Трудовое воспитание и профориентационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовое воспитание и профориентационная работа



Задача 153. Часто можно слышать: "Колхоз не всегда обеспечивает школьников трудом разнообразным, радостным... Что может дать в воспитательном плане, например, прополка?"

Так ли это? Вот ситуация из жизни производственной бригады.

- Удрал? Капитально! Я так и думал. А они тебя все жалеют: заболел наш Борис, занемог бедненький... Ну и как рыбалка?

- Ты, Игорь, все-таки скажи ребятам,- нерешительно начал Борька,- что я...

- Ну кого ты учишь? - заговорщически зашептал Игорь.- Что б я тебя выдал? Все за одного - знаешь и молчи. Ведь о тебе уже все равно решено - понял?

- Ты скажи ребятам, что у меня колено... того,- сказал Борька противным голосом.

А решено в классе было так. Поскольку Борька заболел, прийти всем на полчаса раньше и прополоть три Борькиных полоски, к которым он по причине своей болезни не притрагивался. Говорили об этом ребята как раз в тот момент, когда "занемогший" Борька сидел на берегу с удочкой и напевал песню про мудрых преподавателей.

А далее случилось вот что. Спалось Борьке скверно. Ему снились гигантские часы, стрелка которых кружила по циферблату, напоминая тяпку. Вдруг она с грохотом ударилась о цифру "пять". Раздался оглушительный звон. Борис открыл глаза. Трещал будильник. Перед тем как ему лечь, Боря все думал о цифре "пять". Она говорила, что он один, а не целый класс, значит, ему надо прийти на поле не за тридцать минут, а за четыре часа раньше. Он должен успеть отработать свой долг до их появления.

Он взял тяпку и пошел навстречу солнцу. Как нахально разрослись сорняки. Он вдруг представил, что это настоящий сон. Он окружал, рубил их, освобождая нежные всходы. Они казались такими беззащитными. И он, Борька, дает им жизнь: воздух, землю. Он снова идет в атаку. Спускается вниз и поднимается наверх. Солнце поднимается вместе с ним. Борька в третий раз на своей вершине. Он видит далекие рыжие поля. А вон по дороге идут ребята. Спешат, чтоб сделать его работу. Он должен успеть. Он знает - все за одного. Но все это лишь тогда, когда один сумеет за всех. К этому выводу он пришел, когда думал весь вечер... (Гусев А. Взойдут ли эти семена? // Учит. газ.- 1979.- 28 авг.)

При каком условии даже однообразная работа содержит в себе большой воспитательный потенциал? Перечислите основные требования, которым должен отвечать труд школьников, выполняя педагогическую функцию.

Задача 154. Комиссар отряда "Лотос" Аня Л. пришла в соседний лагерь труда и отдыха с "официальным визитом". Она предложила устроить турнир пропольщиков: "Лотос" против "Волшебной тяпки".

- Никогда не было? Значит, будет,- моментально успокоила она засомневавшихся волшебников.- Рыцарские турниры ведь тоже кто-то начинал первым.

И вот выстраиваются на зеленой линии старта, каждый у своего рядка, рыцари с отточенными до сабельного блеска тяпками.- Внимание! Приготовиться... Вперед!

И закружилась травяная метель над свекольным полем. По пятам за каждым участником турнира вышагивают беспристрастные судьи. Им разве что лупы не хватает. Попробуй травинку оставь - немедленно вернут назад. Судейство вполне квалифицированное. Достаточно сказать, что коллегию возглавляет колхозный агроном.

А вечером - бал. Председатель колхоза вручает победителям заработанные награды. Комиссар же "Лотоса" оказалась в плену у пионеров: рыцари "Волшебной тяпки" не отходили от нее ни на шаг.

Скажите, как это ей удалось всех их разговорить, расшевелить, главное - объединить, таких разных. Более того, одна мамаша соседке о своей дочке говорила:

- Надо же! Полдня машут этой тяпкой на работе. Приходят и начинают готовиться к концерту. И что, вы думаете, они репетируют? "И тот кто с тяпкой по полю шагает..." Как это они еще не додумались поэму о тяпке сочинить? (Гусев А. Взойдут ли эти семена? // Учит. газ.- 1979.- 28 авг.)

