Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование коммунистического мировоззренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задача 129. Все, кто приезжает в колхоз "Большевик" Владимировской области, не могут не заметить на центральной улице современного поселка заросли кустарника. Среди них высится обелиск с надписью, что на этом месте в 1928 г. был поставлен шалаш, с которого и пошло хозяйство артели "Большевик". Кустарник неприметный, но председатель колхоза вырубать его не дал: пусть знают молодые, с чего их отцы и деды начинали... Однажды он созвал общее собрание из-за одного слова "здравствуйте". Дошли до него слухи, будто школьники не здороваются со старшими. Разволновался он, вышел на дорогу в тот час, когда ребята из школы возвращаются. Стоит и смотрит. Вот поравнялся с ним мальчишка с ранцем на плечах, поклонился и пошел дальше. Навстречу ему колхозный шофер. Паренек уступил ему дорогу. "Здравствуйте",- говорит. А тот ни слова в ответ. Хотел председатель этого человека остановить, потолковать с ним, но не успел. Налетела на него стайка школьников со всех сторон и посыпалось: "Здравствуйте! Здравствуйте!" Убедился председатель - не в ребятах дело. Вот и завел речь на собрании, конечно, не об одном слове "здравствуйте"1. 1 (Матвеева Т. Так мужают мальчишки...- М.: Знание, 1970.- С. 78-81.) Как вы думаете, стоит ли таким "мелочам" придавать значение? От чего зависит успех формирования гражданских чувств и убеждений школьников? Что формирует их мировоззрение? Задача 130. На секунду отвлечешься - иногда не поймешь, на каком ты уроке, что сейчас: химия? литература? история? А Махова, оказывается, только задала классу вопрос: как вы думаете, на какую тему больше всего написано книг? Ребята, оживляясь, обсуждают неожиданную проблему и в конце концов уверенно отвечают: "про любовь!" Нет, отвечает Людмила Васильевна, больше всего, наверное, во всемирной библиотеке томов о голоде. Она приводит факты, данные статистики. Напоминает, сколько в царской России погибало людей во время недородов, которые повторялись каждые два-три года. Сообщает, сколько и сейчас, в XX веке, на земле недоедающих, голодных людей. "А теперь давайте вдумаемся, какую гигантскую работу проделала наша народная власть, чтобы советские юноши и девушки не знали невзгод и были уверены, что самое большое количество книг написано "про любовь"... Это было вступление к разговору о Продовольственной программе на одном из многих уроков химии. (Бианки В. Чувство времени // Учит, газ.- 1986.- 27 февр.) Проанализируйте методику построения этого урока. В чем главная сила урока, формирующего коммунистическую убежденность школьников? Решения какой задачи добивается педагог, вовлекая учащихся в обсуждение проблемы с неожиданной стороны? Задача 131. Урок в X классе по роману Н. Островского "Как закалялась сталь". Говорят о самоотверженности Корчагина, о готовности отдать жизнь за лучшее будущее людей. За партой у окна сидит, развалясь, сытый и холеный юноша из "хорошей семьи" и, глядя на учителя ясными глазами, повторяет время от времени: "А роман-то слаб... а роман-то слаб". Что делать? Первое побуждение - выгнать из класса, вызвать родителей. Но ведь ясно, что юный литературовед не провоцирует молодую учительницу - он свою обывательскую "смелость" демонстрирует. С ним нужно спорить. Аргументировано, веско. Как необходимы в такой ситуации большие знания и неподдельная, действенная убежденность. (Сазыкин А. А что за это будет? // Учит. газ.- 1986.- 22 февр.) Какими будут ваши действия на этом и последующем уроках? На каких аргументах вы построите свой ответ? Задача 132. Не будет полноценным урок, если педагог приходит на него с ограниченным, "отдающим нафталином" запасом сведений, методик, форм и средств. Учение "от сих до сих" обедняет урок, превращая педагога в урокодателя. И тогда нередко случается, что информированные больше своего наставника ученики сажают его "в лужу". (Салахов А. Партии рядовые // Учит. газ.- 1986.