Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка мероприятий по организационному развитию.

Поиск

22. Персональное развитие менеджера.

23. Планируемые организационные изменения.

24. Природа и характеристика организационных нововведений.

25. Проблемы, возникающие в отношениях между организациями и индивидами.

26. Психологические теории о поведении человека в организации.

27. Реакция людей на нововведения.

28. Рефлексивная корректировка организационного поведения.

29. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.

30. Роль управления в сфере поведения организации.

31. Стресс и психологическое консультирование.

32. Теории управления о поведении человека в организации: теории мотиваций; теория самосогласованности.

33. Традиционные концепции лидерства.

34. Трудовой (личностный) потенциал работника.

35. Успешное управление нововведениями.

36. Формальная и неформальная структура (организации) группы.

37. Формальные группы.

 

 

10.4 Перечень ключевых слов дисциплины

Абсолютные конфликты — конфликты, в которых борьба ве­дется до полного уничтожения одного или обоих соперников.

Автономия личности - обособленность личности, ее способность к самоопределению своих позиций. А.Л. позволяет человеку сохранить свое достоинство, личностные позиции в различных социальных условиях.

Авторитарность (автократичность) -социально-психологическая характеристика стиля руководства и лидерства, особенностями которого являются: жесткая централизация руководителем (лидером) управленческих функций, сосредоточение в его руках всей полноты власти, подавление инициативы подчиненных (“ведомых”), недопущение их к решению важнейших вопросов совместной деятельности, преимущественное использование приказов и распоряжений, различных форм наказания.

Авторитет - 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

Авторитетность - способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Агрессивность — враждебность; свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.

Агрессия — индивидуальное или коллективное поведение, на­правленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба или уничтожение другого человека, группы людей и больших социальных общностей.

Адаптация персонала – процесс знакомства сотрудника с деятельностью организации и самой организацией, а также изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды. А.п. имеет целью облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации.

Адаптация социальная - приспособление индивида к условиям внешней среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, принятие норм и ценностей новой социальной среды. Существует несколько форм А.с.: аккомодация (полное подчинение требованиям среды без их критического анализа); конформизм (сознательное и вынужденное принятие норм и ценностей среды); ассимиляция (сознательное и добровольное принятие норм и ценностей социальной среды).

Альтруизм - черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.

Амбиция - качество личности, проявляющееся в обостренном самолюбии, самомнении, честолюбии и тщеславии. В деятельности менеджера влияет на лидерство и социально-психологическую атмосферу.

Анализ данных – Совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных с целью формирования определенных представлений о характере явления, описываемого этими данными, обычно с помощью математических методов.

Анализ факторный – группа методов многомерного статистического анализа, которые позволяют представить в компактной форме обобщенную информацию о структуре связей между наблюдаемыми признаками изучаемого социального объекта на основе выделения некоторых скрытых, непосредственно не наблюдаемых факторов. А.ф. в его классическом варианте разработан для данных, полученных при измерениях по интервальным шкалам.

Анкета – инструмент сбора первичной информации, ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа. – В социологии метод сбора эмпирической информации.

Анкетирование групповое – методическая и организационная разновидность письменного опроса (анкетирования), состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении (аудитории) в соответствии с правилами выборочной процедуры. Эта разновидность анкетирования обозначается также терминами групповой опрос, аудиторный опрос.

Анкетирование индивидуальное – не предусматривает общности места и времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых. А.и. проводится чаще всего по месту жительства, когда анкетер, объяснив респонденту правила работы с анкетой, присутствует при ее заполнении и по мере надобности консультирует его по технике заполнения.

Антиципация - предвосхищение, ожидание наступления чего-либо.

Апатия - состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности.

Аттракция - привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аутотренинг - комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственным психическим состоянием и поведением.

Аффект - бурная кратковременная эмоциональная вспышка, сопровождающаяся утратой волевого контроля.

Власть - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Сущностью В. являются отношения руководства, господства, подчинения.

Воздействие управленческое - действие, вызывающее изменение состояния (параметров, свойств) объекта (системы) управления.

Вытеснение - один из видов психологической защиты, представляющей собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, переживания изгоняются и переводятся из сознательного в бессознательное.

Гендерная роль - набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня, развития и т.д.). Наиболее распространены классификации Г. по размеру: большие, малые, микрогруппы (диады, триады); по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); по непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные; по уровню развития: ассоциации, корпорации, диффузные группы и - высокого уровня развития - коллекгивы; по значимости: рефлекторные и группы членства и т.д.

