Организация и управление школой. задачи и значение школоведения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и управление школой. задачи и значение школоведения



Задача 216. Хороший и энергичный учитель стал в родной школе директором. Он горячо принялся за дело. Прежде всего он взялся за укрепление трудовой дисциплины - "распек" опоздавшую на дежурство учительницу и объявил ей выговор в приказе. Учительница обратилась в местком с жалобой. Директор объяснил членам месткома, что такое принцип единоначалия, приказа не отменил.

Затем вывесил приказ о подготовке учебных кабинетов. А месткому предложил обсудить поведение учительницы химии, которая обещает оборудовать кабинет химии, но ничего не делает. Но местком, по мнению директора, не помог ему, а выявил причины и упрекнул самого директора в том, что учительница не может сама оборудовать вытяжной шкаф.

Тогда свои усилия директор направил против месткома и добился - председателем его стал человек, лучше которого директору и желать нельзя: с трудовым законодательством не знаком, во всем беспрекословно поддерживает директора. При голосовании любого решения уточняет: мнение директора такое-то, противоположная точка зрения такая-то. Прошу голосовать: кто за директора, кто против?

Казалось бы, теперь работа пойдет на лад. Любое решение директора проводится в жизнь. Но, увы! Ничего из того, что он намечал, вступая в директорскую должность, не сбылось. Причины своих неудач директор видит в нежелании учителей подчиняться его требованиям. (Бильчинская М. "За" директора или "против" // Учит. газ.- 1979.- 21 июня.)

Проанализируйте сложившуюся ситуацию в педагогическом коллективе и выявите истинные причины неудач в деятельности начинающего директора. Каковы же принципы руководства педагогическим коллективом, которые необходимо соблюдать директору школы, чтобы обеспечить результативность в работе? Как вы понимаете сущность принципа единоначалия?

Задача 217. Проанализируйте обобщенный портрет директора школы, составленный из высказываний учителей.

"Суха, строга, почти сухарь. Не терпит медлительности, иронизирует над размазыванием, рассусоливанием, переливанием из пустого в порожнее, посмеивается над любителями пофилософствовать".

"Резкостью, определенностью суждений сбивает с толку непосвященных. За внешней сухостью прячет доброту. Первое видят все, второе - не каждый. Ирония не означает неприязни. К людям относится предельно объективно. И ко всем - с большой верой, с большой заботой и расположением, чем обезоруживает".

"Предельно организованна, в полном смысле человек дела. Решая любой вопрос, мгновенно оценивает обстановку, отношение к нему в коллективе. Ее внутренняя ориентация - справедливость. Необыкновенно умеет создавать рабочую атмосферу, выделить самое главное на каждом этапе учебного года".

"Прекрасная память на лица, знает всех 1275 ребят, очень многих родителей. Имеет любимчиков - трудных детей".

Определите, каков стиль его руководства. Каким вы представляете себе руководителя школы?

Задача 218. Учительница обратилась в редакцию газеты со своими раздумьями. Вот что она пишет:

"Третий год я классный руководитель. Мои десятиклассники отличные ребята. Идут ко мне и с горем, и с радостью.

Теперь о главном. В этом году директор запретил нам устраивать классные вечера. Собираемся только на общешкольные. Недавно мои ученики попросили меня помочь им устроить вечер отдыха - такой, на котором можно было бы и поиграть, и спеть, и потанцевать. Я пообещала поговорить с директором. Но он и слушать не захотел о вечере:

- Торжественный утренник - пожалуйста, но чтобы вечер - нет, школа не клуб...

Тогда ребята решили собраться вне школы. Узнав об этом, директор категорически запретил мне идти на это "сборище".

- Там могут быть пьяные, может произойти драка.

Мне стало очень обидно. Я спросила у коллег, как мне поступить. Не пойти? Или пойти с ребятами? Меня поддержала лишь одна учительница (ее сын в моем классе), а остальные промолчали. Тогда я решила пойти с ребятами.

