Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Коммуникативное поведение в организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие коммуникации и коммуникабельности. Основные понятия теории коммуникации (“коммуникативные нормы и правила”, “роли”, “коммуникативные сети”, “коммуникативное поведение” и пр.). Роль и место коммуникации в системе организационных отношений. Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация. Двухсторонний коммуникативный процесс. Коммуникационные процессы в организации. Функционирование коммуникаций в организациях: трансляция организационного социокультурного опыта. Коммуникативное поведение. Влияние коммуникационного поведения на эффективность управления. Нисходящие и восходящие коммуникации. Коммуникативные потребности. Понятие коммуникативной компетентности. Виды и формы общения. Направленность общения. Невербальные компоненты коммуникации. Слухи. Проблема отношения к незнакомому в традициях различных организационных культур. Межличностные коммуникации в организации. Доверие как основа развития способностей межличностного взаимопонимания. Барьеры эффективного общения. Обучение общению. Развитие форм прямого общения. Формы делового общения. Деловое общение с руководством: формы, регламентация, эффективность. Влияние стиля управления на формы делового общения. Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур. Отношение “Я - другие” как универсальный историко-культурный способ регуляции уединенности. Тема 9. Проектирование организации и индивидуальное планирование работы Анализ отношений в организации. Проектирование организации. Проектирование организационных отношений и их регламентирование. Понятие организационной патологии. Этапы организационного проектирования. Проектирование работы в организации. Факторы проектирования организации: состояние внешней среды, технология работы в организации, стратегический выбор целей развития организации, поведение работников. Элементы проектирования организации: разделение труда, кооперация, связи, масштаб управляемости, распределение полномочий, дифференциация и интеграция, процесс принятия решений, формы взаимосвязи структурных подразделений (структурно-функциональные связи). Степень централизации и децентрализации организации. Качество трудовой жизни и проектирование. Возникновение в организации пространства, где существует представление о ценности индивидуальности. Современные способы построения организации и организационное поведение. Многообразие стилей жизни людей и культурные отличия трудовых жизненных форм. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение. Способы (критерии) оценки реальности. Влияние организационного пространства на эмоционально-психологические состояния человека (агрессивность, страх, тревога, радость и т.д.). Принципы управления (первичность целей, координация и делегирование полномочий и ответственности, диапазон контроля, соответствие полномочий и контроля, влияние основных структурных решений) на поведение индивидуума. Роль дивизиональных структур в расширении свободы поведения личности. Анализ индивидуальной деятельности и планирование личной работы. Пересмотр и перераспределение работ посредством их укрупнения и ротации. Повышение качества индивидуальной работы путем интенсификации труда. Техника учета бюджета времени. Типичные отвлекающие факторы и их устранение. Определение и исправление своих трудовых навыков. Системы планирования. Влияние гибкого графика работы на индивидуальное поведение. Подходы к оценке эффективности поведения личности. Стилевые особенности повседневной жизни в организации. Стиль как индивидуальный или групповой “почерк жизни”.
Тема 10. Организационные изменения и особенности Организационного поведения на разных этапах развития организации Изменения, с которыми сталкиваются организации в своем развитии. Изменения как норма функционирования организации. Синергетическая модель изменения организационной культуры. Механизм изменения личности и ее моделей поведения как главный источник изменения организационной культуры. Понятие организационного развития. Ценности организационного развития. Модель управления организационным развитием. Направления и формы организационного поведения. Меры по осуществлению эффективного руководства процессом преобразований. Принципы обучения в рамках организационного развития. Организационные изменения как угроза личной свободе. Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации. Сопротивление изменениям. Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции. Подготовка работников к необходимости изменений. Изменения в процессе труда. Участие работников в реорганизации как способ преодоления их сопротивления нововведениям. Критерии успешного осуществление изменений. Концепция научения поведению: подкрепление и наказание. Позитивное и негативное подкрепление. Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения. Управление поведением: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью; измерение поведенческих событий; функциональный анализ поведения; разработка стратегий интервенций; оценка для улучшения деятельности. Жизненный путь человека как предмет организационно поведенческого исследования. Формирование поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Определение наиболее привлекательного поведения работников для повышения эффективности деятельности организации. Типология поведения сотрудников. Пределы роста культурных систем: модель волновых процессов в культуре. Особенности организационного поведения стадии формирования организации. Конструирование новых организационных отношений и коммуникативных связей. Особенности организационного поведения на стадии интенсивного роста организации. Особенности организационного поведения на стадии стабилизации. Зрелость организации, формализация правил и отношений. Поддержание стабильной комплексной структуры и изменение требований к работникам и внутриорганизационным отношениям. Особенности организационного поведения на стадии спада (ситуация кризиса). Порядок консервации организационное поведение отдельных работников, рабочих групп. Символические характеристики современной организации на разных этапах ее развития. Семиотика организационной повседневности. Символ и миф. Символика признания и счастья. Многослойная символизация организационных порядков. Символизация жизненного пространства человека в организации на разных этапах развития.
