Система прав и свобод человека и гражданина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система прав и свобод человека и гражданина



Система прав и свобод человека и гражданина

Права человека – права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек, член сообщества людей. Права человека признаются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности и индивида и общества. К их числу прежде всего относят право на жизнь, право собственности, неприкосновенность личности, свободу и т.д. Они принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности, носят естественный и неотчуждаемый характер. (Всеобщая декларация прав человека)

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Права и свободы человека принадлежат каждому индивиду, а права и свободы гражданина – только тем лицам, которые состоят в гражданстве данного государства.

 

1.Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения.

Необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

 

2. Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

3. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.

1. в зависимости от характера субъектов на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и прочее);

2. в зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и прочих);

3. в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

Принято различать права человека:

Права человека I-го поколения:

Традиционные либеральные ценности, сформулированные в ходе буржуазной революции. В их основе принципы свободы, равенства, неприкосновенности. По своей природе они относятся к негативным правам, Status Negativius (Защита индивидуальной свободы от госуд-го и иного вмешательства)

Права человека II-го поколения:

Сформировались в процессе борьбы трудящихся за улучшение своего соц-го и эконом-го положения:

Право на труд; Право на отдых; Право на достойную зарплату; Право на материнство; Право на отцоство; Право на здоровое детство.

По своей природе эти права Позитивны – Status Positivus (Требуют покровит-ва со стороны государства)

Права III-го поколения (После II-й мировой):

Право на мир; Окружающую среду; Право на соц. И эконом. Развитие

Эти права по своей сути имеют двойственную природу: Они принадлежат каждому и всем.

 

Понятие и сущность государства.

Особая политическая организация, обладающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим велениям общеобязательную силу.

Сущность государства - государство, являясь частью, включает в себя представителей общества в органах по управлению этим обществом. (гос аппарат).

Сущность РФ - отражает теорию общественного договора.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства:

- классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса;

- общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Различные подходы: по теориям возникновения государства.

 

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Важным условием функционирования государственной власти является ее легитимность. Последняя определяется обычно как основа (атрибут) такой правительственной власти, которая поддерживается убеждением правящих и управляемых в правомерности властных функций правительства. Поэтому легитимность власти предполагает справедливость ее осуществления. Узурпация власти есть антипод легитимности

 

Признаки государства.

Государство – особая политическая организация, обладающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим велениям общеобзятельную силу.

Признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2). Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными.

3) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

4) территориальное деление населения и устойчивые правовые связи с населением (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

5) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории, самостоятельность и независимость в международных отношениях;).

Верховенство – распространяется на всё население; имеет прерогативы (может издать или отменить действия, которыми нарушается закон); наличие специальных средств воздействия (армия, полиция, тюрьмы).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

6) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

6. Частное и публичное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения.

 

 

┌────────────┐

│Нормы права│

└─────┬──────┘

┌────────────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────────────┐

│ Публичное право ├─┴─┤ Частное право │

└─────────────────────────────┬──┘ └──┬─────────────────────────────┘

│ │

┌─────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────┐

│ Конституционное ├────┤ ├────┤ Гражданское │

└─────────────────────┘ │ │ └─────────────────────┘

│ │

┌─────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────┐

│ Уголовное ├────┤ ├────┤ Семейно-брачное │

└─────────────────────┘ │ │ └─────────────────────┘

│ │

┌─────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────┐

│ Административное ├────┤ ├────┤ Трудовое │

└─────────────────────┘ │ │ └─────────────────────┘

│ │

┌─────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────┐

│ Финансовое ├────┤ ├────┤ Предпринимательское │

└─────────────────────┘ │ │ └─────────────────────┘

│ │

┌─────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────┐

│ Уголовно- ├────┘ └────┤ Земельное │

│ исполнительное │ │ │

└─────────────────────┘ └─────────────────────┘

и др. и др.

 

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо между государственными органами).

 

7. Демократическое государство.

Демократия – одна из основных форм политической и социальной организации общества, государства и власти.

Признаки демократического государства

· провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

· население принимает участие в формировании и осуществлении государственной власти;

· решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

· предполагается существование правового государства и гражданского общества;

· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

· силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

· доминируют методы убеждения, компромисса;

· политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

· верховенство закона;

· выборность, сменяемость центральных и местных органов государственной власти;

· гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

· реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

По Медведеву:

- мировые гуманистические идеалы

- государство должно быть способно, защищать население от глобальных преступных угроз, как то наркоторговля, миграция и поддерживать уровень технологический экономики.

- бедность - угроза для демократии

- высокий уровень образования и правовой культуры

- люди должны быть убеждены, что живут в демократическом обществе.

 

Классификация норм права.

Общеобязательное правило поведения, установленное \ признанное гос-вом, обеспечено возможностью гос. Принуждения; регулирующее конкретные общественные отношения.

1) по отраслевой принадлежности - конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

2) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

3) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

4) в зависимости от функций:

- регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.)

- охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

5)

- запрещающие нормы, это нормы, содержащие запрет совершать те или иные противоправные действия (уголовное права, админ.)

