Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Коммуникативное поведение в организации

Поиск

Понятие коммуникации и коммуникабельности. Основные понятия теории коммуникации (“коммуникативные нормы и правила”, “роли”, “коммуникативные сети”, “коммуникативное поведение” и пр.). Роль и место коммуникации в системе организа­ционных отношений. Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация. Двухсторонний коммуникативный процесс. Коммуникационные процессы в организации. Функционирование коммуникаций в организациях: трансляция организационного социокультурного опыта. Коммуника­тивное поведение. Влияние коммуникационного поведения на эффективность управления. Нисходящие и восходящие коммуникации. Коммуникативные по­требности. Понятие коммуникативной компетентности. Виды и формы общения. Направленность общения. Невербальные компоненты коммуникации. Слухи. Проблема отношения к незнакомому в традициях различных организационных культур. Межличност­ные коммуникации в организации. Доверие как основа развития способностей межличностного взаимопонимания. Барьеры эффективного общения. Обучение общению. Развитие форм прямого общения. Формы делового общения. Деловое общение с руководством: формы, регламентация, эффективность. Влияние стиля управления на формы делового общения. Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур. Отношение “Я - другие” как универсальный историко-культурный способ регуляции уединенности.

Тема 9. Проектирование организации и индивидуальное планирование работы

Анализ отношений в организации. Проектирование организации. Проектиро­вание организационных отношений и их регламентирование. Понятие организационной патологии. Этапы организационного проектирования. Проектирование работы в организации. Факторы проектирования организации: со­стояние внешней среды, технология работы в организации, стратегический выбор целей развития организации, поведение работников. Элементы проектирования организации: разделение труда, кооперация, связи, масштаб управляемости, распределение пол­номочий, дифференциация и интеграция, процесс принятия решений, формы взаи­мосвязи структурных подразделений (структурно-функциональные связи). Степень централизации и децентрализации организации. Качество трудовой жизни и проектирование. Возникновение в организации пространства, где существует представление о ценности индивидуальности.

Современные способы построения организации и организационное поведение. Многообразие стилей жизни людей и культурные отличия трудовых жизненных форм. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение. Способы (критерии) оценки реальности. Влияние организационного пространства на эмоционально-психологические состояния человека (агрессивность, страх, тревога, радость и т.д.). Принципы управления (первичность целей, координация и делегирование полномочий и ответственности, диапазон контроля, соответствие полномочий и контроля, влияние основных структурных решений) на поведение индивидуума. Роль дивизиональных структур в расширении свободы поведения личности. Анализ индивидуальной деятельности и планирование личной работы. Пересмотр и перераспределение работ посредством их укрупнения и ротации. Повышение качества индивидуальной работы путем интенсификации труда. Техника учета бюджета времени. Типичные отвлекающие факторы и их устранение. Определение и исправление своих трудовых навыков. Системы планирования. Влияние гибкого графика работы на индивидуальное поведение. Подходы к оценке эффективности поведения личности. Стилевые особенности повседневной жизни в организации. Стиль как индивидуальный или групповой “почерк жизни”.

 

Тема 10. Организационные изменения и особенности

Организационного поведения на разных этапах развития организации

Изменения, с которыми сталкиваются организации в своем развитии. Изменения как норма функционирования организации. Синергетическая модель изменения организационной культуры. Механизм изменения личности и ее моделей поведения как главный источник изменения организационной культуры. Понятие организационного развития. Ценности организационного развития. Модель управления органи­зационным развитием. Направления и фор­мы организационного поведения. Меры по осуществлению эффектив­ного руководства процессом преобразований. Принципы обучения в рамках органи­зационного развития.

Организационные изменения как угроза личной свободе. Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации. Сопротивление изменениям. Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции. Подготовка работников к необходимости изменений. Изменения в процессе труда. Участие работников в реорганизации как способ преодоления их сопротивления нововведениям. Критерии успешного осуществление изменений. Концепция научения по­ведению: подкрепление и наказание. Позитивное и негативное подкрепление. Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения. Управление поведением: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью; измерение поведенческих событий; функциональный анализ поведения; разработка стратегий интервенций; оценка для улучшения деятельности. Жизненный путь человека как предмет организационно поведенческого исследования.

Формирование поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Определение наиболее привлекательного поведения работников для повышения эффективности деятельности организации. Типология поведения со­трудников. Пределы роста культурных систем: модель волновых процессов в культуре.

Особенности организационного поведения стадии формирования организации. Конструирование новых организационных отношений и коммуникативных свя­зей.

Особенности организационного поведения на стадии интенсивного роста организации.

