Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи истор. науки.Формац. и цивилю подходы.

Поиск

Предмет и задачи истор. науки.Формац. и цивилю подходы.

история - наука комплексная, интегральная, так как изучает все, что развивает­ся во времени и пространстве, это значит всю совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории общества. Познавательная задача - собирание конкретных фактов, их система­тизация и рассмотрение в связи одного с другим. Практическая задача - это выяснить, что происходи­ло в прошлом и интерпритировать в наст. и буд. Воспитат. задача - воспитание на основе истор. (патриот, интернацион., тру­довые, моральн.) моментах.

Формационный подход К.Маркса - прогресс человечества осущ. в виде закономерных смен пяти основных обществ.-эконом. формаций (первобытнообщин., рабовлад., феодальной, капиталист., коммунист.). Переход к новой формации осущ. в итоге социальных революций. Недостатки:1.не все страны повторяют форма­ционный ход европейских стран.2. абсолютизир. классовой борьбы, насилие, соц. революции.3. объяснение истор. со­бытий объективн. факторами, не вкл. человеч.

Цивилизационного подход -положены не производств. отношения, как при формационном подходе, а человек в совокупности его потребностей, способностей, воли и знаний. Рост материал. и дух. потреб­ностей человека служит толчком для общественного про­гресса.

Свидетельства о прошлом дают истор. источники - все то, что осталось с прошлого и несет хоть какую-то информацию о нем: экспедициях, летописях, истор. архивах, воспомин. очевидцев. Источники: письменные; вещественные; этнограф.; разговорные; фольклорные; кинофотодокум.; фонодокументы. Сущ. многочисл. литература: всемирная история, история отдельных континентов и стран, история отдельных периодов или эпох, ис­тория разных обществ. периодов, история выдающ. личностей.

 

 

Эволюция первоб.общин. и рабовлад хоз-ва.Древ. центры мир. цивилизаций.

Первоб.община – ранняя,поздняя,ее разложение,возникн. Классов,гос-ва.

Чел. выделился из животн. мира ок 3 млн лет назад (Африка). На тер-ии совр. Белорус. первые люди появ. – 100-40 тыс лет до н.э. С эволюцией орудий труда историю первобытного общества делит: Каменный век (100-40 тыс до н э -3 тыс лет до н э): 1) палеолит (100-40 тыс до н э- 10 тыс лет до н.э.), 2) мезолит (10-5 тыс до н.э.), 3) неолит (4-3 тыс лет до н.э.)2-3 присваив хоз-во:собир,охота. Бронзовый век (2 тыс до н э-нач I тыс до н э); Железный век (нач I тыс до н э-сер I тыс.н.э.).

Увелич людей~роды-племена-община-деление на свободных и рабов.Запад.цив. - демократ. институты управл. с классич рабовладением.Общее зап и вост цивил – рабство в труде, равитие цив-ий. Упадок рабского труда(невыгодность)~феод. способ,т.е крушение рабовлад.Феод.отнош проявл в иминении права собственности и захвате земли князем одного из племён. Начин расслоение общины~зажит. И безземельн крестьяне.

Возникн. первых гос-в. 6-3 тыс до н.э. земледельцами-животнов.заселены долины Нила,Нижнего Ефрата,Инда.Признаки цив.:крупные постоянные поселения, монументальные общественные постройки, система налогообложения,опред. уровень развития экономики(наличие торгового обмена), возникновение письменности и зачатков наук, искуств

 

 

Древнейшее население и начало расселения славян(Б). Концепции происхождения белорусов.

В начале бронзового века на территорию Б начинают проникать племена индоеврапейцев. Их формирование происходи­ло в период каменного и бронзового веков на широкой террито­рии от Индии до Европы. Прародиной индоевропейцев считают территории Малой Азии, Южного Кавказа и Северной Месопота­мии. В 4-м тыс. до н.э. индоевропейцы имели уже достаточно раз­витое хозяйство и патриархальный строй. Они занимались живот­новодством, умели обрабатывать землю, первыми начали исполь­зовать колесо. Увеличение количества населения и стад заставило племена искать новые места обитания.

На рубеже 4-го и 3-го тыс. до н.э. индоевропейские племена начали движение в разных направлениях.

В 3 тыс. до н.э. на территории Б в районе Припяти появились первые индоевропейцы. Это подтверждают ярко выра­женные европеоидные черты и хозяйственные занятия племен. Развитие кузнечного дела (изготовление железных орудий труда), земледелия.

Массовый приход славян на территорию Б и окончательное закрепление –VI-VIIвв. Преимущественно заселяли 3 восточнославянских племени.

Кривичи были одним из крупн. восточнослав. пле­мен. Они занимали не только север Б., но и соседние р-ны Подвинья и Поднепровья. Кривичи сформи­ров. в результате ассимиляции пришлыми славянами мест­ных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. Название происходит от имени прародителя рода - Крива, по другим - от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте, от слова «кровные» (близкие по крови), «кри­вой» - (о человеке, холмистой местности).

