Цель и задачи коммунистического воспитания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи коммунистического воспитания



Задача 21. Знакомя меня с новенькой, мать попросила обратить на нее особое внимание.

- У нее по литературе "пять". Она очень любит этот предмет... Беседую с дочерью:

- Кто из писателей вам больше нравится?

- Все...

- Не многовато ли? Кого вы предпочитаете? Кого перечитываете?

- Стараюсь не повторяться. Читаю новое. На перечитывание времени не хватает.

- Что предпочитаете: лирику, эпос, драматургию? Девушка растерянно молчит.

- Константина Симонова читали? - продолжаю допытываться я.- Василя Быкова? Леонида Мартынова? Валентина Распутина? Чингиза Айтматова? Александра Вампилова? Расула Гамзатова? Василия Белова? Бориса Васильева? Эдуардаса Межелайтиса?..

Из названных мною имен знакомыми ей оказались четыре. Про Шукшина сказала:

- Да ведь это - киноактер...

"Бориса Годунова", "Полтаву", "Медного всадника" не читала. О стихотворениях и пьесах И. С. Тургенева "что-то слышала"...

- Вам знакомы произведения Шекспира?

- Конечно, "Гамлет", сонеты...

- В чьих переводах вы их читали?

- А какое это имеет значение?

- Писать по заданию пробовали?

- Пока рановато...- скромно отвечает она.

- Ладно. Сами не пишете, но стихи наизусть помните?

- Нет, я их как-то плохо запоминаю.

- Как вы относитесь к музыке?

- А причем здесь музыка? (Гуревич С. Не отстать на старте// Воспитание школьников.- 1981.- № 4.- С. 63-64.)

Проанализируйте диалог учителя с ученицей. Какие просчеты в воспитании налицо? Почему иногда в школе рождаются полуслепцы, недомастера, неумельцы? Как строить учебно-воспитательный процесс, чтобы старшеклассники умели соединять то, что обязательно, с тем, что хочется?

Задача 22. На Юру жаловались все: прогуливает, на уроках невнимателен. Мне казалось, мальчик хорошо соображает, но поглощен чем-то вне школы. Чем?

Я поехал к нему домой выяснить причину прогулов. Расстояние от школы до его дома было не близкое. Зачем он так удлинил путь до школы? Ведь школ рядом с домом достаточно. Дверь открыл отец.

- Вам Юру? Он еще в лаборатории. Присядьте, он скоро вернется. На фоне скромной обстановки выделялся огромный шкаф, набитый книгами. Смотрю корешки. Труды Бутлерова, Менделеева, вузовские учебники, номера журналов "Природа", "Наука и жизнь", "История химии", биографии ученых.

- Вы химик? - спрашиваю отца.

- Нет, слесарь. Химия, надеюсь, станет делом жизни Юры. Он ею увлекается в кружке Дома пионеров. Деньги на книги? Я даю, да и сам он уже два года подрабатывает. А школу выбрал, узнав, что ваши ребята проходят практику в институте имени Д. И. Менделеева. (Гуревич С. Не отстать на старте Ц Воспитание школьников.-1981.-№ 4. -С. 65-66.)

Чем можно объяснить устойчивое увлечение мальчика химией и равнодушие к учебным занятиям в школе? Объясните причины такого противоречия. Как использовать учителю увлечения мальчика в формировании познавательных потребностей как важного условия всестороннего и гармонического развития его личности?

Задача 23. Ответ Лизы Скрипченко был очень хорошим. Но учительница попросила:

- Прочти, пожалуйста, стихотворение какого-нибудь советского поэта?

- Можно я прочту свое собственное стихотворение?

- Конечно,- ответил один из ассистентов, Олег Владимирович.- Только напишите это стихотворение на листе бумаги и сдайте потом нам.

Стихотворение было о счастье, о недосягаемости идеала, в стремлении к которому человек совершенствуется как личность:

В спорах решаем мы часто, Есть ли на свете счастье, Сложное или простое, Маленькое или большое...

С автором стихотворения можно спорить, но отказать ему в определенных способностях, в ищущей мысли было невозможно. Даже как-то не верилось, что такие раздумья могли занимать шестнадцатилетнюю школьницу.

Олег Владимирович воскликнул, потрясая листком, на котором было написано стихотворение: "Ну и умница! Позавидуешь тому, у кого есть такие ученики". Затем, положив листок на самое видное место, вышел из класса. Когда вернулся, стихотворения на месте не оказалось.

- Ольга Васильевна,- шепотом обратился Олег Владимирович к соседке,- не у вас ли стихотворение Лизы Скрипченко? Я бы хотел его переписать.

