Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоведение в системе общих гуманитарных и социально-экономических наук.

Поиск

Правоведение в системе общих гуманитарных и социально-экономических наук.

В юридической науке, познающей специфические государственно-правовые закономерности, неприемлема позиция рассмотрения теории государства и права как политико-юридической или даже политической науки. Юридическая наука, с одной стороны, учитывает «внешний» фактор влияния; с другой – сосредоточивает внимание на относительной самостоятельности, автономности государственно-правовой жизни по отношению к воздействующим экономическим, социально-политическим и др. факторам. Она обеспечивает получение достоверного знания относительно специфического объекта – государственно-правовой жизни общества.

Обнаруженные соотношения объектов общегуманитарных, социально-экономических и других научных дисциплин с юриспруденцией создают основания для вывода о фундаментальном уровне знаний в философии, социологии и т. п. Юриспруденция по отношению к названным и др. наукам является специализированной областью знаний об объекте, относительно самостоятельном и автономном в системе взаимодействий и обусловленностей. Она познает специфические закономерности и отдельные стороны государственно-правовой жизни. Юриспруденция, будучи наукой автономной, закладывает в фундамент специальных знаний принципы и категории отдельной философской системы, исходные знания, которые конкретизуются в этой конкретной науке. Одновременно юридическая наука поставляет философии специальные знания более высокого, чем в юриспруденции, уровня научных обобщений, в частности, в разработке идеальных моделей, форм, механизмов. Специальные знания для философии становятся эмпирическим материалом, который возвращается в конкретную науку уже в контексте философского осмысления. Философия для юриспруденции поэтому является фундаментальной наукой. Объекты первой и второй, конечно, не совпадают по масштабности и универсальности.

В таком же плане можно давать сравнительную характеристику объектов социологических наук (социальная философия, социальная история, социология) и юридической науки. Если объектом социологии является общество в целом (структуры общества, институты, социальные процессы и др.), то юридическая наука изучает государство, право как социальные институты. Отметим, что объекты наук здесь соотносятся как целое и часть. Социология изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования общества в целом, его институтов, процессов и т. п. Государство и право как институты общества находятся в зоне действия таких закономерностей и являются поэтому составным компонентом объекта социологических наук. Юриспруденция обеспечивает научное освоение государства и права и государственно-правовой жизни, отдельных их сторон как явлений юридических. Конечно, юридическую науку интересуют и «внешнее» окружение, обусловленность государственно-правовых институтов, форм, механизмов. Однако здесь обнаруживается линия пересечения объектов социологических наук и юриспруденции, взаимовлияния первых и второй при сохранении автономности объектов научного познания с прямыми и обратными связями. Если социология поставляет юридической науке знания о закономерностях развития и функционирования общества в целом, формах и механизмах их действия, а также массовидный фактологический материал, то юриспруденция изучает трансформацию воздействующих социальных факторов в государственно-правовые институты и формы. Тем самым юридическая наука поставляет социологии знания для выработки новых социологических концепций в государственно-правовой действительности.

Функции юридической науки

Сущность юриспруденции обнаруживается в ее функциях – основных направлениях воздействия научных знаний на развитие, функционирование, структуру государственной организации и правовой системы общества. 1. Как и всякой науке, юриспруденции присуща познавательная (гносеологическая) функция, которая ориентирована на установление природы объекта научно-познавательной деятельности с использованием набора приемов, способов и средств получения достоверного знания. 2. Юриспруденция осуществляет констатирующую (онтологическую) функцию, ориентированную на установление того, что есть наличное государство, право, отдельные государственно-правовые институты, формы, структуры, способные воздействовать на жизнь людей. 3. Функция прогнозирования для юридической науки раскрывает ее роль и способность к определению будущего в развитии государства и права, предвидения перспектив в этой сфере жизни. 4. Эвристическая функция показывает возможность юриспруденции познавать и открывать новые закономерности развития объекта изучения новые свойства и показатели изучаемой материи. 5. Как система научных знаний юриспруденция осуществляет методологическую функцию, поскольку оперирует системой категорий и понятий, взаимодействующих с другими системами знаний,а также внутридисциплинарное Методологическое назначение, особенно общетеоретических категорий и понятий. 6. Практическая (прикладная) функция юридической науки показывает важную роль и назначение последней в практически-преобразующей работе субъектов государственно-властной дея-тельности, их способности взаимодействовать с институтами общества и населением, в отыскании путей прогрессивного развития.

