Перечень формируемых компетенций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень формируемых компетенций



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Рекомендована Методическим Советом ФГАОУ ВПО УрФУ

для специальностей и направлений подготовки:

 

 

 

Екатеринбург 2012


Рабочая программа составлена в соответствии с [Федеральным] Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования [регистрационный номер (XXX) тех/дс от (ХХХХ ХХХХ г.)]

 

Рабочая программа составлена:

Аржанухин Сергей Владимирович, профессор, доктор философских наук, профессор кафедры Социологии и СТУ УрФУ

 

Рабочая программа одобрена на заседании кафедр:

Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии [наименование подразделения]

[дата], протокол № [номер].

 

Председатель методической комиссии факультета [И.О. Фамилия]

 

 

Начальник отдела ресурсного обеспечения

образовательных программ ЦОТ Н.Н. Торопова

 

 

АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина посвящена изучению проблем организационной психологии. Данный курс должен познакомить студентов с прикладными феноменами теории управления и практическими методиками поведения человека в организационном пространстве; основными понятиями, терминами и явлениями, характеризующими как индивидуальную, так и групповую жизнь и деятельность в организации; спецификой процессов коммуникаций и взаимодействий в современных фирмах.

В учебной программе в рамках концепции «постиндустриального общества» обосновывается новый подход, согласно которому психологические проблемы в организации рассматриваются в контексте сбалансированности организационной власти и интересов работников — базового организационного процесса, обеспечивающего устойчивую приоритетность согласованности общей цели организации и единства деятельности с индивидуальными целями и ценностями работников.

Рабочая программа рассчитана на студентов специальности 0805007 «Менеджмент организации».


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины - подготовка студентов к профессиональному решению организационно-психологических проблем, направленных на повышение эффектив­ности деятельности как организации, так и личности. Особое внимание уделяется формированию у студентов общих экономических и организационно-управленческих компетенций, социально-личностных общекультурных и коммуникативных компетенций, общепрофессиональной инновационной компетенции.

Задачами изучения дисциплины являются:

· формирование систематических знаний о психологических основах управленческой деятельности;

· ознакомление студентов с современными отечественными и зарубежными организационно-психологическими теориями и концепциями и применение социально-психологических теорий о поведении человека в практике менеджмента;

  • ознакомление студентов с практическими методами и методиками организационно-психологической работы, развитие у студентов способностей самостоятельно осуществлять аналитическую и научно-исследовательскую работу в области организационной психологии.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

2.1. Междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) дисциплинами

[текст]

2.2. Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

[текст]

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы по дисциплине и формы итогового контроля знаний, соответствующие данной образовательной программе, с разбивкой объема работы по часам и семестрам для существующих форм обучения приведены в табл. 4.1.- 4.3.

 

Таблица 4.1. Трудоемкость дисциплины в академических часах для студентов очной формы обучения

 

Виды учебной работы Всего часов Учебные семестры
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа студентов (СРС)
Домашняя работа (ДР)
Подготовка к ауд. занятиям
Вид промежуточного контроля    
Зачет (З) Зачет
Трудоемкость в зачетных единицах    

 

Таблица 4.2. Трудоемкость дисциплины в академических часах для студентов заочной формы обучения

Виды учебной работы Всего часов Учебные семестры
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа студентов (СРС)
Вид промежуточного контроля    
Зачет (З) Зачет
Трудоемкость в зачетных единицах    

 

Таблица 4.3. Трудоемкость дисциплины в академических часах для студентов дистанционной формы обучения

 

Виды учебной работы Всего часов Учебные семестры
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа студентов (СРС)
Дистанционно (ДС)
Домашняя работа (ДР)
Консультация (К)
Вид промежуточного контроля    
Зачет (З) Зачет
Трудоемкость в зачетных единицах    

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Практические занятия

Примерные темы практических занятий с указанием разделов дисциплины, к которым они относятся, приведены в табл. 6.1.

 

Таблица 6.1. - Распределение практических работ по разделам дисциплины для очного обучения

Номер работы Номер раздела Тема занятия Время на выполнение работы, час
Тема 1. Предмет и задачи курса «Организационная психология». Теории поведения личности в организации
Тема 2. Социализация и ролевое поведение в организации
Тема 3. Социальные действия и сущность мотивационного процесса
Тема 4. Формирование группового поведения в организации
Тема 5. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте
Тема 6. Формальное и неформальное лидерство в организации
Тема 7. Природа власти в организации и стиль работы руководителя
Тема 8. Коммуникативное поведение в организации
Тема 9. Проектирование организации и индивидуальное планирование работы
Тема 10. Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации и индивидуальное поведение
 

 

Тема 1.Предмет и задачи курса «Организационная психология». Теории поведения личности в организации

Вопросы

1. Предмет, цели и основные задачи дисциплины «Организационная психология».