- Стихотворение? - переспросила та.- Нет, не у меня. Я видела, как вы его положили на стол, а брать не брала. Спросите у Эммы Ивановны.

Но та тоже стихотворения не брала. Олег Владимирович стал его искать. Оказалось, что его отправили уже в стопку черновиков.

- Как могло попасть туда стихотворение? - возмущался Олег Владимирович.

- Что ж тут удивительного? - вразумляли его коллеги.- Ведь оно, как и другие черновики, написано на листе со штампом. Скрипченко нам стихотворение прочла. Чего же его теперь беречь?

Олегу Владимировичу стало не по себе от этого спокойного разъяснения. (Красов Н. Стихотворение // Воспитание школьников.- 1977.- № 6.- С. 69-70.)

О чем говорит этот случай со стихотворением? Если учитель перестал удивляться чему-нибудь в детях, особенно яркому, оригинальному в них, может ли он успешно решать задачи коммунистического воспитания? Какую взаимосвязь вы видите между личностной характеристикой учителя и его влиянием на учащихся?

Задача 24. У Володи Гусева были неплохие музыкальные способности. Мальчик занимался в музыкальной школе по классу баяна и гордился этим. Он стал уделять больше внимания игре на баяне, чем урокам.

Однажды Володя опоздал на занятия.

- Что случилось? - спросил учитель.

- А я занимаюсь в музыкальной школе,- спокойно ответил мальчик.- На что мне ваша литература? Вся жизнь держится на музыке, на звуках. Отними их у жизни, и она исчезнет.

- Нельзя противопоставлять один вид искусства другому,- убеждал учитель.- Нельзя их отрывать друг от друга. Ты же себя просто обкрадываешь да еще как будто этим гордишься.

Однажды, заглянув в класс, учитель увидел Володю и нескольких ребят, столпившихся вокруг него. Что-то не получалось в песне.

- Ну что, не идет песня? - спросил учитель.

- Да вот ноты достал, да, наверное, переписаны не так. Не получается - и все,- огорченно сказал Володя.

- А ну дай-ка я попробую.

Володя весело засмеялся, поняв слова учителя как шутку, и подал баян. Учитель привычно вскинул ремни на плечи и... заиграл.

- А что же вы до сих пор ничего не говорили? - спросил Володя.

- О чем?

- Да что вы так играете на баяне.

- А зачем?

С тех пор Володя стал относиться к урокам литературы как-то иначе. И с ребятами стал доступнее, проще. Своей музыкальной одаренностью перестал кичиться. (Просянников М. Репетиция//Воспитание школьников.- 1979.- № 5.- С. 70-71.)

Проанализируйте ситуацию. Что изменило отношение Володи к урокам? Как относиться к одаренным детям? Стоит ли их приобщать к разным видам деятельности? А может быть, школа должна создавать условия для развития природных дарований ребенка, не отвлекая его на другие дела? Правильно ли поступил учитель?

Задача 25. Новый классный руководитель разговорился с одним из учащихся своего класса. Игорь рослый, уверенный, если не сказать самоуверенный, подросток-шестиклассник. Он толково стал объяснять классному руководителю, почему он хочет стать летчиком сверхзвукового самолета...

- Прости, пожалуйста, Игорь,- остановил его учитель,- а что практически ты уже сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?

- А что я могу,- удивился Игорь.- В аэроклубе даже на парашютное отделение не принимают. Вот вырасту...

- Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь?

- В хоккей иногда играю, а зарядку нет, не успеваю...

- А по математике у тебя какие успехи?

- Ничего, балла четыре, наверное, будет...

- В авиамодельном кружке занимаешься?

- Кружок у нас школьный закрылся, а во Дворец пионеров далеко ездить.

- В радиотехнике разбираешься?

Игорь молчал. А классный руководитель с огорчением ему сказал:

- Ты же не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей физической подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое уметь, многое знать, в том числе и математику, и физику, и черчение... Кто же мешает тебе уже сегодня готовиться к своему звездному часу?.. (Маркуша А. Право на выбор профессии // Воспитание школьников.- 1978.- № 2.- С. 10.)

Как помочь Игорю приблизиться к своей мечте? На развитие каких качеств личности следует обратить внимание классному руководителю при организации воспитательной работы с подростками? Что важнее в младших и средних классах - ориентировать школьников на развитие строго определенных способностей или создавать условия для проявления разносторонних способностей? На что ориентировать: на "уровень" образования или на область применения человеческих способностей и увлечений?

