Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура нормы права (юридическая, логическая).

Поиск

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, и направленное на урегулирование общественных отношений.

Под структурой правовой нормы понимают внутреннее строение нормы права, ее составные части и элементы. Вопрос о структуре норм права дискуссионный и мнения правоведов разделились. Одна группа ученых полагают, что нормы права обязательно имеет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Другая группа ученых придерживаются двухчленной схемы: если норма регулятивная, то она содержит два элемента – гипотезу и диспозицию, а если нормы охранительная – то гипотезу и санкцию.

Норма права в своей логико-юридической структуре как раз и имеет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять, соблюдать, использовать, применять. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая свя­зывает действия нормы с одним из нескольких перечислен­ных в статье нормативного акта обстоятельств.
Диспозиция - содержит само правило поведения, соглас­но которому должны действовать участники правоотноше­ния. По способу изложения диспозиции подразделяются на:
-простые;
-описательные;
-отсылочные;
-бланкетные.
Простые диспозиции содержат лишь указание на само правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны.
Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки, они включают в себя не только
Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения, содержат отсылку на другую норму того же нормативного акта, в котором дается описание определенного правила поведения.
Бланкетные диспозиции не описывают признаков деяния, а устанавливают правила поведения в самой общей форме. Иными словами, бланкетные диспозиции делают отсылку на другую норму другого нормативного акта. Они устанавливают в основном нормы ответственности.

Санкция – та часть нормы которая содержит указания на неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения. По степени определенности санкции подразделя­ются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение сво­боды на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).
Логическая структура – дополняет юридическую структуру. Она обеспечивает взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции. Эта взаимосвязь охватывается формулой (если(гипотеза)-то(диспозиция)-иначе(санкция))
Социологическая структура – органично связана с юрид. и логической структурами. Эта структура выражается в понятиях – смысл нормы, цель, назначение нормы. Она раскрывается при толковании нормы права.
Классификация норм права по назначению: основные, первичные, производные, вторичные.
По содержанию: регулятивные, охранительные.
По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые.
По способам регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные,
По обязательности: уполномачивающие, обязывающие, запрещающие
По предмету регулирования: общие, специальные.
Таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловлен­ное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-пра­вовых актах.

Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных юридических или правовых последствий (возникновение, изменение и прекращение правоотношений).

Основные черты юридических фактов:

Юридические факты несут информацию о состоянии общественных отношений.

Определенным образом выражены, зафиксированы. Не являются юридическими фактами духовная жизнь человека, но мотивы деятельности, то есть субъективная сторона поведения, должны учитываться в ряде случаев.

Наличие или отсутствие определенных явлений материального мира.

Прямо или косвенно предусмотрены нормами права.

Юридические факты фиксируются в установленном законодательством процедурном порядке.

Вызывают определенные правовые последствия.

I По волевому признаку:

1) События- это такие обстоятельства, наступление которых не зависит от воли субъекта в правоотношениях. a)Абсолютные.Наступление абсолютных событий не вызвано чьей-либо волей. b) Относительные- относительные события – это поступки людей, но в отличие от действий они не зависят от воли участников данного правоотношения.

2)Действия. – это акты волевого поведения людей.

a) Правомерные.

- Юридические акты – это внешне выраженные решения людей, прямо направленные на достижение определенного правового результата.

- Юридические поступки – это фактическое поведение людей, которое в независимости от того, было ли оно направлено на достижение определенных правовых последствий, тем не менее, их вызывает –

b)Неправомерные.

-преступления

- проступки.

II. В зависимости от правовых последствий:

a) Правообразующие юридические факты - влекут возникновение правоотношений. b) Правоизменяющие юридические факты - влекут изменение уже существующих правоотношений.

c) Правопрекращающие юридические факты - вызывают прекращение правоотношений.

В качестве юридических фактов могут выступать правовые презумпции и фикции. Презумпция – это подтвержденное правоприменительной практикой предположение о наличии или отсутствии юридически значимых явлений. Её предположительный характер: – это обобщение, но не достоверное, а вероятное. Однако степень их вероятности очень велика. Фикция – это несуществующее явление или событие, признанное в установленных юридических процедурах существующим. Например признание гражданина безвестно отсутствующим вносит четкость в правовое регулирование.

завершенные и незавершенные фактические составы.

Под незавершенными составами понимаются составы, в которых процесс накопления юридических фактов закончен, и правовые последствия наступят или могут наступить. В зависимости от того, к какой отрасли права относятся входящие в состав факты, различают простой и сложный фактический состав.

Простой фактический состав включает факты, относящиеся к одной и той же отрасти права.

№6

Разделение властей как принцип организации и деятельности

Государственного аппарата.

Обеспечение законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос. власть на: 1) законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития обществу путем принятия законов), 2) исполнительную (назначаемую правительственным органом власти занимающуюся реализацией данных законов оперативно-хоз-ной деят-ю), 3) судебную, (выступающей гарантом восстановления нарушенных нрав, справедливого наказания виновных). При чем каждый из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и взаимосдержвающей друг друга, должна осуществлять свои функции по средствам особой системы органов их специфических формах. Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупно­сть правовых ограничений в отношении конкретной гос. власти законодательной, исполнительной, судебной. В системе противовесов важную роль призван играть президент, кот. имеет право приманить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя Деятельность Конституционного суда РФ также можно рассматривать в кач-ве правосдерживающей, ибо оно имеет право бло­кировать все антиконституционные акты. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, гот. должны быть уре­гулированы только законом. Сюда можно отнести сроки Президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам испол­нительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, в процессуаль­ном законодательстве, его гарантиях, принципах, презумпции невиновности, праве на защиту равенстве граждан перед законом и судом, гласности состязательности процесса, отводе судей и т.д. Кроме всего прочего, фиксируется право ограничения, кот запрещает осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу деятельность гос. структур должна ограничиваться их компетенцией, юс основывается на принципе дозволено только то, что прямо разрешено законом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.118.20 (0.011 с.)