2. Понятие поведения. Основные направления изучения организационного поведения. Ус­ловия формирования организационного поведения: экономическая, социокультурная, этническая, пра­вовая среда.

3. Влияние на организационное поведение особенностей организационной культуры.

4. Развитие взглядов на поведение личности в организации: классическая тео­рия управления (Тейлор, Уорвик, Файоль), школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, М. Фоллет), концепция «менеджмента персонала» (М. Блюмфилда), бихевио­ризм (Д. Уотсон), школа поведенческих наук (Д. МакГрегора, Ф. Герцберга, К. Арджириса, Ф. Ротлисберга), теория социального научения (Бандуры, Д. Роттера, Скиннера).

5. Теория компетенции и ее значение для понимания индивидуального поведения.

6. Представление о себе (“Я-концепция”). Я-концепция личности и психологические ме­ханизмы защиты.

7. Природа, функции и основные характеристики понятия «установки» в организационном поведении. Компоненты установок. Мо­дель самоопределения личности. Способы изменения установок. Применение теории когнитивного диссонанса для устранения несоответствия между установками и поведением.

 

Тема 2.Социализация и ролевое поведение в организации

Вопросы

1. Социальная адаптация и активность человека в организации. Стадии и институты социализации.

2. Ролевое поведение и ролевое ожидание индивида в организации. Статусы и роли. Приспособление к но­вым должностям.

3. Ролевые конфликты: конфликт «личность - роль», конфликт внутри роли, конфликт между ролями. Методы преодоления ролевых конфликтов.

 

Тема 3.Социальные действия и сущность мотивационного процесса

Вопросы

1.Понятие социального действия. Социальные отношения. Типы социального поведения, обычаи.

2.Содержательные и процессуальные теории мотивации: сравнительный анализ. Мотивационный механизм формирования орга­низационного поведения личности. Корпоративная культура в системе мотива­ции личности работника.

3.Зависимость между удовлетворением работой и производительностью. Поведение работника при постоянном неудовлетворении работой. Деньги в контексте мотивационных теорий. Социальные блага в контексте мотивационных теорий. Создание эффективной системы вознаграждений в организации.

Тема 4.Формирование группового поведения в организации

Вопросы

1. Понятие и характеристики группы. Задачи и принципы формирования групп. Теории группообразования.

2. Сплоченность группы. Достижения синергетического эффекта в группе.

3. Групповые нормы поведения как регулятор поведения личности. Этапы фор­мирования групп. Появление общественного мнения в группе.

4. Основные системные факторы функционирования формальных групп. Регламенты организационного поведения в рабочих группах.

5. Команды в условиях современных органи­заций. Особенности самоуправляемых команд.

6. Функции неформальных групп. Разно­видности неформальных групп. Влияние неформальных групп на эффективность деятельности организации.

 

Тема 5.Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте

Вопросы

1. Современный взгляд на конфликты в организации. Причины межгрупповых конфликтов. Последствия конфликтов в организации.

2. Межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, разрешение проблемы). Переговоры - универсальный метод разрешения конфликтов. Причины внутригрупповых конфликтов.

3. Стресс и синдром общей адаптации. Сущность стресса. Причины стрессов в организации. Влияние стресса на эффективность деятельности организации.

4. Организационные и личностные факторы стресса. Групповой фактор стресса. Виды стрессов. Стадии стресса. Управление стрессом: на уровне личности и на уровне организации.

5. Признаки стойкой (не подверженной) стрессам личности. Индивидуальные и организационные способы преодоления стресса.

 

Тема 6.Формальное и неформальное лидерство в организации

Вопросы

1. Понятие лидерства в управлении организацией. Истоки и классические исследования лидерства.

2. Проблемы форми­рования лидера в организации. Особенности лидерства и его формы на разных этапах развития организации.

3. Формальное лидерство и его природа. Особенности формального лидерства в организациях разного типа.

4. Разновидности неформального лидерст­ва. Особенности неформального лидерства в организациях разного типа. Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров.

 

 

Тема 7.Природа власти в организации и стиль работы руководителя

Вопросы

1. Понятие власти. Виды власти. Основы власти руководителя в организации: принуждение, собственность на ресурсы, авторитет, добровольное подчинение, разумная вера, традиции, участие.

2. Власть и авторитет. Власть и полномочия. Этическая ответственность за использование власти за пределами должностной ответственности. Централизация, децентрализация и делегирование власти. Контроль в дисциплинарных отношениях.

