Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль теории государства и права в системе юридических

Поиск

Наук. Связь теории государства и права с философскими и

Экономическими науками.

Научные дисциплины можно подразделить на три большие группы: технические; естественные; гуманитарные. Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.

Юридические науки - это часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды теория государства и права; историко-правовые науки; отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское); прикладные науки (криминалистика, судебная медицина).

Теория государства и права тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией, с помощью философии вырабатываются мировоз­зренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений.

Место теории государства и права в системе юридических наук. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом - порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория госу­дарства и права выступает как обобщающая, изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права, теория го­сударства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.), она играет методологическую роль в юриспруденции. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.

Особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является, гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

 

Принципы права: понятие, виды.

Принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Руководствуясь этими принципами государство обеспечивает социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан и гарантирует выполнение ими своих политических обязанностей. Принципы права можно подразделять на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые. Общеправовые принципы – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора общественных отношений. Эти принципы распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права. К числу основных принципов права относят: принцип социальной свободы, принцип социальной справедливости, принцип ответственности за вину, принцип законности и другие принципы. Отраслевые принципы права действуют в рамках одной отрасли права (например, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип единобрачия). Межотраслевые принципы действуют в рамках одной или нескольких отраслей права: например, принцип материальной ответственности, презумпция невиновности и так далее.

 

Теория «естественного права» как антипод юридического

Позитивизма.

Естественно-правовая теория - период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: ГобсЛокк, Радищев и др. Основные идеи:

1) разделяются право и закон (наряду с законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. 2) отождествляются право и мораль. 3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, эти права приобретаются от рождения либо от Бога. Достоинства: это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; верно замечено, что законы могут быть не правовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.; провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур. Слабые стороны: такое понимание права (как абстрактных нравственных цен­ностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей;

№ 17

Основные теории происхождения государства и права.

Особенности современного подхода к вопросу о происхождении

Государства и права.

1) Теологическая теория – с греч. учение о боге. Древняя теория. Она объясняет возникновение и существование гос-ва божьей волей, результатом божьего промысла. Гос-во вечно как сам бог. Лебюфф, Эйве.

2) Патриархальная теория – истоки заложил Аристотель. Он считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию гос-ва. Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле богов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды.

3) Договорная, или естественно – правовая теория. Гроцкий, Руссо. Эта теория основывалась на 2-х главных положениях:

- до возникновения гос-ва и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния;

- гос-во возникает в результате заключения общественного договора.

4) Марксистская (классовая) теория - создатели К.Маркс и Ф.Энгельс. главным положением марксистской теории явл. учение о социально – экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Согласно этой теории, гос-во возникло в силу эк-х причин – общественного разделения труда, появление прибавочного продукта, частной собственности и т.д.

5) Теория насилия объясняет возникновение гос-ва результатом действия военно – политического фактора – завоевания одних племен и народов другими. Каутский, Дюринг

6) Расовая теория – ее основу составляет постулат о том, что люди вследствие их физ. и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами. Габино, Ницше.

7) Органическая теория – получила широкое распространение во 2-й половине 19 в. в трудах Г. Спенсера. Гос-во будучи разновидностью биологического организма имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

8) Психологическая теория – заложена еще в Др. Риме. Цицерон полагал, что люди объединились в гос-во в силу врожденной потребности жить вместе. Гос-во и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни.

9)Теория инцесты (кровосмешения) - на этапе развитого состояния родовой общины, люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания. Клод Леви

10)Ирригационная или гидравлическая теория – в Др. Египте, на берегу Нила, люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Витфогель

Формационный подход основан на объединении гос-в в рамках конкретной общественно – эк-кой формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производственных сил и производственных отношений), который в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при хар-ке развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные факторы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.63 (0.009 с.)