Задача 26. У одноклассницы Муськи,- вспоминает учительница,- была пишущая машинка. Она на ней подрабатывала, перепечатывала различные материалы. Как-то после выходного дня Муська сообщила: "Вчера совсем не занималась, целый день стучала на машинке. Зато теперь обеспечена по крайней мере концертов на пять в консерваторию". За такой обеспеченностью она гналась. А платье-то у Муськи было одно-единственное на все случаи жизни, а ее туфли..."

И от воспоминаний учительница перешла к тому, что ее очень волновало: "А современные мои ученицы? Это хорошо, что у моих девочек туфли не такие, какие были у Муськи, и не по одной паре. И им вовсе не обязательно весь выходной день напролет "стучать" для заработка. Но у них другие теперь потребности: они просят денег на замшевую сумку с бахромой, на батник, на перчатки, на колготки и снова на сумку, только вот на билеты в театр никогда, а картинная галерея им "до лампочки", а галерея ГУМа - источник вожделенных радостей, а билеты на концерт им не нужны. Неужели изобилие вещей порождает вещизм и все вытекающие из него последствия?" (Могилевская Г. Опасная болезнь - своекорыстие // Воспитание школьников.- 1978.- № 2.- С. 71-72.)

В чем же причины преклонения перед вещами? Где источник бездуховности? Может ли учитель "вылечить" своих воспитанников от подобных "заболеваний"? Каковы пути воспитания у школьников высоких духовных потребностей?

Задача 27. В маленькой сельской школе организовали хор. Стали ежегодно устраивать внутришкольные праздники песни и конкурсы между классами на лучшее исполнение песен. Результаты оценивало жюри. В него вошли педагоги и активисты хора. Почетные награды присуждались классу, который не только хорошо спел, но и красиво вышел на сцену. Принимался во внимание внешний вид ребят, дикция, с какой объявляли очередной номер программы, дирижерская культура и то, насколько дисциплинированно ребята ушли со сцены. Уходя со сцены, каждый класс из артистов превращался в слушателей, и жюри придирчиво следило, как вели себя недавние исполнители, рассевшись в зрительном зале: если ты умеешь петь, то должен уметь слушать - этому тоже необходимо учить...

Хористы часто собирались все вместе слушать музыку по радио. А потом шумно обсуждали услышанное на своеобразных музыкальных диспутах. Время летело незаметно. Наступил первый маленький юбилей: хор отметил свое пятилетие. С тех пор каждую весну коллектив хора отмечал свой день рождения специальным концертом. Систематически в коллективе практиковались интересные встречи, поездки, капустники, очередные выступления. После каждого выступления в студии возникает неторопливый и нелицеприятный разговор: как пели сегодня, как выглядели, что следует в будущем учесть. На этих "летучках" можно говорить все, что угодно, любые критические замечания высказываются свободно в любой адрес. Но одно правило обязательно, нерушимо: недоброжелательное отношение запрещается.

В работе студии главное: не выработка профессионального мастерства, а организация правильного процесса воспитания, в котором гармонически слиты начала чисто профессиональные с началами нравственными. Дело вовсе не в том, изберет ли впоследствии кто-то из студийцев профессию певца или хормейстера, главное то, что где бы ни работали воспитанники, они будут нести людям накопленные в детские и отроческие годы богатства своего духовного мира. (Струве Г. Эстетика и этика неотделимы //Воспитание школьников.- 1979.- № 2.- С. 62-64.)

Проанализируйте работу студии. Как вы относитесь к постановке и решению воспитательных задач руководителями студии? Не целесообразнее ли направлять одаренных детей уже с ранних лет в строго определенное профессиональное русло?

Задача 28. Ребята в школе звали его Валерка-стриж. И действительно, если посмотреть на него со стороны, держа в руках секундомер, то за шесть уроков и пять перемен трудно засечь его спокойным хотя бы пятнадцать секунд. Валерка приносил с собой в школу вихрь мальчишеских порывов, шалостей, незаконченных уличных дел. Они поглощали его энергию, будоражили на уроках. Учился он плохо, хотя был способным.

Валерка тяготился делами класса. Когда ему говорили: "Останься, сегодня придут знатные гости - орденоносцы",- он все равно убегал. Не хотел он разучивать песни и "участвовать" в художественной самодеятельности, не хотел коллективно читать "Пионерскую правду", не хотел присутствовать на пионерских сборах.

Как-то вожатый Леша схитрил:

- Валера, сегодня сбор звена, так ты не мешкай и после звонка - домой.