В чем же секрет комиссара? Надо ли каждому педагогу овладеть такими "секретами" или достаточно педагогических требований?

Задача 155. Четыре седьмых класса проводят вечер под девизом "Хлеб - всему голова". Функции строго распределены: один класс отвечает только за приглашение и явку гостей (было обеспечено присутствие главного агронома совхоза, знатных трактористов, комбайнеров, директора местного хлебокомбината); другой класс готовил специальную литературную программу; третий - был организатором всех игр и аттракционов на вечере; четвертый - готовил оформление под девизом: "Ломоть хорошо испеченного хлеба - величайшее изобретение человеческого ума" (Тимирязев). Отыскали для этого вечера и специальный кинофильм "Думы о хлебе".

После вступительного слова и представления гостей в зал был торжественно внесен настоящий каравай хлеба, который испек местный хлебозавод. Для всех участников вечера, на 100 персон, было устроено чаепитие: 7 сортов выпечки разных хлебобулочных изделий лежали на тарелке перед каждым - пожалуйста, ребята, угощайтесь!

Нужны ли такие внеклассные мероприятия? Какую роль они играют в воспитании подростков? Дайте оценку методике подготовки и проведения вечера.

Задача 156. У классного руководителя спросили: что является наиболее трудным в его работе?

- Конечно, профориентация! Ведь как просто переписать из ведомостей в характеристику ученика его отметки по успеваемости, или выставить ему балл за поведение, или коротко написать: "ленивый", "старательный", "грубый", "вежливый". Но попробуйте отгадать, "что в нем сидит?". Какова его будущая специальность?! Вот за это брать на себя смелость и ответственность - намного труднее. Что значит "брать ответственность?" Это значит вести ученика по избранному пути, день за днем шлифовать его душу. А это, по-моему, в известной степени все равно, что подписывать приговор1.

1 (Юрковский В. В., Юрковская В. В. Кем ты будешь.- М.: Знание, 1979.- С. 74.)

Прав ли классный руководитель? Должен ли он и может ли влиять на каждого ученика в нужном ему направлении? Какими путями и средствами? Какие факторы определяют выбор профессионального пути молодого человека?

Задача 157. Лена С. училась хорошо, учителя знали, что на нее можно надеяться. Спокойная, общительная, она быстро находила общий язык и со взрослыми, и с одноклассниками, за что ее любили и те и другие. Лена уверенно переходила из класса в класс.

В IX классе произошло непредвиденное. Однажды Лена не выучила урок. Она стояла у доски и бормотала что-то невнятное. Это было так неожиданно, так не похоже на Лену, что я даже несколько растерялась и не поставила ей оценки. На следующем уроке девочка отказалась отвечать. За первой двойкой последовала вторая, затем слабенькая тройка. По другим предметам тоже стояли двойки. Девочку как будто подменили. Разговор с Леной после уроков ничего не прояснил. Она твердила только одно, что не хочет учиться в IX л классе. Пришлось пригласить в школу мать девочки. Разговор сначала никак не клеился. Но постепенно стало ясно, что, окончив школу, Лена хотела идти учиться на курсы швей, но мать запретила. Она мечтала, что ее дочь будет медицинской сестрой. Все лето длилась борьба. Каждый стоял на своем. Лена наотрез отказалась сдавать экзамены в медицинское училище и на курсы швей тоже не поступила. Родители решили, что это к лучшему: пусть учится в IX классе, повзрослеет, ума наберется. И вот результат.

- Не знаю, что делать с Леной,- со слезами на глазах говорила мать.

- А может быть, профессия швеи - призвание девочки,- попыталась возразить учительница.

- Ох и счастье за машинкой сидеть... А врачи в почете. Да и живут они получше даже вас учителей.

Уходя, мать подвела итог:

- Все равно, как она хочет не будет. А за двойки отец так всыплет, что станет как шелковая.