Дреговичи проживали на большей части южной и значитель­ной части средней Беларуси. Название отражает славяно-балтекий синтез дреговичей. Корень слова балтский (от лат. dregnas - сырой, влажный) и славяне дополи сла­вянским «ичи». Дреговичей были одним из наиб. развитых восточнослав. племенем.

Радимичи проживали на восток от дреговичей и на юг от кри­вичей. По летописным данным, они занимали тер-ию между Днепром и Десной. Название радимичей балтского происхожд., основа балтская (от лат. radimas - нахожде­ние), а окончание славянское. У радимичей сущ. племенная верхушка и организация.

Кривичи, дреговичи, радимичи представляли крупные пле­менные союзы, объединенные родоплеменными отнош., территор., экон. и полит. связями.

Происхождение белорусов. Процесс формирования бел. народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием географ.-климат., соц.-экон., полит., религиозных тенденций. Черты опред. сущность любой народности: наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, вероисповедание. Основных концепции: 1. «финская» (на­шими предками являлись финно-угорские и славянские племена). 2. «балтская»(балты и славяне). 3. «Кривичско-дреговичско-радимичская» (эти племена). 4. «древнерусская»(по якобы существовавшей древ­нерусской народности). Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действи­тельно населяли племена финнов, которых в раннем железном веке сменили балты. Во времена же Великого переселе­ния народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые создали первые на белорусских землях сообщества кривичей, дреговичей и радимичей.

 

 

Изменение геополитической ситуации в Вост Евр в XIIIв. Образование ВКЛ

Характерные черты сущ феодально-ленного строя:

1) наличие особенностей зем. владения, кот. получ. от более выс­шего лица с рядом личных обязанностей.

2) слияние права на землю с правом на власть

3) иерархическое построение законодат., су­дебных, военных институтов

4) преоблад. аграрного сектора эканомики, натур. хоз-ва

Один из органичных феноминов феодализма в Европе – феодал. раздробленность~ благоприят­ных условий для развития культуры, ремесел,но незащищенность мелких гос. образований от интервенции,препятствия для создания общеевр. и мирового рынков.

Период XIII—XIV вв. - крестьянских восстаний, волнений и бунтов - восста­ние Уота Тайлера в 1381 г. в Англии.

Основной характеристикой развития аграрной сферы в Евро­пе в это время был процесс быстрого освоения новых земель.

Самой развитой страной этого времени в Евро­пе была Италия. Она была полит. раздробленной, но ее объе­диняло культ. и языковое единство. Наиб. успехов в го­с. устройстве достигает Франция, которой удалось объе­динить все франц. тер-ии в одно государство. Защиту прав человека продемонстрировала Англия.

 

Предпосылки: 1) Развитие с/х произв-ва, ремесла, тор­говли; рост городов и их значение как ремесленно-торговых цент­ров.

2) Углубление соц. противоречий между сословиями.

3) Необход. борьбы с внешней угрозой(монгол-татар)

Концепции: 1)«литовского завоевания»(западные земли древней Руси были «захвачены» литовскими князьями во время ее ослабления монголо-татарским нашествием. Гос-во возникло как результате эк. и полит. развития балто-литовских земель и потом расши­р. за счет славянских.)

2)«Руси Литовской»(соперничестве Руси Литовской с Ру­сью Московской в деле собирания русских (восточнославянских) земель, в котором со временем победила Русь Московская.)

3)«литовско-русского гос-ва» не исклю­ч. литовцев из процесса создания ВКЛ, но игнор. Формир. в составе ВКЛ белорусского этноса и роль его предков в создании гос-ва)

4) «белорусско-литовского государства»» (Лит.влияние преоблад. в полит. жизни (литовская княже­ская династия и большинство лит. магнатов в органах вла­сти), в войске.)

5) «белорусского государства»(утверждает, что с самого начала ВКЛ формир. как гос-во предков белорусов, которые в то время назы­вались литвинами.)

6)«литовско-белорусского государства»(возникло белорусско-литовское государство с центром в Новогородке, которое стало ядром ВКЛ)

 

Реформация в Европе

Зарождение реформационного движения было вызвано желанием широких слоев населения сделать церковь более дешевой. Дворянство и буржуазия претендовали на огромные владения католической церкви.

Помимо экономического и национального гнета, предпосылкой Р. Послужил гуманизм. Дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на явления культуры (в т.ч. на религию).

Р. В XVI привела к созданию ряда протестанских церквей: началом Р. Принято считать выступление Мартина Лютера (доктора богословия Виттенбергского ун-та). Германия и страны Скандинавии. Выступал против существующих злоупотреблений католической церкви. Относят себя к апостольной христианской церкви. Главное положение учения: существует один истинный Богв 3-х ипостасях: Отец, Сын, Святой дух.