5.2 Разделы дисциплины и виды занятий Перечень разделов дисциплины с указанием трудоемкости их освоения в академических часах, видов учебной работы с учетом существующих форм освоения приведен в табл. 5.1.
Таблица 5.1 - Перечень разделов дисциплины с указанием трудоемкости
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Практические занятия Примерные темы практических занятий с указанием разделов дисциплины, к которым они относятся, приведены в табл. 6.1.
Таблица 6.1. - Распределение практических работ по разделам дисциплины для очного обучения
Тема 1. Предмет и задачи курса «Организационная психология». Теории поведения личности в организации Вопросы 1. Предмет, цели и основные задачи дисциплины «Организационная психология». 2. Понятие поведения. Основные направления изучения организационного поведения. Условия формирования организационного поведения: экономическая, социокультурная, этническая, правовая среда. 3. Влияние на организационное поведение особенностей организационной культуры. 4. Развитие взглядов на поведение личности в организации: классическая теория управления (Тейлор, Уорвик, Файоль), школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, М. Фоллет), концепция «менеджмента персонала» (М. Блюмфилда), бихевиоризм (Д. Уотсон), школа поведенческих наук (Д. МакГрегора, Ф. Герцберга, К. Арджириса, Ф. Ротлисберга), теория социального научения (Бандуры, Д. Роттера, Скиннера). 5. Теория компетенции и ее значение для понимания индивидуального поведения. 6. Представление о себе (“Я-концепция”). Я-концепция личности и психологические механизмы защиты. 7. Природа, функции и основные характеристики понятия «установки» в организационном поведении. Компоненты установок. Модель самоопределения личности. Способы изменения установок. Применение теории когнитивного диссонанса для устранения несоответствия между установками и поведением.
Тема 2. Социализация и ролевое поведение в организации Вопросы 1. Социальная адаптация и активность человека в организации. Стадии и институты социализации. 2. Ролевое поведение и ролевое ожидание индивида в организации. Статусы и роли. Приспособление к новым должностям. 3. Ролевые конфликты: конфликт «личность - роль», конфликт внутри роли, конфликт между ролями. Методы преодоления ролевых конфликтов.
Тема 3. Социальные действия и сущность мотивационного процесса Вопросы 1. Понятие социального действия. Социальные отношения. Типы социального поведения, обычаи. 2. Содержательные и процессуальные теории мотивации: сравнительный анализ. Мотивационный механизм формирования организационного поведения личности. Корпоративная культура в системе мотивации личности работника. 3. Зависимость между удовлетворением работой и производительностью. Поведение работника при постоянном неудовлетворении работой. Деньги в контексте мотивационных теорий. Социальные блага в контексте мотивационных теорий. Создание эффективной системы вознаграждений в организации. Тема 4. Формирование группового поведения в организации Вопросы 1. Понятие и характеристики группы. Задачи и принципы формирования групп. Теории группообразования. 2. Сплоченность группы. Достижения синергетического эффекта в группе. 3. Групповые нормы поведения как регулятор поведения личности. Этапы формирования групп. Появление общественного мнения в группе. 4. Основные системные факторы функционирования формальных групп. Регламенты организационного поведения в рабочих группах. 5. Команды в условиях современных организаций. Особенности самоуправляемых команд. 6. Функции неформальных групп. Разновидности неформальных групп. Влияние неформальных групп на эффективность деятельности организации.