Группа большая - 1) количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (классов, принадлежности, пола, возраста, национальности и т.п.); 2) реальная значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения). В Г.б. вырабатываются нормы поведения, общественные или культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида.

Группа малая - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Особенностью, отличающей Г.м. от больших групп, является ее относительная “струкурная простота”. Это означает, что в Г.м. имеется, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы.

Группа неформальная – вид малой группы, возникает в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется относительной независимостью от социальных структур, нечетко выраженной целью групповой деятельности и неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства.

Группа официальная (формальная) - реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Г.о. всегда имеет нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

Группа первичная – вид малой группы, отличается высокой степенью солидарности, глубоко развитым чувством «мы». Характерные черты: малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов. Через Г.п. человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в них происходит первичная социализация личности.

Группа проблемная – формально организованный коллектив научно-технических работников, созданный для исследования или решения четко сформулированной проблемы. Работа членов Г.п. четко координирована и направлена на достижение общей цели. Состав Г.п. определяется структурой проблемы, обычно имеет многодисциплинарный характер. По мере изучения проблемы Г.п. может меняться. Статус Г.п. в организации может быть весьма различным.

Группа семейная – малая социальная группа, состоящая из членов семьи, связанных между собой отношениями брака или родства. Г.с. может быть нуклеарной, состоящая из супругов или одного из них и детей, а также расширенной, включающей в себя членов нуклеарной семьи и их прямых родственников (чаще родителей каждого из супругов); полной (включающей обоих супругов) и неполной.

Группа формальная – вид малой группы, положение и поведение отдельных членов которой строго регламентируется официальными правилами организации и социальными институтами. Это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется разделением функций, безличностью и договорностью отношений, одной, строго определенной, целью сотрудничества, крайней рационализацией функций (как общегрупповых, так и индивидуальных), низкой зависимостью от традиций и т.д.

Группировка – распределение изучаемой совокупности единиц анализа на однородные группы по заданным признакам. Цель Г. – определение численности однородных групп единиц анализа по интересующим исследователя признакам. В зависимости от того, используются ли для Г. количественные или качественные признаки, Г. имеет определенные особенности. В случае количественных признаков (возраст, стаж работы, зарплата 70и т.д.)

Групповая динамика - сумма внутренних социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К Г.д. относится руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, давление, система социального контроля - все процессы, влияющие на психологию поведения человека в группе.

Групповая изоляция - длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях.

Групповое принятие решений - осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура Г.п.р. предполагает обязательное согласование мнений членов группы.

Девиантное поведение - поведенческое противодействие предлагаемым нравственным и правовым общественным нормам, наступившее в результате нарушения взаимодействия человека с микро- и макросоциальной средой. Д.п. приводит к нарушению развития личности и социализации вследствие отсутствия учета социальной средой особенностей его индивидуальности.

Дезадаптация социальная - дисгармоничное состояние, невозможность принять социальные обстоятельства жизни. Д.с. возникает при блокировании удовлетворения естественных социальных потребностей и требует отвлечения психологической энергии на защиту Я. Следствием Д.с. являются психологическая изоляция в сфере общения с утратой чувства принадлежности к культуре.

Деиндивидуализация - уграта самоосознания и боязни оценки: возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

Действие - единица деятельности; произвольная преднамеренная оперативная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Делегирование полномочий - передача управленческих, властных функций от одного субъекта другому; один из способов функционирования управления, реализации управленческих решений.

Деперсонализация (обезличивание) - временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

Депрессия — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Десоциализация - «вытеснение» индивида или социальной группы из собственной культуры.

Децентрация - механизм преодоления эгоцентризма личности, в основе которого лежит способность субъекта к принятию роли другого человека.

Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя.

Дискуссия — обсуждение спорного вопроса.

Дистресс - отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до полного ее разрушения.

Документ – один из источников, используемых в социологических исследованиях для получения первичной эмпирической информации. Потоки документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности общества. Документальные связи между различными социальными группами и организациями отражают существенные характеристики социальных процессов, их правовые, экономические, социально-психологические и другие аспекты. Д. фиксируют состояние и изменение социальных процессов во времени.

Допустимые границы управления - значение управляющего воздействия, ограниченное определенными пределами, которые обусловлены особенностями управленческого объекта.

Достижения мотивация - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач.

Единоначалие - принцип управления, когда руководитель несет всю полноту ответственности за нормальное функционирование и развитие организации и персонала и, вместе с тем, наделен властными полномочиями.

Замещение (сублимация) - один из защитных механизмов, представляющий собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

Запаздывание в управлении - разрыв между моментом управленческого воздействия субъекта на объект и наступлением соответствующего результата этого воздействия.

