палаты; законодательный процесс в Федеральном Собрании
УО-1;УО-2; ПР-4; ПР-5; ТС-1
Правительство РФ
УО-1;УО-2; ПР-4; ПР-5; ТС-1
Судебная власть в РФ; конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ; Конституционный Суд РФ.
УО-1;УО-2; ПР-1; ПР-3; ПР-4; ПР-5; ТС-1; ТС -3
Конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ.
УО-1;УО-2; ПР-1; ПР-3; ПР-4; ПР-5; ТС-1
Местное управление и самоуправление в РФ.
УО-1;УО-2; ПР-1; ПР-3; ПР-4; ПР-5; ПР-7; ТС-1
Собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2), зачет (УО-3), экзамен по дисциплине, модулю (УО-4), тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), рефераты (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) (ПР-7), программы компьютерного тестирования (ТС-1), учебные задачи (ТС-2), комплексные ситуационные задания (ТС-3).
4.2. Содержание дисциплины
Содержание лекционного курса
№
Наименование раздела дисциплины
Содержание раздела дисциплины
Результат обучения, формируемые компетенции
Понятие и предмет конституционного права
Конституционное (государственное) право Российской Федерации как отрасль российского права. Дискуссия о терминах «конституционное», «государственное» право. Предмет и объекты конституционного права как отрасли российского права. Методы конституционно-правового регулирования. Понятие, структура и виды норм и институтов конституционного права. Система конституционного права. Понятие, виды и субъекты конституционно-правовых отношений. Понятие и виды источников конституционного (государственного) права. Место конституционного (государственного) права в системе российского права.
ОК-1, ОК-4, ПК-2
Знать:
- понятие, предмет и методы конституционного права;
- понятие, структуру и виды норм и институтов конституционного права;
- субъекты конституционно-правовых отношений;
- источники конституционного права;
- место конституционного права в системе российского права
Текущий контроль:
1.Диктант на определение знаний основных терминов;
2.Тест
Конституция Российской Федерации 1993 г.
Основы учения о конституции:
a) понятие, юридические свойства и социально-политическая сущность конституции;
б) классификация конституций;
в) соотношение категорий «конституция», «конституционный строй» и «конституционализм». Конституционное развитие в России (СССР) в XXв. (до 1993г.) Причины, условия и процедура принятия Конституции РФ 1993г. Структура, основные черты содержания и роль современной российской конституции. Теоретические и политико-правовые проблемы изменения (пересмотра) российской конституции.
ОК-1, ПК-2
Знать:
- понятие, юридические свойства и социально-политическую сущность конституции;
- классификацию конституций;
- соотношение категорий «конституция», «конституционный строй» и «конституционализм»;
- историческое развитие российского конституционализма в XXв. (до 1993г.);
- причины, условия и процедуру принятия Конституции РФ 1993г.;
- структуру, основные черты содержания и роль современной российской конституции; - теоретические и политико-правовые проблемы изменения (пересмотра) российской конституции.
Текущий контроль:
1.Диктант на определение знаний основных терминов;
2.Тест
Конституционные основы общественного и государственного строя РФ
Понятие и соотношение категорий «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Структура основ конституционного строя. Система конституционных принципов (высшая ценность - человек, его права и свободы; демократическое, правовое, социальное, федеративное, светское государство). Соотношение норм, устанавливающих основы конституционного строя с иными нормами Конституции РФ.
ОК-1, ПК-2
Знать:
- понятие, структурные элементы, содержание и значение основ конституционного строя;
- соотношение норм, устанавливающих основы конституционного строя с иными нормами Конституции РФ.
Текущий контроль:
1.Диктант на определение знаний основных терминов;
2.Тест
Основы правового положения граждан; конституционный статус человека и гражданина РФ; гражданство в РФ (принципы гражданства в РФ, основания приобретения и прекращения, порядок решения вопросов российского гражданства;
конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита
Обновление методологических основ определения конституционно-правового положения человека и гражданина в России. Конструкция правового положения индивида (права, свободы и обязанности; правосубъектность; гражданство; гарантии; принципы). Источники правового регулирования положения индивида в обществе и государстве. Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Гарантии их реализации. Конституционные обязанности человека и гражданина. Институт гражданства РФ: (понятие гражданства; принципы, основания приобретения и прекращения гражданства РФ; порядок решения вопросов гражданства, иностранные граждане и лица без гражданства в России, беженцы и вынужденные переселенцы; право политического убежища).
ОК-1, ОК-4, ПК-9
Знать:
- юридическую конструкцию правового положения человека и гражданина;
- источники правового регулирования положения индивида в обществе и государстве;
- классификацию конституционных прав и свобод;
- порядок приобретения и прекращения российского гражданства;
- правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;
- особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев
Текущий контроль:
1.Диктант на определение знаний основных терминов;
2.Тест
Форма правления, государственное устройство РФ: содержание и правовое закрепление российского федерализма; административно-территориальное деление в Российской Федерации; автономия в России; РФ - член Содружества Независимых Государств.