Мне тоже не хочется сидеть, так и я с тобой. Только ты меня за углом школы подожди. Хорошо?

- Хорошо,- обрадовался Валерка.

Так Леша сумел найти "подход" к Валерке. Домой они шли вместе. Мальчишка разоткровенничался:

- Надо скорее на базар бежать, добывать корм голубям. Надо лезть на крышу и ставить шест. К вечеру надо Витьке-футболисту папирос достать, которые я ему проиграл... Так неожиданно перед вожатым раскрылась "программа практических дел" подростка, которую задала ему улица. (Спирин Л. Утверждение действием // Молодая гвардия.- 1967.- 12 дек.)

Проанализируйте "программу практических дел" подростка. Можно ли сказать, что она полностью направлена на формирование антиобщественного поведения, что в ней отсутствуют здоровые познавательные интересы и потребности, которые можно было бы использовать для развития у подростка высоких познавательных потребностей, определивших бы перелом в его духовном развитии? Какими должны быть действия вожатого после его открытия?

Задача 29. "Как же часто ошибаются учителя и комсорги, когда говорят, что меня ничего не интересует, кроме хулиганства. Я учусь в IX классе, не комсомолец (не приняли). Зовут Славкой. Учусь на одни тройки и хуже. Общественной работой не занимаюсь (не доверяют). До VIII класса еле-еле тянул на тройки. Все называли лодырем и т. д. А еще мне тогда нравилась девчонка Света. Но она сказала, что вообще мне чего-то не хватает. Конечно, ведь в классе на меня никто не обращал внимания. Тогда-то я почувствовал себя одиноким и очень слабым. Настало лето. Я решил удивить всех и за лето сделаться взрослым. Познакомился с одной веселой компанией, начал курить и научился драться. Когда я пришел в IX класс, на меня уже обратили внимание, ребята меня "узнали". Да и попробуй-ка что-нибудь сказать против. Мои новые дружки вечером после школы покажут всем наглядный пример. А на школьном вечере та самая Светка пригласила меня на дамский танец. Но все равно, я понимаю, к чему может привести такая компания"1.

1 (Щекочихин Ю. Трудный подросток.- М.: Знание, 1979.- С. 10-11.)

Всегда ли виноват подросток в выборе сомнительного пути признания его личности? Как не допустить духовного обнищания в развитии подростков?

II. Дидактика

Сущность процесса обучения

Задача 30. В учительской возник спор. Одни учителя считали, что основой основ обучения является мастерство учителя формировать "аппетит" к знаниям, умение сделать интересным каждый урок.

Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей, приводя известное выражение К- Маркса об отсутствии столбовых дорог в науке, и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами.

Кто же из них прав? Каким должно быть современное обучение?

Задача 31. "Он как-то так строил уроки, что сам не выделялся как человек всезнающий. Никто не боялся сказать что-то свое, если даже не был уверен, что сказанное будет верным. Мы всегда выходили из класса с чувством какой-то наполненности души, можно даже сказать - уважения к себе. На уроках он всегда старался использовать максимальные возможности каждого ученика. И нам иногда казалось, что он только присутствует на уроке, а ведем его - мы. Он никогда не говорил нам: "Этого не будет!" Если мы не правы, он направляет, убеждает, доказывает, требует. Советуется с нами, когда ему самому что-то неясно. Он не играет в "педагогическую прозорливость", а живет с нами",- пишет о любимом учителе ученица1.

1 (Мальковская Т. Н. Учитель - ученик.- М.: Знание, 1977.- С. 34.)

Проанализируйте оценку ученицы, данную действиям учителя. Какие психологические закономерности используются учителем при организации процесса обучения? Какова роль взаимоотношений, складывающихся между ним и учащимися на уроке? В чем секрет его успеха в решении учебно-воспитательных задач?

Задача 32. Это была первая тройка по математике. Пятиклассник Слава Лихачев бережно принял дневник из рук учительницы. Сел за парту. Он еще раз взглянул в него и убедился, что тройка не миф, не фантазия, а счастливая реальность. Мысли мальчика то и дело возвращались к одержанной победе. Он думал о том, как начнет теперь исправлять двойки по другим предметам, как он наконец-то разделается со славой трудного ученика, о том, как обрадуется мать.

Опьяненный приятными мыслями, Славка не заметил, как пролетело полурока. Он то и дело приоткрывал дневник и поглядывал на заветную отметку. Ему казалось - вот сейчас он откроет дневник, а ее уже и след простыл. Но стоило ему открыть дневник - троечка первая кидалась к нему навстречу.