- 4 марта.) В чем, по вашему мнению, заключается истинная образованность учителя? Какие профессиональные и личностные качества необходимы учителю, чтобы он мог успешно формировать мировоззрение учащихся? Задача 133. Как-то после нескольких особенно неудачных уроков в растерянности и в полном отчаянье пожаловалась я Петру Ивановичу: как же все-таки научить ребят мыслить?! С тревогой посмотрел он на меня... - Вы сейчас "Грозу" проходите. Спросите у ребят, кого дольше и внимательнее слушает Кабаниха? Кстати, кого? Вот и задумались? А в душе-то, наверное, работа. Так ведь? Небось, размышляете. Тихона - нет! Катерину - и подавно. Может, Дикого? Но с ним не о чем поговорить. - Феклушу! Странницу! - вдруг озарило меня, и я стала доказывать, почему. Петр Иванович, улыбаясь, кивал. Он давал мне еще один урок: мыслит тот, кому задают умные вопросы. (Ильин Е. Ваятель личности // Студенческий меридиан.- 1986.- № 2.- С. 26.) Что значит побуждать учащихся мыслить на уроке? Нужно ли создавать для этого специальные ситуации на уроке или достаточно не отступать от того, что требуется по программе? Задача 134. Разговор, нечаянно подслушанный в электричке: - Катька, ты что в комсомоле делаешь? - Монтажи клею. - Это что такое? - Ну, знаешь, на разные темы ко всяким датам. - Не надоело? - Еще как! Третий год клею. Хотела отвертеться - ни в какую! У тебя, говорят, художественная жилка. Я не удержался от вопросов: - Катя, а ты в каком классе учишься? - В девятом. А что? - Твои монтажи классу интересны? - Вы что! Детсадовские штучки... Хотите выяснить, зачем с ними в таком случае вожусь? Для нашей классной - любит, чтоб на стене висело свежее, как она говорит, "приуроченное". Юная собеседница оказалась с юмором и рассказала об одной озорной затее. - Я взяла и поместила в разделе "Новости с Африканского континента" кампучийский репортаж из "Огонька". В случае чего, думала, скажу: нечаянно. Хоть бы кто заметил! - А классная? - Похвалила. - Тебе не стыдно было? - А ерундой заниматься не стыдно?1 1 (Ценципер М. За школьной партой.- М.: Московский рабочий, 1985.- С. 76-77.) О чем говорит эта беседа в электричке? Как избежать формализма в формировании гражданских качеств учащихся? Что предприняли бы вы на месте Катиного классного руководителя, узнав об этом разговоре? Задача 135. "Прошло 160 лет со дня восстания декабристов. Почему с таким трепетом и волнением мы и сегодня называем их имена?" Этим вопросом начался урок истории в VIII А. Первый ответ обратил на себя внимание словом наверное. Потом это слово звучало так же часто, как и я думаю, мне кажется. Непривычно часто для обычного учебного процесса и вполне естественно для процесса размышления. Увы, эти два процесса, как известно не всегда совпадают... Потом произошло и вовсе неожиданное. Учительница сказала: "Вот эти группы - Южное общество, а эти - Северное. Возьмите программные документы обществ и попробуйте защитить идеи, в них выраженные". Ученики не удивились, снова зашептались группами, листая документы, потом заговорили вслух. Только одна девочка, выступая, употребила местоимение они. Остальные говорили мы: "Мы, представители Южного общества, утверждаем, что..." Вслед сыпался град вопросов и даже упреков: "Неужели вам до сих пор неясно, что наша программа более прогрессивна?" ...У учительницы было такое лицо, будто она слышала о декабристах впервые... Уходя из класса, учительница сказала: "Спасибо, ребята". Признаться, такое окончание урока я видела впервые...1 1 (Руденко И. Кратчайшее расстояние.- М.: Политиздат, 1985.- С. 122-123.) В любом ли классе возможно проведение урока в такой форме? Какая работа учителя предшествовала этому уроку? Соответствует ли данный урок высказыванию В. А. Сухомлинского: "Учение - не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения"? Когда приобретаемые знания становятся личностно воспринятыми? Задача 136. "Эволюция Рахметова по роману "Что делать?" - записала я в журнале, и урок был, в общем, неплохой, пожалуй, даже осталась довольна. В графе "Замечания учителя" Петр Иванович карандашом мелко написал почти целый абзац: "А не лучше ли - как изобретать себя! (По роману "Что делать?") Если ты не родился дважды, то не прожил и одной жизни. Не поговорить ли об этом? А Рахметов поможет. И не только он. Базаров, Павел Власов... всяк по-своему изобретают себя. "Эволюциями" ребят тоже надо заниматься. Это не упрек, а совет". (Ильин Е. Ваятель личности // Студенческий меридиан.- 1986.- № 2.