...Веселились от души. Пели, играли, плясали, читали стихи. Принялись за чай. И тут к нам явился директор с двумя учителями. Оглядели "застолье" и молча удалились. Должно быть, ожидали увидеть другое...

Мои девчонки и мальчишки были довольны, что так прекрасно прошел вечер. Я была счастлива. Но через день в книге приказов появилось мне предупреждение - за нарушение школьной дисциплины.

Теперь идти на вечер, если ребята захотят его устроить, мне нельзя - последует выговор. А что, если без меня произойдет именно то, чего так боится директор? Как мне быть?" (Юнина Е. Могла ли я не пойти // Учит. газ.- 1973.- 19 апр.)

Что бы вы ответили классному руководителю? Какой должна быть позиция директора школы? К чему может привести такой стиль руководства педагогическим коллективом? Насколько педагогически оправданы действия директора по отношению к классному руководителю и к постановке воспитательной работы в коллективе старшеклассников?

Задача 219. Был у нас трудный X А, набранный из разных школ. Класс держался развязно даже с директором, которого дерзко окрестили "Звероловом", а классный журнал почему-то "Лесной книгой". Как-то я пошла с ним в X А на историю. На дверях кто-то вывел: "Оставь надежду всяк сюда входящий..."

- Видали,- лукаво кивнул директор. Войдя в класс, снял очки, строго взглянул на ребят.

- А все-таки я не теряю надежды.- Говорил он просто. Все у него было важно.

- Вопросы есть,- спросил он в конце?

- Я не расслышал, какие провокаторы: гнусные или грустные?

- Остроумно, Плотников! Вот ты и будешь вести уголок юмора в школьной газете.

- Верно,- загалдели ребята,- только он не Плотников, а Столяров.

- Да-да. Был у меня такой Плотников... вроде тебя,- он указал на Столярова,- веселый, смышленый. Сейчас директор крупного завода...

- Ну, а теперь заполним "Лесную книгу",- сказал директор.

И класс восхищенно замер.

- Волков. Вопрос понят и раскрыт достаточно... убийственно.

Четверка.

- Медведеву - пять! За грамотно внесенную поправку: камешек в мой огород.

- Столярову - пять! Впредь не строй дурачка, все равно знаю, что умный...

Я хочу извиниться... - сказал Столяров, когда ребята вышли из класса.

- А измениться не хочешь? - перебирая бумаги, спросил директор. (Ильин Е. А можно помечтать о директоре // Учит. газ.-1984.- 10 июля.)

Проанализируйте методику общения директора с десятиклассниками. В чем причины результативности воздействия педагога на ребят?

Задача 220. В начале учебного года молодой директор школы пригласил к себе в кабинет своих заместителей и сказал:

- Давайте поделим свои обязанности и функции. Вы,- обратился он к завучу,- возьмите контроль за учебной и методической работой. Организация и контроль воспитательной работы за вами,- сказал он организатору внеклассной и внешкольной работы. А я буду заниматься хозяйственными делами. Договорились?

Проанализируйте подход директора к своим функциям и обязанностям. Каковы же основные функции директора школы? В каком документе определены формы руководства школой и контроля за всей деятельностью ее звеньев?

Задача 221. Сопоставьте анализ двух уроков:

...Урок подходит к концу. Учитель хотя и волнуется, чувствует себя уверенно: во времени уложился, дети поняли тему (об этом можно судить по их ответам), все сорок пять минут имели тот эмоциональный накал, без которого немыслим настоящий урок литературы, настроение учителя хорошее. Он хочет услышать оценку из уст директора, присутствовавшего на уроке. Но первая же фраза больно бьет:

- Мне ваш урок не понравился. Зачитать нужно было не тот фрагмент романа, а вот этот...

В ответ на вопрошающий взгляд учителя директор бросает иронически-ядовитый вопрос:

- Скажите-ка, у вас целостный был анализ или проблемный? На уроке это было трудно понять.

