Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по проведению деловых, ролевых игр и других видов интерактивных занятий

Поиск

Воспитание российского гражданина, обучение его политико-правовым знаниям предполагает прежде всего создание адекватной системы правового обучения и воспитания. Стратегии, принципы, формы и методы традиционного отечественного правового образования нуждаются в переосмыслении и, безусловно, требуют модернизации. Неоценимую пользу приносят различные формы интерактивного обучения – ролевые игры и моделирование, которые, хотя и искусственным образом, пытаются воссоздать опыт прошлого и настоящего и оказать непосредственное влияние на будущее.

Студент должен получить в ходе изучения юридических дисциплин не только определенную сумму политико-правовых знаний, но и сформировать развитый формально-юридический интеллект, «критическое» мышление, умение действовать в реальных социально-правовых условиях. Поэтому, неотъемлемым элементом развития гуманитарных способностей является образование в сфере политико-правовых наук, организованное как единство теории и практики. Именнотеоретико-практическое образование создает условия для самоопределения личности, освоения основных политических и правовых ценностей, формирования собственной позиции, умения понимать, жить и действовать в современном мире. «Уникальность» политико-правовой сферы как специфической формы общественного сознания и общественной практики обусловливает значительный познавательный и воспитательный потенциал правового образования.

Ядром правового образования, несомненно, является правовое воспитание и обучение как целенаправленная работа, прежде всего с духом права и закона, которое в итоге может прочно усваивать сознание субъекта, нежели с их буквой. Поэтому особое значение в правовом образовании учащихся (как будущих активных субъектов правовой и политической жизни страны) занимают практико-ориентированные учебные программы. Главной особенностью этих программ является их практическая составляющая, именно она способствует основательному закреплению политико-правовых знаний, пониманию смысла и значения правового регулирования (т.е. постижению духа права и закона), равно как и развитию навыков и умений анализировать те и иные нормативные правовые акты и практику их применения.

Не случайно сегодня проблема повышения качества образования является одной из актуальнейших. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, и, конечно, переосмыслением цели и результат образования. Соответственно цель и задачи процесса образования стали соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей).

Реализуемые учебные программы, ориентированные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, ставят, прежде всего, целью обобщение и развитие индивидуально-личностных способностей учащихся к решению жизненных и профессиональных задач в той или и ной области. Востребованность компетенционного подхода в процессе образования обусловлена тем, что компетенции представляют единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. В образовательной среде формируется устойчивое представление о компетенциях, как наиболее адекватных способа описания результатов образования. Поэтому ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты обучения делает квалификации сравнимыми и прозрачными, чего нельзя сказать о содержании образования, которое разительно отличается не только между станами и, но и вузами, даже при подготовке одной и той же специальности.

Кроме того, компетенционный подход в образовании ориентирует его на конкретные практические результаты, развитие общекультурных и профессиональных способностей к осмыслению и успешному действию в существующей политико-правовой реальности. Они также предполагают тесную связь теории и практики, профессорско-преподавательского состава с корпусом работодателей. Для достижении названной цели, а также с учетом теоретического и практико-ориентированного потенциала юридических дисциплин ставятся и решаются ряд взаимосвязанных задач, имеющих логическую завершенность по отношению к установленным результатам юридического воспитания и обучения.

Таким образом, важнейшей целью юридического обучения и воспитания является формирование адекватного современным российским условиям уровня правосознания и студентов высших учебных заведений через вовлечение их в систему интерактивного обучения (в форме ролевых, деловых игр и пр.) по тематикам юридических дисциплин.

Концептуальные основы интерактивного обучения. Основными функциями современного правового воспитания являются:

-гносеологическая (познавательная);

- оценочная;

- регулятивная.

В соответствии с названными функциями в ходе проведения ролевых и деловых игр решается ряд важнейших задач:

1. Студент закрепляет полученные знания, овладевает историей национальной правовой системы, а также юридическими умениями и навыками.

2. Создаются ситуационные «стимулы», позволяющие студенту сформировать собственную правовую оценку различных социальных явлений (от беспризорности до организованной преступности), самостоятельно выявить различные причины последних с точки зрения современного развития государства и права. Именно здесь возможно возникновение типичного конфликта ценностей, когда действующие нормативно-правовые предписания не совпадают с представлениями о социальной справедливости и иными общественными стереотипами, которые присущи каждому (тем более молодому) человеку.

3. В ходе игры предполагается формирование правовых установок и стереотипов, правовых чувств, соответствующих демократическим ценностям развития современного российского общества.

