Акты применения права: понятие, структуры, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акты применения права: понятие, структуры, виды



Акт применения права – это такой правовой акт, который содержит индивидуально конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела. Особенности актов: содержат индивидуально-конкретные предписания; касаются конкретных жизненных случаев; адресуются индивидуально-определенным лицам; имеют разовое значение. Различают следующие виды правоприменительных актов.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, правоприменительные акты подразделяются на:
а) акты федеральных органов государственной власти;
б) акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) акты органов местного самоуправления;
г) акты органов законодательной власти;
д) акты органов судебной власти;
е) акты органов исполнительной власти;
ж) акты, издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций.

2. По предмету правового регулирования, т. е. по отраслям применяемых норм, различают:
а) акты конституционно-правовые;
б) акты гражданско-правовые;
в) акты административно-правовые;
г) акты уголовно-правовые;
д) акты процессуально-правовые и т. д.

3. По форме правоприменительной деятельности выделяют:
а) акты регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер;
б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

Исполнительные акты предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношений в связи с их правомерным поведением. Например, указ о награждении гражданина, присвоение очередного воинского звания, приказ о зачислении абитуриента в вуз и т. д.

Правоприменительные акты издаются с целью охраны существующих правил поведения от возможных правонарушений. Таковыми, например, являются акты органов судебной власти, органов прокуратуры и других правоохранительных органов. В свою очередь правоохранительные акты подразделяются на акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение неуклонного исполнения юридических норм.

В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д.

По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.

По наименованию все правоприменительные акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.

 

Структура:

Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

 

№4

Политический и государственный режимы: понятие, признаки,

Разновидности. Соотношение политического и государственного

Режимов.

Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Несовпадение политического и государственного режимов государственный режим — составная часть, элемент политического режима; политический режим - более емкое, по сравнению с государственным, понятие, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.п.); государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических) Виды полит, режимов демократический (власть народа) и антидемократический(полный контроль гос-ва над всеми сферами общественной жизни), Виды антидемократических политических режимов авторитарный значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов; тоталитарный - полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества; фашистский — полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием террористических методов правления

Правонарушение: понятие, признаки, виды.

Правонарушение - это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, гос-ва и личности. Признаки пра­вонарушения 1) деяние (действие или бездействие); 2) вина; 3) противоправность; 4) вредный результат; 5) причинная связь м/у деянием и вредным результатом; 6) юр. ответственность. В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на: 1) преступления (уголовное правонарушение) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным зак-вом. 2) проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юр. последствия. В свою очередь проступки классифицируются: 1) на гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство граж-на); 2) административные (правонаруш-я, посягающие на установленный з-ом общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной деят-сти органов гос-ва, не связанные с осуществлением служебных обязанностей); 3) дисциплинарные (правонарушения, кот. совершаются в сфере трудо­вых отношений и посягают на внутренний распорядок деят-сти предприятий, учрежде­ний и орга-ций); 4) процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные з-ом процедуры осуществления правосудия, напр., неявка свидетеля в суд).

Правовой идеализм и правовой нигилизм. Понятие, формы, основные

Черты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.005 с.)