Формы правления. Понятие и принципы федеративного устройства России (принципы: государственная целостность России; разграничение предметов ведения и полномочий; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти). Конституционно-правовой статус России (суверенное государство; учредительная власть- конституция; территориальное единство; высшая государственная власть; единое гражданство; наличие единой федеральной системы органов государственной власти; единая федеральная система права; федеральная собственность; единая денежная и кредитная система; государственный язык; право внешних сношений с иностранными государствами; символы-Государственный флаг, Государственный герб. Государственный гимн; столица; предметы исключительного ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и ее субъектов, «остаточная» компетенция субъектов РФ). Российская Федерация как полноправный член Содружества Независимых Государств. Правовые проблемы построения Союзного государства России и Республики Беларусь. Источники правового регулирования статуса субъектов РФ (Конституция РФ, федеральные конституционные и обычные законы, конституции и уставы субъектов федерации). Общие черты конституционно-правового статуса субъектов РФ. Своеобразие правового статуса республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.
ОК-1, ПК-2
Знать:
- особенности формы правления в РФ;
- принципы российского федерализма: их содержание и реализацию;
- конституционно-правовой статус России и ее субъектов
Текущий контроль:
1.Тест
Избирательная система и избирательное право в РФ; референдум.
Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы.
Принципы избирательного права. Основные этапы подготовки выборов. Проведение голосования, учёт голосов и способы определения результатов голосования (избирательная система). Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Референдум: понятие, виды, процедура, значение.
ОК-1, ПК-2
Знать:
- основные принципы избирательного права и выборов;
- виды и характерные черты избирательных систем;
- нормативные акты, регулирующие избирательный процесс;
- основные этапы подготовки и проведения выборов и референдумов.
Текущий контроль:
1. Тест
Конституционная система органов государства; виды государственных органов в РФ, их система и конституционно-правовой статус.
Понятие, признаки и виды государственных органов России. Система органов государственной власти в соотношении с формой правления и формой государственно-территориального устройства России. Принципы организации и функционирования органов государственной власти в России.
ОК-1, ПК-2
Знать:
- систему органов государственной власти РФ и ее субъектов;
- принципы организации и функционирования органов государственной власти в России
Текущий контроль:
1. Тест
Президент РФ.
Институт Президента РФ: понятие и роль в системе федеральных органов государственной власти. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ. Компетенция Президента РФ. Политико-правовые вопросы изменения конституционно-правового статуса Президента РФ.
ОК-1, ПК-2
Знать:
- место Президента РФ в системе органов государственной власти РФ;
- порядок занятия должности и основания прекращения полномочий Президента РФ;
- компетенцию Президента РФ
Текущий контроль:
1. Тест
Федеральное Собрание - парламент РФ, его палаты; законодательный процесс в Федеральном Собрании
Понятие и место российского парламента в системе федеральных органов государственной власти. Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ - Совета Федерации и Государственной Думы. Конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Понятие и стадии законодательного процесса в Федеральном Собрании РФ.
ОК-1, ПК-2
Знать:
- место российского парламента в системе федеральных органов государственной власти;
- порядок формирования и полномочия палат Федерального Собрания РФ;
- конституционно-правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации;
- характерные черты стадий законодательного процесса в Федеральном Собрании РФ.
Текущий контроль:
1. Тест
Правительство РФ
Источники правового регулирования статуса и место Правительства РФ в системе органов государственной власти. Порядок формирования и состав Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ. Правовые акты Правительства РФ и их юридическая сила.
ОК-1, ПК-2
Знать:
- место Правительства РФ в системе органов государственной власти РФ;
- порядок формирования, компетенцию и основания отставки Правительства РФ
Текущий контроль:
1. Тест
Судебная власть в РФ; конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ; Конституционный Суд РФ.
Понятие и виды судебных органов в России. Основные источники правового статуса судебных органов России. Конституционные принципы правосудия. Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля.
ОК-1, ПК-2, ПК-9
Знать:
- систему судебных органов России;
- содержание принципов правосудия;
- статус судей в РФ;
- порядок формирования и компетенцию Конституционного Суда РФ;
- компетенцию органов Прокуратуры РФ
Текущий контроль:
1. Тест
Конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ.
Конституционно-правовые основы статуса органов государственной власти в субъектах федерации. Законодательные (представительные) органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований. Органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных территориальных образований. Органы конституционной (уставной) юстиции в субъектах РФ.
ОК-1, ПК-2
Знать:
- систему органов государственной власти субъектов РФ;
- порядок формирования и компетенцию органов государственной власти субъектов РФ
Текущий контроль:
1. Тест
Местное управление и самоуправление в РФ.
Понятие и значение местного самоуправления в механизме осуществления власти в Росси
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.015 с.)