- С. 26.) Как вы относитесь к этому совету? Продумайте и предложите разработку тем по вашему специальному предмету, на основе которых можно создать мировоззренческую систему взглядов, последовательно выдвигаемых перед учащимися. Нравственное воспитание Задача 137. Как-то восьмиклассникам предложили самостоятельно разобраться в условной ситуации: "Ученик, который имел замечания по поведению, случайно разбил окно. При обсуждении этого происшествия другой ученик взял на себя вину. Можно ли назвать нравственным его поступок?" Поступок второго ученика осудила почти половина класса. Их мотивировка: "Ученик, который разбил окно, почувствует себя безнаказанным и в следующий раз совершит еще более тяжелый проступок, надеясь, что его опять не накажут". Треть восьмиклассников посчитала нравственным поступок второго ученика. Их аргументация: "Так как ученик, разбивший окно, имел замечание по поведению, то в дальнейшем его могли бы ожидать неприятности, например снижение оценки по поведению. А другой ученик, взяв на себя вину, оградил того от неприятностей, значит, он сделал доброе дело". Некоторая часть восьмиклассников высказала такое мнение: "Можно считать поступок второго ученика и нравственным - разбивший случайно стекло мог понести за это большее наказание, чем это следовало, и это усугубило бы его положение. Можно считать поступок и безнравственным, так как взрослые должны добраться до истины и разбивший стекло понес бы заслуженное наказание. Это все зависит от того, с какой точки зрения смотрели бы на поступок взрослые". (Корецкий Ю. Всегда ли мы справедливы // Учит. газ.- 1979.- 29 сент.) Чья мотивировка поступка вам кажется наиболее верной и почему? Иногда наши воспитанники считают, что нравственно то, что способно защитить одноклассника от несправедливости учителя. Почему это так происходит? Какой должна быть позиция педагога при осуществлении нравственного воспитания в ученическом коллективе? Задача 138. В IV классе ухудшилась дисциплина. Резко упала успеваемость. Молодая классная руководительница призвала на помощь родителей. Отец Миши провел беседу с ребятами: "Ребята, пора взяться за ум! Ведь у вас до сих пор нет даже стенгазеты. Пора критиковать друг друга в печати и добиваться действенности своих выступлений". Ребята решили создать редколлегию, в состав которой включили Мишу. Вскоре вышел первый номер газеты "Ежик". В нем была критическая заметка о некоем Сереже, который издает на уроках непонятные звуки, напоминающие лошадиное ржание. Автором этой заметки был Миша. Он пришел из школы с синяком под глазом. - Ничего,- утешал отец.- Когда выступаешь в печати, могут быть разные неожиданности. Не обращай внимания на это. Будь смелым и принципиальным. - Хорошо,- сказал Миша. Потом посмотрел на отца и сказал: - Папа, а ты тоже ябеда? - Что ты мелешь? - А ребята говорят, что тот, кто пишет о своем товарище всякие гадости, тот ябеда. А ты ведь тоже пишешь заметки в газету1. 1 (Пархомовский С. Отец и сын.- М.: Знание, 1969.- С. 39.) Какие ошибки были допущены классным руководителем и отцом Миши в работе с детьми? Какая задача нравственного воспитания выпала из поля зрения воспитателей? Задача 139. Боря был уже в X классе, учился хорошо, пользовался авторитетом среди ребят. Дружил избирательно, всегда только с любознательными, интересными ребятами. Однажды классный руководитель услышал фразу, сказанную Борисом: "Учитель меня интересует постольку, поскольку он мне что-то дает..." Увидев классного руководителя, Борис осекся, а потом даже извинился. Как следовало реагировать классному руководителю на слова своего воспитанника? Какие просчеты в нравственном воспитании юноши вы заметили? Каковы пути их преодоления? Задача 140. Алексей слыл трудным подростком. Вокруг него в классе группировались ребята, которые во всем его поддерживали. Но наиболее близкими его друзьями были двое: Игорь и,Миша. Игорь рос единственным ребенком в семье. Он много читал, умственно был достаточно развит, зато физически был слабее своих сверстников. Дружба с Алексеем держалась на физическом покровительстве более сильного. В нем Игорь видел образец смелого товарища, не замечал у него серьезных изъянов. Алексею дружба с Игорем тоже была полезна по-своему. Миша имел независимый характер, но уступал в выдумке и организаторских способностях Алексею. Он признавал его превосходство и был ему надежным товарищем во многих школьных проделках, особенно на уроках истории. Изучив Алексея и его окружение, классный руководитель начал свою "атаку" на Мишу и Игоря, которые были менее запущены в педагогическом отношении. Однажды, заканчивая беседу на морально-этическую тему, классный руководитель спросил: - А кто из вас, ребята, не умеет твердо держать свое слово? Поднимите руку. Постепенно поднимают руки многие, особенно девочки. На губах Алексея блуждает насмешливо-ироническая улыбка. Игорь хотел было присоединиться к товарищам, но, увидев улыбку Алексея, застыл на месте. На лице Миши равнодушие. - Спасибо,- говорит классный руководитель.