Но Лена по-прежнему плохо училась. Она равнодушно относилась к тому, что ее ругали. Однажды она заявила:

- Не нужны мне хорошие оценки. Все равно после школы я пойду в ПТУ. А там принимают без экзаменов. Если буду учиться, мама станет настаивать, чтобы я поступала в медицинское.

Надо было что-то предпринять. И классный руководитель предложил:

- Давай лучше сделаем твоей маме к 8 Марта сюрприз - ты сошьешь ей платье.

Под наблюдением руководительницы кружка кройки и шитья Лена стала шить платье. Она вкладывала в эту работу все свое старание и умение, желая поколебать упорство матери.

Накануне 8 Марта все бабушки и матери были приглашены в класс. После небольшой художественной части им преподнесли подарки: салфетки, рисунки, вышивки. А когда Лена подошла к матери и развернула перед ней прекрасно сшитое платье, то та даже растерялась, глаза ее увлажнились.

- Вот это платье! - одобрительно заговорили все вокруг.- Неужели сама сшила? Вот это мастерица, вот это рукодельница!

К выпускному вечеру Лена сшила для себя бальное платье. Оно было не хуже платьев подруг, которые были сшиты в ателье. А после X класса девочка все-таки пошла в профтехучилище, где готовят швей. (Просянников М. Подарок // Воспитание школьников.- 1982.- № 5.- С. 70.)

Проанализируйте данную ситуацию. Дайте оценку педагогическому приему, избранному классным руководителем. Какие просчеты в воспитательной работе школы привели к возникновению такой ситуации? Какие меры нужно предпринять, чтобы не последовало таких ситуаций в вашей педагогической практике?

Задача 158. Как-то я оказалась свидетельницей разговора учителя с отцом девятиклассника. Педагог молодой, только второй год ведет классное руководство. Отцу за сорок. Высшее образование, прочное общественное положение. Мать - врач. Сын - единственный. Классный руководитель искал ответ на вопрос: почему способный мальчик учится на тройки?

- Балуем мы его с матерью,- улыбаясь, признается отец.- Один он у нас. Ну и не насилуем. Да и то сказать: пять-шесть часов в школе, да еще дома сиди. Так и здоровье подорвать можно. А когда же развлечься? Стадион, лыжи, кино. А теперь вот ему хочется и с девочками погулять, потанцевать. Чем же вспомнить юность? А там институт.

- Простите,- перебил учитель,- вряд ли ваш сын поступит в институт. Требования теперь повышены. Если, конечно, он не изменит своего отношения к учебе.

- Поступит,- уверенно протянул отец.- Если сразу после школы не попадет в институт, то после армии. Нам с женой еще далеко до пенсии. Зарабатываем мы достаточно, чтобы поставить на ноги единственного сына. (Протонова А. Была бы только тройка // Известия.- 1973.- 17 февр.)

В чем сложность педагогической позиции учителя? Какую работу ему предстоит проводить не только с юношей, но и с его родителями, чтобы не допустить перекосов в формировании его личности? Что бы вы предприняли на месте молодого педагога?

Задача 159. Встречи с выпускниками, теперь уже молодыми специалистами или студентами, приносят радость, а порой огорчения.

Вот Вера А.- маленькая, худенькая девушка. Она уже фармацевт. Слушать Веру одно наслаждение, слушаешь и любуешься - вот какой человечище получился. "Лекарство для ребят,- говорит она,- это очень ответственно. Ошибка малейшая, и даже страшно подумать, что может случиться... Они же могут отравиться. Полагается понемногу пробовать детские лекарства, а я не могу понемногу, так чуть сама не отравилась, так напробовалась..."

Она сыплет названиями лекарств. Ребята смеются:

- С тобой невозможно говорить по-русски, все латынь и все о лекарствах.

- Так это же моя работа,- улыбается она.

Среди выпускников присутствует еще один будущий медик - Алла Т. Будет стоматологом, учится на втором курсе мединститута.

- Алла, почему ты пошла в стоматологический?

- Марина решила, ну и я с ней.

- И как, нравится?

- Да ничего, только много, знаете, разных, мне кажется, ненужных предметов. Ну хотя бы английский. Ну зачем зубному врачу нужен английский язык? А вообще, я хочу перейти в стоматологический техникум. Буду техником.