Предмет ТГП как науки

теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права вообще, направления возвышения личности в системе

ценностей современного общества средствами государственной деятельности и правового регулирования. Это общий объект науки.

Предмет теории государства и права детализирует объект по названным выше позициям и обнаруживается в поэлементном срезе науки и учебной дисциплины. Это науковедческий и методологический блок знаний (объект, предмет науки, методология познания); институциональный компонент (общее учение о государстве и праве, современная государственно-правовая жизнь); функционально-динамический компонент (функции государства и правовые формы их осуществления, правотворчество, правоприменение и др.); результативный компонент (правовое поведение, законность и т. д.); наконец, ценностно-интеллектуальный компонент предмета теории государства и права. Особенности предмета данной науки и учебной дисциплины дает основание для вывода о «вертикальном» порядке соотношения и взаимодействия теории государства и права по отношению к отраслевым и прикладным компонентам юриспруденции в порядке реализации ее методологической функции и по другим основаниям.

 

Государство и право

Государство и право в объекте юридической науки неотделимы, иначе критерии обособления объектов и предметов наук утрачиваются. Важным в связи с этим становится

вопрос о соотношении государства и права (права и государства).

Во-первых, неоспоримым признаётся тезис о неразрывности этих институтов. Об этом свидетельствуют одновременность возникновения, решение с помощью государства и права одних и тех же задач, выдвигаемых обществом, взаимосогласованность действия, взаимообеспеченность.

Во-вторых, в современных условиях возрастания значимости права, усиления международных факторов правообразования и институтов правообеспечения сохраняется роль государства как монопольного «правообразователя» законодательных и иных норм.

В-третьих, право, в свою очередь, устанавливает юридические пределы деятельности государства, устанавливая разрешительный режим реализации властных полномочий, приоритет международного права над внутренним законодательством.

В-четвёртых, и государство, и право содержат набор необходимых средств преодоления противоречий, деформаций, нестыковок, коллизий в деятельности носителей публичной власти и в правовом регулировании.

Формы гос-ного правления

Формы государственного правления определяются как порядок учреждения (конституирования) структур высшей власти в государстве, их взаимодействие друг с другом на основе баланса полномочий, а также с населением страны. В зависимости от состава правящих органов и лиц различают монархии и республики.

Монархия как форма правления имеет место там, где высшая власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха) либо делится с другими органами высшей власти и передается в соответствии с законом по наследству.

Республика как форма правления имеет место там, где органы высшей власти избираются населением или его представителями (выборщиками) либо формируются напрямую или при участии общегосударственных органов народного представительства на определенный срок.

Понятие и виды монархии

Монархия как форма правления имеет место там, где высшая власть в государстве сосредоточена в руках одного лица (монарха) либо делится с другими органами высшей власти и передается в соответствии с законом по наследству. В зависимости от объема полномочий монарха монархии классифицируются на абсолютные, дуалистические, конституционные (ограниченные).

В абсолютной монархии отсутствует система разделения властей, монарх сосредотачивает политическую власть, концентрирует в своих руках законодательство, исполнение законов, отправление правосудия. Власть монарха неограниченна. Наличие сословно-представительных учреждений ничего не меняет. Фактически они являются бесправными. Например, это царское самодержавие, сегодня – султанат Оман, Бруней.

В дуалистической монархии монарх – глава государства. Он осуществляет функции главы исполнительной власти, обладает правом издавать имеющие силу закона указы. В дуалистической монархии законодательствует парламент при наличии абсолютного права вето монарха на законы парламента.

Классическим примером такой монархии была форма правления в Иране до исламской революции.