...Окончен урок. Директор, присутствовавший на уроке, обязательно похвалит учеников за активность, кого-то мягко пожурит, кого-то строго упрекнет в несобранности. Пригласил учителя:

-Зайдите, пожалуйста, ко мне: сразу и обсудим по свежей памяти.

Начиная разговор, он всегда первое слово предоставляет учителю: как он сам оценивает урок, какие видит сильные и слабые стороны. Сам директор анализирует занятие мастерски, психологически тонко оценивает взаимодействие педагога и учеников. Начнет с достоинств, о недостатках ведет речь взыскательно, но доброжелательно. Подскажет, как устранить недочеты, какую перечитать литературу, у кого из коллег побывать на уроке.

- И ко мне приходите на любой урок, потом вместе обсудим. (Беличенко Н. Это вовсе не пустяк // Учит. газ.- 1979.- 14 авг.)

Какой из приведенных выше анализов урока вам больше импонирует и почему? Какие принципы необходимо соблюдать директору или завучу при анализе уроков педагогов? Каковы основные требования к анализу уроков?

Задача 222. Психологический семинар был посвящен теме "Как сидят ученики в классе?".

Во время обмена мнениями были высказаны различные пути поисков оптимальных вариантов.

Учитель физики:

- Во время проведения практических и лабораторных работ я рассаживаю ребят группами по четыре-пять человек. Состав этих групп обдумываю предварительно, учитываю межличностные отношения, уровень подготовки. В группе должны быть слабые, средние и сильные.

Учительница математики:

- У меня принцип такой. Соседи по парте подбираются с учебными целями: слабый и сильный, ведущий и ведомый. Причем с ведущим я провела не одну беседу по методике оказания помощи подшефному.

Учитель английского языка:

- Я считаю самым лучшим вариантом, когда ученики сидят по одному: тут обеспечивается самостоятельность, нет рядом отвлекающего от работы соседа, каждый ученик трудится как бы наедине с учителем.

Учитель начальных классов:

- Я учитываю в первую очередь состояние зрения, слуха, рост ребенка. Сажаю непременно мальчика с девочкой - это дисциплинирует и воспитывает ребят. Бойких, неугомонных и тех, кто требует дополнительной помощи, стараюсь посадить поближе к своему столу.

Учительница географии:

- А я их не рассаживаю, они сами садятся так, как хотят. Собственно говоря, имеет ли это какое-нибудь значение для урока? (Коротышков Н. Как сидят ученики... // Учит. газ.- 1983.- 15 янв.)

Выскажите свое мнение по этому вопросу. Так ли он важен? Какую роль играет в учебном процессе правильно подобранное рабочее место ученика? Должен ли учитель рассаживать учеников?

Задача 223. Почему вы не работаете, как Галина Ивановна? Мы два года внедряем ее опыт, а до вас он до сих пор не дошел! - говорит директор учительнице.

- А по-моему, можно иначе и... лучше, тоньше! - чуть слышно произнесла учительница и настолько убежденно, что всякие сомнения о причине ее "невосприимчивости к передовому опыту" отпали. Это подтвердил и ее собственный урок, разительно отличающийся от внедряемого эталона.

Между тем директору не терпелось укрупнить слабости словесника.

- Вы не заметили, насколько она неуверенно чувствует себя в классе? А как она затянула начальную часть урока, и его компоненты утратили соразмерность. И эта свобода суждений! И споры, споры...- продолжал директор атаку.- Ералаш какой-то, а не урок! А ведь мы должны учить ребят... (Аркин И. Стереотипы и творчество II Учит газ.- 1984.- 15 мая.)

"Внедрение передового опыта" - как вы это себе представляете? Оцените позицию директора школы. Чем она противоречит требованиям реформы общеобразовательной и профессиональной школы?