- Из института в техникум? Но зачем?

- Надоело учиться, и потом, вот мы проходили практику в поликлинике, так, знаете, сколько техники получают? До 200 рублей, а врач на окладе - 120 рублей, и все. Учиться еще три года, а потом 120 рублей. Нет, я твердо решила - буду техником.

Почему такие различные результаты в воспитании? Какие ошибки были допущены в воспитательной работе с Аллой? Что же важно при осуществлении трудового воспитания?

Эстетическое воспитание

Задача 160. Они возвращались с экскурсии, 30 будущих восьмиклассников, в скором поезде Москва - Кременчуг. Размещались в плацкартном вагоне, устраивались на удобных местах. Весело обменивались впечатлениями о туристской поездке. Рядом с ними учитель - размещал, увещевал, распределял продукты. Напротив, на боковой полке - женщина с трехлетним сыном. Ей очень неудобно на укороченной полке с сыном.

- Простите, вы не могли бы помочь?

- Чем? Я своих-то еле распределил,- резко ответил учитель, выслушивая просьбу женщины,- сейчас переписывать буду, девятый день с ними, не знаю, как выдержу...

А школьники мирно жевали бутерброды, разглядывали на свет приобретенный в столице лак.

- Может быть, вы сами, ребята уступите? Вам же не тесно и на боковой?

- А нам не велено,- ответствовал бойкий мальчик без тени участия или сожаления.

- Мы за билетами столько стояли...- это уже девочки подали голос.

- Вы из Кременчуга, ребята? На экскурсию ездили?

- Мы и в прошлом году две недели...- учитель гордо стал рядом.

- И опять напрасно?

- Это почему же? Четыре музея, Дом пионеров, театр... Столько узнали, увидели. Странный вопрос...

Действительно ли странный вопрос? Что же призвано формировать эстетическое воспитание? Почему эстетический опыт у одних имеет глубокие корни, а у других задерживается лишь на внешнем облике, манерах, жестах, костюме, прическе?

Задача 161. Восьмилетний сын задал маме нелегкий вопрос: "Почему нравится всем "мультик" "Речка крокодила Гены"? Мама ответила: "Песни там красивые..." - "А еще что?" - спросил сын. "Крокодил Гена - очень хороший человек",- сказала мама. "Какой же он человек?" - удивился сын. "А сам как считаешь?" - схитрила мама. Сынишка не ответил, а обиделся: "Ты совсем как наша учительница",- сказал он. (Крикунов Ю. Господствует случай // Учит. газ.- 1975.- 13 сент.)

Как добиться того, чтобы не скрывалось за приведенным примером уязвленное самолюбие или поверженный авторитет учителя и родителей, чтобы от соприкосновения с искусством в самых различных его проявлениях личность школьника стала бы богаче? Как же упорядочить процесс эстетического воспитания в школе и семье?

Задача 162. Автора одной из статей, помещенных на страницах "Учительской газеты", волнует вопрос эстетического воспитания школьников. Он пишет: "Спрашиваю у сына об уроках пения в общеобразовательной школе. Вижу недоумение: к чему бы это? Да разве это предмет - пение? Ловлю себя на мысли, что на родительском собрании (сын в VI классе) речь идет только о математике и литературе, о физике и истории... О пении - никогда. А если кто и вспомнит, то обязательно со снисходительной улыбкой.

Но почему же пение, уже своим названием диктующее к себе психологическую предрасположенность, определяется в ранг "прочих", второстепенных предметов? С двойкой по пению не оставят на второй год, не будут проводить дополнительные занятия. А если поднять авторитет этого предмета, заменив его другим понятием - искусствоведение,- до уровня литературы? Ведь искусство и литература тесно связаны между собой. Разве можно считать человека образованным и культурным, знающим русскую и зарубежную литературу, но не знающим музыкальной классики? И урок пения, и внеклассные мероприятия должны стать формой познания культуры, средством эстетического воспитания школьников. Можно ли при этом равнодушно взирать на психологическую предвзятость учителей, учеников и родителей к предметам эстетического цикла? Ведь главная задача - воспитание чувств, а не развитие навыков". (Шестов В. Затронуть душевные струны // Учит. газ.- 1979.- 28 авг.)