В Швейцарии, Нидерландах – кальвинизм(Кальвин). Центр. доктрина кальвинизма-суверенитет Бога (верховная власть Бога во всем).

Отличия:

- признание только Библии

- отсутствия монашества

- отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей

- аскетический дух

В Англии - английская церковь (не использовать свечи, ладан, сутану, исповедь)

Общее: вера в спасение чел. души через личную веру и без помощи церкви, принятие только некоторых таинств (причастие, крещение).

25 сентября 1555- аугсбургский религиозный мир: лютеранство-официальная религия, соглашение между лютеранами и Римской католической церковью.

Одним из основных последствий реформ. движения появление протестантизма (распр. По всей Европе в вероучениях Л. и К.)

Контрреформация в Европе

Начало в 1560 (во времена Папы Пия IV) и до 1648 (окончание 13-ей войны-война между протестантами и католиками Германии)

Основные положения К/Р были выработаны на Тридентском соборе (1545-1563 с перерывами):

-усилена власть папы и епископов

-подтв. основные догматы катол вероучений

- утв. Деятельность Верховного инквизиторского трибунала (созд в 1542)

-монашеский орден иезуитов получил офиц признание

-«список запрещенных книг», который замедлил развитие науки и образования

Обострение межконфессиональных отношений привело к Варфаломеевской ночи во Франции (24-25 августа 1572).Были убиты тысячи фр. протестанцев.

5 направлений деят. К/Р:

1-вероучение

2-дух и структурная перестройка

3-монашеские ордена

4-дух. Движения

5-полит аспекты

Реф и К/Р в Беларуси

Идеи протестантизма стали быстро распр. в ВКЛ.

Осн. Формой церк-религ реформации стал кальвинизм. Основой была феод знать, часть мелкой и средней шляхты.

1-ое кальвинистское собрание заложил в Берестье Николай Радзивил Черный

1550-Радзивил-берестейский староста

1553- 1-ые в Беларуси кальвинистский собор и типография

1553-Брестская Библия

Крупные кальвин центры- Берестье, Несвиж, Витебск, Минск, Слуцк.

К/Р: В ВКЛ в 1564 прибывают миссионеры-иезуиты. Иезуиты взяли в свои руки образование, открыли 11 коллегий по Беларуси. Детей брали независимо от веры родителей, но после окончания они становились католиками.

Усилия иезуитов привели: протестантизм начал вытесняться. Процесс окатоличивания слоев, вовлеченных в Р., приобрел массовый характер.

К концу 17 века К/Р в ВКЛ победила.

 

 

 

 

Трынаццацігадовая вайна

Пачалася 1618. Прычыны:обострение внутрегерм отнош,противоборство европ гос-в(наиб остро междуФранц и монархий Габсбургов)

Габсб. Стремились усилить свое влияние объединением католических сил, что противоречило Фр.,кот поддерж протестант. Князей=>2 коалиции: к Габсб(Австрия Испания,РП,катол князья Германии),к Фр(Швеция,Голландия,Дания,протест князья Германии)

Толчок к войне-преслед. Протестантов в Чехии в мае 1618. Позже все дей-я на Герм. Тер-ии.1648-Вестфальский мир(Швеция получ часть Герм+балтийское побереж=>Ш независ гос) Закрепилось раздробл Герм. Ослабли позиции Австрии и РП

Франция

Промышл переворот позже,чем в Англии из-за специфики нац. Фр индустриализации. Причины:1)многочисл пережитки в с/х.2) события во Фр:18в начин индустр.развитие;1789-1794-великая Фр революция(в ходе кот: ликвидируется феод-крепостн. порядки; упрозняется абсолютизм; изъятие у церкви зем наделов; упразняется внутр таможня; учреждается налоговая система;вводится свобода хлебной торговли). Однако революция терпит поражение=>власть оказалась у новай буржуазии.Приход Наполеона. Его решения привели к 1)развитию капитализма,2)основанию фр банка,3)установлению косвенных налогов,4)принятию гражданского,коммерческого кодекса.

Всё это обусловило переход к промышл перевороту.

Причины, сдержив капитализм во Фр:1)сохранение мелкого землевладения,однако крестьянские наделы очень малы,2)мануфакт. формир. быстрее,чем буржувзный строй,3)Сдерживание банкирами(влажение денег в бумагу),4)континентальная блокада Англии(англия атакует из-за земли,в итоге Фр получает высокоразв Англ товары)

30-40гг – 1 период индустриализации

50-60гг – окончат этап идустриализации

Развитие тяжелой промышленности (производство машин) шло с отставанием. Зато процветала текстильная промышленность. В первой половине XIX в. Франция превзошла все остальные страны по производству шел­ковых тканей. Более интенсивно экономика стала развиваться в годы Второй империи (1852-1870), о чем свидетельствуют объе­мы экспорта и импорта, увеличившиеся в 400 раз. Добыча угля и про-во стали за это время возросли в 3 раза, а кол-во рабочих на заводах удвоилось.