- А теперь поднимите руку те, кто говорит всегда правду. Теперь рук меньше, но чувства подростков разбужены. Игорь нервничает, Миша апатичен, а Алексей продолжает улыбаться. Классный руководитель продолжает: - А сейчас прошу встать тех, кто постоянно срывает уроки истории. Игорь не выдерживает и вскакивает первый. Миша, почувствовав на себе взгляды товарищей, тоже поднимается. - Это все? - спрашивает классный руководитель.- Спасибо, ребята, за правду. Надеюсь, что больше этого с вами не повторится. Жаль только, что не на всех в классе можно надеяться. Есть, оказывается, и такие, которые прячутся за спины товарищей... Тридцать пар глаз смотрят на Алексея, в глазах Игоря застыл немой вопрос, а у Миши злость. Алексей смотрит в крышку стола1. 1 (Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников /Под ред. И. С. Марьенко.- М.: Просвещение, 1982.- С. 67.) Оцените, правильно ли выбраны педагогом средства индивидуального воздействия на трудного подростка? Оправдана ли в данном случае ситуация, созданная классным руководителем, и в чем ее суть? Какой должна быть позиция педагога в последующей работе с трудным подростком? Задача 141. Классного руководителя неожиданно вызвали в соседний детский сад. В кабинете заведующей она увидела заветную троицу: Алешу, Игоря и Мишу. - Это ваши? - спросила заведующая. - Да, мои. - Ваши воспитанники собирались ломать сирень в нашем саду. Безобразие! Залезли через забор! Придется обратиться в милицию. - Что же делать? Ругать? Но ведь для них это бесполезно,- думает классный руководитель и лихорадочно ищет выход из создавшегося положения. - Простите, но, по-моему, вы ошибаетесь,- говорит классный руководитель заведующей.- Я уверена, что они шли поработать в саду, а не безобразничать. На лицах ребят полная растерянность. - Конечно, хотели помочь,- начинают они неуверенным голосом. Заведующая никак не ожидала такого оборота дела и строго спрашивает: - А почему лезли через забор? - Так ведь так же быстрее,- находится Алеша и даже сам переходит в наступление: - Мы, Елена Петровна, говорили ей, а она не слушает, не верит нам, говорит - в милицию!.. - Ну, а лопаты что же не взяли? - спрашивает классный руководитель. Ребята в замешательстве, но и тут Алеша нашелся. - А мы, Елена Петровна, думали, что здесь возьмем,- говорит он с лукавой улыбкой, не понимая еще куда клонит классный руководитель, но уже догадываясь, что надо как-то выходить из скандального положения с честью. Классный руководитель улыбается и просит помочь заведующую им с лопатами, чтобы вскопать пустующий участок земли для посадки цветов. Заведующая, поняв ее, тоже включается в эту импровизированную игру и дает распоряжение в отношении лопат. - Ну, здорово же вы ее разыграли! - восторженно произносит Игорь, выходя из кабинета. - Что? - удивляется классный руководитель.- Так вы что - действительно лезли за сиренью? Неужели я в вас ошиблась? - Что вы! Это он по глупости ляпнул,- говорит Миша, строго глядя на Игоря. - Да что вы на него обращаете внимание, что он понимает, растяпа,- включается в разговор Алеша, показывая из-за спины свой кулак Игорю. - Ну тогда за дело! - заканчивает разговор классный руководитель. И первой начинает копать. - Вы бы шли в школу,- говорит через некоторое время Алеша,- а мы тут и сами докончим. - Конечно,- поддерживают Игорь и Миша. А вскоре они возвращаются в школу с букетом сирени. - Это нам за работу подарили,- с гордостью говорит Алеша. После уроков на классном собрании Елена Петровна похвалила ребят за хорошую работу в детском саду и предложила поддержать их инициативу. Так "с легкой руки" трех друзей класс стал шефом детского сада. Ответственным, конечно, выбрали Алешу. А в конце учебного года за организацию активной работы с малышами ему объявили благодарность с занесением в личное дело. Как-то в разговоре он признался: - А вы знаете, Елена Петровна, я ведь*вас тогда обманул: мы за сиренью лазили...1 1 (Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, с. 75-78.) Проанализируйте методы педагогического воздействия классного руководителя. Как ему удалось предмет конфликта превратить в перспективное общественно полезное дело, которое оказало воспитательное воздействие не только на провинившихся подростков, но и на весь коллектив класса? Задача 142. "...