В конституционной (ограниченной) монархии монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную, судебную власти осуществляют конституционные органы. В связи с тем, что за исключением главы государства (монарха) такая форма правления является типичной парламентской республикой, конституционную монархию нередко именуют парламентской. Конституционные монархии типичны для многих стран Европы и Азии: Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испании, Японии и др.

Понятие и виды республик

Республика как форма правления имеет место там, где органы высшей власти избираются населением или его представителями (выборщиками) либо формируются напрямую или при участии общегосударственных органов народного представительства на определенный срок. Республика характеризуется, во-первых, производностью органов высшей власти от народа; во-вторых, сменяемостью органов высшей власти по истечении определенного в законе срока; втретьих, верховенством актов высших представительных органов власти по отношению ко всем другим правовым актам; в-четвертых, распределением полномочий и наличием «противовесов» между органами высшей власти.

Различают парламентские, президентские и смешанные республики, которые в свою очередь делятся на полупрезидентские и смешанные президенстко-парламентские и полупрезидентские системы правления.

Парламентские республики

Парламентская республика (Италия, ФРГ и др.) характеризуется следующими особенностями: 1. Значительной ролью парламента, его формальным верховенством в системе разделения властей: а) парламент формирует правительство из представителей партийного большинства; б) правительство ответственно перед парламентом; в) при утрате поддержки парламентского большинства правительство отправляется в отставку. 2. Своеобразным статусом главы государства – президента, который: а) избирается парламентом; б) является конституционным главой государства; в) обособлен от исполнительной власти и не ответственен за действия правительства; г) имеет право распускать парламент и назначать новые выборы в ситуациях правительственного кризиса.3. Развитостью партийной системы (многопартийностью), автономностью других институтов гражданского общества.

Президентские республики

Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет следующие особенности: 1) Президент избирается населением или его представителями (выборщиками), т.е. внепарламентским путем. 2) Президент является главой государства, главой правительства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполитический курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять должностей. 3) Правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом. 4) Отсутствует право роспуска парламента, который не имеет права отправить правительство в отставку. 5) Президент имеет право вето на законодательные акты парламента. 6) Президент представляет одну из политических партий.

Смешанные республики

Для полупрезидентской (президентско-парламентской) республики (Финляндия, Польша и др.) характерны следующие признаки: 1. Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями) страны. 2. Президент – глава государства – участвует вместе с палатами парламента в формировании правительства, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим, определяет направления внутренней и внешней политики, т.е. занимает пять должностей. 3. Правительство ответственно перед президентом и парламентом. 4. Парламент не может отправить правительство в отставку. Это прерогатива только президента. 5. Президент не имеет право распустить парламент и назначить новые выборы. Особенности смешанной президентско-парламентской, полупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россияи др.): 1) Президент и парламент отдельно избираются населением (избирателями). 2) Правительство формируется по инициативе президента и по согласованию с парламентом. Президент контролирует акты правительства, может председательствовать на заседаниях правительства. 3) Президент является главой государства, гарантом Конституции, определяет направления внутренней и внешней политики, возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим вооруженных сил. 4) Парламент может ставить вопрос о вотуме доверия правительству. 5) Президент может при наличии оснований распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы. 6) Президент имеет право удалить правительство в отставку без ссылки на основания. 7) Президент имеет право вето над законами, принимаемыми Парламентом.

Признаки и виды федерации

Федеративное государство имеет сложную территориальную организацию, состоящую из государственных образований (субъектов федерации), обладающих определенным объемом суверенных прав (ФРГ, Россия, США и др.). Каждое федеративное государство характеризуется собственной спецификой исходя из исторических особенностей, традиций, национального состава населения и т.п. Однако федерациям присущи общие признаки следующего порядка: 1. Федерации имеют два уровня организации власти – федеральный и субъекта федерации (законодательные, исполнительные и судебные ветви власти). 2. Формируются две системы законодательства: федеральное и субъектов федерации. 3. Создается возможность иметь гражданство общефедеральное и гражданство субъекта федерации. 4. Существует двухканальная система налогообложения. 5. Отсутствует право выхода из состава федерации. 6. Субъекты федерации самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства. Юридическими основаниями формирования (оформления) федерации являются конституции либо федеративные договоры. Возможно сочетание первых и вторых. Так или иначе, но закрепляются предметы ведения и полномочия федерации, ее субъектов, совместного ведения федерации и ее субъектов.