В один из таких моментов, как будто издалека, он услышал голос Татьяны Ивановны:

- Лихачев, что ты все с дневником возишься? А ну-ка повтори мой вопрос!

Повторить вопрос Слава не мог. Он не услышал его.

- Давай сюда дневник! - оскорбилась его молчанием учительница. Славка инстинктивно спрятал дневник в парту. Но это подлило масла в огонь.

И не успел Славка что-то возразить, о чем-то попросить, как тройку, на которую он возлагал такие большие надежды, учительница переправила на двойку...

Он стиснул зубы, стукнул кулаком по дневнику, нагло ухмыльнулся в лицо учительнице. (Красов Н. Тройка // Воспитание школьников.- 1971.-№ 1.-С. 23.)

Заметила ли учительница, что допустила ошибку? Как нужно было поступить в данной ситуации? Предложите варианты действий учителя в подобной ситуации. Что следует предпринять для исправления этой педагогической ошибки?

Задача 33. Урока Костя не выучил, что было ясно всем. И как ни старался, так ничего вспомнить не мог. Костя стоял и досадовал на себя, на свою соседку по парте Лену, которая не могла ему подсказать, на меня, который так много, по его мнению, задает всегда по истории. Вконец раздосадованный, он не выдержал и надерзил мне. Непонятно, мол, зачем вообще нужна эта история? И что за беда, если кто-то не будет знать, в каком веке, допустим, правил Тутанхамон, имя которого не скоро и выговоришь. Вот химия или физика - другое дело, на них не жаль ни сил, ни времени потратить.

- Зачем высказался-то? - укорял Костю на перемене его друг Толя.- Теперь вот влетит. Мать, еще погоди, вызовут.

- Но если я в самом деле не люблю историю! - горячился Костя.

- Он не любит... - насмешливо передразнил Толя.- А ты думаешь, я

больно люблю? Науки не мороженое, чтобы их любить. Их не любить, а изучать надо, понял? Пойди и извинись перед учителем. Погорячился, мол, наболтал лишнего, простите.

- Но я действительно не люблю историю.

- А я тебя не за это ругаю, а за твою глупость. Мало ли кто чего не любит. Не забывай: скоро нам характеристики будут писать.

Согласитесь, услышать такой разговор учителю не совсем приятно. Но полезно. А Костя так и не пришел извиняться (Залипаев В. Мудрость // Воспитание школьников.- 1979.- № 6.- С. 65.)

Как отреагировать учителю на такое отношение к его предмету? Что больнее должно обидеть учителя - дерзость Кости или "мудрость" Толи?

Задача 34. Паша Семенов бойко, уверенно отвечает урок. Обычно чуточку медлительный, неуверенный в себе, он сейчас как-то преобразился.

- Османские завоеватели отличались неслыханной жестокостью,- рассказывал он.- Но болгарские партизаны уходили в леса и вели мужественную борьбу с османскими захватчиками.

Свой ответ он заканчивает словами: "Наши дали клятву бороться до конца".

- Постой, постой, о чем ты говоришь? Кто это наши? - спрашивает учитель истории.

Паша смолк и посмотрел на него так, словно увидел впервые. Он не понял, почему его остановили.

- Конечно, наши. Ведь болгарские партизаны вели справедливую войну!

Паша смотрел на учителя уверенно, ни на минуту не сомневаясь в своей правоте. И даже был удивлен: как это учитель не может понять таких простых вещей? (Залипаев В. Пятерка // Воспитание школьников.- 1978.- № 3.- С. 74.)

Как поступить учителю? Ведь история - точная наука. Со стороны воспитательной - мальчик прав, у него верное чутье на своих и чужих. Как снять противоречие между воспитательными и образовательными задачами обучения в данной ситуации?

Задача 35. При проверке работы по русскому языку четвероклассника Кости Горбунова Петру Ивановичу стало тоскливо. Мальчик делал странные ошибки. Он писал "шивотные" вместо "животные", "шивут" вместо "живут", "сотна" вместо "со дна". Поставив увесистую единицу, учитель вздохнул и закрыл тетрадь. На обложке тетради было написано с такой поразительной небрежностью, что получилось похоже больше на "Насти", чем "Кости".

- А это тетрадь Горбунова... почему-то Насти,- пожал плечами Петр Иванович, раздавая тетради.

Замечание насчет "Насти" было брошено вскользь, но класс отреагировал немедленно.

- Эй, Настасья, ты что получил? - тут же последовал вопрос. Горбунов открыл тетрадь, убедился, что получил единицу, и молча опустил голову.