Что такое любовь? - пишет девушка в редакцию журнала "Юность".- Со школьными предметами намного легче. Там учебники, там учителя... Есть дурочки, на радио такие вопросы пишут, чтобы потом на всю страну вещали. Не хочу. Не понимаю вопросов в никуда. Уж лучше спрашивать того, кто рядом. Так я и сделала. Что такое любовь? Марина, студентка мединститута, ответила мне так: "Возьми учебник по физиологии и прочитай внимательно: что будет непонятно - спросишь". Что спрашивать-то? Учебник я б и сама прочла, они в магазине продаются. Так то - физиология. Соседка, Екатерина Александровна, послала к классикам: "Тургенев, Пушкин! Анна Каренина! Наташа Ростова! Ах, русские писатели создали галерею женских образов пленительного очарования!.." Как же она упустила Шекспира? Просто неловко про Джульетту умолчать! Читала - знаю. Только это было когда? И так ли было? Ведь это плод воображения писателей! А я хочу, как все на самом деле, в жизни, вот сейчас! Девчонки утверждают, что любви нет. Сейчас даже любовь не в моде, так что если когда и была, то устарела, отмирает. Потому что в наш скоростной век на такие романтические пустяки времени нет. "В общем, не забивай себе голову этим делом, чтобы потом не разочароваться". Девчонки эти умные, современные, надежда класса. Говорят они уверенно, а в глазах у них тоска. Мама? Раньше, говорят, у матерей спрашивали про такое. Раньше матери сами рассказывали, как они выходили замуж, как с отцом познакомились, как встречались... Я знаю только, что отец нас бросил и ушел к другой. Рискнуть? Мама вязанье на пол уронила. Посмотрела на меня со страхом, словно я в руках бомбу или автомат держала. - Что это... тоже в школьную программу входит? - Не входит, я сама интересуюсь. - Откуда этот нездоровый интерес, не рано ли? У матери такое спрашивать? Не понимаю? Вообще, лучше бы алгебру учила, об экзаменах думала. Почему нельзя говорить о любви? Почему эта тема запретная? Уклоняются, пресекают, стыдят, подозревают. В лучшем случае пообещают: выйдешь замуж - узнаешь, подрастешь-и... Что ж, с возрастом само к нам с неба упадет? Что ж, значит, замуж идти не любя, а в надежде, что после полюбишь? Учат читать, плавать, учат играть на рояле... Долго учат, времени не жалеют. И даже самые тупые обучаются в конце концов. А любовь - ведь это важно, может быть, важнее всего. Почему же вы нас не учите? Вы, взрослые, вы, опытные, вы, умные! Как? Откуда мне знать? Только надо! Поймите, вы не ответили - другие найдутся, которые только и ждут удобного случая. Эти не постесняются, наоборот. Вы разве надписи на стенах туалетов не читали? И на заборах? Не слышали похабных слов, грязных намеков, ругательств? Вот те, кто это делают, охотно объяснят все "про любовь", научат, убедят. Может, взрослые нас не учат, потому что сами не умеют? Так и не научились, а признаться в этом не хотят? Юноши и девушки мечтают о счастье, о любви. Но что же такое счастье в любви? Как стать счастливым и как сделать счастливым другого человека? Как не только завоевать счастье, но и суметь его удержать? Разве это не важнее для юношей и девушек, чем знание закона Ома, Бойля - Мариотта, теоремы Пифагора? Так почему же педагоги и родители с таким упорством обходят эту проблему молчанием?" (Вельская Г. О юношах и девушках // Воспитание школьников.- 1977.- № 5.