- обязывающим нормам относятся нормы, предписывающие субъекту права обязанность совершать определенные правомерные действия. (ГК)

- управомочивающая норма содержит положения, предоставляющее субъекту права определенное правомочие.(ГК, покупатель вправе в теч.14 дней …обменять товар)

6)абсолютно определенные (носят однозначный характер и допускает лишь один вариант поведения.

относительно определенные (допускает разные варианты поведения в виде прямого перечня альтернативных вариантов поведения или в виде разрешения сторонам самим определить свой вариант поведения

бланкетные (в нем содержится ссылка на то или иное специальное правило без раскрытия его конкретного содержания) (КУ РФ уголов ответ за наруш ветеринар правил, но в самой статье этих правил нет, но есть ссылка на закон)

Нормы- дефиниции – содержат определения основных категорий и понятий.

Нормы-декларации - закрепляют правовые принципы, цели, задачи

 

Формы государства.

Форма государства - способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим, это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

1) форма правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Систематизация НПА

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Систематизация – Приведение (упорядочение) НПА в систему по алфавитному, хронологическому или предметному признаку.

1. инкорпорация – форма систематизации путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет своё самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй – сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях.

- официальная (правотворцы) и неофициальная (остальные)

2 .консолидация – форма систематизации с частичным изменением содержания: короче убираются повторы, коллизии и т д. путём объединения нормативных актов без изменения их основного содержания в единый акт, где каждый из актов теряет своё самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). (вышло законодательство о гос службе "Новые законы о гос службе"; тематические сборники)

3) кодификация – упорядочивание форма систематизации путём объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с с координальными изменениями содержания НПА в определённой сфере правового регулирования. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ).

 

Структура нормы права

Структура нормы права - её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей.

Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность.

1. Гипотеза (предположение) – элемент нормы права, указывающий на условия её действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путём закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

Простая гипотеза – Содержит 1 условие, через которое реализуется юридическая норма.

Сложная гипотеза – ввязывает действие нормы права с наличием 2-х или более условий.

Альтернативная гипотеза – предусматривает 2/несколько вариантов условия осуществления правовой нормы. При этом для вступления нормы в действие достаточно 1-го из перечисленных в ней условий.

По характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные.

По степени определённости общая гипотеза может быть абсолютно определённой (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределённой (не указывает никаких фактов, с которыми связано её действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

По степени сложности: однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.

Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон – покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника)

По форме выражения:

Управомочивающую (Характерны слова: «В праве»; «Имеет право»)

Обязывающую (Характерные слова: «Должен»; «Подлежит»)

Запрещающая

По содержанию:

Простая – однозначный вариант поведения

Отсылочная – когда в норме права не излагаются правила поведения, а адресат отсылается к правилу поведения, содержащемуся в другой норме

Бланкетная (Открытая). Такое правило, которое может быть воспринято нормой права и с других источников права.

3. Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Негативные – меры наказания, ответственности (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными – меры поощрения (служебная премия, государственная награда, условно-досрочное осв).

Считается что это наиболее динамичная и подвижная норма права.

По отраслевой принадлежности:

Уголовно-правовые.

Административно-правовые. (Правонарушения в сфере гос. Упр-я)

Дисциплинарно-правовые.

Гражданско-правовые. Имущественны и личные неимущ-е отношения.

По характеру последствий:

Правовосстановительные (ГП, ФП, ТП, Процессуальные)

Штрафные\Карательные (УП и АП)

По степени определенности:

Абсолютно-определенные

Относительно-определенные

Альтернативные.

35. Механизм государства: понятие, структура, формы???? и принципы деятельности.

Механизм государства, осуществления власти и государственно-правового регулирования – система органов государственного управления, система государственной службы, система государственного управления и государственной службы.

Механизм государства – совокупность системы государственного управления, системы государственной службы и форм осуществления государственной власти (государственно-правового регулирования и государственной деятельности – в зависимости от вопроса).

Первый элемент: система государственного управления:

а). система законодательных органов (регулируется конституцией);

б). система исполнительных органов (регулируется конституцией – о правительстве – и указом президента № 314 от 9 марта 2004 г., который определяет трехзвенную систему ОИВ: федеральные министерства – занимаются нормотворчеством, службы – контролем и надзором, агентства – применением); в). система судебных органов (ФКЗ № 1 о судебной системе).

Включает в себя три блока судов: конституционные (уставные), арбитражные и суды общей юрисдикции плюс описать, чем занимаются суды). Прокуратура – не относится ни к одной системе судов!

На региональном уровне существуют такие же ОИВ (Правительство МО, Администрации и т.д.), создаются свои законодательные органы (Параламент, Законодательные собрания, Думы и проч.)

Второй элемент: система государственной службы (федеральный и региональный уровни). Государственная служба делится на три вида: гражданская, правоохранительная и военная. Регулируется ФЗ № 58 от 27 мая 2003 г. О системе государственной службы РФ, ФЗ № 79 о государственной гражданской службе. На деле сейчас действует только государственная гражданская служба, все остальные вроде бы как и есть, но по факту их нет. На региональном уровне может быть только государственная гражданская служба, поскольку военная и правоохранительная – силовые структуры, которые могут существовать только на федеральном уровне.