Германия

До сер 19в – аграрная страна.Причины:1)раздельные гос-ва, отсутствие единой денежной системы,2)отдалённость от важн. торговых путей,3)господство ремесленного производства (цехи).

Факторы быстрого перехода:1) поздняя индустриализация,2) появление хим промышленности, 3)концентрация пр-ва:появл. монополий, объед. больших предприятий,4) милитаризация. Герм постоянно готовится к войне,т.е. развитие военных отраслей, 5)железнодорожные строительства

Т.о позже вступив, Германия использовала опыт других и сделала большой рывок

 

 

Буржуазные реформы

Земская реформа (1864) – в губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления – губернские и уездные земские съезды. Депутаты земств избирались на основе имущественного ценза и сословных различий. Земские учреждения занимались вопросами местного хоз-ва, торговли, промышл-сти, охраны здоровья, нар. образования. В Б. реформа началась только в 1911 г., т.к. царское правительство опасалось, что местное дворянство использует земства для организации оппозиц.движения.

Городская реформа (1870) – в городах создавались всесословные органы обществ. самоуправления – городские думы. Выборы депутатов также осуществл. на основе имущественного ценза. В компетенцию городского самоуправления входили в основном хоз. вопросы: развитие торговли и промыш-сти, благоустройство городов, нар. образование, охрана здоровья. В Б. была проведена в 1876 г. и стала шагом вперед в сравнении с предыдущей организацией городского управления.

Судебная реформа (1864) – суд становился открытым, публичным и независимым от правительства. Создавался институт адвокатуры и присяжных заседателей, вводилась должность нотариуса. Мелкие дела рассматривались в мировых (уездных) судах, более значительные – в судебных палатах и окружных судах. В Б. реформа началась только в 1872 г., когда были введены мировые суды. Однако здесь судьи не выбирались, а назначались министерством юстиции. Окружные суды, прокуратура и институт присяжных заседателей были введены только в 1882 г.

Военная реформа (началась 1862 г.) – Россия была разделена на 15 военных округов, был разработан новый устав строевой службы. Создавались военные гимназии – кадетские корпусы, училища и академии. В армии отменялась сословно-феодальная структура. На военную службу подлежали все мужчины, достигшие 20 лет. Это позволило сократить армию в мирное время и резко увеличить её в период военных действий за счет запасников.

Цензурная реформа (1865) – отменялась предварительная цензура для произведений объемом более 10 печатных листов, а для переводов – свыше 20 печатных листов. Царская администрация имела право накладывать штрафы на газеты и журналы, запрещать издание.

Реформа образования (1860-е гг.) – университеты получили автономию, а руководство ими поручалось совету профессоров. На платной основе открывались гимназии двух типов: классические и реальные. Широкое распространение в Беларуси получили церковно-приходские школы.

 

27. Восстание 1863-1864. Бел земли в условиях ускорения буржуазной модернизации(начXXв)

Несправядлівасць аграрнай рэформы выклікала шырокі сялянскі незадавол. Сялянства хвалявалася, адмаўлялася падпісваць устаўныя граматы, уздымалася на адкрытую барацьбу з памешчыкамі. Паліт. становішча ў Расіі рэзка ўскладнілася. У гэтых умовах у Польшчы, Літве і Беларусі пачаў разгортвацца нац.-вызваленчы рух, накіраваны супраць прыгону,самадзяржаўя, за правы чалавека і грамадзяніна.

Традыцыйна вызваленчы рух у Польшчы, Літве і Беларусі падзяляўся на дзве плыні. У 1861-1862 гг. гэта былі «белыя» і «чырвоныя». «Белыя» належылі да арыстакратыі, а «чырвоныя» - да дэмакратычных колаў грамадства. Але мэта ў іх была агульная – адрадзіць незалежнасць Бацькаўшчыны. «Белыя» разлічвалі гэтага шляхам перагавораў з царом, з дапамогай Францыі, іншых краін Захаду, а «чырвоныя» абапіраліся на паўстанне насельніцтва, на свае сілы. Пры гэтым «белыя» пад Бацькаўшчынай разумелі Рэч Паспалітую ў межах 1772 года, а «чырвоныя», асабліва са складу рэвалюцыйнага крыла, прызнавалі права беларусаў, літоўцаў, укарінцаў на самавызначэнне.

Рэвалюц.-дэмакратычнае крыло «чырвоных» у Беларусі ўзначальваў К.Каліноўскі, які рыхтаваў паўстанне, выдаваў «Мужыцкую праўду», змагаўся за свабоду народа.

