Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень формируемых компетенций↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Рекомендована Методическим Советом ФГАОУ ВПО УрФУ для специальностей и направлений подготовки:
Екатеринбург 2012 Рабочая программа составлена в соответствии с [Федеральным] Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования [регистрационный номер (XXX) тех/дс от (ХХХХ ХХХХ г.)]
Рабочая программа составлена: Аржанухин Сергей Владимирович, профессор, доктор философских наук, профессор кафедры Социологии и СТУ УрФУ
Рабочая программа одобрена на заседании кафедр: Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии [наименование подразделения] [дата], протокол № [номер].
Председатель методической комиссии факультета [И.О. Фамилия]
Начальник отдела ресурсного обеспечения образовательных программ ЦОТ Н.Н. Торопова
АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина посвящена изучению проблем организационной психологии. Данный курс должен познакомить студентов с прикладными феноменами теории управления и практическими методиками поведения человека в организационном пространстве; основными понятиями, терминами и явлениями, характеризующими как индивидуальную, так и групповую жизнь и деятельность в организации; спецификой процессов коммуникаций и взаимодействий в современных фирмах. В учебной программе в рамках концепции «постиндустриального общества» обосновывается новый подход, согласно которому психологические проблемы в организации рассматриваются в контексте сбалансированности организационной власти и интересов работников — базового организационного процесса, обеспечивающего устойчивую приоритетность согласованности общей цели организации и единства деятельности с индивидуальными целями и ценностями работников. Рабочая программа рассчитана на студентов специальности 0805007 «Менеджмент организации». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины - подготовка студентов к профессиональному решению организационно-психологических проблем, направленных на повышение эффективности деятельности как организации, так и личности. Особое внимание уделяется формированию у студентов общих экономических и организационно-управленческих компетенций, социально-личностных общекультурных и коммуникативных компетенций, общепрофессиональной инновационной компетенции. Задачами изучения дисциплины являются: · формирование систематических знаний о психологических основах управленческой деятельности; · ознакомление студентов с современными отечественными и зарубежными организационно-психологическими теориями и концепциями и применение социально-психологических теорий о поведении человека в практике менеджмента;
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП 2.1. Междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) дисциплинами [текст] 2.2. Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами [текст] ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Виды учебной работы по дисциплине и формы итогового контроля знаний, соответствующие данной образовательной программе, с разбивкой объема работы по часам и семестрам для существующих форм обучения приведены в табл. 4.1.- 4.3.
Таблица 4.1. Трудоемкость дисциплины в академических часах для студентов очной формы обучения
Таблица 4.2. Трудоемкость дисциплины в академических часах для студентов заочной формы обучения
Таблица 4.3. Трудоемкость дисциплины в академических часах для студентов дистанционной формы обучения
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Практические занятия Примерные темы практических занятий с указанием разделов дисциплины, к которым они относятся, приведены в табл. 6.1.
Таблица 6.1. - Распределение практических работ по разделам дисциплины для очного обучения
Тема 1. Предмет и задачи курса «Организационная психология». Теории поведения личности в организации Вопросы 1. Предмет, цели и основные задачи дисциплины «Организационная психология». 2. Понятие поведения. Основные направления изучения организационного поведения. Условия формирования организационного поведения: экономическая, социокультурная, этническая, правовая среда. 3. Влияние на организационное поведение особенностей организационной культуры. 4. Развитие взглядов на поведение личности в организации: классическая теория управления (Тейлор, Уорвик, Файоль), школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, М. Фоллет), концепция «менеджмента персонала» (М. Блюмфилда), бихевиоризм (Д. Уотсон), школа поведенческих наук (Д. МакГрегора, Ф. Герцберга, К. Арджириса, Ф. Ротлисберга), теория социального научения (Бандуры, Д. Роттера, Скиннера). 5. Теория компетенции и ее значение для понимания индивидуального поведения. 6. Представление о себе (“Я-концепция”). Я-концепция личности и психологические механизмы защиты. 7. Природа, функции и основные характеристики понятия «установки» в организационном поведении. Компоненты установок. Модель самоопределения личности. Способы изменения установок. Применение теории когнитивного диссонанса для устранения несоответствия между установками и поведением.
Тема 2. Социализация и ролевое поведение в организации Вопросы 1. Социальная адаптация и активность человека в организации. Стадии и институты социализации. 2. Ролевое поведение и ролевое ожидание индивида в организации. Статусы и роли. Приспособление к новым должностям. 3. Ролевые конфликты: конфликт «личность - роль», конфликт внутри роли, конфликт между ролями. Методы преодоления ролевых конфликтов.