3. Классические стили руководства. Представления о других (Э.Гоффман). Решетка стилей руководства Блейка и Моутона. Классификация стиля управления в рам­ках ситуационного лидерства (Фидлера, Херси и Бланшарда, Врума-Йеттона, Митчелла-Хауса).

 

 

Тема 8.Коммуникативное поведение в организации

Вопросы

1. Понятие коммуникации и коммуникабельности. Основные понятия теории коммуникации. Роль и место коммуникации в системе организа­ционных отношений.

2. Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация. Коммуника­тивное поведение. Влияние коммуникационного поведения на эффективность управления.

3. Понятие коммуникативной компетентности. Виды и формы общения. Доверие как основа развития способностей межличностного взаимопонимания.

4. Обучение общению. Барьеры эффективного общения. Формы делового общения.

5. Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур.

 

 

Тема 9.Проектирование организации и индивидуальное планирование работы

Вопросы

1. Проектиро­вание организационных отношений и их регламентирование. Этапы организационного проектирования. Факторы проектирования организации. Элементы проектирования организации. Качество трудовой жизни и проектирование.

2. Многообразие стилей жизни людей и культурные отличия трудовых жизненных форм. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение.

Техника учета бюджета времени. Определение и исправление своих трудовых навыков. Стилевые особенности повседневной жизни в организации.

3. Типология поведения со­трудников. Формирование поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Пределы роста культурных систем: модель волновых процессов в культуре.

 

 

Тема 10.Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации и индивидуальное поведение

Вопросы

1. Особенности организационного поведения на разных стадиях развития организации.

2. Символические характеристики современной организации на разных этапах ее развития. Символизация жизненного пространства человека в организации на разных этапах развития. Семиотика организационной повседневности. Символика признания и счастья.

3. Понятие организационного развития. Изменения как норма функционирования организации. Синергетическая модель изменения организационной культуры.

4.Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации. Сопротивление изменениям.

5.Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции.

6.Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения. Управление поведением: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью; измерение поведенческих событий; функциональный анализ поведения; разработка стратегий интервенций; оценка для улучшения деятельности. Жизненный путь человека как предмет организационно поведенческого исследования.

На рабочем месте

9.1. Практическое задание

Инструкция. Студентам необходимо подготовить ответы на следующие задания.

 

1. Назовите основные механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.

2. Раскройте понятие «межгрупповая враждебность».

3. Дайте определение трудовому конфликту.

4. Каковы пути разрешения трудовых конфликтов?

5. Определите понятие этапа конфликта.

6. Дайте определение конфликтной ситуации.

7. Раскройте понятие инцидента и эскалации конфликта.

8. Дайте характеристику определению «Баланс сил».

9. Дайте характеристику послеконфликтной стадии.

10. Назовите, какие существуют проблемы взаимоотношений руководителей и подчиненных, вопросы эффективности управления, стиля руководства, авторитета руководителя?

11. Каковы пути оптимизации отношений в звене «руководитель — подчиненный»?

12. Назовите правила, которыми должен руководствоваться руководитель во взаимодействии с подчиненным.

13. Стресс в профессиональной деятельности. Управление эмоциональными состояниями.

14. Факторы, усугубляющие воздействие стрессовой ситуации.

15. Совладающее (копинг) поведение.

16. Профилактика стресса.

Опросник К. Томаса

№ п\п А Б  
Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.  
Я стараюсь найти компромиссное решение. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.  
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Я стремлюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.  
Я стараюсь найти компромиссное решение. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.  
Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.  
Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Я стараюсь добиться своего.  
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.  
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.  
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.  
Я твердо стремлюсь достичь своего. Я пытаюсь найти компромиссное решение.  
Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.  
Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.  
Я предлагаю среднюю позицию. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.  
Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.  
Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. Я стремлюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.  
Я стараюсь не задеть чувств другого. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.  
Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.  
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.  
Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Я стремлюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.  
Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.  
Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.  
Я пытаюсь найти позицию, находящуюся посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Я отстаиваю свои желания  
Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.  
Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.  
Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов   Ведя переговоры, я стремлюсь быть внимательным к желаниям другого.  
Я предлагаю среднюю позицию. Я обычно озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.  
Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.  
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Улаживая ситуацию, я часто стремлюсь найти поддержку у другого.  
Я предлагаю среднюю позицию. Не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.  
Я стараюсь не задеть чувств другого. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с заинтересованным человеком могли добиться успеха.  
  Ключ к опроснику К. Томаса. Отметьте, пожалуйста, какую тактику Вы выбрали из каждой пары.  
Тактика № вопроса Противоборство Сотрудничество Компромисс Избегание Уступка
      а б
  б а    
а       б
    а   б
  а   б  
б     а  
    б а  
а б      
б     а  
а   б    
  а     б
    б а  
б   а    
б а      
      б а
б       а
а     б  
    б   а
  а   б  
  а б    
  б   а  
б   а    
  а   б  
    б   а
а       б
  б     а
      а б
а б      
    а б  
  б     а
               

 

Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных Вами баллов по каждой из тактик и нанесите результат на график.