Петр Иванович взглянул на него, но жалости не почувствовал. Спрашивать Костю он не любил. Но иногда приходилось это делать. Мальчик всегда становился вплотную к учителю, касаясь его правым боком. Похоже, он готовился сообщить ему какую-то тайну. Но Петр Иванович знал: будут одни нелепости. Такое близкое соседство ученика было ему неприятно, и он брезгливо отодвигал Горбунова в сторону.

Класс, когда Костя говорил какую-нибудь несуразность, разражался хохотом, который иногда поддерживал и Петр Иванович. От этого смеха Костя совершенно терялся, умолкал, бессмысленно хлопал глазами. Петр Иванович ставил мальчику очередную двойку. Так проходили дни за днями, недели за неделями. Однажды - это было в середине января - Петр Иванович шел по школьному коридору. Его внимание привлекли два громко смеющихся школьника. Учителю показалось, что один из них Костя Горбунов.

Петр Иванович удивился: никогда в классе не видел Костю даже улыбающимся.

Когда Петр Иванович подошел к мальчикам, Костя, заметив его, мгновенно сник, съежился, будто проткнутый шилом резиновый шар. Выражение его лица стало вдруг тупым, испуганным. Он подхватил свой портфель, прошмыгнул мимо учителя и растворился в толпе школьников. (Красов Н. Раскаяние // Воспитание школьников.- 1978.- № 3.- С. 75.)

Объясните реакцию и поведение Кости. На каком основании учитель отказывает мальчику в естественном праве радоваться жизни и считает мрачную подавленность от учебных неудач нормальным состоянием подростка? В чем же педагогические просчеты учителя? Какие закономерности процесса обучения им не учитывались?

Задача 36. На прошлой неделе ребятам было дано домашнее сочинение на тему "Вот и стали мы на год взрослей". Восьмиклассники написали работы, состоящие из цитат и общих фраз. "За что-то решили меня наказать! - расстроенно говорила в учительской преподаватель и классный руководитель VIII А класса Полина Андреевна.- Учишь их, учишь, сил не жалеешь, и вот тебе благодарность..." Коллеги сочувствовали ей, вспоминали аналогичные случаи из своей собственной практики. Самые мудрые советовали ей поскорее забыть о случившемся. Но Полина Андреевна решила поговорить с ребятами о сочинении. И вот сегодня состоялся классный час, разговор о котором бурно продолжался в коридоре.

- А знаешь, что задело Полину больше всего? Что мы всем классом взбунтовались,- сказала какая-то девочка.

- А Володька Голубкин до сих пор никак в себя не может прийти.

- Ну ему-то обиднее всех! Ведь он сочинение не как все мы, а от души писал.

- Слушай, Володя, дай нам твое сочинение почитать.

Мальчик вынул тетрадь из портфеля и отдал ребятам. Одна из девочек принялась читать вслух: "Год - слишком небольшой отрезок времени для того, чтобы коренным образом изменить характер человека. Нужны большие перемены, а их у меня не было в прошлом году. Но все же я замечаю, что стал несколько другим. Во-первых, более спокойным, во-вторых, более последовательным. Если раньше я начинал что-нибудь делать и у меня возникали хоть малейшие сомнения насчет этого дела, я его тут же бросал. Сейчас я прежде всего подумаю, разберусь во всем и только потом приму какое-либо решение. Но самое главное изменение в моем характере за последний год - это то, что я стал более спокойным. Раньше я волновался из-за всякого пустяка..."

Автор сочинения, словно заново что-то переживая, потупился и стоял совершенно красный.

- Так хорошее же сочинение... И чего ей не понравилось?

- А вот смотри, тут же все написано: "Что-то не заметила в тебе я особых перемен. Мысли-то правильные, но на бумаге у тебя одно, а в жизни совсем другое".

- Зачем же это писать, если сама дала сочинение на такую тему? - i сказал кто-то.- Ведь она издевается над Володькой...

- Ты же знаешь, что Полина всегда так ведет себя. Что ей до нашего самолюбия? (Березина А. Записки учительницы // Воспитание школьников.- 1979.- № 3.- С. 23.)

За что же решили наказать своего учителя и классного руководителя восьмиклассники? Какие серьезные педагогические промахи допустила учительница в своей работе?