Режим парламентаризма

I. Парламентаризм – это институциональный компонент, само наличие представительного учреждения, формируемого избирателями страны на основе свободных выборов. Достижением в институциализации данного режима стало то, что парламент является постоянно действующим, активно функционирующим, имеющим юридическое оформление и правовой статус законодательсной власти.

II. Институциональный срез парламентаризма дополняется наличием особого правового статуса депутатов парламента и порядком взаимоотношения депутатов и избирателей. Конституция РФ ориентирует на отсутствие императивного мандата, что понимается как несвязанность депутата обязательствами перед своими избирателями, неподотчетность перед ними. Главной задачей народных избранников становится осознание потребностей развития общества, уравновешивание интересов социальных слоев и групп населения всей страны, выстраивание на этой основе законотворческой политики и деятельности. Депутат ответственен не столько перед своими избирателями, сколько перед всем народом, страной. Реализуется такая ответственность в ходе очередных избирательных кампаний.

III. Ядро режима парламентаризма составляет система разделения властей, развитость правового компонента в соотношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей. Определенный баланс «сдержек» и «противовесов» в системе разделения властей образует правовую базу режима парламентаризма.

IV. Парламентаризм базируется на экономическом, социально-политическом, идеополитическом плюрализме, политической системности, соответственно конкурентности программ и прогнозов общенационального развития. Здесь создаются условия для свободы выбора, в том числе электорального, в части депутатского

корпуса Государственной Думы РФ и законодательных собраний субъектов федерации.

V. Парламентаризм – это наличие условий для восприимчивости представительной системы страны, а также государственно-правовых институтов, форм, механизмов базовых общецивилизационных ценностей, ценностей политической и правовой культуры.

VI. Парламентаризм – это способность и готовность населения страны к самоидентификации, реализация возможности формировать институты гражданского общества, автономные по отношению к государству.

VII. Парламентаризм – это складывание устойчивых традиций в деятельности органа народного представительства, бережное отношение к оправдывающим себя формам, институтам, механизмам государственной деятельности и правового регулирования.

 

Виды должностных лиц

Различия в правовом статусе должностных лиц дают основании говорить о следующих их видах:

Должностные лица, непосредственно реализующие внешние полномочия государственных органов. Это работники соответствующих органов, наделенные юридически властными пол­номочиями, без которых невозможно представлять государственную власть в ее любом проявлении (законодательную, исполнительную, судебную, прокурорскую). Это необходимое условие, предполагаемое закрепленным в законодательстве понятием государственной должности. В таком понимании (а оно не вызывает сомнений) и Президент РФ, и судьи, и прокурор также являются должностными лицами. Должностные лица этой категории наделяются наиболее значимыми юридически властными полномочиями, что позволяет им представлять государственную власть в различного рода внешних отношениях. Имеется в виду представление ими данного государственного органа в отношениях с другими органами государственной власти, с органами местного самоуправления, с негосударственными организациями и гражданами.

Юридически властные полномочия этих должностных лиц реализуются в отношении лиц, не находящихся в их служебном подчинении (или служебной зависимости), а также государственных. и негосударственных организаций, ведомственно им не подчиненных. Таких должностных лиц обычно характеризуют в качестве представителей публичной власти.Не всякое должностное лицо обладает полномочиями представителя власти, но всякий представитель власти (в распространенном понимании) есть должностное лицо.