- С. 81-82.) Помогите найти ответ девушке на поставленный вопрос. Какую сторону коммунистического воспитания порой недооценивают в школьной практике? Обучение молодежи интимным отношениям - как вы это понимаете? Как же в условиях школы воспитывать культуру взаимоотношений между полами? Задача 143. Лена пришла в школу в середине IX класса, и сразу все мальчишки потеряли голову. Причин тому было много. Лена была красивой, остроумной, одевалась со вкусом. И училась неплохо. Трудно объяснить, почему Лена остановила свой выбор на робком, застенчивом Сереже. Он сам никакого интереса к девочке не проявлял. Может, потому и подошла Лена сама к Сереже и сказала: "Я давно заметила, что мы с тобой живем на одной улице. Жди меня после школы у метро, вместе домой поедем!" Лена и Сережа стали дружить. С этого времени Сережа очень переменился. До сих пор учился он посредственно. А тут вдруг и учиться стал лучше, и весь как-то подтянулся. Никто из одноклассников не думал, что их дружба будет продолжительной. Но время шло, а дружба не распадалась. Однако вскоре в отношениях Лены и Сережи все стали замечать неладное. Вот девочки и мальчики обсуждают на перемене свои дела. - Лена, к субботе сделаешь стенгазету! - говорит комсорг класса. - Конечно! - Времени до субботы осталось мало. - Мне поможет Сережа. - Но он же не член редколлегии и к тому же у него в этот день занятие баскетбольной секции. - Пропустит. Что значит - не член редколлегии? Для меня он все сделает! Школьный день окончен. В раздевалке полно ребят. Одевается вместе с другими и Лена. - Сережа, поторопись! - произносит она тоном, не допускающим неповиновения. - Иду! Оборвав на полуслове разговор с ребятами, Сережа поспешно, словно паж, берет портфель Лены. - Приручила его Ленка, ничего не скажешь! - говорит кто-то из ребят.- Такой парень стал безвольный. Просто жалко парня... (Березина А. Высокомерие // Воспитание школьников.- 1979.- № 3.- С. 24.) Представьте, что в вашем классе сложились бы такие отношения между юношей и девушкой, что бы вы предприняли, будучи на месте классного руководителя? Оставили бы все как есть? Или предприняли что-либо? Культура человеческих отношений, воспитание чувств - какое место они должны занимать в работе школы? Задача 144. Вступительное занятие факультатива "Твоя личная жизнь" для учащихся IX класса учительница начала следующими словами: - Очень скоро вы станете взрослыми. Вам предстоит создать семью. Как построить семейную жизнь, чтобы она приносила счастье близкому человеку, который станет спутником вашей жизни, и самой быть с ним счастливой? Как стать хорошей хозяйкой, уметь рассчитывать бюджет? Что может предупредить конфликты в семье? Обо всем этом пойдет речь на нашем факультативе. - А можно не посещать ваши занятия? - вдруг перебила ее девочка. Она резко поднялась из-за парты, некрасивая, угловатая. - Факультатив дело добровольное,- ответила учительница.- Можно и не приходить на занятия. Но все-таки скажи: ты абсолютно уверена, что это тебе не пригодится в жизни? Девочка отчужденно посмотрела на учительницу; обдумывая каждое слово, она произнесла: "Да, мне все это ни к чему". И с независимым видом она опустилась за парту. И учительница моментально перестраивается. - Послушайте, девочки, может быть, то, о чем я вам расскажу, покажется вам интересным и полезным... Это рассказ обо мне самой. И назову я его "Преодоление". Вспоминая свою юность, могу сказать, что мама была со мной строгой, а подчас, как мне тогда казалось, даже беспощадной. Мне исполнилось семнадцать лет. Мама подвела меня к зеркалу и сказала: "Девочка моя, посмотри на себя внимательно и запомни навсегда: ты не красивая девочка. Но я хочу, чтобы ты прожила свою жизнь как самая красивая и необыкновенно счастливая женщина. Это так и будет, если ты сейчас не просто выслушаешь меня, а постараешься вникнуть в смысл сказанного мною". Мама продолжала: "Мир наполнен удивительной красотой. Надо научиться не только уметь видеть ее, но и вбирать в себя. Представь себе такую картину: один человек входит в лес, оглядывается, восторженно восклицает: "Красота-то какая!" А другой приходит в тот же самый лес, смотрит на те же самые деревья и говорит: "Сколько дров можно нарубить!" Прикосновение к красоте научит тебя постигать жизнь, людей, себя. Постигая музыку, поэзию, красоту человеческой души, человеческого общения, ты узнаешь три великих "со": сопереживание, сострадание, сочувствие. Запомни, когда человек познает прекрасное, он становится душевно тоньше, добрее сердцем и щедрее душой. Он становится внутренне красивым человеком". Как я была благодарна маме за урок! Я всю жизнь старалась выполнять ее советы. Я находила красоту в жизни, в людях, в искусстве. Мне страстно хотелось постичь три "со", о которых поведала мне моя мама. В институте, где я училась, многие студентки считали большим шиком курить. И я тоже пристрастилась к сигаретам. Мама не ругала меня, не изводила назиданиями. Однажды она сказала мне: "Поедем с тобой в Озерки". - Почему именно в Озерки? - спросила я. - Узнаешь,- таинственно пообещала она... Мы приехали в Озерки, шли среди каких-то новостроек. И вдруг остановились. Мама сказала: "Здесь был тот самый убогий ресторанчик, где собирались подонки общества и куда вечерами приходил Блок. Именно здесь он встретил женщину, которую воспел в своих стихах. Ты помнишь? "И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна..." Обрати внимание, девочка, великий Блок никогда не говорит о лице своей незнакомки: "...