Понятие и классификация функций гос-ва соц. демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификация функций гос-ва соц. демократии



Функции государства – главные, стратегические направления деятельности государства, непосредственно выражающие его сущность, характеризующие роль и назначение в жизни общества. Функции государства разнообразны и разноплановы. Существует несколько оснований их классификации. 1. В соответствии с классификациями (типологиями) государств можно обособить функции классово-эксплуататорских (неразвитых) государств, функции современных государств социальной демократии. 2. В зависимости от сферы распространения функции подразделяются на внутренние, внешние и функции государственных

органов. 3. По классовому наполнению функции эксплуататорского государства делят на основные и неосновные, а по времени существования – на постоянные и временные. Внутренние функции современного демократического государства качественно отличаются от соответствующих функций любого классового (неразвитого) государства. Во-первых, исчезли основания для деления внутренних функций на основные (классовые) и неосновные (общесоциальные), поскольку перед государством уже не стоят классовые задачи. Во-вторых, в соответствии с приоритетами сложились новые направления государственной деятельности.

Внутренние функции гос-ва соц. демократии

На первое место сегодня выдвигается главная задача и внутренняя функция всемерного обеспечения реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Она объективно имеет приоритетное значение, поскольку все другие направления деятельности подчинены этой главной функции и призваны создавать гарантии реализации прав и свобод в социально-экономической, правовой и других сферах жизни.Следующей по значимости в ряду внутренних функций видится социальная функция. Главное ее назначение – устранять или смягчать возможную социальную напряженность Наряду с этим социальная функция призвана развернуть творческий потенциал общества. Социальная функция охватывает, конечно, формы социальной помощи нуждающимся в государственной поддержке. Социально-демократическое государство осуществляет экономическую функцию. Эконом. функция – это прогнозирование, установление «правил игры» в экономической деятельности корпораций и лиц, создание и отлаживание рыночных механизмов, налогообложение и др.

Следующей по важности функцией современного государст ва является упрочение законности и охраны правопорядка. Это отдельное направление деятельности государства – основное, комплексное, обусловливающее обязанность государства решать соответствующую задачу не только внутри страны, но и отвечать на вызовы времени за ее пределами. Определенное место в ряду внутренних функций современного государства занимает функция экологической безопасности, связанная с решением важной задачи обеспечения права на благоприятную окружающую среду. Гос-во заботится о планировании и нормировании качества окружающей среды, предотвращении экологически вредной деятельности, а также техногенных катастроф; предвидении и смягчении последствий стихийных бедствий и природных катастроф; предупреждении и ликвидации аварий;; осуществлении государственного контроля за реализацией законодательства в области охраны окружающей природной среды; привлечении к ответственности виновных организаций и лиц в совершении экологических правонарушений и т.п.

Круг внутренних функций современного государства не является исчерпывающим. Перед государством могут возникать новые задачи или вызовы времени, на решении которых оно сосредотачивает организационные, правовые средства и ресурсы.

Внешние функции современного гос-ва

Во внешних функциях современного государства, по сравнению с классовым гос-вом, обнаруживается смена приоритетов. В ядерный век на первый план выдвигается задача мирного сосуществования государств и поддержания международного мира. Ей соответствует функция государства. Важной является функция налаживания международного сотрудничества и интеграции в мировую экономическую, политическую, правовую и др. реальность. Современное государство заботится о внешней безопасности и осуществляет соответственно функцию обороны страны, решает задачи по борьбе с международной преступностью и укреплению международного правопорядка.

Формы осуществления функций современного гос-ва

Основные направления деятельности государства осуществляются с использованием организационно-правовых и фактических организационных форм, образующих целостный механизм. Правовые формы осуществления функций государства характеризуют правоведческий аспект теории государства, неразрывную его связь с правовой реальностью в рамках предмета юридической науки и теории государства и права. Правовые формы реализации функций государства имеют процессуальный характер, поскольку носители публичной власти реализуют властные полномочия в порядке, последовательности и пределах предусмотренных нормами процессуального права и законодательства. Правовые формы реализации функций государства – это виды процессуальной деятельности носителей государственно-властных полномочий, реализация которых направлена на решение главных задач и достижение целей государственной деятельности, соответственно, гарантированное осуществление функций государства. К правовым формам реализации функций государства относятся: учредительная деятельность, правотворчество, применение норм права, официальная интерпретационная деятельность, контрольная деятельность, надзорная деятельность. Задействование многоплановых правовых средств образует механизм реализации функций государства. Наряду с правовыми формами осуществления функций государства называют также фактические организационные формы их реализации. Функции государства и его органов реализуются с использованием разнообразных методов. Среди них – методы законности, информационный, убеждения и воспитания, рекомендаций. Госуарство использует, наконец, потенциальную силу государственного принуждения.

