Теория государства и права гэк - 2012 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права гэк - 2012



ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЭК - 2012

№1

Взаимосвязь государства и права. Формы воздействия

Государства на право и права на государство.

В современной лит-ре указывается на 3 возможные модели во взаимоотношениях Г и П: 1.тоталитарное (Г выше П и им не связано); 2. либеральная (П выше Г) 3. прагматическая (Г создает П, но связано им). 1 - для России не подходит, 2 - выражает скорее желаемое, 3 - | ближе к нынешним реальностям и сегодня практически осуществимо. П имеет качество гос. регулятора общ. отношений - таков его соц. статус. С др. стороны, деятельность Г носит по преимуществу правовой хар-р. Соотношение Г и П включает в себя 3 главных аспекта: единство, различия и взаимодействие. Единство выражается в их происхождении, типологии, детерменированности эк-ми. культурными и иными условиями; в том, что они выступают средствами соц. регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности. Различия вытекают уже из определения этих понятий. Если гос-во есть особая политико-территориальная орга-ция публичной вл., форма сущ-я классового об-ва, то право- сис-ма офиц-но уст-х и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное соц. знач-е, различные роли. Эти категории не совпадают по ф-ме, стр-ре, элементному составу, содержанию. Взаимодей-е Г и П выражается многообразным влиянием др. на др. Воздействие Г на П состоит в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. П формируется при непременном участия Г, оно есть непосредственный продукт, результат гос. деятельности. Посредством права осущ-ся задачи и ф-ции гос-ва, проводится и внутр. и внешн. политика, зак-но определяется и закрепляется общ строй, положение личности в обществе.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу

Лиц.

Действие НА в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос-х границ, воздушного прстранства над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами РФ.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

уровня государственного органа, принявшего данный акт;

юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

на территорию, указанную в самом нормативном акте;

на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

 

С вышеуказанными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории РФ НА действуют в отношении всех её граждан, гос-х органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные НА, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

 

Основания юридической ответственности. Освобождение от

Юридической ответственности.

Юр. ответственность - есть необходимость лица подвергнуться мерам гос принуждения за совершенное правонарушение.

Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.
Основания юридической ответственности делятся на две группы:
· фактические
· юридические.
Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.
Юридическими основаниями являются:
· наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);
· наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);
· отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности.
· наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.
Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.

ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ — все те обстоятельства, наличие которых в соответствии с законом исключает возможность применения мер юридической ответственности.

Можно выделить две группы таких обстоятельств. 1. входят те деяния, которые по своим внешним признакам подпадают под квалификацию правонарушающих, однако в силу их общественной полезности они таковыми законом не признаются. 2. можно отнести те деяния, которые хотя и признаются законом в качестве противоправных, но в силу условий их совершения, личности правонарушителя или вследствие иных обстоятельств исключают применение мер юридической ответственности.

Действующее законодательство к основаниям освобождения от юридической ответственности относит: наличие акта амнистии или помилования, изменение обстановки, вследствие чего лицо ко времени рассмотрения дела в суде перестало быть общественно опасным; передача лица на поруки; передача дела в товарищеский суд; применение мер общественного воздействия; истечение сроков давности привлечения к ответственности; деятельное раскаяние; прекращение уголовного дела в связи с применением мер административного взыскания, а также в связи с примирением с потерпевшим.

№2

Гражданское общество: понятие, генезис и основные признаки.

Особенности цивилизационного подхода к типологии государств.

Цивилизационный - выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. По мнению Тойнби, представителя данного под­хода, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающиеся общностью религиозных, национальных и др. признаков. В зависимости от них выделяют след. цивилизации: европейскую, китайскую, западную, православную и т.п Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, кот харак-ют именно особенности тех или иных цивилизаций получается более заземленная типология гос-в. Слабые стороны: 1) недооцениваются социально-эк-кие факторы. 2) по сути дела эта типология не сколько гос-ва, сколько общества.

Систематизация нормативно-правовых актов (инкорпорация,

Кодификация, консолидация).

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодатель­ства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юр. конфлик­тов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды сис тематизации как: Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без из­менения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юр. значение. Принци­пы инкорпорации: хронологический, тематический и др. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофи­циальную. 2) Консолидация - форма систематизации пу­тем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юр. значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одно­му виду деятельности. 3) Кодификация - форма систе­матизации путем объединения нормативных актов в еди­ный, логически цельный акт с изменением их содер­жания В процессе кодификации устраняются устарев­ший правовой материал, противоречия в нормах, создаю­тся новые правила поведения, обеспечивается их сог­ласованность, логичность. Кодификация законодательст­ва может быть всеобщей, отраслевой, специальной. Признаки кодификации: 1) имеют право заниматься только специальные органы. 2) появляется новый нормативный акт - кодекс. 3) Кодифицированный акт выступает осно­вным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

Режимов.

Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Несовпадение политического и государственного режимов государственный режим — составная часть, элемент политического режима; политический режим - более емкое, по сравнению с государственным, понятие, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.п.); государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических) Виды полит, режимов демократический (власть народа) и антидемократический(полный контроль гос-ва над всеми сферами общественной жизни), Виды антидемократических политических режимов авторитарный значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов; тоталитарный - полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества; фашистский — полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием террористических методов правления

Черты.

Преодоления.

Нигилизм – негативное, отрицательное и равнодушное отношение к праву,

основанное на правовой невоспитан-ности к праву населением.

Формы проявления: умышленные преступления, право-нарушения;

организация преступных групп и сращива-ние их с гос. аппаратом; неисполнение

зак-ва гос. орга-нами, физ. и юр. лицами; распространение антиправовой

психологии; массовое нарушение прав и свобод; низкий авторитет суда и

правоохран. органов.

Основ. направления борьбы: - укрепление режима закон-ности; реальное

верховенство Конст.; гарантированность прав и свобод; повышение авторитета суда

и прав. орга-нов; правовое воспитание.

Идеализм - переоценка права и его возможностей.

Проявление: нереалистичное отношение к праву ученых-правоведов как к

абстракции; слепая вера граждан в за-коны, которые быстро изменят жизнь;

идеалистическое отношение к праву законодателей (не учет реальной

действительности, слабое знание жизни и интересов населения, вера в то, что

принятые законы автоматич. решают жизнен. проблемы)

Борьба -.. улучшение качества НПА, соответствие их жизни; создание

надежных механизмов реализации НПА

Т.о. рано или поздно прав. идеализм превращается в прав. нигилизм, а нигилизм

подпитывается идеализмом. т.е. бороться надо синхронно с обоими.

№5

Государственного аппарата.

Обеспечение законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос. власть на: 1) законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития обществу путем принятия законов), 2) исполнительную (назначаемую правительственным органом власти занимающуюся реализацией данных законов оперативно-хоз-ной деят-ю), 3) судебную, (выступающей гарантом восстановления нарушенных нрав, справедливого наказания виновных). При чем каждый из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдержвающей друг друга, должна осуществлять свои функции по средствам особой системы органов их специфических формах. Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупно­сть правовых ограничений в отношении конкретной гос. власти законодательной, исполнительной, судебной. В системе противовесов важную роль призван играть президент, кот. имеет право приманить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя Деятельность Конституционного суда РФ также можно рассматривать в кач-ве правосдерживающей, ибо оно имеет право бло­кировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, гот. должны быть уре­гулированы только законом. Сюда можно отнести сроки Президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам испол­нительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, в процессуаль­ном законодательстве, его гарантиях, принципах, презумпции невиновности, праве на защиту равенстве граждан перед законом и судом, гласности состязательности процесса, отводе судей и т.д. Кроме всего прочего, фиксируется право ограничения, кот запрещает осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу деятельность гос. структур должна ограничиваться их компетенцией, юс основывается на принципе дозволено только то, что прямо разрешено законом.

Пониманию права.

Право – это система формируемых обществом и государством правил поведения, которые получают обязательную силу в нормативных актах, призванных регулировать общественные отношения.

Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:

1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;

2) нормативность. Право осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;

3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;

4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.

6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;

8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.

Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как:

1. изъявляет согласованную общественную волю;

2. призвано служить интересам всего без исключения населения государства;

3. гарантирует организованность и развитие социальных связей;

4. право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений;

5. выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Социальная ценность права определяется:

1. общественной востребованностью, т. е. состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека;

2. инструментальной востребованностью – использованием права как инструмента механизма, который с помощью юридических средств регулирует общественные отношения и обеспечивает их правильность и определенность.

три основных подхода к определению понятия права и его сущности:

1. Нормативный подход, рассматривающий право только как систему юридических норм.

2. Социологический подход отождествляет право с регулируемыми им общественными отношениями.

3. Философский связывает право с мерой свободы и справедливости.

Существует две точки зрения на системность права.