Особенности организационного поведения на стадии стабилизации. Зрелость организации, фор­мализация правил и отношений. Поддержание стабильной комплексной структуры и изменение требований к работникам и внутриорганизационным отношениям.

Особенности организационного поведения на стадии спада (ситуация кризиса). Порядок консервации органи­зационное поведение отдельных работников, рабочих групп.

Символические характеристики современной организации на разных этапах ее развития. Семиотика организационной повседневности. Символ и миф. Символика признания и счастья. Многослойная символизация организационных порядков. Символизация жизненного пространства человека в организации на разных этапах развития.

 

5.2 Разделы дисциплины и виды занятий

Перечень разделов дисциплины с указанием трудоемкости их освоения в академических часах, видов учебной работы с учетом существующих форм освоения приведен в табл. 5.1.

 

Таблица 5.1 - Перечень разделов дисциплины с указанием трудоемкости

п/н № Разделы дисциплин Л ПЗ КР ДР СРС ДС
О З Д О З Д О З О Д О З Д
  Предмет и задачи курса «Организационная психология». Теории поведения личности в организации                            
2. Социализация и ролевое поведение в организации                            
3. Социальные действия и сущность мотивационного процесса                            
4. Формирование группового поведения в организации                            
5. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте                            
6. Формальное и неформальное лидерство в организации                            
7. Природа власти в организации и стиль работы руководителя                            
8. Коммуникативное поведение в организации                          
9. Проектирование организации и индивидуальное планирование работы                            
  Организационные изменения и особенности организационного поведения на разных этапах развития организации                          
  Итого           14/2К - -            

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Практические занятия

Примерные темы практических занятий с указанием разделов дисциплины, к которым они относятся, приведены в табл. 6.1.

 

Таблица 6.1. - Распределение практических работ по разделам дисциплины для очного обучения

Номер работы Номер раздела Тема занятия Время на выполнение работы, час
  Тема 1. Предмет и задачи курса «Организационная психология». Теории поведения личности в организации  
  Тема 2. Социализация и ролевое поведение в организации  
  Тема 3. Социальные действия и сущность мотивационного процесса  
  Тема 4. Формирование группового поведения в организации  
  Тема 5. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте  
  Тема 6. Формальное и неформальное лидерство в организации  
  Тема 7. Природа власти в организации и стиль работы руководителя  
  Тема 8. Коммуникативное поведение в организации  
  Тема 9. Проектирование организации и индивидуальное планирование работы  
  Тема 10. Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации и индивидуальное поведение  
   

 

Тема 1. Предмет и задачи курса «Организационная психология». Теории поведения личности в организации

Вопросы

1. Предмет, цели и основные задачи дисциплины «Организационная психология».

2. Понятие поведения. Основные направления изучения организационного поведения. Ус­ловия формирования организационного поведения: экономическая, социокультурная, этническая, пра­вовая среда.

3. Влияние на организационное поведение особенностей организационной культуры.

4. Развитие взглядов на поведение личности в организации: классическая тео­рия управления (Тейлор, Уорвик, Файоль), школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, М. Фоллет), концепция «менеджмента персонала» (М. Блюмфилда), бихевио­ризм (Д. Уотсон), школа поведенческих наук (Д. МакГрегора, Ф. Герцберга, К. Арджириса, Ф. Ротлисберга), теория социального научения (Бандуры, Д. Роттера, Скиннера).

5. Теория компетенции и ее значение для понимания индивидуального поведения.

6. Представление о себе (“Я-концепция”). Я-концепция личности и психологические ме­ханизмы защиты.

7. Природа, функции и основные характеристики понятия «установки» в организационном поведении. Компоненты установок. Мо­дель самоопределения личности. Способы изменения установок. Применение теории когнитивного диссонанса для устранения несоответствия между установками и поведением.

 

Тема 2. Социализация и ролевое поведение в организации

Вопросы

1. Социальная адаптация и активность человека в организации. Стадии и институты социализации.

2. Ролевое поведение и ролевое ожидание индивида в организации. Статусы и роли. Приспособление к но­вым должностям.

3. Ролевые конфликты: конфликт «личность - роль», конфликт внутри роли, конфликт между ролями. Методы преодоления ролевых конфликтов.

 

Тема 3. Социальные действия и сущность мотивационного процесса

Вопросы

1. Понятие социального действия. Социальные отношения. Типы социального поведения, обычаи.

2. Содержательные и процессуальные теории мотивации: сравнительный анализ. Мотивационный механизм формирования орга­низационного поведения личности. Корпоративная культура в системе мотива­ции личности работника.