Значимый другой - человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности.

Идентификация - отождествление. Установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицируемого с ним лица.

Идентификация - процесс эмоционального и иного самоото­ждествления личности с другим человеком, группой, образцом.

Иерархические системы управления - системы управления, состоящие из взаимосвязанных подсистем, упорядоченных по уровням субординации.

Иллюзии - феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.

Имидж - образ, изображение; реальный (или воображаемый) облик, стиль делового поведения человека, фирмы, предприятия, товара, отношение к ним на основе их популярности и успеха, доверия и симпатии людей.

Имплицитная теория личности - устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности людей, на основе которого он судит о людях в условиях недостаточной информации о них.

Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных и психологических.

Индивидуально-психологические причины конфликта - отражают индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, способности, характер, потребности, мотивы и т.п.).

Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный порог толерантности — определенный пре­дел роста психологического напряжения, после которого индивид вступает в конфликт или впадает в фрустрацию.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инсайт - озарение, догадка. Внезапное, неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и безуспешно думал, трудился.

Инстинкт - врожденный вид поведения, передающийся по наследству или возникающий в результате естественного созревания организма. Инстинктивное поведение осуществляется по определенной, достаточно жесткой программе и мало изменяющейся под влиянием приобретаемого жизненного опыта.

Интеграция социальная - понятие, характеризующее: совокупность процессов, благодаря которым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему; формы поддержания социальными группами определенной устойчивости и равновесия общественных отношений; способность социальной системы или ее частей к сопротивлению разрушительным факторам, к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий.

Интеракция - взаимодействие.

Интериоризация — постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутренне психологическое свойство или способность человека.

Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. И. является одной из базовых черт личности.

Интроспекция - метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.

Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Инфантилизм — проявление детских черт в поведении взрослого человека.

Катарсис - очищение. Душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживании типа аффекта или стресса.

Климат социально-психологический — общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложив­шихся в ней.

Когнитивная беспомощность - психологическое состояние или ситуация, при которой индивид, имея необходимые знания, умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней.

Когнитивная психология - одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.

Коллектив - высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали.

Коллективизм - концепция, отдающая приоритет целям той или иной группы (как правило, семьи или рабочей группы) по сравнению с личными целями. В соответствии с этим происходит самоидентификация.

Компенсация - способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств.

Компетентность коммуникативная - ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других.

Комплекс неполноценности - сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциями, переживаниями по этому поводу.

Конкуренция - одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов другими индивидами, группами.

Консенсус - метод урегулирования социальных конфликтов, ориентированный на совместное решение проблемы.

Контроль управления - один из необходимых этапов управленческого цикла, назначение которого - выявление отклонений величины фактических параметров управленческой системы от желаемых (цели, задания, нормы, ценности и т.п.).

Конфликт внутренний - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

Конформность — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Кооперация - одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Кризис - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Лидер — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, готовыми следовать за ним.

Лидерство - способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Личностный смысл - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознавание как “значение-для-меня” усваиваемых субъекгом безличностных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и постугаси, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы.

Локус контроля - понятие, субъективно характеризующее место расположения причин, объясняющих поведение человека им самим или наблюдаемые им поступки других людей. Внутренний л. к. представляет собой локализацию причин поведения в самом человеке, а внешний л. к. — помещение их в окружающий мир.

Манипулирование - совокупность приемов воздействия на человека с целью изменить его взгляды и поведение вопреки его стремлениям, потребностям, целям, интересам.

Маргиналы - неадаптивные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.

Массовая коммуникация - систематическое распространение с помощью технических средств тиражирования специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей.

Межгрупповые отношения (в психологии) - совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Межгрушюваи дискриминация - установление различий между собственной и другой группами. Нередко этот процесс приобретает ярко выраженную оценочную окраску, свойственную межгрупповому восприятию.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Менеджмент – 1. область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и ее совершенствования в соответствии с задачами социально-экономического развития. 2. это процесс оптимизации человека и его материальных и финансовых ресурсов, это также искусство, так как требует постоянного творческого подхода.

Менталитет - особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, общественных взаимоотношений с социальной средой, национальными традициями и т.п.

Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Мотив власти - устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремление господствовать, управлять, распоряжаться ими.

Мотив достижения успеха - потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.

Мотив достижения успеха — потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми. М. д. у.-устойчивая мотивационная черта личности.

Мотив избегания неудачи - более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. М.и.н.- черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.

