Правовые стимулы в системе правовых средств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые стимулы в системе правовых средств.



Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовл-я собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов: 1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, т.к. выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей; 2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения; 3) обозначают положительную правовую мотивацию; 4) предполагают повышение позитивной активности; 5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют ф-цию развития социальных связей.

Виды правовых стимулов:

1) в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

2) в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские и др. стимулы;

3) в зависимости от объема выделяют основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;

4) в зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;

5) в зависимости от содержания выделяют материально-правовые (з/п) и морально-правовые (благодарность) стимулы.

 

Билет № 33

Механизм (аппарат) государства: понятие, назначение, структура.

 

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:
наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;сложная структура;взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.
Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:
1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:
органы представительной власти;органы исполнительной власти;судебные органы;контрольно-надзорные органы;
2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:
государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.
Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:
1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;
2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;
3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

Объект правоотношений. Виды объектов правоотношений.

Объект правоотношения отличается от объекта права в целом. Объект права – это общественное отношение, которое входит в предмет правового регулирования и требует регулирования правовыми нормами. Объект правоотношения более конкретен; это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъекта. Классификация объектов правоотношений имеет следующий вид:

I. Мористическая теория (теория единого объекта).

Сторонниками этой теории были Иоффе и Шаргородский. С их точки зрения, единственным объектом правоотношения является поведение человека.

 

II. Плюралистическая теория (теория множественности объектов).

Этот подход, с современной точки зрения, является более верным. Он подразделяет объекты на следующие виды:

1. Материальное благо.

2. Личные неимущественные блага.

3. Поведение субъектов правоотношений.

4. Результат поведения субъектов.

5. Продукты духовного творчества.

6. Ценные бумаги.

 

 

3. Особенности "социологических" теорий права.

Социологическая школа права - одно из направлений науки права 20 века(Р Паунд, Дж Френк, С А Муромцев и др.) отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Решения поддерживаются государственным принуждением, т.к. государство есть сила, создающая право.

Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга которого «Социология права» (1911г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления. Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам.. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности. В трактовке Дюги социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство. Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

Билет № 34

1. Соотношение права и морали: как социальных регуляторов.

Мораль - это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.

Право- система формируемых обществом и государством правил поведения, которая получает обязательную силу в нормативных актах, либо каждое государство иным способом.

Единство между правом и мора­лью: 1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; 2) у них единый объект регулирования - общественные отношения; 3) исходят в конечном счете от общества.

Различия между нравом и моралью: 1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право - вместе с государством); 2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право - в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму); 3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право - наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить); 4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые - в конкретно установленный срок); 5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права -мерами гос. воздействия; 6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют м/у собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.008 с.)