Учитель

Задача 224. Когда Володя Жигалин, молодой, подающий надежды физик, окончивший НГУ и работающий в Академгородке в Институте ядерной физики, вдруг объявил, что идет в школу простым учителем, друзья его онемели от изумления. Почему в школу? Ну уж если преподавать, то в университет, институт. К тому же у него роскошный бас, который мог бы обеспечить ему консерваторию.

В школу он принес две страсти: физику и музыку, а главное - самого себя, прямо скажем, не слишком похожего на традиционного учителя. Здесь все "пришлось ко двору": и преданность науке (не школьной, а университетской), и не скрываемое пренебрежение к рутине, и даже, если хотите, незамутненность сознания некоторыми педагогическими догмами. Ему открылось то особое упоение, которое есть только в учительском труде.

- Знаете, я везучий. Вот по философии в НГУ удивительный был преподаватель, я у него понял, что если когда-нибудь буду учить кого-нибудь физике, то это будет наука мировоззренческая. Ведь в школе я Ленина стал читать так, как в университете не читал: "Философские тетради" вдоль и поперек с карандашом, "Материализм и эмпириокритицизм". Просто без этого я не смог работать.

Когда я пришел работать в школу, друзья меня жалели. Им даже не удавалось скрыть эту жалость. Потом стали ездить ко мне на уроки... В общем, они мне теперь завидуют. И дети оказались такие люди! Не сочтите за самонадеянность, но мне кажется, я мог написать учебник,- продолжает он.- Короткий, ясный. Строго научный. Я его выстрадал. Он уже есть в ребячьих тетрадях. Оказалось, можно высвободить уйму времени. Потому что, понимаете ли, нет физики школьной и вузовской, есть шесть общих положений, и, если их понять, мир выстроится в сознании и выяснится: все, во что верит человек, можно показать. Терминология нынешней школьной физики звучит для человека, окончившего школу чуть ли не 30 лет назад, по-марсиански. Но мысль о том, что физике нужно учить и физикой можно увлечь каждого, не перегружая ребят, должна волновать не только АПН.

Раньше я впадал в грех - сильными увлекался, а слабых терпел. Теперь мною овладел азарт - все должны меня понимать. И принимать мою науку. Тут такое невспаханное поле, что у меня, знаете ли, четкое ощущение - я занимаюсь фундаментальными проблемами1.

1 (Овчинникова И. Г. Что такое хорошая школа, с. 19.)

В чем успех молодого педагога? Каковы секреты его преподавания? Каким требованиям должен отвечать современный учитель?

Задача 225. Я помню, как первого сентября в IV класс, где я учился, вошла маленькая, горбатая старушка, что-то сказала еле слышно, и мы затихли. И вот так же тихо и спокойно двигались мы в ее присутствии, так же спокойно разговаривали в течение всего года, хотя весь III класс самозабвенно орали, а во время уроков путешествовали друг к другу на четвереньках. Я был слишком мал, чтобы понять, какими чарами она нас заворожила, и потому не могу раскрыть секреты ее педагогики, но совершенно убежден, что она ничего не умела делать из того, что делал с нами в VII классе пришедший с университетской скамьи учитель литературы, который на краю скалы над морем (это было в Одессе), смеясь и актерствуя, пел оперные арии, под наши крики летел с высокой скалы в воду, исчезал чуть ли не на три минуты, появлялся вновь - радостный, юный, ослепительный. Он вел нас в походы, устраивал праздники поэзии в лодках. И мы тоже были звонкие, певучие, спортивные1.

1 (Халфин Ю. А. Пробуждение души, с. 14.)

Как вы думаете, по каким критериям оценивается авторитет учителя? Только ли личные качества определяют успех в становлении авторитета учителя? А общественное лицо? А педагогическое мастерство? Чему вы отдадите предпочтение? Как же складывается авторитет педагога?

Задача 226. В кругу будущих педагогов возник спор: быть настоящим учителем - что это значит?