1. В настоящее время в свете новых подходов к правопониманию, право делят на три элемента: на естественное право, позитивное право и субъективное право.

Естественное право состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – это возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину (например, право на жизнь, право на благоприятную окружающую среду, право на труд и т.д.). Эти права принадлежат каждому от рождения и государство может закреплять эти естественные права, а может и отрицать.

Позитивное право – это законодательство и другие источники юридических норм, которые получают официальное государственное признание, социально-правовые притязания субъектов права.

Субъективное право – индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Определении государства.

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, народ, расположенное на определенной территории, и представляемое органом высшей власти. В узком собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории. Существует множество определений понятия «государство» и такое многообразие взглядов объясняется в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное и исторически меняющееся явление. Множественность определений понятия государства не может быть оспорена. В разных определениях отражаются различные стороны государства как сложного явления.

ГОСУДАРСТВО- это территориальная организация публичной власти, обладающая внутренней и внешней независимостью и исключительным правом издания обязательных актов и законов.

1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;

2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;

3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;

4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;

5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;

6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;

8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

9) распоряжение национальными ресурсами;

10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;

11) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.

Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.

 

Нормативно-правовых актов.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, и направленное на урегулирование общественных отношений.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1. структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2. несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3. все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4. разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм.

№ 9

Современной России.

Признаки демократического политического режима:

1. осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2. реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3. полное подчинение государства праву;

4. провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

2. Понятие и виды форм (источников) права и их значение в

Злоупотребление правом.

 

Злоупотребление правом – явление правовое, что предполагает:

Наличие у лица субъективных прав.

Деятельность по реализации этих прав.

Использование прав в противоречии их социальному назначению или причинение этим ущерба общественным либо личным интересам.

Установление факта злоупотребления компетентным правоприменительным органом.

Наступление юридических последствий.

Субъектами, злоупотребляющими своими правами, могут быть:

носители конституционных прав и свобод (граждане, политические партии, средства массовой информации и т.д.);

предприятия, учреждения, организации;

государственные органы и их должностные лица.

В юридической науке предложено классифицировать различного рода злоупотребления правом на:

1. Правомерные.

В случае правомерного злоупотребления правом субъект не нарушает правовых предписаний и, следовательно, не посягает на чьи-либо права и законные интересы, а затрудняет их осуществление, ограничивает возможность их реализации другими субъектами. Правомерное злоупотребление правом причиняет вред неохраняемым законом отношениям, поэтому такие злоупотребления в зависимости от конкретных обстоятельств можно рассматривать как аморальные или нецелесообразные (например, заключение брака по расчету).

2. Законодательно ограничиваемые.

В случае законодательно ограничиваемого злоупотребления правом возможность употребления прав во зло ограничивается предписаниями закона. К таким ограничивающим предписаниям относятся: лишение лица конкретного субъективного права либо отказ в защите принадлежащих ему прав (например, ст.10 ГК РФ: «не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерениями причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в других формах; не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке»).

3. Неправомерные.

Неправомерное злоупотребление – это форма противоправного и наказуемого деяния. Субъектом этих деяний, как правило, являются сотрудники правоохранительных органов, руководящие работники, журналисты и т.д., то есть лица, наделенные законом властью, специальными правами для осуществления общественно значимых функций. Выходя за рамки правовых предписаний, например, должностное лицо может совершить следующие преступные деяния: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК), незаконное задержание и т.д.

№ 12

Современный период.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран как Иран, Ирак, Пакистан, а так же индусское право общин Индии Сингапура.

Признаки семьи религиозного права.

- главный творец права Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соблюдать.

- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в священных книгах,
- весьма тесно переплетены юридические положения с религиозными понятиями

- отсутствует деление права на частное и публичное

- нормативно-правовые акты имеют вторичное значение

- основано на идеи обязанности, а не прав человека.

 

3. Правовое регулирование и правовое воздействие:

Демократия.

Правопорядок – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Особенности ПР.:1) он запланирован в нормах права; 2)обеспечивается гос-вом.3)делает человека более свободным, облегчает жизнь.4) возникает в результате реализации правовых норм; 5) выступает итогом законности. Следует различать понятие ПР. и обществен. порядок (это состояние упорядоченности общ. отношений, кот. достигается не только с помощью правовых норм-законности, но и социальных норм- дисциплины),это понятие более широкое, основой его явл.ПР. Законность, демократия и ПР. взаимосвязаны. Подлинная демократия невозможна без ПР. и законности, но и ПР. и законность не будут приносить людям пользу без демократии,, с помощью кот. можно изменять нормативную базу законности и
ПР. Укреплению ПР. способствуют такие проявления демократии как демократичность законов, контроль об-ва за реализацией законов,и др.

