Система права: понятие и структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система права: понятие и структура.



Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

Структурными элементами системы права явл.:

1) норма права - первичный элемент системы права. Это исходящее от гос-ва общеобязатель­ное правило поведения властного хар-ра.

2) Отрасль права - представляет собой обособившуюся внутри дан­ной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Образования отрасли права имеют след. условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм др. отрас­лей; г) необходимость применения особого метода регу­лирования. Все отрасли права взаимосвязаны и проник­нуты единством, они не равнозначны по своему назна­чению, объему, роли в процессе воздействия на общест­венные отношения.

3) Подотрасль права - напр., в граж­данском праве - авторское право, патентное, жилищное и др.; в гос-ном - избирательное право; в трудовом - пе­нсионное и т.д. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, хар-ющиеся своей специфи­кой и известной родовой обособленностью.

4) Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновид­ность общественных отношений. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагме­нты, стороны общественной жизни Напр., в уг. праве - институт необходимой обороны, крайней необходимос­ти, невменяемости и т.д. Виды институтов делятся по отраслям права на гражданские, уголовные и т.д.

5) Суб­институт.

 

Права человека и разновидности. Проблемы их закрепления и

Реализации.

Права человека – это социальные и юр-кие возможности пользоваться материальными, социальными и др. благами.

Права человека - это мера возможного поведения человека в обществе, т.е возможность совершать действия, не запрещенные законом.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юр-ки возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который нах-ся в устойчивой правовой связи с конкретным гос-м.

Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена гос-но-организованного сообщества.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации явл. сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности.

В соответствии с данным критерием различают:

1) естественные права, гражданские (личные)- Право на жизнь, право на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности и ее жилища, частной жизни, свобода передвижения и выбора места жит-ва, свобода совести, право на национальную принадлежность.

2) политические - свобода мысли, слова, информации, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в ведении гос-х дел, равный доступ граждан к гос. и муниц. службе, право на участие в отправлении правосудия, право петиций, избирательные права.

3) социально – экономические – право частной собст-ти, свободу эк. деят-ти, свобода труда, защита от безработицы, право на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окруж. среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деят-ть.

Гражданство явл. одним из основных правовых институтов. Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъетка конституционно-правовых отношений.

 

№ 30

Формационный подход к типологии государств.

Типология гос-в - это специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов; Цивилизационного - выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Формационного - критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) явл. по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, кот. детерминирует и соответ­ствующий тип надстроечных элементов гос-во и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют след. типы гос-ва: рабовладельческий, феодальный, бур­жуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два, азиатский способ производства и прафеодолизм).

Достоинство данной типологии: 1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, кот. действительно весьма существенно влияют на общество; 2) она показывает поэтапность, естественно-исторический хар-р развития гос-ва. Слабые стороны: 1) она во многом однолинейна, харак-ется излишней запрограммированостью, м/у тем история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; 2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, культурные и т.д.).

Норма права: понятие и признаки. Роль норм права в механизме

Правового регулирования.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, и направленное на урегулирование общественных отношений.

Правовая норма обладает следующими специфическими признаками:

1. Она отражает наиболее важные для личности и общества отношения.

2. Нормы права – это обобщение, социально-правовая типизация тех или иных общественных отношений.

3. Правовая норма обладает общеобязательным характером.

4. Неперсонофицированность норм права.В правовых нормах для обозначения ее адресата оперируют словами «каждый», «гражданин», «юридическое лицо» и так далее.

5. Правовые нормы всегда существуют в определенном формально закрепленном виде в законах или иных нормативно-правовых актах.

6. Представительно-обязывающий характер правовых норм.

7. Системность.

8. Возможность государственного принуждения.

 

3. Правовая культура: понятие, содержание, виды. Особенности в

Формировании правовой культуры современного российского

Общества.

Правовая культура - это определенные знания исходных начал, основных положений действующего законодательства, умение ими воспользоваться, это также высокая степень убеждения в ценности права. Правовая культура создается обществом постепенно в результате постоянного совершенствования права, повышения уровня правосознания, развития общей культуры и цивилизации.

Правовая культура включает в себя многообразные, но связанные между собой элементы: определенный уровень правосознания, правовая осведомленность широких слоев населения, степень уважения к праву, признание его авторитета, определенный характер деятельности органов принуждения и правоохранительных органов, высокий уровень законности и правопорядка в обществе.

В юридической литературе иногда выделяют два типа правовой культуры, которые он соответственно называет - культура выражения и культура правил. В первом случае общество достигает высокого уровня правовой культуры в том случае, если находит соответствующую форму для уже данного содержания. Повышение правовой культуры означает помимо всего прочего возможно полную и наиболее адекватную правовую оформленность общественных отношений. Это и называется культурой выражений.

Культура правил подразумевает не выражение уже данного содержания, а создание, формирование определенных общественных отношений. Здесь «содержание правовой нормы устанавливается самой нормой, а не реальным правоотношением.

Понимание правовой культуры тесно связано с проблемой правопонимания. в таком аспекте правовая культура рассматривается как правотворческая и правоприменительная культура, которая подразумевает деятельность государственных органов. Но наряду с этим существует еще и правовая культура отдельных личностей, которая влияет на характер правовой культуры всего общества.

Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, формирование у них позитивных правовых установок, осознание значимости права в общественной жизни.

При рассмотрении правовой культуры следует проанализировать такие её явления как правовой нигилизм и правовой идеализм.

Нигилизм - это отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм и культурных традиций.[i] Такое представление о праве порождает негативно отрицательное, неуважительное отношение к праву, к правовым актам как выражению правовой реальности, к правовому порядку. Правовой нигилизм наступает тогда, когда субъект правосознания не находит в жизни воплощения своего видения, своего понимания права.

Правового идеализм. С одной стороны - преувеличение возможностей права как социального регулятора. Это имеет место тогда, когда большой круг общественных отношений остается неурегулированным, а в сфере правоприменения нет единой позиции по разрешению возникающих конфликтов. Право рассматривается как способ погашения имеющихся общественных конфликтов.

С другой стороны, если рассматривать правовой идеализм с позиции определенного типа правопонимания, то он заключается в том, что определенный тип правопонимания абсолютизирует собственную ценность и реальность. Правовой идеализм есть убеждение в том, что право будет тогда эффективным, если реалии будут соответствовать собственному типу правопониманию, собственным убеждениям о роли и ценности права.

Билет №31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.027 с.)