Тема 3. Социальные действия и сущность мотивационного процесса Вопросы 1. Понятие социального действия. Социальные отношения. Типы социального поведения, обычаи. 2. Содержательные и процессуальные теории мотивации: сравнительный анализ. Мотивационный механизм формирования организационного поведения личности. Корпоративная культура в системе мотивации личности работника. 3. Зависимость между удовлетворением работой и производительностью. Поведение работника при постоянном неудовлетворении работой. Деньги в контексте мотивационных теорий. Социальные блага в контексте мотивационных теорий. Создание эффективной системы вознаграждений в организации. Тема 4. Формирование группового поведения в организации Вопросы 1. Понятие и характеристики группы. Задачи и принципы формирования групп. Теории группообразования. 2. Сплоченность группы. Достижения синергетического эффекта в группе. 3. Групповые нормы поведения как регулятор поведения личности. Этапы формирования групп. Появление общественного мнения в группе. 4. Основные системные факторы функционирования формальных групп. Регламенты организационного поведения в рабочих группах. 5. Команды в условиях современных организаций. Особенности самоуправляемых команд. 6. Функции неформальных групп. Разновидности неформальных групп. Влияние неформальных групп на эффективность деятельности организации.
Тема 5. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте Вопросы 1. Современный взгляд на конфликты в организации. Причины межгрупповых конфликтов. Последствия конфликтов в организации. 2. Межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, разрешение проблемы). Переговоры - универсальный метод разрешения конфликтов. Причины внутригрупповых конфликтов. 3. Стресс и синдром общей адаптации. Сущность стресса. Причины стрессов в организации. Влияние стресса на эффективность деятельности организации. 4. Организационные и личностные факторы стресса. Групповой фактор стресса. Виды стрессов. Стадии стресса. Управление стрессом: на уровне личности и на уровне организации. 5. Признаки стойкой (не подверженной) стрессам личности. Индивидуальные и организационные способы преодоления стресса.
Тема 6. Формальное и неформальное лидерство в организации Вопросы 1. Понятие лидерства в управлении организацией. Истоки и классические исследования лидерства. 2. Проблемы формирования лидера в организации. Особенности лидерства и его формы на разных этапах развития организации. 3. Формальное лидерство и его природа. Особенности формального лидерства в организациях разного типа. 4. Разновидности неформального лидерства. Особенности неформального лидерства в организациях разного типа. Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров.
Тема 7. Природа власти в организации и стиль работы руководителя Вопросы 1. Понятие власти. Виды власти. Основы власти руководителя в организации: принуждение, собственность на ресурсы, авторитет, добровольное подчинение, разумная вера, традиции, участие. 2. Власть и авторитет. Власть и полномочия. Этическая ответственность за использование власти за пределами должностной ответственности. Централизация, децентрализация и делегирование власти. Контроль в дисциплинарных отношениях. 3. Классические стили руководства. Представления о других (Э.Гоффман). Решетка стилей руководства Блейка и Моутона. Классификация стиля управления в рамках ситуационного лидерства (Фидлера, Херси и Бланшарда, Врума-Йеттона, Митчелла-Хауса).
Тема 8. Коммуникативное поведение в организации Вопросы 1. Понятие коммуникации и коммуникабельности. Основные понятия теории коммуникации. Роль и место коммуникации в системе организационных отношений. 2. Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация. Коммуникативное поведение. Влияние коммуникационного поведения на эффективность управления. 3. Понятие коммуникативной компетентности. Виды и формы общения. Доверие как основа развития способностей межличностного взаимопонимания. 4. Обучение общению. Барьеры эффективного общения. Формы делового общения. 5. Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур.
Тема 9. Проектирование организации и индивидуальное планирование работы Вопросы 1. Проектирование организационных отношений и их регламентирование. Этапы организационного проектирования. Факторы проектирования организации. Элементы проектирования организации. Качество трудовой жизни и проектирование. 2. Многообразие стилей жизни людей и культурные отличия трудовых жизненных форм. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение. Техника учета бюджета времени. Определение и исправление своих трудовых навыков. Стилевые особенности повседневной жизни в организации. 3. Типология поведения сотрудников. Формирование поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Пределы роста культурных систем: модель волновых процессов в культуре.