№ 14

Федерации.

Государственный аппарат это система органов государства, через которые государство осуществляет свою власть.

Полномочия Президента РФ

1. Как глава государства

· Представляет РФ во взаимоотношениях с другими государствами

· Определяет направления внутренней и внешней политики

· Является Главнокомандующим

· Обеспечивает взаимодействия между органами гос власти РФ

· Гарант Конституции РФ

2. Правотворческие полномочия

· Право законодательной инициативы

· Подписывает и обнародует ФЗ

· Право вето на ФКЗ, ФЗ, законы о поправках к Конституции РФ

· Запрос о соответствии Конституции РФ нормативных актов; запрос о толковании

· Издает указы и распоряжения

3. Кадровые полномочия

· Формирует Администрацию Президента

· Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ

· Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ

· Предлагает кандидатуру председателя Центрального Банка РФ Гос Думе РФ

· Совету Федерации РФ предлагает кандидатуры Генерального Прокурора, судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ

· Гос Думе РФ предлагает кандидатуры на должность Председателя Правительства, Председателя Центрального Банка РФ, главу Счетной Палаты

· по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров

· предлагает кандидатуру главы законод (предст) органа субъекта РФ

· избирает 5 членов ЦИК РФ

4. Чрезвычайные полномочия

· статья 88 Конституции РФ

 

5. Отдельная группа дополнительных полномочий. Они не прописаны в Конституции РФ, но ими Президента РФ наделил КС РФ

· Изменения в ст. 66 Конституции РФ, касающиеся изменения наименования субъекта РФ – необходим указ Президента РФ (+ к правотворческим функциям)

· Президент РФ вправе предлагать Гос Думе РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства трижды: либо три разных, либо три раза одну и ту же.

· КС РФ ввел в оборот понятие «скрытые полномочия президента»: КС РФ предоставил Президенты РФ возможность определить систему органов гос власти, также временно отстранять от полномочий Ген Прокурора РФ.

· Возврат в соответствующую палату ФКЗ, ФЗ, если нарушен порядок принятия (это не считается правом вето)

· Издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании в случае, если отсутствует ФЗ.

 

Полномочия Гос Думы РФ

1. Правотворческие

· Принятие ФКЗ, ФЗ, законов о поправках

· Принятие постановлений (н., Регламент Гос Думы; постановление об амнистии)

2. Кадровые полномочия

· Председатель Центрального Банка РФ

· Председатель Счетной палаты РФ и половина состава ее аудиторов

· Уполномоченный по правам человека

· Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

· Формирует 5 членов ЦИК РФ

3. Иные

· Объявление амнистии

 

 

Полномочия Правительства РФ

1. Правотворческие

· Издает постановление и распоряжения

· Право законодательной инициативы (н., проект федерального бюджета)

2. Кадровые

· Председатель Правительства предлагает кандидатуры на должность зам Председателя Правительства и федеральных министров

3. Обеспечивает исполнение ФКЗ, ФЗ, в том числе федерального бюджета

4. Полномочия в области исполнения актов, принятых законодательными органами власти

Высшими органами судебной власти в РФ являются:

 

Конституционный Суд РФ высший судебный орган конституционного контроля;

Верховный Суд РФ высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

Высший арбитражный суд РФ высший судебный орган по разрешению экономических споров.

Прокуратура РФ представляет собой особый централизованный государственный орган, возглавляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами и служащий для контроля и надзора за состоянием законности в стране, поддержания правопорядка.

7. Помимо федеральных органов государственной власти в субъектах РФ имеются органы государственной власти субъектов РФ. Их наименование, компетенцию, структуру субъекты РФ устанавливают самостоятельно, но с соблюдением тех же принципов, на которых построены федеральные органы государственной власти (например, с соблюдением принципа разделения властей).

Обычно данными органами являются:

• глава субъекта РФ;

• законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

• органы исполнительной власти (администрация) субъекта РФ.

В субъектах РФ действуют федеральные судебные и прокурорские органы.

В государственный аппарат РФ помимо органов государственной власти РФ, субъектов РФ, их должностных лиц входят иные органы и должностные лица, обслуживающие их деятельность.

Государственный аппарат РФ работает как един



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.14.164 (0.155 с.)