странной близостью закованный, смотрю за темную вуаль, и вижу берег очарованный и очарованную даль..." Неизвестно, красива женщина или нет, правильны ли черты ее лица или дисгармоничны? Оказывается, даже великому эстету Блоку не это важно в образе Прекрасной Дамы. В его незнакомке столько женского достоинства, сдержанности, элегантности, женственности, что ни один мужчина не смеет прикоснуться к ней нечистым взглядом или жестом. Ну можешь ли ты себе представить, чтобы кто-то посмел похлопать по плечу Прекрасную Даму и сказать: "Дай прикурить!" После этой поездки я навсегда отказалась от сигарет. Помню, однажды мама сказала в раздумье: "Многие думают, что внешняя красота - это высшее счастье. Но это не так. Ты, наверное, замечала, как поражает наше воображение новая великолепная ваза? Ею любуешься, восхищаешься, однако только в первые дни. Очень скоро ее просто перестаешь замечать, даже забываешь о ней. Так происходит с красотой, если она не одухотворена обаянием. Стремись быть доброй, внимательной, чуткой, искренней, непосредственной - в этом секрет женского обаяния..." Девятиклассница, категорически заявившая о своем нежелании посещать факультатив, не пропустила с тех пор ни одного занятия. (Вельская Г. О юношах и девушках // Воспитание школьников.- 1977.- № 5.- С. 83-84.) В чем секрет успеха учительницы? О чем следует помнить каждому педагогу при решении задач полового воспитания школьников? Какая сторона человеческих взаимоотношений должна отражаться в воспитательной работе классного руководителя? Чему следует учить юношей и девушек, готовя их к вступлению в самостоятельную жизнь? Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения Задача 145. В учительской возник спор. - Для меня дисциплина - главное,- говорила Нина Васильевна, чеканя каждое слово,- Если ученика не приучить к дисциплине, то, значит, его уже не удастся приучить ни к чему. - Да посмотрите вы в корень,- гудел сердито Иван Петрович.- Плохо ведут себя те, кто головой не работает. Значит, нужно научить работать, заинтересовать, а дисциплина приложится. - Кто помнит Николая М.? - обратился он ко всем присутствующим в учительской. - Это тот, что под парту прятался и кукарекал?! - спросила Нина Васильевна. - Вот-вот, именно он, только не на всех уроках он такое проделывал,- заметил Иван Петрович.- Вчера, представьте, встретил его на улице... Знаете кем стал? Капитаном... Такой серьезный, сдержанный... Можно сказать, олицетворение дисциплины. - Ну, это исключение из правил,- возразила Нина Васильевна. - Что-то я не пойму, милая, что же вы считаете правилом? - вмешалась завуч.- Неужели дисциплина ради дисциплины? - Нет, почему же... Дисциплина ради учебы. - Это на словах... А на деле? Лишь бы в классе было тихо, а интересно ребятам или нет, неважно... Вы сегодня, между прочим, во время урока в VIII Б троих выставили из класса. Неужели только этим вы намереваетесь добиться дисциплины? - Нет, не только... Я вызову родителей...1 1 (Гамаюнов И. Мир и себя открывать, с. 87.) Чью сторону в этом споре примете вы? Как вы считаете: дисциплина - средство или результат воспитания? Каковы же пути воспитания сознательной дисциплины? Задача 146. Вчера ваше учительское сердце замирало от радости. А сегодня, когда так свежи еще первосентябрьские букеты, так памятны волнующие слова пожеланий, оно встревожено. Еще бы! Только что в учительской во всеуслышание сказано: "А ваш класс совсем распустился..." Что же произошло? Хотел мальчишка похвастаться перед товарищами обретенной в лагере спортивной сноровкой и сломал ненароком стул. Девочка пришла на занятия в причудливом платье, и это послужило поводом для оскорбительных шуток, А кто-то принес забавные летние фотографии, и все принялись их разглядывать и обсуждать прямо на уроке. Стоит ли в подобных случаях учителю