Третий элемент: формы и методы государственно-правового регулирования.

Существует две классификации:

1). по сфере осуществления государственной власти:

а). формы деятельности законодательной власти (правотворчество, ГД, ФС);

б). формы деятельности исполнительной власти;

в). формы деятельности судебной власти;

2). по отношению к праву:

а). правовые (связанные с изданием, изменением и отменой норм права, а также их применением; правотворчество, правоприменение, правоохрана, правовой контроль и надзор, правовая экспертиза); б). организационные (неправовые) (организационно-административные или организационно-регламентирующие – создание гос. органов, набор штата, подготовка проектов нормативных актов; организационно-хозяйственная деятельность – функционирование гос. органов по оказанию государственных услуг населению и организациям; организационно-идеологическая деятельность (воспитательная, информационная) НО запрещает государственную идеологию; здесь речь идет о СМИ, ФЗ о координации деятельности СМИ и ОГУ; разъяснение, издаваемых законов и других НПА.).

К методам государственно-правового регулирования традиционно относятся убеждение и принуждение, а также стимулирование.

Методы правового регулирования:

а). метод субординации относится к отраслям публичного права (метод централизованного или императивного регулирования);

б). метод координации относится к отраслям частного права (децентрализованное или диспозитивное регулирование).

Способы правового регулирования: а). дозволения; б). запретов; в). комбинирование (позитивное связывание); г). поощрительный; д). рекомендательный.

 

Принципы:

принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;

принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;

принцип разделения властей - создает механизмы, мин произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;

принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;

принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

 

36. Способы изложения норм права.

Излагая правило поведения, законодатель может:

все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, - это, в частности, ст. 139 "Нарушение неприкосновенности жилища");

3) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Федеральный закон "Об оружии") от 13 декабря 1996 г. с изменениями и дополнениями

 

Структура правоотношений

Под структурой понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов.

1. Субъекты правоотношения – его участники, Контрагенты.

Участниками правоотношений могут выступать физические, юридические лица и государство.

Физические лица – граждане, иностранцы, лица без гражданства.

Юридические лица – субъекты, которые имеют организац-е единство, обособленное имущ-м, и выступают в правоотношениях от собственного имени, в том числе, либо в кач-ве истца, либо в кач-ве ответчика.

Хар-р участия субъектов правоотношений опред-ся их правосубъектностью.

Правосубъектность:

Правоспособность – предусмотренная норма права, возможность иметь права и обязанности. Возникает в момент рождения, прекращается со смертью; ею могут обладать все лица, независимо от возраста и психического состояния.

Дееспособность – способность самостоятельно осущ-ть права и обязанности. Зависит от возраста и состояния психического здоровья.

Ограниченно дееспособным назначается попечители, а недееспособным назначают опекунов.

Деликтоспособность – способность нести ответственность за правонарушение. Зависит от возраста и состояния психического здоровья.

2 вида правосубъектности: Общая и Специальная.

Общей правосубъектностью обладают граждане 18+ и не признанные судом недееспособные.

Специальная правосубъектность необходима для участия в специальных правоотношениях.

2. Объект правоотношения – то, по поводу чего вступают в отношения.

Объекты правоотношений могут быть как мат-ми, так и немат-ми.

Существует 2 теории:

Монистическая. Согласно ей объектом является только чел-е поведение.

Плюралистическая. Признает объектами правоотношений следующее:

Вещи, к которым относятся средства производства, предметы потребления.

Продукты творчества.

Результаты поведения участников правоотношений.

Поведение участников правоотношений.

Личные неимущественные блага.

3. Содержание (юридическое) правоотношения - субъективные права и юридич. Обязанности субъектов.

Содержание (Материальное) правоотношения представляет собой поведение сторон (Действие/бездействие), связанное с реализацией прав и обязанностей.

Субъект может воспользоваться своими правами или воздержаться от использования их. Обязанности подлежат безусловному выполнению.

Т.О. Содержание правоотношения (СП) вид и мера возможного поведения управомоченного лица. Субъективное право включает в себя 3 правомочия:

Возможность сов-ть действия, предусмотренные нормами права.

Возможность предъявить требования обязанному лицу.

Возможность защитить нарушенные права с помощью правоохр-х органов.

Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения обязанного лица, кот-я соответствует субъективному праву другой стороны. Может иметь различный хар-р: Активный, Пассивный, Негативный.

Активная обязанность включает в себя возможность совершения опред-х действий.

Пассивная обязанность состоит в воздержании от совершения опред. Действий.

Негативная обязанность предполагает ответственность за допущенное нарушение и состоит в претерпевании неблагоприятных последствий.

 

Юридические факты.

Юридические факты – обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей.

Эти факты становятся юридическими в результате признания их таковыми государством, законом.

В зависимости от последствий:

Правообразующие

Правоизменяющие

Правопрекращающие.

┌────────────────────────────────────┐

│ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ │



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.13.1 (0.148 с.)