- Педагогом нельзя стать!.. Им надо родиться! - этот запальчивый возглас математика Вали падает как искра в сухой хворост.

- Ерунда! Фатализм!

- Педагог "милостью божьей", да?

- А ты что же отрицаешь талант?

- А кто родился без педагогической души и таланта, без любви к детям, того, как хотите, не сделаешь учителем, хоть пять или двадцать лет учи его в институте,- продолжала спорить Валя.

- А мне думается,- вставил свое слово философ группы Юра,- педагогом можно не только родиться, но и стать. Потому что во многих случаях - в подавляющем большинстве - институту удается выявить призвание у тех, кто заблуждается в самом себе, не зная своих сил и способностей. Ведь иногда удается привить любовь к своей профессии тем студентам, которые пришли в вуз в порядке компромисса со своими мечтами. (Гинзбург Е. Быть, а не казаться... // Учит, газ.- 1980.- 27 дек.)

Закончите спор студентов. Как вы понимаете слова: "Быть настоящим советским педагогом! Быть, а не казаться им!"? Каковы пути становления учителя-мастера?

Задача 227. В одной из школ учительница изучала с семиклассниками "Ревизора" Н. В. Гоголя. Завуч Павел Александрович посетил все ее уроки, на которых шел разбор комедии.

И поразительно было то, что ни учительница, ни дети почти не смеялись во время уроков. Семиклассники успевали записывать непонятные слова: подобострастный, чревоугодник, сластолюбивый ханжа, богоугодная каракатица...

- Когда Гоголь писал свою комедию,- сказал при разборе уроков Павел Александрович учительнице,- то он мечтал о всеобщем смехе. Почему же так грустно в вашем классе? Ведь вы, голубушка, изучаете величайшее сатирическое произведение. Вы хоть бы прочли детям сцену хлестаковского вранья. Вот бы они оживились, посмеялись...

- Это не обязательно,- обидчиво сказала учительница.- Смеяться они могут и после уроков.

- Ошибаетесь, дети должны смеяться на уроках, когда речь идет о смешном. И вы должны смеяться. Вспомните детство!

- То было ребячество, а теперь я преподавательница,- с гордостью заявила учительница.

- Какой ханжа,- вспылил Павел Александрович,- внушил вам эту губительную мысль, что учитель должен изрекать только истины и носить свою голову, как священные дары. Голубушка, все это чепуха! Учитель должен быть самым жизнерадостным человеком на земле. В класс нужно входить с улыбкой. на земле. В класс нужно входить с улыбкой. (Кирдянова Н. Входите в класс с улыбкой// Учит. газ.- 1980.- 23 янв.)

Как вы думаете, допустимы ли шутка, ирония, смех в работа учителя? Как вы понимаете выражение К. Д. Ушинского о том, что на занятиях "должна царствовать серьезность, допускающая шутку"? При каких условиях шутка, смех будут воспитательным инструментом в руках учителя?

Задача 228. Третьеклассники слушают рассказ Л. Н. Толстого "Лебеди". В классе - та напряженная тишина, которая возникает, когда дети захвачены единым переживанием, общим эмоциональным настроем.

В тот момент, когда прозвучали слова о том, как тяжко было лебедю с подбитым крылом оставаться одному на волнах безбрежного моря, как невыразимо больно отстать от товарищей, девочки, сидящие на третьей парте в среднем ряду, громко всхлипнули. Несколько ребят мгновенно сочувственно взглянули на них. Но учительница, прервав чтение, неожиданно холодно и наставительно сказала: "Таня и Оля! Перестаньте хлюпать носами и вытрите глаза. Не мешайте другим слушать. Надо уметь себя сдерживать. Ведь это же не на самом деле было...1

1 (Полозова Т. Д. Единство мысли, чувства и действия.- М.: Знание, 1978.- С. 22.)

Уместно ли такое замечание учителя? Не подрывается ли контакт доверия между педагогом и воспитанниками в этом случае? Как следовало учителю поступить в этой ситуации?