Понятие и компоненты формы гос-ва

Категория «форма государства» показывает, как оформлена государственная власть, какие особенности организации государственной власти обнаруживаются в каждом конкретном случае, в отдельном государстве. Если сущность государства – это организация политической власти (социальный институт), то форма государства – это способ существования, внешнего выражения, оформления этой власти.Форма государства может пониматься в узком смысле как форма государственного правления. В прошлом и настоящем поэтому называют деспотии, аристократии, олигархии, демократии, монархии, республики и др.

В широком смысле слова форма государства, помимо формы государственного правления, объединяет формы государственного устройства и политический (государственно-правовой) режим.

Формы гос-ного правления

Формы государственного правления определяются как порядок учреждения (конституирования) структур высшей власти в государстве, их взаимодействие друг с другом на основе баланса полномочий, а также с населением страны. В зависимости от состава правящих органов и лиц различают монархии и республики.

Монархия как форма правления имеет место там, где высшая власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха) либо делится с другими органами высшей власти и передается в соответствии с законом по наследству.

Республика как форма правления имеет место там, где органы высшей власти избираются населением или его представителями (выборщиками) либо формируются напрямую или при участии общегосударственных органов народного представительства на определенный срок.

Понятие и виды монархии

Монархия как форма правления имеет место там, где высшая власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха) либо делится с другими органами высшей власти и передается в соответствии с законом по наследству. В зависимости от объема полномочий монарха монархии классифицируются на абсолютные, дуалистические, конституционные (ограниченные).

В абсолютной монархии отсутствует система разделения властей, монарх сосредотачивает политическую власть, концентрирует в своих руках законодательство, исполнение законов, отправление правосудия. Власть монарха неограниченна. Наличие сословно-представительных учреждений ничего не меняет. Фактически они являются бесправными. Например, это царское самодержавие, сегодня – султанат Оман, Бруней.

В дуалистической монархии монарх – глава государства. Он осуществляет функции главы исполнительной власти, обладает правом издавать имеющие силу закона указы. В дуалистической монархии законодательствует парламент при наличии абсолютного права вето монарха на законы парламента.

Классическим примером такой монархии была форма правления в Иране до исламской революции.

В конституционной (ограниченной) монархии монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную, судебную власти осуществляют конституционные органы. В связи с тем, что за исключением главы государства (монарха) такая форма правления является типичной парламентской республикой, конституционную монархию нередко именуют парламентской. Конституционные монархии типичны для многих стран Европы и Азии: Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испании, Японии и др.

Понятие и виды республик

Республика как форма правления имеет место там, где органы высшей власти избираются населением или его представителями (выборщиками) либо формируются напрямую или при участии общегосударственных органов народного представительства на определенный срок. Республика характеризуется, во-первых, производностью органов высшей власти от народа; во-вторых, сменяемостью органов высшей власти по истечении определенного в законе срока; втретьих, верховенством актов высших представительных органов власти по отношению ко всем другим правовым актам; в-четвертых, распределением полномочий и наличием «противовесов» между органами высшей власти.

Различают парламентские, президентские и смешанные республики, которые в свою очередь делятся на полупрезидентские и смешанные президенстко-парламентские и полупрезидентские системы правления.

Парламентские республики

Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризуется следующими особенностями: 1. Значительной ролью парламента, его формальным верховенством в системе разделения властей: а) парламент формирует правительство из представителей партийного большинства; б) правительство ответственно перед парламентом; в) при утрате поддержки парламентского большинства правительство отправляется в отставку. 2. Своеобразным статусом главы государства – президента, который: а) избирается парламентом; б) является конституционным главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительственного кризиса.3. Развитостью партийной системы (многопартийностью), автономностью других институтов гражданского общества.

Президентские республики

Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет следующие особенности: 1) Президент избирается населением или его представителями (выборщиками), т.е. внепарламентским путем. 2) Президент является главой государства, главой правительства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполитический курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять должностей. 3) Правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом. 4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет права отправить правительство в отставку. 5) Президент имеет право вето на законодательные акты парламента. 6) Президент представляет одну из политических партий.

Смешанные республики

Для полупрезидентской (президентско-парламентской) республики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие признаки: 1. Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями) страны. 2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатами парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим, определяет направления внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей. 3. Правительство ответственно перед президентом и парламентом. 4. Парламент не может отправить правительство в отставку. Это прерогатива только президента. 5. Президент не имеет право распустить парламент и назначить новые выборы. Особенности смешанной президентско-парламентской, полупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россияи др.): 1) Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями). 2) Правительство формируется по инициативе президента и по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты правительства, может председательствовать на заседаниях правительства. 3) Президент является главой государства, гарантом Конституции, определяет направления внутренней и внешней политики, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим вооруженных сил. 4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия правительству. 5) Президент может при наличии оснований распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы. 6) Президент имеет право удалить правительство в отставку без ссылки на основания. 7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми Парламентом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.009 с.)