Технологии воспитательной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии воспитательной работы



УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА по

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(для студентов очной формы обучения)

 

Студента ________группы, ________курса, факультета________________

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Зачетная книжка № ________ Оценка за практику____________

 

Методист университета ____________________________________________

 

 

Учебный год


Цель и задачи практики

 

Цель – подготовка студента к выполнению профессиональных функций классного руководителя в ходе реализации целостного педагогического процесса; формирование профессионально значимых качеств личности студента.

Образовательная цель: усвоение студентами системы знаний о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах реализации целостного педагогического процесса, осуществляемого в школе, обеспечивающих получение общего среднего образования, в целях формирования культуры личности учащихся на основе аксиологического подхода.

Воспитательная цель: формирование у студентов педагогической культуры личности; навыков и умений проведения воспитательной и идеологической работы на основе национальных традиций нравственного, физического, эстетического и патриотического воспитания; положительной мотивации к профессиональной педагогической деятельности.

Развивающая цель: обеспечение формирования всесторонне развитой личности студентов, их научного мировоззрения, применения полученных психолого-педагогических знаний на практике.

Задачи практики:

– углубленное изучение системы учебно-воспитательной работы школы, целостного педагогического процесса, содержания деятельности классного руководителя;

– развитие и совершенствование педагогических знаний, навыков и умений, приобретенных в период обучения в университете;

– формирование педагогических умений специалиста сферы физической культуры в организации и проведении воспитательной работы; накопление опыта педагогической деятельности, оказание практической помощи базе практики;

– воспитание качеств социально активной личности, формирование творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта;

– стимулирование профессионального самовоспитания и самообразования студентов – будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.


Планирование работы студентов

 

Выполнение заданий каждой недели практики рассматривается как проведение учебно-исследовательской работы студентов в рамках всех направлений воспитательной работы. Все задания выполняются студентом в одном прикрепленном классе, что отражается в отчетных документах по практике.

Студент должен за период педагогической практики:

– принять участие в работе установочной конференции по педагогической практике, проводимой на соответствующем факультете университета;

– принять участие в методических совещаниях, проводимых методистом кафедры педагогики;

– составить индивидуальный план работы по педагогической практике;

– ежедневно вести педагогический дневник, отражая основное содержание проделанной работы;

– познакомиться с базой практики, руководителем учебного заведения, заместителем директора по воспитательной работе, школьным психологом, социальным педагогом, классными руководителями, учителями физической культуры, учащимися прикрепленного класса; с условиями работы и учебы в школе, контингентом учащихся и учителей, состоянием материально-технической базы;

– ознакомиться с основной нормативной документацией школы, планированием учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, отчетной документацией школы (Положение о школе, Учебный план школы, План работы школы на учебный год, План работы коллектива физической культуры школы и т.п.);

– изучить основную планирующую и отчетную документацию классного руководителя (План воспитательной работы классного руководителя и др.);

– изучить документацию класса (журнал успеваемости прикрепленного класса, общие сведения об учащихся класса, медицинские карточки, результаты тестирования уровня физической подготовленности и т.д.);

– на основе собранной информации заполнить «Информационную справку о деятельности школы»;

выбрать учащегося с целью составления его психолого-педагогической характеристики на основании педагогического наблюдения за учебной и внеучебной деятельностью и консультаций со школьным психологом;

– посетить 2 урока физической культуры с целью их педагогического наблюдения и анализа; оказать посильную помощь в их проведении с отражением основных результатов в педагогическом дневнике;

– посетить 1 урок по общеобразовательному предмету с целью его педагогического наблюдения и анализа;

– составить план-конспект информационного часа, провести его и выполнить педагогический анализ;

– составить план-конспект этической беседы, провести его и выполнить педагогический анализ;

– составить план-конспект классного часа, провести его и выполнить педагогический анализ;

– составитьплан-конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия провести его и выполнить педагогический анализ;

– принять участие в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе согласно плану работы школы с отражением проделанной работы в индивидуальном плане и педагогическом дневнике;

– изучить организационную структуру класса с помощью социометрического исследования.