Мотив избегания неудачи - стремление человека в любой ситуа­ции действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. М. и. н.— черта личности, противоположная мотиву достижения успеха).

Мотивация - влечение или потребность, побуждающие нас действовать с определенной целью.

Направленность личности - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

Насилие - в узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм; в широком смысле под насилием понимаются любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.

Настроение общественное - преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени.

Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие человеку средством общения с людьми.

Ненависть - стойкое отрицательное чувство человека, на­правленное на явление, противоречащее его потребностям, интересам, ценностям.

Несовместимость межличностная - взаимное неприятие (ан­типатия) партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на совпадении (противостоянии) ценностных ориентации, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик индивидов.

Неудовлетворенность - негативное восприятие (оценка) тех или иных факторов, событий, складывающихся обстоятельств, тенденций развития и т. д.

Неформальная (неофициальная) группа — группа людей, психологически объединенных друг с другом на основе каких-либо личных интересов, но не принадлежащих как группа к какой-либо реально существующей социальной организации.

Неформальная организация - спонтанно возникаемая общность людей, на основе личного выбора.

Нормы - правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы предписывают “правильное” поведение.

Нормы групповые - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общественностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Нормы социальные - принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Образование – система организаций и лиц, осуществляющих образовательную деятельность, т.е. передачу одними людьми другим новых знаний, развитие у них новых умений и навыков. Получение образования предстает как участие в образовательной деятельности в качестве реципиента передаваемых знаний.

Общение - один из способа социальной жизни людей: сложный, многогранный процесс взаимодействия, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.

Одобрение - конформизм, который включает действия и убеждения в соответствии с социальным давлением.

Ожидания социальные - подразумеваемые требования, предъявленные окружающими индивиду по отношению к его действиям, мыслям и чувствам, необходимым или уместным в той или иной ситуации.

Организационное Поведение – появление понятия обычно связывают с докладом Р. Гордона и Д. Хауэла (1959), в котором авторы на основе анализа результатов опросов студентов и преподавателей бизнес-школ пришли к выводу, что будущим менеджерам-практикам недостаточно изучения психологии и что необходимо создание такой учебной дисциплины, которая охватывала бы широкий спектр вопросов, касающихся поведения людей и групп в организациях.

Организационный конфликт - столкновение противоположно направленных позиций индивидов или групп безотносительно к целям друг друга.

Ориентация членов группы на задачу или на себя – Американский психолог Эдгар Шайн (1998) описал виды поведения, ориентированные на задачу и производительность, и виды поведения, ориентированные на себя как у индивидов, так и у подгрупп. С помощью указанных видов поведения работники демонстрируют механизмы определения и переопределения ролей в группе.

Отклоняющееся (девиантное) поведение -поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.

Отчуждение - процесс или результат утраты для человека значения или личностного смысла того, что раньше привлекало его внимание, было интересным и важным.

Память — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Подкрепление - средство, способное удовлетворить возникшую потребность, снять вызванную ею напряженность. П. - также средство, подтверждающее правильность или ошибочность совершенного поступка, действия.

Подражание - сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Подчинение - зависимость индивида (группы, общества и т.п.) в своих действиях от другого лица; деятельность руководителя по приведению действий людей, находящихся в субординированных отношениях, в соответствие с требованиями организации к ее членам.

Позиции конфликтующих сторон - то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или переговорного процесса.

Позиция социальная - 1) место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. В этом значении П.с. синонимична понятию “статус”; 2) взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах.

Показатели социальные – количественные и качественные характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в управлении и планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения дел в обществе научно обоснованным требованиям.

Политический конфликт — столкновение политических субъ­ектов по поводу власти и властных отношений.

Понимание - психологическое состояние, выражающее собой адекватность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Потенциальный конфликт - реальные основания для возник­новения конфликта, но пока одна или обе стороны в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную.

Потребности - нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, группы общества; внутренний побудитель активности.

Предконфликтная ситуация - рост социальной напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями.

Предмет конфликта -то, из-за чего возникает конфликт.

Престиж - мера признания обществом заслуг индивида; результат соотношения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившихся в данной общности.

Привлекательность - качества, очаровывающие аудиторию. Обаятельный коммуникатор наиболее убедителен в случаях, когда большую роль играет субъективное предпочтение.

Принуждение - подчинение человека (группы, класса, народа) субъекту управления против его воли с целью использования его сил для достижения тех или иных общественных или личных отношений.

Принятие решений - волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности.

Приобретенная беспомощность - безнадежность и покорность, приобретаемая в случае, если человек или животное не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятными событиями.

Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности су



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.127 (0.012 с.)