Задача 37. "Однажды на уроке алгебры,- вспоминает ученица,- я зачиталась книжкой, не относящейся к уроку, и ничего не замечала вокруг. Вдруг учитель вызвал меня к доске. Этого я не слышала, но с задней парты меня начали толкать в плечо. Сначала я очень растерялась и с недоумением оглядывалась по сторонам. Класс смеялся."В чем дело?" - спросил учитель. Я спокойно ответила: "Не знаю" - и направилась к доске. Ответила хорошо, села на место. А учитель, вероятно, подумал, что я что-то сказала ребятам о нем, и с тех пор стал смотреть на меня как-то странно. Я же не могла объяснить, над чем смеялись, и тоже стала избегать встречи с ним. Так продолжалось целый год. Я учила математику безукоризненно, но ходить на нее для меня стало сущим адом"1.

1 (Мальковская Т. Н. Учитель - ученик, с. 35)

В чем педагогический просчет учителя? Как можно было снять возникшую предубежденность? Каковы ее последствия в учебном процессе?

Задача 38. Первая учительница приветливо улыбалась каждому. Мальчик доверчиво протянул ей руку, и она ввела его в класс. Он сел за первую парту у учительского стола. Через месяц он сидел за последней. Через полтора - болтался под окнами класса, а потом вообще не появлялся в классе. Бабушка написала в редакцию. Она не просила о помощи и не осуждала учительницу. Она просто не понимала, почему опытная учительница объявила войну мальчику, у которого и без того довольно много переживаний: отец бросил их, мать вышла за другого, мальчик тяжело переживает семейную драму и свое одиночество. Войну двойкой, душевной черствостью, нежеланием видеть в ученике, пускай первокласснике, человека.

"Какая там война? - учительница недоумевает.- Я всегда старалась научить всех. Легко ли? У меня их 40". Свои действия она объясняет просто. Двойки? Но ведь не ему одному она ставила двойки за грязь! Другие молчали, а он что - особенный? Пересадила назад? Так он мешал вести урок. Ему все на лету давалось, а другим? Всеми она была довольна. И только он - словно гадкий утенок - выбивался из общего ряда: был то беспричинно весел, то замкнут и угрюм.

- Опять в облаках витаешь? - одергивала его учительница. Ему полагалось не думать о своем - учиться.

В конце урока отбирались лучшие тетради. Он с надеждой глядел на учительницу. Вдруг произойдет чудо? И разочарованно отворачивался к окну. За полтора месяца его не похвалили ни разу. "В воспитательных целях",- объяснила учительница.

Все их разговоры по душам происходили примерно так:

- Ну, тебе не стыдно? Что ты маме напишешь? - спрашивала она. Спрашивала "для порядка". И не понимала, что не родители - она сама восстанавливает ученика против себя. (Комарова Е. Не такой, как все // Учит. газ.- 1979.- 13 янв.)

Проанализируйте сложившуюся ситуацию и объясните причины конфликта между учителем и учеником. Что необходимо предпринять для устранения этой причины?

Задача 39. Антона давно учителя записали в круглые троечники. Он медлителен, думает туго, не находчив. Слушать его у доски - великое испытание учительского терпения. Куда приятнее работать с быстрыми и гибкими умами.

Как-то после родительского собрания к учителю подошла его мама.

- Вы говорите, что Антон дает скучные, невразумительные ответы у доски, не умеет анализировать.

- Да, это его недостаток.

- А вот посмотрите.- Она подала тетрадь, в которой назывались серьезные книги и пространные суждения о них.

- Не может быть, чтобы это он. Почему он раньше не показал мне?

- В сентябре, когда вы собирали листки по внеклассному чтению, он подошел к вам на перемене и подал эту тетрадь: "А так можно?" А вы с недоверием: "Не может быть, чтобы это ты". Он взял тетрадь и больше не беспокоил. А вы забыли?"

Возможны ли подобные оплошности и забывчивость в работе педагога? Но какая еще более серьезная ошибка была допущена учителем? Объясните ее последствия.

Задача 40. В середине года педсовет перевел Гену на время в VII класс В. Он три года на учете в детской комнате милиции плюс "математическая глухота". Он пришел, расположился поудобнее, всем своим видом заявляя, что его ученье, по существу, лишь мученье, но не его, разумеется, а учителей.

Но уже две недели спустя он подошел к классному руководителю VII В и спросил, глядя в сторону:

- Я у вас до конца четверти буду?

- Все зависит от тебя. Может и раньше к своим вернешься, если постараешься.

- А я к своим не собираюсь. Я здесь хочу остаться учиться.

- Вон оно что... И почему же?

- Я математику стал понимать.

На каждом уроке он получает индивидуальное задание и какой бы сложной ни была тема, которой занимались остальные,- индивидуальное внимание к себе. И каждый раз задание оказывалось выполненным. Да еще оставалось время послушать, чем другие занимаются, и включиться в общий азарт1.