Паўстанне пачалося зімой 1863 г. Для кіраўніцтва паўстаннем былі створаны кіруючыя органы: Цэнтральны нац. камітэт (ЦНК) у Варшаве і Літоўскі правінцыяльны камітэт (ЛПК) у Вільні. Узначаліў ЛПК К.Каліноўскі. У кіраўніцтве ЦНК галоўная роля належыла «белым», якія ў лютым 1863 г. адхілілі К.Каліноўскага ад кіраўніцтва ЛПК. К.Каліноўскі ўзначаліў паўстанне ў Гродзенскай губерні.

Летам 1863 г. «белыя» зразумелі, што Францыя і Захад не будуць дапамагаць паўстанню і яны пачалі адыходзіць ад барацьбы. У чэрвені 1863 г. ЛПК зноў узначаліў К.Каліноўскі. Аднак час быў ўжо марна страчаны. Акрамя таго, ЦНК не разлічваў на сялян, зямлю абяцалі толькі тым сялянам, якія змагаліся за перамогу, астатнія нічога не атрымлівалі. Таму паўстанне падтрымала толькі невялікая частка сялянства. Атрады паўстаўшых на 75% складаліся са шляхты і толькі на 18% з сялян. Значны поспех быў у К.Каліноўскага ў. Усяго ў паўстанні ўдзельнічала да 80 тысяч беларусаў.

Баявыя дзеянні скончыліся ў канцы жніўня 1863 г., калі ЦНК загадаў К.Каліноўскаму спыніць паўстанне і перанесці барацьбу на вясну 1864 г.

Зімой 1864 г. К.Каліноўскі быў арыштаваны. З турмы ён перадаў пісьмо – запавет беларускаму народу. У «Лісце з-пад шыбеніцы» К.Каліноўскі заклікаў беларусаў да барацьбы за нашу нац. ідэю.

Выники: паустанне было накиравана супраць самадзяржау’я, нац. прыгнету, саслоунай няроунасци, рэшткау прыгоннага права и, хоць яно скончылася няудачай, яно прымусила Царски урад пайсци на больш выгадныя умовы праведзення сялянскай рэформы у Беларуси и Литве. Частка беззямельных сялян атрымала у уласнасць. Шляхта пазбаулена займаць дзяжауныя пасады.

Адмойныя: удзельники были бязлитасна рэпрэсираваны, их маемасць канфискавана. За удзел у паустанни каталицких святароу касцелы закрывалися ци ператваралися у праваслауныя цэрквы. За падтрымку паустання студэнтами закрыли Гора-Горацки инстытут, скарацили колькасць сярэдних навучальных устаноу.

 

Кредитная система и банки.

Быстрое развитие всех форм хозяйствования, и в первую очередь укрупнение промышленного про-ва, потребовало создания кредитной системы. Возникли такие формы организации кредита, как ссудно-сберегательные общества, частные акционерные банки, общества взаимного кредита, городские коммерческие банки. Ведущее место среди кредитных учреждений занимал Минский коммерческий банк. В Беларуси были также небольшие банкирские конторы, которые занимались кредитными операциями по обслуживанию мелких промышленников и торговцев.

 

29. Революция 1905-1907. Бел земли в условиях ускорения бурж моднрнизации (начXXв)

На пачатку ХХст. Расія апынулася перад непазбежнасцю рэвалюцыі бо нарасталі супярэчнасці паміж хуткім ростам капіталізму і перажыткамі прыгонніцтва Асаблівасці паліт. і эк. развіцця краіны патрабавалі глыбокіх рэформ.

На выражэнне інтэрэсаў рабочага класа і працоўнага сялянства прэтэндавалі РСДРП (бальшавікоў і меньшакоў), Бунд, эсэры, БСГ і іншыя сацыял-дэмакратычныя і леванародніцкія партыі і арганізацыі.

Пачаткам першай расійскай буржуазна-дэмакратычнай рэвалюцыі з’явіліся падзеі 9 студзеня 1905г. у Пуцярбургу, калі была расстраляна 140-тысячная дэманстрацыя.

У студзені-красавіку 1905г. адбыліся сялянскія выступленні,

Пад націскам рэвалюцыі 6 жніўня 1905г. Мікалай ІІ падпісаў маніфест аб увядзенні ў Расіі парламента – законарадчай Дзяржаўнай думы. Гэта была спроба аслабіць рэвалюц. рух і схіліць на свой бок ліберальую буржуазію. Але гэты манёўр царскіх улад праваліўся. У кастрычніку 1905 г. пачалася ўсеагульная паліт. стачка. 17 кастрычніка 1905г. цар падпісаў Маніфест аб абвяшчэнні дэмакратычных свабод, скліканні Дзяржаўнай думы з заканадаўчымі паўнамоцтвамі. Буржуазна-ліберальны лагер быў задаволены. Узнікаюць партыі кадэтаў і акцябрыстаў. Рэвалюцыйна-дэмакратычныя сілы працягвалі барацьбу.