Баллы

12

7 ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾

4 ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾ ¾

Тактики П С К И У (по заглавным буквам)

 

 

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все 5 тактик поведения и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. На графике результат оптимальной стратегии поведения попадает в «коридор», отмеченный штриховыми линиями.

Если Ваш результат отличен от оптимального, одни тактики имеют значения ниже 5 баллов, другие – выше 7 баллов (сумма баллов равна 30).

Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, то есть реже прибегать к тактике, имеющей завышенные значения, и чаще использовать тактики, имеющие заниженные значения по результатам тестирования.

Специалисты утверждают, что необходимо применение всех пяти тактик – противоборства, сотрудничества, компромисса, избегания и уступки – в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.

Укажите, пожалуйста, какие тактики следует применять в следующих ситуациях:

а) истинные интересы скрываются, но доводы одинаково убедительны;

б) одинаково значимы цели и важны подходы обеих сторон;

в) принятие решения должно быть быстрым, и Вы убеждены в своей правоте;

г) конфликтная ситуация разрешится сама собой через определенное время;

д) решение проблемы важнее для партнера, чем для Вас.

Задание 1. Каким образом Вы реагируете на стресс?

Подумайте о некоторых ситуациях, которые в Вашем случае легко провоцируют стресс. Как вы себя ведете в таких случаях? Запишите четыре-пять способов реагирования, которые вы за собой знаете. Вам понадобится этот список для разработки вашей индивидуальной антистрессовой программы.

 

Задание 2. Разработка антистрессовой стратегии

Необходимо выявить личные раздражители – стрессоры, а затем последовательно устранять их. Следует различать два вида стрессоров:

· Внешние, такие как цейтнот, «предписания свыше», кризисная ситуация и т.д.;

· Внутренние, такие как личное (завышенное) чувство ответственности, страх соперничества или потери, боязнь не справится с чем-либо.

Понаблюдайте за собой в течение нескольких дней или недель и опишите как можно больше ситуаций, в которых вы чувствовали себя напряженно. Попробуйте выявить закономерности, нечто общее для всех этих ситуаций. Какие раздражители являются для вас внешними, а какие внутренними?

Некоторое время спустя определится ваш личный «стрессотип». Благодаря этому вы сможете быстрее распознать ситуации, провоцирующие стресс, и противодействовать им.

Так вы сможете разработать собственную антистрессовую стратегию.

1. Понаблюдайте за собой в течение некоторого времени и выясните, в чем заключаются ваши личные стрессоры.

2. Разделите внешние, конкретные, и внутренние, скорее абстрактные, стрессоры.

3. Смягчите влияние внешних стрессоров путем улучшенной самоорганизации.

4. Работайте с внутренними стрессорами, регулярно, активно используя релаксацию.

Инструкция.

 

Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания».

Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Опросник

Утверждения Да Нет
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.    
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.    
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)    
4. меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)    
5. Теплота взаимодействия с коллегами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.    
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие коллег.    
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.    
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).    
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.    
10. Моя работа притупляет эмоции.    
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.    
12. Бывает, я плохо засыпаю.    
13. Взаимодействие с коллегами требует от меня большого напряжения.    
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.    
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.    
16. меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать коллеге профессиональную поддержку, услугу, помощь.    
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.    
18. Меня часто огорчает, если что-то не ладится в отношениях с коллегами    
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.    
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.    
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.    
22. Я спокойно воспринимаю основные претензии коллег и руководства.    
23. Общение с коллегами побудило меня сторониться людей.    
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.    
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.    
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.    
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.    
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т.п    
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.    
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».    
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.    
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).    
33. Порой я чувствую, что надо проявить к коллеге эмоциональную отзывчивость, но не могу.    
34. Я очень переживаю за свою работу.      
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.    
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.    
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.    
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.    
39. В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.    
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.    
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.    
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».    
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.    
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.    
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим со свежими силами, в хорошем настроении.    
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.    
47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.    
48. После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.    
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.    
50. Успехи в работе вдохновляют меня.    
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).    
52. Я потерял покой из-за работы.    
53. на протяжении последнего года была жалоба (жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).    
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.    
55. Я часто с работы приношу отрицательные эмоции.    
56. Я часто работаю через силу.    
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.    
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».    
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.    
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.    
61. Контингент п


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.016 с.)