Оцените значимость поставленных автором вопросов. Можно ли эту проблему решить введением нового предмета? Каковы же пути дальнейшего совершенствования системы эстетического воспитания в общеобразовательной школе?

Задача 163. Урок рисования. Учитель начинает с порога: "Кто нарисует весенний ветер?" К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом - ветки верб хлещут по разорванным облакам...

- Чудесные рисунки,- дает оценку учитель.- Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно.

Затем учитель рисует на доске завиток. Надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого - крокодил, у третьего - человек, у четвертого - ботинок. В классе хохот, но каждому хочется добавить свое.

- Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит каждый из вас1.

1 (Аллахвердова Н. Дети рисуют.- М.: Знание, 1980.- С. 94.)

Чего добивается учитель, используя такие приемы на уроках рисования? Насколько они обоснованы в плане эстетического развития учащихся?

Задача 164. В комнату, где рисуют ребята, робко входит девочка с нераспечатанной коробкой красок. Первый ее рисунок на листке - потеки черных, оранжевых и зеленых пятен и линий. В глазах растерянность и робость! "Боюсь, не умею". Учитель обращается к ребятам, показывая им рисунок: "Посмотрите, это же сказка! Из какой это сказки, ребята?" А в душу закрадывается холодок страха: "А вдруг не поймут? Трудно тогда будет с этой девочкой"1.

1 (Аллахвердова Н. Дети рисуют.- М.: Знание, 1980.- С. 95.)

Оцените дидактический прием учителя. Прав ли он?

Задача 165. Однажды в школе учительница показала ребятам простую круглую чашку и предложила нарисовать ее. Сидящий впереди мальчик долго смотрел на чашку и наконец поднял руку.

- Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? - спросил он.

- Что же ты хочешь нарисовать? - удивилась учительница.

- Дерево эвкалипт,- сказал мальчик задумчиво.

- Нарисуй,- согласилась учительница.

Мальчик некоторое время молчал и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку.

- Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? - спросил он.

- Объясни, пожалуйста, что это такое,- сказала учительница с интересом.

- Синяя птица,- сказал мальчик очень серьезно.

- Пожалуйста, рисуй синюю птицу, если тебе так хочется.

Весь класс старательно скрипел карандашами. Но мальчик,

спустя какой-то срок, снова поднял руку.

- Я хотел бы нарисовать то, чего никто никогда не видел,- сказал он тихо.- Можно?

- Например?

- Мамонта, когда он просыпается,- сказал мальчик виновато.

- Мамонта? - переспросила учительница, внимательно глядя на него.

- Мамонта,- вздохнул мальчик.

- Ну что ж,- сказала учительница.- В конце концов можно и мамонта.

Урок закончился, весь класс отдал учительнице тетради, где была старательно нарисована круглая чашка с ручкой "бубликом".

Только перед мальчиком, сидящим впереди, лежал чистый лист бумаги.

Мальчик хотел нарисовать эвкалипт, синюю птицу, просыпающегося мамонта - и не нарисовал ничего.

Но весь урок он видел их, видел огромное красное дерево с розовым стволом и голубой тенью, стаи попугайчиков, которые клевали его цветы, видел волшебную птицу счастья, видел мамонта, медленно выходящего на луг, поросший гигантскими цветущими травами...

Он видел их, восхищался ими, стремился их нарисовать, но маленькие его пальцы были слабее, чем его воображение, его мечта: лист бумаги остался чистым.

Мальчик не выполнил задания. Учительница была вправе, очевидно, поставить ему двойку1.

1 (Тэсс Т. Добрые зерна // Все начинается с учителя.- М.: Просвещение, 1983.- С. 128-129.)

Как вы думаете, какую отметку мальчику поставила учительница? А как бы вы отнеслись к мечте мальчика? С чего начинаются поэтические ростки в душе ребенка? Как педагогу помочь им окрепнуть и развиться?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.068 с.)