9-18 снежня 1905 г. у Маскве адбылося ўзброенае паўстанне. Яно было падаўлена ўзброенымі сіламі. Рэвалюцыя пачала адступаць. Улады ўзялі палітычную сітуацію пад кантроль. У гэтых умовах "левы блок" пачаў распадацца.

Апошняй сумеснай акцыяй "левага блоку" стаў байкот выбараў у І Дзяржауную думу вясной 1906г. Аднак іх дзеянні былі непаслядоўнымі. Сарваць выбары ў I Дзяржаўную думу не ўдалося. Большасць месц у Думе заваявалі кадэты. Але склад Думы не задавальняў самадзяржаўе, і цар разагнаў дзве першыя думы. => паражэнне рэвалюцыі. Новы выбарчы закон у поўнай меры быў арыентаваны на памешчыкаў і буйную буржуазію. Думах складалі прадстаўнікі ўрадавых партый. Левыя партыі не былі прадстаўлены наогул, а дэпутаты зсялян падтрымлівалі правыя партыі.

З рэвалюц 1905-1907гг. пачаўся працэс пераўтварэння самадзяржаўя ў канстытуцыйную манархію, рух да парламентарызму. Нягледзячы на паражэнне рэвалюцыі і наступленне рэакцыі, поўнага вяртання да мінулага ўжо не магло быць.

Ідучы па сусветным шляху эканамічных пераўтварэнняў, расійскі капіталізм на рубяжы XIX-XXстст. уступіў у імперыялістычную стадыю. Расійская імперыя займала чацвёртае – пятае месца разам з Францыяй. Праўда, яна значна ўступала ЗША, Германіі і Англіі.

Эканоміка Беларусі, якая з’яўлялася часткай народна-гаспадарчага комплексу Расійскай імперыі, развівалася па тых жа эканамічных законах. Ішоў працэс канцэнтрацыі вытворчасці, выцяснення дробных прадпрыемстваў буйнымі капіталістычнымі фабрыкамі і заводамі

У пачатку XX ст. у прамысловасці Беларусі пачалі узнікаць манапа-лістычныя аб’яднанні

Эканамічны ўздым стварыў спрыяльныя ўмовы для замежных інвестыцый. Будавалися чыгунки. Капіталістычныя адносіны укараняюцца і ў с/г.,садзейнічала сталыпінская аграрная рэформа. Прычыны:невыраш аграрнага пытання,існаванне феад перажыткаў,рост сялянскага руху.Мэты:забеспячэнне развіцця капіталізму у с/г,стварыць з зямельных сялян сельскую буржуазію як апору для самадзяржаўя.Сродкі:разбурэнне сялянскай абшчыны, забеспячэнне права сялян на падзел зямлі, перасяленне малазямельных сялян у Сібір.

Асаблівасцю рэформы на Беларусі было і стварэнне тут земстваў.

У выніку рэформы заможная частка насельніцтва ў беларускай вёсцы павялічалася. Працэс развіцця капіталізму. Яна не была выканана ў поўнай меры аграрнае пытанне, не змагла прадухіліць абвастрэння сацыяльных супярэчнасцей у краіне.

Образование,наука и культура Б во вт.пXIXначXXв

Рэформа 1861 г., вызваліўшы сялян ад прыгоннай залежнасці, стварыла ўмовы для капіталіст. перабудовы памешчыцкай і сялянскай гаспадарак з арыентацыяй на рынак.Прамысловы пралетарыят Беларусі хар-ся шматнацыянальнасцю і адносна невысокай канцэнтрацыяй.Гандлёва-прамысловая буржуазія Беларусі была таксама шматнац., прычым большую яе частку складалі прадстаўнікі небеларускага этнічнага насельніцтва.Слабасць нац. буржуазіі ў пэўнай ступені замаруджвала працэс кансалідацыі беларускай нацыі.У канцы XIX ст. паступова стабілізавалася этнічная тэр-ыя беларусаў.Галоўным арэалам кансалідацыі беларускай нацыі былі цэнтральная і паўночна-заходняя часткі Беларусі.За 40 паслярэформенных гадоў колькасць жыхароў Беларусі падвоілася.У другой палове ХІХ – пачатку XX ст. працягваўся працэс фарміравання мовы бел. нацыі. Бел. Літ. мова развівалася галоўным чынам як мова мастацкай літаратуры і часткова публіцыстыкі.Адметнасць беларускага этнасу адлюстроўвалася ў своеасаблівым народным выяўленчым і дэкаратыўна-прыкладным мастацтве.Кансалідацыя бел. этнасу ў нацыю суправаджалася ростам нац. самасвядомасці.Быў праведзены шэраг рэформ у галіне адукацыі.Да 60-х гг. ХІХ ст. сістэма адукацыі хар-ся рознатыповасцю навучальных устаноў..Змены ў сістэме адукацыі Беларусі прывялі да ўстойлівага росту колькасці навучальных устаноў.Аднак, нягледзячы на станоўчыя дасягненні народнай асветы, як Расійская імперыя ў цэлым, так і Беларусь адставалі ад краін Заходняй Еўропы.У галіне пачатковай адукацыі ўрадавая палітыка была накіравана на тое, каб значную частку затрат на ўтрыманне народных вучылішч перакласці на сялян.Сярэдняя адукацыя заставалася прывілеяй пануючых класаў.