3. Зависимость между удовлетворением работой и производительностью. Поведение работника при постоянном неудовлетворении работой. Деньги в контексте мотивационных теорий. Социальные блага в контексте мотивационных теорий. Создание эффективной системы вознаграждений в организации.

Тема 4. Формирование группового поведения в организации

Вопросы

1. Понятие и характеристики группы. Задачи и принципы формирования групп. Теории группообразования.

2. Сплоченность группы. Достижения синергетического эффекта в группе.

3. Групповые нормы поведения как регулятор поведения личности. Этапы фор­мирования групп. Появление общественного мнения в группе.

4. Основные системные факторы функционирования формальных групп. Регламенты организационного поведения в рабочих группах.

5. Команды в условиях современных органи­заций. Особенности самоуправляемых команд.

6. Функции неформальных групп. Разно­видности неформальных групп. Влияние неформальных групп на эффективность деятельности организации.

 

Тема 5. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте

Вопросы

1. Современный взгляд на конфликты в организации. Причины межгрупповых конфликтов. Последствия конфликтов в организации.

2. Межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, разрешение проблемы). Переговоры - универсальный метод разрешения конфликтов. Причины внутригрупповых конфликтов.

3. Стресс и синдром общей адаптации. Сущность стресса. Причины стрессов в организации. Влияние стресса на эффективность деятельности организации.

4. Организационные и личностные факторы стресса. Групповой фактор стресса. Виды стрессов. Стадии стресса. Управление стрессом: на уровне личности и на уровне организации.

5. Признаки стойкой (не подверженной) стрессам личности. Индивидуальные и организационные способы преодоления стресса.

 

Тема 6. Формальное и неформальное лидерство в организации

Вопросы

1. Понятие лидерства в управлении организацией. Истоки и классические исследования лидерства.

2. Проблемы форми­рования лидера в организации. Особенности лидерства и его формы на разных этапах развития организации.

3. Формальное лидерство и его природа. Особенности формального лидерства в организациях разного типа.

4. Разновидности неформального лидерст­ва. Особенности неформального лидерства в организациях разного типа. Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров.

 

 

Тема 7. Природа власти в организации и стиль работы руководителя

Вопросы

1. Понятие власти. Виды власти. Основы власти руководителя в организации: принуждение, собственность на ресурсы, авторитет, добровольное подчинение, разумная вера, традиции, участие.

2. Власть и авторитет. Власть и полномочия. Этическая ответственность за использование власти за пределами должностной ответственности. Централизация, децентрализация и делегирование власти. Контроль в дисциплинарных отношениях.

3. Классические стили руководства. Представления о других (Э.Гоффман). Решетка стилей руководства Блейка и Моутона. Классификация стиля управления в рам­ках ситуационного лидерства (Фидлера, Херси и Бланшарда, Врума-Йеттона, Митчелла-Хауса).

 

 

Тема 8. Коммуникативное поведение в организации

Вопросы

1. Понятие коммуникации и коммуникабельности. Основные понятия теории коммуникации. Роль и место коммуникации в системе организа­ционных отношений.

2. Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация. Коммуника­тивное поведение. Влияние коммуникационного поведения на эффективность управления.

3. Понятие коммуникативной компетентности. Виды и формы общения. Доверие как основа развития способностей межличностного взаимопонимания.

4. Обучение общению. Барьеры эффективного общения. Формы делового общения.

5. Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур.

 

 

Тема 9. Проектирование организации и индивидуальное планирование работы

Вопросы

1. Проектиро­вание организационных отношений и их регламентирование. Этапы организационного проектирования. Факторы проектирования организации. Элементы проектирования организации. Качество трудовой жизни и проектирование.

2. Многообразие стилей жизни людей и культурные отличия трудовых жизненных форм. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение.

Техника учета бюджета времени. Определение и исправление своих трудовых навыков. Стилевые особенности повседневной жизни в организации.

3. Типология поведения со­трудников. Формирование поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Пределы роста культурных систем: модель волновых процессов в культуре.

 

 

Тема 10. Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации и индивидуальное поведение

Вопросы

1. Особенности организационного поведения на разных стадиях развития организации.

2. Символические характеристики современной организации на разных этапах ее развития. Символизация жизненного пространства человека в организации на разных этапах развития. Семиотика организационной повседневности. Символика признания и счастья.

3. Понятие организационного развития. Изменения как норма функционирования организации. Синергетическая модель изменения организационной культуры.

4. Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации. Сопротивление изменениям.

5. Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции.

6. Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения. Управление поведением: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью; измерение поведенческих событий; функциональный анализ поведения; разработка стратегий интервенций; оценка для улучшения деятельности. Жизненный путь человека как предмет организационно поведенческого исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.008 с.)