– изучить уровень социальной зрелости учащихся класса по методике Л.И. Уманского;

– провести диагностику личности и группы по методикам, изучающим темперамент, характер, психологический климат, профессиональную направленность,

– составить психолого-педагогическую характеристику отдельного учащегося и класса в целом;

– оформить полный отчет о педагогической практике;

– в установленные сроки представить учебно-методическую документацию (материалы педагогической практики, характеристику студента, ведомость учета успеваемости) методисту кафедры педагогики;

– в установленные сроки защитить практику и сдать дифференцированный зачет.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЫ

(СХЕМА)
Информационная справка о деятельности школы

Заполняется на основе изучения документации школы (Положение о школе, Учебный план, План работы школы на учебный год),документации классного руководителя (План воспитательной работы, классный журнал) и беседы с заместителем директора по воспитательной работе, классным руководителем.

Общие сведения о школе

Полное название школы  
Школа подчиняется:  
Профиль школы  
Язык преподавания  
Цели общеобразовательной школы:  
Задачи общеобразовательной школы: (перечислить наиболее важные)  
Укажите ступени образования:  
Наличие в школе: - лицейских классов (указать профиль обучения); - предметов углубленного изучения (перечислить);   - профессионального обучения  
 
 
Наличие классов для детей с особенностями психического и физического развития (указать каких)  
Обязательные предметы для изучения в школе: (перечислить)  
Курсы по выбору, факультативы: (перечислить)  
Материально-техническая база школы: (указать наличие кабинетов, библиотеки, бассейна, спортзала, стадиона и т.д.)  
Наличие кружков, секций (в том числе спортивных)  

Организация учебно-воспитательного процесса в школе

Организация учебного года: -начало -окончание  
Наличие четвертей (триместров): (указать сроки)  
Каникулярное время: (указать сроки)  
Продолжительность учебной недели:  
День недели, предназначенный для проведения познавательных, физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, трудовых акций:  
Продолжительность учебного дня: (с__ по___)  
Организация централизованного питание в школьной столовой: (на примере прикрепленного класса)  
Сроки проведения единого часа информирования: (день недели, время)  
Сроки проведения классного часа в прикрепленном классе: (день недели, время)  

План воспитательной работы школы (работа с учащимися)

(указать наиболее важные мероприятия)

№ п/п Название мероприятия Форма проведения Цели Задачи Сроки прове-дения
           
           
           
           
           
В период педагогической практики:
           
           
           
           

Заместитель директора _________ ___________ _______________

по воспитательной работе (оценка) (подпись) (И.О.Ф.)


Общие сведения о группе ______ сш №______

№ п/п Фамилия, имя учащегося Полных лет Мед. группа Ср. балл успеваемости за прошлый год Занятия в секциях, кружках, клубах
Спортивных Других
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             


Метод «Аллитерация имени»

Назначение метода: первоначальное знакомство с классом (группой), создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации, включение в деятельность участников педагогического взаимодействия.

Оптимальное количество участников – до 30 человек.

Время реализации метода – 5-10 мин.

Порядок реализации метода

1.Участники взаимодействия (при ведущей роли педагога, классного руководителя, студента-практиканта) образуют круг (садятся в круг).

 

2.Педагог (классный руководитель, студент-практикант) объясняет название метода и правила его проведения:

Аллитерация (от лат. al – к, при и lit(t)era – буква) – при букве, к букве. Аллитерация имени – дополнительная характеристика к имени участников на ту же букву, с которой начинается имя (например, Сергей серьезный, Ольга обаятельная, Михаил мудрый и т.д).

 

3.Каждому участнику предлагается в течение 1 мин. Придумать аллитерацию (дополнительную характеристику) своего имени. Желательно, чтобы аллитерация отражала индивидуальность, особенности, личности участника взаимодействия.