1 (Овчинникова И. Г. Что такое хорошая школа.- М.: Знание, 1977.- С. 19.)

От чего зависит результативность процесса обучения? В чем секрет успеха учителя математики, победившего полную "математическую глухоту" подростка?

Задача 41. Идет урок. Учитель спрашивает - дети отвечают.

- А ты, Коля, почему руку не поднимаешь? Опять не слушал? Смотри, как другие ребята работают. Оксана уже три примера решила, а ты все еще над первым копошишься.

Мальчик вздрагивает. Тяжелое чувство стыда пригибает детскую фигурку к парте. "Откуда она взяла, что я не слушал,- с тоской думает Коля.- Слушал я, все время слушал, да только понять не могу".

А урок продолжается. Дав задание классу, учительница подходит к Коле. Тетрадная страница размалевана бессвязными каракулями. Учительница вздыхает. Таких, как он, в классе еще четверо. Они тоже размазывают по тетради что-то бессмысленное, тоже молят глазами, пет, не о похвале, что так щедро раздается другим, но хотя бы о снисхождении. (Федорец Г. Тетрадь для размышлений // Учит. газ.- 1979.- 27 марта.)

Проанализируйте ситуацию урока. Незнание каких закономерностей процесса обучения приводит учителя к педагогическим просчетам в учебной работе?

Задача 42. Ученик VI класса Сережа К. Умственные способности развиты полноценно, но учится посредственно. В характеристике учителя отмечается: "Не старателен. Небрежно относится к своим школьным обязанностям, наспех выполняет домашние задания, не внимателен. Не проверяет себя. Не обязателен, недобросовестен по отношению к учителю, родителям, товарищам". Эта характеристика составлена учителем в конце учебного года, на протяжении которого с Сережей велась большая воспитательная работа. Вся работа сводилась к тому, что его критиковали, прорабатывали в присутствии всего класса и посторонних, но мальчик не проявлял при этом никаких признаков стыда, неловкости. В конечном итоге из него удавалось "выдавить" обещания: "Больше не буду". Но произносил он их, словно под диктовку, чтобы избавиться от дальнейших нареканий1.

1 (Липкина А. И. О нравственной жизни школьника.- М.: Знание, 1978.- С. 27.)

Каковы причины негативного отношения подростка к учебному процессу? Психологи утверждают, что "отношение к учению как условие успешности всего учебно-воспитательного процесса в школе должно непременно опираться на отношение к самому себе, переживаемое в виде особого комплекса нравственных чувств, которые образуют внутренне связанное целое". Исходя из этого положения, выявите ошибки, допущенные педагогом в воспитательной работе. Наметьте программу перестройки дальнейшей деятельности учителя.

Задача 43. При обсуждении открытого урока физики возник спор. Некоторые из присутствующих считали, что курс физики очень перегружен, поэтому все внимание преподавателя нужно сосредоточивать на раскрытии физических закономерностей не отвлекаясь на частности. Главное - вооружить ребят теорией, академическими знаниями.

Другие полагали, что, кроме теории, важно шире привлекать и практический материал. Например, раскрывая проблемы получения электроэнергии на теплоэлектростанциях или увеличения автотранспорта на дорогах, необходимо отмечать влияние продуктов сгорания топлива на окружающую среду. На протяжении всего учебного года, где это уместно, показывать неразрывную связь физики и техники с культурой, с социальным прогрессом общества, на примерах показывать, как даже самые абстрактные физические идеи, экспериментальные открытия рано или поздно находят свое практическое применение. Доказательств тому много. Ни Максвелл, ни Фарадей, предсказавшие электромагнитные волны, ни Герц, экспериментально доказавший их существование, не подозревали о техническом направлении, родившемся на базе их открытий,- радиоэлектронике. Более того, использовать материал из биографий великих людей науки. Приводить ребятам такие факты: Мария и Пьер Кюри отказались от продажи патента на производство радия, что сулило им безбедную жизнь и возможность создать личную лабораторию. Лебедев ушел из университета, лишившись любимой работы, средств к существованию и т. д. Этот материал, по мнению учителей, отстаивающих вторую точку зрения, несет не только знания, но и глубоко воздействует на сферу чувств. Хотя физика - наука точная, но она должна влиять на нравственные качества личности, формировать самые различные ее стороны - вплоть до эмоциональной. (Королькова И. Физика - наука точная // Учит, газ.- 1979.- 18 авг.)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.029 с.)