Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История формирования теории правового гос-ва↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория правового государства имеет исторические корни и складывается по компонентам. Представления о правовой государственности были заложены древнегреческой философией и политико-правовой мыслью. Гуманистическая традиция в полисном устройстве жизни людей трансформировалась в идею о разумности и справедливости такой политической формы, при которой право, поддерживаемое публичной властью, становится общеобязательным законом, а публично-властная система − справедливой (т. е. соответствующей праву) государственной властью. В целом, античная традиция в политико-правовых учениях характеризуется правовой оценкой государства, восприимчивого к ценностям разумности, справедливости, законности. В условиях средневековья преобладающей становится тенденция не только бережного отношения к античному наследию в философии, теологии, юриспруденции, но и к укреплению естественно-правовых начал, подчиняющих власть государства и государей. Оно становится своего рода мостиком между античным гуманизмом в политических и правовых учениях и его возрождением в эпоху среднего и кризисного феодализма. Глубокое философское обоснование правового государства дают крупные представители классической немецкой философии. По Канту, правовое государство − это долженствование. У Гегеля это наличные формы существования людей, достигнутая ступень свободы в наиболее развитом виде. Как отмечалось выше, становление теории правового государства увенчалось введением в научный оборот соответствующего словосочетания. Это никак не означает, что представления о таком государстве оставались неизменными. Во-первых, особенности интерпретаций по различным компонентам теории правового государства обусловливались складыванием новых направлений политико-правовой мысли: исторической школы права, юридического позитивизма и др. Во-вторых, на представлении о правовой государственности накладывают отпечаток политические предпочтения различных политических сил: от либеральных до государственнических. В-третьих, критерием жизнеспособности представшей о правовом государстве становится современная практика государственного строительства – реальная связанность власти правом, реальная гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина, реальная законность итд Гражданское общество и правовое гос-во Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами: становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства; базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме; существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве; представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость; гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества; с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма; взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства. Признаки и понятие правового гос-ва 1. Правовое государство – это государство (как и всякое), политическая организация власти, выполняющая государственную работус использованием средств легализированного принуждения. 2. Правовое государство обладает особенностями природы, институциональными, назначения и др. Во-первых, оно возвышается над гражданским (развитым) обществом и соответствует его самодостаточности – экономической, социально-политической, правовой. Во-вторых, правовое государство − это юридическое закрепление основных прав и свобод человека и гражданина. Их приоритет обусловливает наличие демократического режима осуществления власти, роль и значение государства как главного средства приведения общества к равновесию и благополучию. В-третьих, правовое государство – это система разделения властей, баланс взаимных «сдержек» и «противовесов», отсутствие условий для возобладания единого центра власти и её монополизации, всегда приводящих к приоритету государственных начал и интересов под всеми другими интересами и ценностями (права человека, свобода, равенство и т.д.). Правовое государство исключает произвол чиновника, институтов публичной власти, коррупционность и т. п. В-четвёртых, правовое государство – это наличие конституционного суда, способного поддерживать и гарантировать режим конституционализма, предотвращать всякие попытки выхода за пределы конституционного пространства. В-пятых, правовое государство – это организация власти, основанная на режиме законности, адресованном, прежде всего, государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, общественным объединениям. В-шестых, в правовом государстве власть обладает свойством суверенитета. Отсутствуют любые надгосударственные структуры и решения. В-седьмых, правовое государство основывается на ценностях правовой культуры и юридическом мировоззрении населения. Правовое государство − политическая организация власти (социальный институт), базирующаяся на развитых институтах гражданского общества, выполняющая функции управления в пределах юридических ограничений, приводящая общество к согласию, равновесию и благополучию. Принципы правового гос-ва Под принципами правового государства следует понимать обусловленные его природой обобщенные требования к организации и функционированию публичной власти, являющиеся преобразованной формой отражения объективных закономерностей развития этой правовой организации в её гармоничном взаимодействии с носителями прав и свобод человека и гражданина. Это прежде всего принцип верховенства правового закона, но не только в его соотношении с системой подзаконных нормативных правовых актов, но и в постулате правосознания о правлении законов, а не лиц, о том, что только закон может разрешить все жизненные проблемы. Правовому государству присущ принцип его самоограничения правом. Речь идет о связанности государства международными и конституционными стандартами основных прав и свобод человека и гражданина, а также системой «сдержек» − предметами ведения, полномочиями, компетенциями, поскольку само их наличие предполагает действие властвующих структур и лиц в разрешительном режиме. Принцип взаимной ответственности гражданина перед государством и государства перед своими гражданами также присущ правовому государству и определяет саму его природу. В государстве, основанном на праве, действует также принцип юридического равенства субъектов социальных связей, поскольку перед законом все равны в своих возможностях, т.е. формально. Право при этом является равным масштабом, применяемым к неравным людям. В этом видится высшая справедливость, гарантируемая правом. Названные принципы специфичны только для правового государства. Они служат руководством в процессе формирования его институтов и правового оформления такого государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.200 (0.006 с.) |