 

4.После того как придуманы аллитерации имен, педагог (классный руководитель, студент-практикант), начиная с себя, говорит: «Хочу представиться вам – я Сергей серьезный!» и передает эстафету (эстафетным атрибутом может быть ручка, маркер, открытка и т.д.) следующему участнику.

 

5.Следующий участник сначала представляет предыдущего, называя его аллитерацию имени (это - Сергей серьезный), затем представляет себя (я Ольга обаятельная) и т.д.

 

6.Последний из участников может назвать аллитерации имен всех участников взаимодействия, завершив это представление собой.

 

 

Метод «Интервью»

 

Назначение метода: более полное знакомство с классом, установление диалогового

 

(обоюдного) общения, создание доверительных отношений.

 

Оптимальное количество участников – до 30 человек

 

Время реализации метода (в зависимости от числа участников) – от10 до 20-30 мин.

 

Порядок реализации метода

 

1.Участники взаимодействия образуют круг (садятся в круг).

 

2.Педагог (классный руководитель, студент-практикант) объясняет условия реализации метода:

 

Пары собеседников-интервьюеров в течение 5 мин. обмениваются информацией по предложенным вопросам (Эти 2-3 вопроса обозначены на доске, либо листах бумаги формата А4, ватмане). Подбор вопросов может быть следующим: «Ваш знак зодиака?», «Ваш любимый цвет?», «Какое качество Вы цените больше всего в людях?». Собеседники - интервьюеры могут коротко фиксировать информацию в тетради, либо блокноте.

 

3.В течение 5 мин. собеседники обмениваются информацией. Принципиально важно придерживаться отведенного времени.

 

4.Далее педагог (классный руководитель, студент-практикант) поочередно предлагает паре оперативно представить полученную информацию, причем каждый участник рассказывает не о себе, а о своем собеседнике.

 

 

 

 

Метод «Комплимент»

 

 

Назначение метода: создание, либо закрепление благоприятной атмосферы, установление

 

коммуникации, организация взаимодействия участников, оперативное включение в

 

деятельность.

 

Оптимальное количество участников – до 30 человек

 

Время реализации метода – 5-10 мин.

 

Порядок реализации метода

 

1.Все участники взаимодействия садятся в круг.

 

2. Педагог (классный руководитель, студент-практикант) называет метод и объясняет его суть:

каждый участник поочередно (по часовой стрелке) делает комплимент своему соседу. Это может быть комплимент, связанный с внешностью, настроением человека; его личностными, деловыми качествами; достижениями в учебе, спорте и т.д.

 

 

3.Педагог делает комплимент первым.

 

4.Затем все последующие участники говорят комплимент соседу.

 

5.Последний из участников делает комплимент педагогу.

 

 

План-конспект информационного часа

Дата________________ Место проведения__________________________________

Класс_______________ Количество учащихся ______________________________

Организатор мероприятия _______________________________________________

Помощник организатора ________________________________________________

Тема мероприятия _____________________________________________________

Форма проведения _____________________________________________________

Цель __________________________________________________________________

Задачи ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Материально-техническое обеспечение __________________________________ __

______________________________________________________________________

Название источников информации: ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описание подготовительного этапа: организаторы и исполнители; распределение поручений; роль инициативной группы и педагога. Способы стимулирования интереса учащихся к предстоящему мероприятию, формирования положительного эмоционального отношения к нему.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Описание хода мероприятия: начало, развитие действия, кульминация, развязка, окончание с указанием планируемой продолжительности каждого этапа.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План-конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия

Дата_______________________ Место проведения __________________________

Школа_________ класс________ количество учащихся _______________________

Организатор мероприятия _______________________________________________

Помощник организатора_________________________________________________

Тема мероприятия______________________________________________________

Форма проведения______________________________________________________

Цель __________________________________________________________________

Задачи_________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Материально-техническое обеспечение:____________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Название источников информации: ______________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описание подготовительного этапа: организаторы и исполнители; распределение поручений; роль инициативной группы и педагога. Способы стимулирования интереса учащихся к предстоящему мероприятию, формирования положительного эмоционального отношения к нему.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Описание хода мероприятия: начало, развитие действия, кульминация, развязка, окончание с указанием планируемой продолжительности каждого этапа.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогический анализ проведенного мероприятия.