Иногда таких должностных лиц называют представителями административной власти. Это неверно, так как сужает реальное понимание должностного лица как представителя именно публичной власти. Должностные лица, непосредственно реализующие внутри-организационные (внутрисистемные) полномочия государственных органов. Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу. В подобном понимании к таким должностным лицам можно отнести и руководителей государственных предприятий и учреждений, полномочия которых реализуются только в отношении подчиненных им работников. Например, правовые акты ректора вуза обязательны для всех работников данного вуза. Должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспечению деятельности государственных органов. Каждый орган имеет свою организационную структуру и штаты (совокупность государственных должностей, составляющих аппарат данного органа).

Демократия и самоуправление

Среди разновидностей форм непосредственной демократии называют петиции, собрания, сходы, ассоциации и др. Представляется, что эти и другие формы реализации инициативы граждан призваны и имеют целью выразить групповое волеизъявление и интерес определенных социальных групп. Здесь поэтому уместно вести речь о функционировании самоуправления. В отличие от институтов демократии, ориентированных на аккумулирование общегосударственных либо региональных интересов и соответствующего волеизъявления, воля и интерес членов ассоциаций, местных территориальных образований и самодеятельных организаций исходят из потребностей, вызревающих в соответствующих институтах самоуправления. В своей совокупности они образуют систему самоуправления – общественного образования, в котором имеет место совместное

принятие решений и совместное их осуществление в интересах самоуправляемого сообщества людей.

Конечно, демократия и самоуправление имеют общие черты: участие людей в решении общих дел, ответственность и деятельность, основанные на законе; ориентация на общественный интерес, достижение согласия. Обнаруживаются также параллели в организованных формах конкретной работы.

Принципы правового гос-ва

Под принципами правового государства следует понимать обусловленные его природой обобщенные требования к организации и функционированию публичной власти, являющиеся преобразованной формой отражения объективных закономерностей развития этой правовой организации в её гармоничном взаимодействии с носителями прав и свобод человека и гражданина. Это прежде всего принцип верховенства правового закона, но не только в его соотношении с системой подзаконных нормативных правовых актов, но и в постулате правосознания о правлении законов, а не лиц, о том, что только закон может разрешить все жизненные проблемы. Правовому государству присущ принцип его самоограничения правом. Речь идет о связанности государства международными и конституционными стандартами основных прав и свобод человека и гражданина, а также системой «сдержек» − предметами ведения, полномочиями, компетенциями, поскольку само их наличие предполагает действие властвующих структур и лиц в разрешительном режиме. Принцип взаимной ответственности гражданина перед государством и государства перед своими гражданами также присущ правовому государству и определяет саму его природу. В государстве, основанном на праве, действует также принцип юридического равенства субъектов социальных связей, поскольку перед законом все равны в своих возможностях, т.е. формально. Право при этом является равным масштабом, применяемым к неравным людям. В этом видится высшая справедливость, гарантируемая правом. Названные принципы специфичны только для правового государства. Они служат руководством в процессе формирования его институтов и правового оформления такого государства.

 

правоведение в системе общих гуманитарных и социально-экономических наук.

В юридической науке, познающей специфические государственно-правовые закономерности, неприемлема позиция рассмотрения теории государства и права как политико-юридической или даже политической науки. Юридическая наука, с одной стороны, учитывает «внешний» фактор влияния; с другой – сосредоточивает внимание на относительной самостоятельности, автономности государственно-правовой жизни по отношению к воздействующим экономическим, социально-политическим и др. факторам. Она обеспечивает получение достоверного знания относительно специфического объекта – государственно-правовой жизни общества.

Обнаруженные соотношения объектов общегуманитарных, социально-экономических и других научных дисциплин с юриспруденцией создают основания для вывода о фундаментальном уровне знаний в философии, социологии и т. п. Юриспруденция по отношению к названным и др. наукам является специализированной областью знаний об объекте, относительно самостоятельном и автономном в системе взаимодействий и обусловленностей. Она познает специфические закономерности и отдельные стороны государственно-правовой жизни. Юриспруденция, будучи наукой автономной, закладывает в фундамент специальных знаний принципы и категории отдельной философской системы, исходные знания, которые конкретизуются в этой конкретной науке. Одновременно юридическая наука поставляет философии специальные знания более высокого, чем в юриспруденции, уровня научных обобщений, в частности, в разработке идеальных моделей, форм, механизмов. Специальные знания для философии становятся эмпирическим материалом, который возвращается в конкретную науку уже в контексте философского осмысления. Философия для юриспруденции поэтому является фундаментальной наукой. Объекты первой и второй, конечно, не совпадают по масштабности и универсальности.