Тема 5. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте Вопросы 1. Современный взгляд на конфликты в организации. Причины межгрупповых конфликтов. Последствия конфликтов в организации. 2. Межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, разрешение проблемы). Переговоры - универсальный метод разрешения конфликтов. Причины внутригрупповых конфликтов. 3. Стресс и синдром общей адаптации. Сущность стресса. Причины стрессов в организации. Влияние стресса на эффективность деятельности организации. 4. Организационные и личностные факторы стресса. Групповой фактор стресса. Виды стрессов. Стадии стресса. Управление стрессом: на уровне личности и на уровне организации. 5. Признаки стойкой (не подверженной) стрессам личности. Индивидуальные и организационные способы преодоления стресса.
Тема 6. Формальное и неформальное лидерство в организации Вопросы 1. Понятие лидерства в управлении организацией. Истоки и классические исследования лидерства. 2. Проблемы формирования лидера в организации. Особенности лидерства и его формы на разных этапах развития организации. 3. Формальное лидерство и его природа. Особенности формального лидерства в организациях разного типа. 4. Разновидности неформального лидерства. Особенности неформального лидерства в организациях разного типа. Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров.
Тема 7. Природа власти в организации и стиль работы руководителя Вопросы 1. Понятие власти. Виды власти. Основы власти руководителя в организации: принуждение, собственность на ресурсы, авторитет, добровольное подчинение, разумная вера, традиции, участие. 2. Власть и авторитет. Власть и полномочия. Этическая ответственность за использование власти за пределами должностной ответственности. Централизация, децентрализация и делегирование власти. Контроль в дисциплинарных отношениях. 3. Классические стили руководства. Представления о других (Э.Гоффман). Решетка стилей руководства Блейка и Моутона. Классификация стиля управления в рамках ситуационного лидерства (Фидлера, Херси и Бланшарда, Врума-Йеттона, Митчелла-Хауса).
Тема 8. Коммуникативное поведение в организации Вопросы 1. Понятие коммуникации и коммуникабельности. Основные понятия теории коммуникации. Роль и место коммуникации в системе организационных отношений. 2. Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация. Коммуникативное поведение. Влияние коммуникационного поведения на эффективность управления. 3. Понятие коммуникативной компетентности. Виды и формы общения. Доверие как основа развития способностей межличностного взаимопонимания. 4. Обучение общению. Барьеры эффективного общения. Формы делового общения. 5. Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур.
Тема 9. Проектирование организации и индивидуальное планирование работы Вопросы 1. Проектирование организационных отношений и их регламентирование. Этапы организационного проектирования. Факторы проектирования организации. Элементы проектирования организации. Качество трудовой жизни и проектирование. 2. Многообразие стилей жизни людей и культурные отличия трудовых жизненных форм. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение. Техника учета бюджета времени. Определение и исправление своих трудовых навыков. Стилевые особенности повседневной жизни в организации. 3. Типология поведения сотрудников. Формирование поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Пределы роста культурных систем: модель волновых процессов в культуре.
Тема 10. Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации и индивидуальное поведение Вопросы 1. Особенности организационного поведения на разных стадиях развития организации. 2. Символические характеристики современной организации на разных этапах ее развития. Символизация жизненного пространства человека в организации на разных этапах развития. Семиотика организационной повседневности. Символика признания и счастья. 3. Понятие организационного развития. Изменения как норма функционирования организации. Синергетическая модель изменения организационной культуры. 4. Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации. Сопротивление изменениям. 5. Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции. 6. Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения. Управление поведением: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью; измерение поведенческих событий; функциональный анализ поведения; разработка стратегий интервенций; оценка для улучшения деятельности. Жизненный путь человека как предмет организационно поведенческого исследования.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.008 с.) |