Содержание и методика проведения. Нетрадиционность и степень новизны мероприятия, доступность формы проведения, оригинальность, связь с современными проблемами. Сочетание коллективной и индивидуальной работы, самостоятельность и активность участников, степень слаженности и взаимодействия. Эмоциональный фон, настроение учащихся Реакция зрителей. Продуктивность и разнообразие методов и приемов проведения мероприятия. Оформление помещения (сцены, зала и т.д.), оборудование.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Применявшиеся методы воспитания (рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, личный пример, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, методы стимулирования поведения и деятельности и т.д.).

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогическая результативность. Какие воспитательные задачи были решены (полностью, частично), а какие нет. Характер возникших взаимоотношений между педагогом-организатором и участниками мероприятия, между зрителями и участниками и т.д.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воздействие на развитие эмоционально-волевой, когнитивной, мотивационно-потребностной сферы личности учащихся; формирование взглядов, ценностей, идеалов, мировоззрения; содействие воспитанию нравственности, патриотизма, гражданственности, уважения к национальным традициям. Формированию каких качеств личности учащихся способствовало проводимое мероприятия: собранности, сдержанности, заинтересованности, уравновешенности, практичности, предприимчивости, взаимовыручке, коллективизму, доброжелательности, настойчивости, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности и др.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Выводы (предложения, пожелания, замечания) по подготовке, организации и проведению воспитательного мероприятия.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

МЕТОДИКИ

ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ И КЛАССА (ГРУППЫ)
I.Социометрическое исследование (социометрия)

Процедура применения методики:

1. Предварительно приготовить листки бумаги для каждого ученика класса.

2. Испытуемым предлагается инструкция следующего содержания: «Дорогие ребята! Вы уже давно учитесь вместе и между вами сложились определенные отношения: симпатии и антипатии. Представьте себе, что создается новый класс, и каждый из вас по собственному желанию определяет его состав. Кого из ваших товарищей вы включите в новый класс? Можно выбрать только трех человек, кроме себя. Итак, поставьте, пожалуйста, цифру «1» и запишите фамилию и имя того одноклассника, которого вы выбрали бы в первую очередь. Под номером «2» напишите фамилию и имя того, кого вы выберете во вторую очередь. Под номером «3» – того, кому вы отдадите предпочтение в третью очередь. Повторим, что вам необходимо письменно перечислить в порядке предпочтения товарищей по классу, которых вы включите в новый класс».

3. Полученные от учеников класса письменные ответы переносятся в специальную таблицу, которая называется «социометрическая матрица», сокращенно, социоматрица. Она устроена следующим образом. Слева по вертикали перечислены имена и начальные буквы фамилий, справа по горизонтали расположены порядковые номера, присвоенные этим учащимся, расположенные в том же порядке. Данные трех выборов, сделанных каждым членом класса, заносятся в горизонтальную строку, напротив его имени и фамилии. Порядок выборов обозначается цифрами. Взаимные выборы обводятся кружками. В предпоследней строке матрицы («Число полученных выборов») представляются результаты суммирования выборов, полученных каждым членом группы (подсчитываются выборы по вертикали). В нижней строке («Число взаимных выборов») результаты подсчитываются аналогично.

4. Проведем анализ социоматрицы. Статус учащегося определяется числом полученных им выборов. В зависимости от этого, каждого члена коллектива можно отнести к одной из четырех статусных категорий:

¨ I – «звезды» – получили 5 и более выборов (С1);

¨ II – «предпочитаемые» – 3-4 выбора (С2);

¨ III – «принятые» – 1-2 выбора (С3);

¨ IV –«непринятые» – 0 выборов (С4).