В таком же плане можно давать сравнительную характеристику объектов социологических наук (социальная философия, социальная история, социология) и юридической науки. Если объектом социологии является общество в целом (структуры общества, институты, социальные процессы и др.), то юридическая наука изучает государство, право как социальные институты. Отметим, что объекты наук здесь соотносятся как целое и часть. Социология изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования общества в целом, его институтов, процессов и т. п. Государство и право как институты общества находятся в зоне действия таких закономерностей и являются поэтому составным компонентом объекта социологических наук. Юриспруденция обеспечивает научное освоение государства и права и государственно-правовой жизни, отдельных их сторон как явлений юридических. Конечно, юридическую науку интересуют и «внешнее» окружение, обусловленность государственно-правовых институтов, форм, механизмов. Однако здесь обнаруживается линия пересечения объектов социологических наук и юриспруденции, взаимовлияния первых и второй при сохранении автономности объектов научного познания с прямыми и обратными связями. Если социология поставляет юридической науке знания о закономерностях развития и функционирования общества в целом, формах и механизмах их действия, а также массовидный фактологический материал, то юриспруденция изучает трансформацию воздействующих социальных факторов в государственно-правовые институты и формы. Тем самым юридическая наука поставляет социологии знания для выработки новых социологических концепций в государственно-правовой действительности.

Функции юридической науки

Сущность юриспруденции обнаруживается в ее функциях – основных направлениях воздействия научных знаний на развитие, функционирование, структуру государственной организации и правовой системы общества. 1. Как и всякой науке, юриспруденции присуща познавательная (гносеологическая) функция, которая ориентирована на установление природы объекта научно-познавательной деятельности с использованием набора приемов, способов и средств получения достоверного знания. 2. Юриспруденция осуществляет констатирующую (онтологическую) функцию, ориентированную на установление того, что есть наличное государство, право, отдельные государственно-правовые институты, формы, структуры, способные воздействовать на жизнь людей. 3. Функция прогнозирования для юридической науки раскрывает ее роль и способность к определению будущего в развитии государства и права, предвидения перспектив в этой сфере жизни. 4. Эвристическая функция показывает возможность юриспруденции познавать и открывать новые закономерности развития объекта изучения новые свойства и показатели изучаемой материи. 5. Как система научных знаний юриспруденция осуществляет методологическую функцию, поскольку оперирует системой категорий и понятий, взаимодействующих с другими системами знаний,а также внутридисциплинарное Методологическое назначение, особенно общетеоретических категорий и понятий. 6. Практическая (прикладная) функция юридической науки показывает важную роль и назначение последней в практически-преобразующей работе субъектов государственно-властной дея-тельности, их способности взаимодействовать с институтами общества и населением, в отыскании путей прогрессивного развития.

Предмет ТГП как науки

теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права вообще, направления возвышения личности в системе

ценностей современного общества средствами государственной деятельности и правового регулирования. Это общий объект науки.

Предмет теории государства и права детализирует объект по названным выше позициям и обнаруживается в поэлементном срезе науки и учебной дисциплины. Это науковедческий и методологический блок знаний (объект, предмет науки, методология познания); институциональный компонент (общее учение о государстве и праве, современная государственно-правовая жизнь); функционально-динамический компонент (функции государства и правовые формы их осуществления, правотворчество, правоприменение и др.); результативный компонент (правовое поведение, законность и т. д.); наконец, ценностно-интеллектуальный компонент предмета теории государства и права. Особенности предмета данной науки и учебной дисциплины дает основание для вывода о «вертикальном» порядке соотношения и взаимодействия теории государства и права по отношению к отраслевым и прикладным компонентам юриспруденции в порядке реализации ее методологической функции и по другим основаниям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.35.83 (0.012 с.)