Задача 229. У меня не сложились отношения с VI классом. Особенно мне мешал Витя Анохин. Сделаешь ему одно замечание, другое, а он назло что-нибудь выкинет. Однажды мое терпение лопнуло: "Ах, так! Получай двойку! И за четверть тоже двойка!"

В классе установилась мертвая тишина. Слышен только горький плач мальчика. Класс я плохо знал, потом уж выяснил, что отец нещадно порол его за плохие оценки. Только что на днях он отстегал мальчика за двойку по ботанике.

"Проняло тебя!"- подумал я в тот момент со злорадством. Вдруг встает Саня, робкий, застенчивый мальчик, и тихим дрожащим голосом говорит: "Неправильно вы двойку поставили... Да и нельзя сейчас Витьке двойку ставить..."

Я возмутился: какой-то мальчишка обвиняет меня в незнании педагогики. Вздумал, наглец, мой учительский авторитет подрывать...

- Ты пререкаешься с учителем! Получай двойку!

Санька, бледный как мел, звенящим голосом сказал:

- Ставьте! Но это несправедливо! А Витьке сейчас нельзя двойку ставить!-Потом сел и заплакал. Класс осуждающе молчал. Увидев укор в глазах Любы, девочки, которую все любили за веселый, добрый, справедливый характер, я спросил ее: "Ты тоже считаешь, что я неправ?"

- Я не знаю,- испуганно пролепетала девочка.

А класс молчал, тяжело, недоброжелательно. Выручил звонок с урока. Ночью я не спал, переживал случившееся, а наутро принял решение. (Швецов А. Санькин бунт // Воспитание школьников.- 1979.- № 2.- С. 61.)

Закончите ситуацию. Какое решение принял учитель?

Задача 230. У биолога Зинаиды Николаевны в VII классе произошел конфликт. Девочки, по словам учительницы, не захотели идти на урок.

- Я их спросила: "Слышали звонок?" Они мне нахально ответили: "Нет, не слышали".

После уроков завуч Василий Семенович решил узнать у ребят, в чем дело.

- Она злая и грубая. Мы ее не любим.

- Не любите? Почему?

Оказывается, на прошлом уроке Зинаида Николаевна спрашивала застенчивую, с еле слышным голосом Нину Гончарову. Та превосходно знала материал, но очень тихо его рассказывала. Учительница раздраженно потребовала, чтобы Нина говорила громче. Девочка вздрогнула и совсем замолчала. Ребята стали убеждать учительницу:

- Нина громче не может говорить. Она восемь раз перенесла воспаление легких.

- Не может? Нечего ей делать здесь. Пусть идет в школу для глухонемых.

Объясняя новый материал, Зинаида Николаевна заметила:

- И буду рассказывать так же тихо, как девочка, которая восемь раз перенесла воспаление легких...

- Вы наказали виновных, Василий Семенович?- спросила Зинаида Николаевна, встретив в коридоре завуча.

- Виновных?- удивился он.- Вы хотите сказать: виновную.

Зинаида Николаевна покраснела и заспешила в учительскую. (Красов Н. Конфликт // Воспитание школьников.- 1982.- № 3.- С. 72-73.)

Проанализируйте ситуацию и объясните причины конфликта между учительницей и учениками на уроке. Каковы роль микроклимата урока в его оптимизации и пути становления правильных взаимоотношений воспитателя и воспитанников в учебном процессе?

Задача 231. На доске учитель обнаружил "шпаргалку", облегчающую решение тех математических задач, что были предложены классу на контрольной.

Что учитель скажет классу:

- Все оценки за эту контрольную будут снижены на один балл.

- Или вы называете мне имя ловкача, или все получат двойки.

- Сегодня после уроков повторим с вами контрольную работу с новыми задачами. (Контрольная // Учит. газ.- 1984.- 12 мая.)

Ваш вариант.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.02 с.)