С1 и С2 – являются благоприятными, С3 и С4 – неблагоприятными. Исходя из этого, можно узнать, насколько благоприятен статус каждого учащегося в классе, насколько он желанен в системе межличностных отношений, испытывают к нему одноклассники симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате для каждого ученика: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) определяется отношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство учащихся оказывается в С1 и С2, то УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении – как средний, при преобладании в классе учащихся в категориях С3 и С4 – как низкий. Низкий УБВ – сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Класс можно считать благополучным, если в нем нет «непринятых» детей, или их число достигает не более 5%-6%; менее благополучной, если коэффициент изолированности (КИ) равен 16%-25%. (КИ= С4/n∙100%, где С4 – количество «непринятых», n – количество учащихся класса). Величина этого коэффициента – прямой показатель успешности воспитательной деятельности классного руководителя.

Коэффициент взаимности (КВ) как отношение суммы взаимных выборов к сумме полученных выборов и выражается в %. Он выражает различный характер отношений, существующих в классе и может быть показателем сплоченности, приверженности, дружбы членов класса. Но может свидетельствовать также о фактической разобщенности класса на отдельные микрогруппировки. Если последних много, то не следует радоваться тому, что этот показатель высок. По величине КВ можно отнести класс к одному из четырех уровней взаимности:

¨ I – низкий – КВ=15%–20%;

¨ II – средний – КВ=21%–30%;

¨ III – высокий – КВ=31%–40%;

¨ IV – сверхвысокий – КВ=40% и выше.

Коэффициент удовлетворенности учащимися своими взаимоотношениями (КУ) – это процентное соотношение числа учащихся, имеющих взаимные выборы, к числу учащихся всего класса. На основании этого показателя можно узнать, насколько учащиеся удовлетворены своими взаимоотношениями. Определите этот уровень:

¨ I – низкий – КУ=33% и ниже;

¨ II – средний – КУ=34%–49%;

¨ III – высокий – КУ=50%–65%;

¨ IV – сверхвысокий – КУ=66% и выше.

Но еще более важно знать, насколько удовлетворен своими взаимоотношениями отдельный член коллектива. КУ в этом случае определяется отношением числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу учащихся, которых он сам выбрал (в нашем случае это 3 выбора). Затем можно отнести каждого учащегося в одну из четырех групп:

¨ I – высшая – в нее входят ребята, КУ которых от 75% до 100%;

¨ II – высокая – КУ=50%–74%;

¨ III – средняя – КУ=25%–49%;

¨ IV – низкая – КУ=24% – 0%

Такое условное распределение учеников класса на группы имеет реальный психологический смысл. Оно дает возможность понять, что учащийся, которого выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого он сам выбрал, имеет почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем тот, которого, может быть, и выбирают, но совсем не те, к кому он сам стремится.

5. Результаты социометрического исследования могут быть представлены графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации).

Вначале начертите 4 концентрических окружности, разделите их диаметром пополам – на левую и правую. Справа расположите мальчиков (Δ), слева – девочки (Ο). Размещение учащихся будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться испытуемые, получившие 5 и больше выборов, второй круг – 3 – 4 выбора, третий круг – 1 – 2 выбора, четвертый круг – не получившие ни одного выбора. Соединив линиями выбора членов группы, можно увидеть характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви» (Рисунок 1).

6. Информация, полученная при проведении социометрического эксперимента, раскрывает глубинные пласты взаимоотношений, и некорректное использование ее результатов способно причинить вред. Поэтому, соблюдая принцип «Не навреди!», не следует обсуждать полученные данные ни с кем, кроме психолога и методиста. Классному руководителю представляются рекомендации по улучшению взаимоотношений в классе, составленные совместно с психологом.

7. Исходные материалы социометрического исследования прилагаются к отчету.


СОЦИОМАТРИЦА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.115 с.)