Тема 10. Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации и индивидуальное поведение Вопросы 1. Особенности организационного поведения на разных стадиях развития организации. 2. Символические характеристики современной организации на разных этапах ее развития. Символизация жизненного пространства человека в организации на разных этапах развития. Семиотика организационной повседневности. Символика признания и счастья. 3. Понятие организационного развития. Изменения как норма функционирования организации. Синергетическая модель изменения организационной культуры. 4. Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации. Сопротивление изменениям. 5. Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции. 6. Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения. Управление поведением: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью; измерение поведенческих событий; функциональный анализ поведения; разработка стратегий интервенций; оценка для улучшения деятельности. Жизненный путь человека как предмет организационно поведенческого исследования. На рабочем месте 9.1. Практическое задание Инструкция. Студентам необходимо подготовить ответы на следующие задания.
1. Назовите основные механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. 2. Раскройте понятие «межгрупповая враждебность». 3. Дайте определение трудовому конфликту. 4. Каковы пути разрешения трудовых конфликтов? 5. Определите понятие этапа конфликта. 6. Дайте определение конфликтной ситуации. 7. Раскройте понятие инцидента и эскалации конфликта. 8. Дайте характеристику определению «Баланс сил». 9. Дайте характеристику послеконфликтной стадии. 10. Назовите, какие существуют проблемы взаимоотношений руководителей и подчиненных, вопросы эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя? 11. Каковы пути оптимизации отношений в звене «руководитель — подчиненный»? 12. Назовите правила, которыми должен руководствоваться руководитель во взаимодействии с подчиненным. 13. Стресс в профессиональной деятельности. Управление эмоциональными состояниями. 14. Факторы, усугубляющие воздействие стрессовой ситуации. 15. Совладающее (копинг) поведение. 16. Профилактика стресса. Опросник К. Томаса
Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных Вами баллов по каждой из тактик и нанесите результат на график. Баллы 12 7 ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ 4 ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ Тактики П С К И У (по заглавным буквам)
Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все 5 тактик поведения и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии поведения попадает в «коридор», отмеченный штриховыми линиями. Если Ваш результат отличен от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, другие – выше 7 баллов (сумма баллов равна 30). Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, то есть реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения, и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения по результатам тестирования. Специалисты утверждают, что необходимо применение всех пяти тактик – противоборства, сотрудничества, компромисса, избегания и уступки – в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации. Укажите, пожалуйста, какие тактики следует применять в следующих ситуациях: а) истинные интересы скрываются, но доводы одинаково убедительны; б) одинаково значимы цели и важны подходы обеих сторон; в) принятие решения должно быть быстрым, и Вы убеждены в своей правоте; г) конфликтная ситуация разрешится сама собой через определенное время; д) решение проблемы важнее для партнера, чем для Вас. Задание 1. Каким образом Вы реагируете на стресс? Подумайте о некоторых ситуациях, которые в Вашем случае легко провоцируют стресс. Как вы себя ведете в таких случаях? Запишите четыре-пять способов реагирования, которые вы за собой знаете. Вам понадобится этот список для разработки вашей индивидуальной антистрессовой программы.
Задание 2. Разработка антистрессовой стратегии Необходимо выявить личные раздражители – стрессоры, а затем последовательно устранять их. Следует различать два вида стрессоров: · Внешние, такие как цейтнот, «предписания свыше», кризисная ситуация и т.д.; · Внутренние, такие как личное (завышенное) чувство ответственности, страх соперничества или потери, боязнь не справится с чем-либо. Понаблюдайте за собой в течение нескольких дней или недель и опишите как можно больше ситуаций, в которых вы чувствовали себя напряженно. Попробуйте выявить закономерности, нечто общее для всех этих ситуаций. Какие раздражители являются для вас внешними, а какие внутренними? Некоторое время спустя определится ваш личный «стрессотип». Благодаря этому вы сможете быстрее распознать ситуации, провоцирующие стресс, и противодействовать им. Так вы сможете разработать собственную антистрессовую стратегию. 1. Понаблюдайте за собой в течение некоторого времени и выясните, в чем заключаются ваши личные стрессоры. 2. Разделите внешние, конкретные, и внутренние, скорее абстрактные, стрессоры. 3. Смягчите влияние внешних стрессоров путем улучшенной самоорганизации. 4. Работайте с внутренними стрессорами, регулярно, активно используя релаксацию. Инструкция.
Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания». Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете. Опросник
|