Реальное «прочтение» правового воспитания в контексте определенного социума, его ментальных особенностей, предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия определяют сущность и значение правового воспитания и обучения, его результаты.

Структура, формы и методы интерактивного обучения. Исходя из вышеуказанных принципов и функций, следует создавать и использовать соответствующие технологии в области правового обучения и воспитания. Важно овладеть системой соответствующих стратегий. Стратегия правового обучения и воспитания — это общий план построения педагогической деятельности, определение ее при­нципов, целей, задач и, соответственно, системы специальных приемов, применяемых на отдельных ее этапах.

В рамках дополнительных (или семинарских) занятий предполагается использовать активные, проблемные методы правового обучения и воспитания, ориентированные на фор­мирование у студента навыков критического мышления по политико-правовой тематике: ролевые игры, дебаты, парламентские слушания и др. В ходе их проведения учащиеся овладевают релятивистским миропониманием госу­дарственно-правовой действительности (истины нет, но есть поиск истины).

В процессе подготовки складывается творческая атмосфера, идет «мозговой штурм», исследование и обсуждение самых различных аспектов проблемы. Например, при изучении таких тем, как «Форма государства», «Государство и личность», а также с точки зрения рассмотрения новых российских нормативных актов, поиска необходимых правовых предписаний указанные выше методики достаточно эффективны.

Как известно, ситуации, возникающие в политико-правовой сфере, определяются позицией самого действующего. От его целей, ценностных установок, личных пристрастий зависит выбор того или иного способа действия/бездействий. Следовательно, личное соприкосновение студента с конкретными правовыми (проблемными) ситуациями, анализ позиций и действий человека, являющегося их субъектом, создают условия для личностного самоопределения и более глубокого «действенного» закрепления полученных знаний. Очевидно, что правовое регулирование охватывает все сферы общественной жизни, а действующий в обществе человек оказывается субъектом многих типов правовых отношений: гражданско-правовых, админис­тративных, трудовых, семейных и т.д. Использование в обучении соответствующего теоретико-практического материала, проблемных правовых ситуаций и практических взаимодействий способствует формированию сложного многомерного представления не только о «духе» права, но и о себе, о необходимости действовать с учетом позиции других людей и правовых норм Кроме всего прочего, работа политико-правового содержания создает условия для формирования ряда способностей, связанных с развитием мышления и речи.

Так, работа студента с правовым материалом становится условием развития особых языковых средств выражения собственных мыслей. Развитие речи - особая задача. В сфере права требуется развернутая аргументация своих высказываний, использование особых речевых средств для усиления воздействия на слушателя, выстраивание и вербальное оформление сложных многоуровневых логических заключений. Особая правовая и политическая риторика достигается на практических, семинарских и дискуссионных занятиях, в ходе которых происходит знакомство с лучшими ее образцами, пробами самостоятельного образования сложных речевых оборотов, что должно открыть студенту возможность самостоятельного действия, повысить его творческий потенциал.

С другой стороны, задачи, упражнения, проблемные си­туации, дискуссии позволяют практиковаться в применении правил, а анализ и разрешение отдельного правового случая требуют многомерного его рассмотрения, учета многообразных законодательных актов, различных норм, интересов и позиций сторон. При применении правовых норм к каждому конкретному случаю реализует себя диалектика всеобщего и единичного. Способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму нормы — уникальная способ­ность, возникающая именно в сфере права и базирующаяся на особом типе мышления — критическом. Этот тип мышления обеспечивает анализ ситуаций открытого типа: для них нет эталона решения, они связаны не только с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором, с признанием множественности правильных решений. Материал для его развития присутствует и в других социально-гумани­тарных науках, в первую очередь в некоторых областях фило­софии. Однако принципиальное отличие политико-правовой сферы заключается в том, что мышление в ней формируется при практических действиях и анализе ситуаций, т.е. как сторона практического сознания.

План организации практических занятий

I. Подготовка и проведение практических занятий

1. Подбор всех материалов, наглядных пособий, проблемных ситуаций, подготовка игровых моментов (осуществляется преподавателем в соответствии с целью и задачами учебного модуля).

2. Самостоятельная подготовка студентов к дискуссии, творческому, практическому заданию и т.п. по рассматриваемой дидактической единице учебного курса.

3. Создание обстановки (учебно-практической среды), отвечающей теме практического задания, приглашении экспертов, общественных деятелей, юристов-практиков, работодателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.69.176 (0.008 с.)