Складвалася сістэма прафесійнай адукацыі. У Беларусі ствараліся рамесныя, с/г-чыя, медыцынскія, музыкальныя, мастацкія навучальныя ўстановы.

Літаратура. У другой палове ХІХ ст. пачынаецца новы этап у развіцці бела. літ. Пісьменнікі паступова станавіліся на шлях стварэння развітой літаратуры. Ішоў працэс жанравага ўзбагачэння літаратуры, удасканальвалася вершаскладанне.Вяршыняй развіцця беларускай літаратуры стала творчасць Францішка Багушэвіча. У гісторыю вайшлі Янка Купала, Якуб Колас, Цішка Гартны.

Тэатр. У фарміраванні бела. прафесійнага нацы. тэатра вялікую ролю адыграла тэатральная культура рускага, украінскага і польскага народаў. У бел. гарадах дзейнічалі мясцовыя рускія драматычныя трупы, а таксама гастралявалі акцёры сталічных тэатраў.

 

 

Советско-польская война.

21 лютага 1918 г. выканкам Усебеларускага з'езда звярнуўся да народаў Беларусі з першай устаўной граматай, у якой яшчэ аб'явіў сябе часовай уладай на Беларусі. Да адкрыцця сойма выканаўчыя функцыі ўскладаліся на створаны выканкамам - Народны сакратарыят.

9 сакавіка 1918г. выканкам Усебеларускага з'езда прыняў другую ў ста ў ную грамату, у якой аб'явіў Беларусь народнай рэспублікай – БНР. Выканкам быў пераіменаваны ў Раду БНР. Выканаўчым органам аб'яўляўся Народны сакратарыят, які назначала Рада і які быў адказны перад ёй.

25 сакавіка 1918 г. на сесіі Рады была прынята трэцяя ўстаўная грамата, якой абвяшчалася незалежнасць БНР.

Але Германія не прызнавала БНР. Не дапамог нават зроблены Радай БНР адчайны крок, які не прынёс ніякіх дывідэнтаў, але пакінуў цяжкі след у яе гісторыі: 25 сакавіка 1918г. на закрытым паседжанні быў прыняты тэкст тэлеграмы германскаму імператару Вільгельму II, у якой выказвалася ўдзячнасць за вызваленне Беларусі ад бальшавіцкага прыгнёту і анархіі.

Пасля лістападаўскай рэвалюцыі 1918г. у Германіі Расія дэнансавала Брэсцкі мірны дагавор і рушыла Чырвоную Армію на Захад. 10 снежня 1918г. Чырвоная Армія увайшла ў Мінск. Большасць членаў Рады і урада БНР пакінулі сталіцу.

Прыняцце акта аб незалежнасці БНР, дзейнасць яе Рады актывізавалі рост нацыянальнай самасвядомасці беларусаў, прымусілі бальшавіцкі ўрад У.І.Леніна перагледзець сваю палітыку ў адносінах да Беларусі і пайсці на стварэнне хоць і абмежаванай у правах, але ўсё ж беларускай дзяржаўнасці.

Утварэнне БССР.

Вырашальным крокам на шляху самавызначэння Беларусі з'явіліся рашэнні канферэнцыі беларускіх секцій РКП/б/, якая адбылася 21-23 снежня 1918г. у Маскве. Канферэнцыя прызнала неабходным стварэнне Часовага рабоча-сялянскага ўрада Беларусі, Прынятыя дакументы паставілі ЦК РКП/б/ перад неабходнасцю тэрмінова вырашаць праблему беларускай дзяржаўнасці.

1 студзеня 1919 г. быў абнародаваны Маніфест Часовага рэвалюцыйнага рабоча-сялянскага савецкага ўрада, які абвясціў утварэнне БССР і асноўныя палажэнні дзяржаўнага статуса рэспублікі. Уся улада перадавалася Саветам рабочых;зямля, воды, нетры, фабрыкі і заводы абвящчаліся ўласнасцю народа. Сталіцай БССР стаў Мінск.

16 студзеня 1919г., ЦК РКП/б/ прыняў рашэнне аб аб'яднанні часткі БССР з Літоўскай ССР. Спыненне нац.-дзяржаўага будауніцтва на Б. такім чынам тлумачылася аховай Савецкай Расіі ад захопнікаў.

2 - 3 лютага 1919 г. прызнанне незалежнасці БССР і тут жа было прынята рашэнне аб аб'яднанні БССР з Літоўскай ССР.