начинать с конфликта? Стоит ли "вершить суд" силой своей педагогической власти? Как поступить воспитателю в данной ситуации? Задача 147. В письме, которое я получил от бывшего ученика, ныне учителя, были следующие строки: "Мне поручили классное руководство в VII классе. Класс был буйным, недисциплинированным. Целую учебную четверть пришлось выяснять, в чем дело, изучать учеников, убеждать. Наконец, мое терпение лопнуло. Решил завести тетрадь строгого учета нарушения дисциплины и невыполняющих домашних заданий. Об этом поставил в известность всех учителей класса, которые по моей просьбе делали в этой тетради соответствующие записи. Я установил такое правило. Кто из мальчиков нарушил дисциплину в классе, должен наколоть три кубометра дров. Девочки за это же самое мыли полы в классе. Работающих становилось все меньше и меньше. Сейчас мой класс занимает первое место по дисциплине в школе. Как видите, блестящие результаты налицо. Что вы на это скажете? Напишите, пожалуйста, а то кое-кто обвиняет меня в перегибе". (Степанов И. Решительные меры и пилка дров // Учит. газ.- 1979.- 24 мая.) Дайте оценку методам воспитания сознательной дисциплины у учащихся, использованным молодым учителем. Насколько результативны они? Возможны ли они в школьной практике? Задача 148. В учительской возник спор: какие меры воспитания сознательной дисциплины можно использовать в школьной практике? Мнения учителей разделились. Одни считали, что, поскольку наказание трудом имеет место по отношению ко взрослым, оно должно применяться и к детям. Другие утверждали, что большую воспитательную ценность имеет метод требования. Предъявить строгое требование к недисциплинированным ребятам вправе и учитель, и коллектив. В данных случаях обязательный труд как бы логически следует за характером проступка: плохо сделал - переделай, испортил - почини, исправь. Норму не выполнил, потому что ленился,- останься и выполни. Третьи придерживаются такой точки зрения: решительными мерами воспитания дисциплины нужно прежде всего считать то, что зависит от самого учителя, от педагогического коллектива, от личного принципа, так как ученики среднего и старшего возраста знают, например, что тройку, скажем, у Ивана Петровича, просто так не получишь - надо много и усердно работать. А вот у Марии Ивановны даже закоренелый лентяй в конце четверти получит спасительную тройку. Иные учителя бывают строгими и требовательными только под горячую руку. Некоторые требовательность подменяют крикливостью. Строго спрашиваем с учеников, но не требуем того же от себя. Главное в воспитании - личный пример. Определите, какая из приведенных выше точек зрения наиболее оптимальна для педагогического процесса. Каковы же методы воспитания сознательной дисциплины у учащихся? Задача 149. На ученическом собрании VII А класса шло коллективное обсуждение оценок поведения. При оценке поведения Кости П., председателя совета отряда, мнения разделились. Вожатый и классный руководитель не сомневались в его примерном поведении. Но одноклассники дружно высказались за оценку "удовлетворительное", мотивируя ее тем, что Костя с насмешкой и презрением относится к сверстникам, особенно к тем, кто слабо учится, никогда им не поможет. Как должен поступить классный руководитель в сложившейся ситуации? Какую сторону он должен принять? Какую роль играет оценка поведения и каковы ее критерии? Задача 150....Семиклассник Виктор К. в школе - один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах. При обсуждении его поведения в классе ребята и сам Виктор больше склонялись к оценке "примерное" (домашнее поведение не затрагивалось). В отдельной беседе в присутствии матери и классного руководителя ему было доказано, что заслужить высокую оценку можно, лишь изменив свое поведение дома. Правильно ли поступил класс в оценке поведения Виктора? Следует ли при выведении отметок учитывать еще и мнение родителей? Задача 151. Партийно-комсомольское собрание школы приняло решение: со второго полугодия перейти на новый порядок организации дежурства в школе. Теперь к нему было решено привлечь всех учащихся V-X классов, начиная со старших, при ежедневной смене дежурств. Их ответственными организаторами становились один из членов учкома и староста дежурного класса. В 8 часов утра дежурный чл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.015 с.) |