Применение права как специфическая форма его реализации: понятие, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение права как специфическая форма его реализации: понятие,



признаки. Основные требования правильного применения права.

Применение норм права - это властная деятельность компетентных гос. органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев в индивидуально-определенных лиц.

Характерные признаки применения норм права:

1) правоприменительную деят-сть осуществляют только специально уполномоченные на то компетентные гос. органы и должностные лица или уполномоченные гос-вом органы местного управления;

2) применение норм права явл. деят-стью, осуществляемой в точном соответствии с з-ом.

3) результатом правоприменительной деят-сти явл. издание индивидуального правового акта (предписания); 4) деят-сть по применению норм права носит государственно-властный хар-р. Стадии: 1) Установление фактического обстоятельства дела, должно быть обоснованным и законным. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. 2) Выбор и анализ нормы права, по­длежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам, на этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. 3) Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и орган-ций.

Можно выделить следующие основания для осуществления правоприменительной деятельности.

1. Правоприменительная деятельность начинается тогда, когда возникает необходимость содействия компетентного органа государственной власти в реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

2. Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) необходима тогда, когда имеются препятствия к осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей

3. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда совершено правонарушение, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность и нужно определить меру юридического взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение.

4. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующего органа государственной власти.

5. Правоприменительная деятельность имеет место тогда, когда возникает спор о праве и необходимо разрешить конфликт между сторонами (например, имущественный спор между участниками правоотношений может разрешить только суд).

6. Правоприменительная деятельность необходима также тогда, когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, признание лица безвестно отсутствующим).

Применение норм права осуществляется компетентными органами государственной власти (должностными лицами) в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности. Под оперативно-исполнительной деятельностью понимают организацию выполнения предписаний юридических норм. Регулирование общественных отношений, обеспечение субъективных прав и юридических обязанностей органы государственной власти осуществляют путем принятия индивидуально-правовых актов. Например, издание приказа о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о зачислении абитуриента в вуз и т. д.+Под правоохранительной деятельностью понимают действия компетентных органов государственной власти, направленные на охрану общественных отношений, регулируемых юридическими нормами. Правоохранительная деятельность юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, органов внутренних дел и др.) направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка.

№ 20

Форма государства: понятие, признаки, структура.

Форма гос-ва - это способ орга-ции политической власти, охватывающий форму правления, форму гос. устройства и политический режим.

Форма государства зависит:

1. Конкретно-исторического условия развития

2. Развитие данного государства

3. Исторические традиции

4. Территориальные размеры страны

5. Национальный состав населения

Элементами формы гос-ва выступают:

1) форма правления (хар-ет порядок образования и орга-ции высших органов гос. власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления гос-ва подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма гос. устройства (отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение м/у гос-вом в целом и его составными территориальными единицами; по форме гос. устройства гос-ва делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления гос. власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (гос-ные) режимы)

Виды правоотношений.

Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Виды правовых отношений.

 

Возникающие и существующие в жизни правоотношения крайне многообразны и могут быть классифицированы в зависимости от оснований на определенные виды:

В соответствии с функциями права:

Регулятивные.

Регулятивные правоотношения – это такие правоотношения, через которые осуществляется непосредственное регулирование общественной жизни, устанавливаются права и обязанности, связанные с правомерным поведением его участников. Государство прямо заинтересованно в развитии регулятивных правоотношений. Своевременное и беспрепятственное их возникновение, осуществление – это свидетельство претворения в жизнь требований законности. Имущественные трудовые, семейно-брачные и иные правоотношения, возникающие на законных основаниях, это примеры регулятивных правоотношений.

Охранительные.

Охранительные правоотношения – это отношения, проводящие охранительную функцию права, связанную с применением мер государственного принуждения. Эти отношения оформляют уголовную, административную и иные виды юридической ответственности.

Регулятивные и охранительные отношения отличаются друг от друга рядом юридических черт:

по основаниям возникновения, то есть по признаку того, возникают ли они на основе правомерного или неправомерного поведения субъекта: регулятивные возникают на основе правомерного, охранительные связаны с неправомерным поведением субъектов права;

по содержанию юридических прав и обязанностей: охранительные правоотношения всегда являются властеотношениями, в их содержание входят меры государственно-принудительного воздействия (санкции).

 

По предмету правового регулирования (по отраслям права):

Конституционные.

Административные.

Финансово-земельные и т.д.

В делении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет разграничение материально-правовых и процессуальных правоотношений. Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание, права и обязанности, составляют предмет интересов субъектов права. Это, например, государственно-правовые, гражданско-правовые и другие материально-правовые отношения.

Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и производны от материально-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела и т.д.

 

Правоотношения делят на общие и конкретные:

Общие.

Общие правоотношения– это правовые связи, основанные на таких общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поименной индивидуализации и выражают связь каждого с каждым. Например, субъектами большинства конституционно-правовых отношений в российском обществе, охватывающих права и свободы граждан, являются все граждане РФ.

Конкретные.

Конкретные правоотношения – это правовые связи, субъекты которых определены путем поименной индивидуализации и, в свою очередь, конкретные правоотношения делят на относительные и абсолютные. Относительные (двусторонне индивидуализированные) – это правоотношения, в которых поименно определены все субъекты.

Абсолютные (односторонне индивидуализированные) – это правоотношения, в которых определена лишь одна сторона, а именно, носитель субъективного права. Обязанными в таких правоотношениях являются все другие лица. К правоотношениям указанного вида принадлежат отношения, закрепляющие право собственности отдельных лиц на ту лил иную вещь, авторские, изобретательские права, права данного лица на открытие. Такие права называются абсолютными потому, что:

· их активный центр в субъективном праве предоставляет его носителю широкие возможности для поведения по своему усмотрению;

· все иные субъекты обязаны воздерживаться от нарушения данного конкретного субъективного права.

 

По характеру обязанностей:

Активные.

В правоотношении активного типа обязанность состоит в совершении определенных положительных действий. Право другой стороны лишь в требовании исполнить обязанность.

Пассивные.

В правоотношениях пассивного типа обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право.

 

По объему содержащихся в них обязанностей:

Простые.

В простых правоотношениях его участники имеют права и соответствующие обязанности.

Сложные.

Сложные правоотношения характеризуются тем, что его участники одновременно обладают и правами и обязанностями.

структурные элементы: субъекты правоотношения, содержание и объект правоотношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.081 с.)