У жніўні 1919г. тэрыторыя ЛітБел поўнасцю была акупіравана польскімі войскамі. Фармальна ЛітБел праіснавала да ліпеня 1920г. 31 ліпеня 1920г. пасля выгнання Чырвонай Арміяй палякаў з Мінска, была абвешчана Дэкларацыя аб незалежнасці БССР.

У перыяд свайго другога абвяшчэння рэспубліка аднавілася толькі ў межах Мінскай губерні. Па Рыжскаму мірнаму дагавору, які быў падпісаны 18 сакавіка 1921г. паміж Савецкай Расіяй і Польшчай, да Польшчы адышла ўся Заходняя Беларусь з насельніцтвам больш чым 4 млн.чалавек. Усходнія землі па-ранейшаму заставаліся пад юрысдыкцыяй Расіі.

Такім чынам, працэс станаўлення беларускай дзяржаунасці ў I9I7-I920гг. быў надзвычай цяжкім і драматычным.

Советско-польская война 1919-1920 гг и ее итоги. 14 лютага 1919 адбылася першая савецка-польская сутычка, якая паклала пачатак вайне.

Знясіленыя грамадзянскай вайной, Чырвоная армія не магла аказаць добраузброенаму польскаму войску сур’езнага спраціулення. Акрамя таго бальшавікі адчувалі сябе у Беларусі вельмі не надзейна. У самой Б. были незадаволены уладай и паднималі паустанні. Таму ужо 19 красавіка 1919 польскія войски захапілі Вильню потым Гродна.

Хутка большасць бел. зямель трапіла пад Польскую акупацыю. У красавіку, калі палякі занялі Кіеу, напалоханы урад Леніна прапанавау Польшчы усю тэр-ыю былой ЛітБел рэспублікі у замен на мірнае пагадненне.

Польскія жаумеры адбіралі у сялян тое, што не паспелі прыбраць папярэднія акупанты. Прадукты харчавання магли атрымаць толькі тыя, хто уступіу у польскія кааператывы, а у пытальных листах запісвауся палякам. Галодныя беларусы папаунялі рады польскага насельніцтва. Дзяржауная мова лічылася польскай, рыхтавалися умовы для паступовага уключэння бел. зямель у склад Польскай дзяржавы, Але не усіх. Усходняя Беларусь была для палякау разменнай манетай, якую яны рыхтаваліся перадаць бальшавікам за іх згоду адмовіцца ад Заходней Беларуси.

Беларусы спрабавали змагацца. Вялася и партызанская барацьба, Але вынікі былі сціплымі.

Вынік: 18 сакавіка 21 года быу падпісаны Рыжскі мірны дагавор без удзелу беларускай дэлегацыі. Гэты дагавор Толькі падцвердзіу папарэднюю дамоуленасць Расіі і Польшчы аб падзеле паміж сабой Беларусі і Украіны.

 

 

Внешнеполитические

В 1919 году немцы были вынуждены подписать Версальский мирный договор, который был составлен государствами-победителями на Парижской мирной конференции.

Мирные договоры с: Германией, Австрией, Болгарией, Венгрией, Турцией.

Результатами 1 мировой войны стали ликвидация четырёх империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской и Османской, причём две последние были разделены, а Германия и Россия, перестав быть монархиями, были урезаны территориально и ослаблены эк.

Военные итоги

1 мировая война подстегнула разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогазы, зенитные и противотанковые орудия. Широкое распр. получили самолеты, пулеметы, минометы, подводные лодки, торпедные катера. Резко выросла огневая мощь войск.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении 1 мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором 1919 г., договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключ. на Вашингтонской конференции 1921—1922 гг.

Европейская (Версальская) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием полит. и военно-стратегических соображений стран-победительниц в 1 мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США и Японии) при игнор. интересов побеждённых и вновь образов. стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали ее в несбалансированную и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.

Вашингтонская система, распростр. на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость полит. развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии и изоляционизм США и пр.

Значение системы:

· Юридическое окончание 1 мировой войны

· Отказ от войны как средство разрешения конфликтов

· Создание Лиги Нации (цель: обеспечение всеобщего мира, развитие сотрудничества и безопасности во всём мире)

 

Франция

Главный ущерб – война потребовала огомных расходов, которые покрывались за счет займов, и госдолг достиг непомерной величины. Промышленное производство снизилось

Мировой экономический кризис наступил позже – 2 половина 1930г. Промышленная Ф. продолжал наращивать пр-во, когда в др. странах – спад. Промышленность в этот период сократила выпуск на треть. Закончился кризис позже, чем в др. странах – только в 36 году.

После кризиса новый подъем не наступил. Кризис сменился депрессией, слабое промышленное оживление, связанное с подготовкой ко 2 мировой войне. Если до кризиса фр. Пром-ть росла быстрее, чем в др. странах, то теперь она снова отстает от



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.79 (0.019 с.)