Понятие механизма государственно-правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие механизма государственно-правового регулирования.



Механизм государства – совокупность системы государственного управления, системы государственной службы и форм осуществления государственной власти (государственно-правового регулирования и государственной деятельности – в зависимости от вопроса).

Механизм государства, осуществления власти и государственно-правового регулирования – система органов государственного управления, система государственной службы, система государственного управления и государственной службы.

Механизм государства – совокупность системы государственного управления, системы государственной службы и форм осуществления государственной власти (государственно-правового регулирования и государственной деятельности – в зависимости от вопроса).

Первый элемент: система государственного управления:

а). система законодательных органов (регулируется конституцией);

б). система исполнительных органов (регулируется конституцией – о правительстве – и указом президента № 314 от 9 марта 2004 г., который определяет трехзвенную систему ОИВ: федеральные министерства – занимаются нормотворчеством, службы – контролем и надзором, агентства – применением); в). система судебных органов (ФКЗ № 1 о судебной системе).

Включает в себя три блока судов: конституционные (уставные), арбитражные и суды общей юрисдикции плюс описать, чем занимаются суды). Прокуратура – не относится ни к одной системе судов!

На региональном уровне существуют такие же ОИВ (Правительство МО, Администрации и т.д.), создаются свои законодательные органы (Параламент, Законодательные собрания, Думы и проч.)

Второй элемент: система государственной службы (федеральный и региональный уровни). Государственная служба делится на три вида: гражданская, правоохранительная и военная. Регулируется ФЗ № 58 от 27 мая 2003 г. О системе государственной службы РФ, ФЗ № 79 о государственной гражданской службе. На деле сейчас действует только государственная гражданская служба, все остальные вроде бы как и есть, но по факту их нет. На региональном уровне может быть только государственная гражданская служба, поскольку военная и правоохранительная – силовые структуры, которые могут существовать только на федеральном уровне.

Третий элемент: формы и методы государственно-правового регулирования.

Существует две классификации:

1). по сфере осуществления государственной власти:

а). формы деятельности законодательной власти (правотворчество, ГД, ФС);

б). формы деятельности исполнительной власти;

в). формы деятельности судебной власти;

2). по отношению к праву:

а). правовые (связанные с изданием, изменением и отменой норм права, а также их применением; правотворчество, правоприменение, правоохрана, правовой контроль и надзор, правовая экспертиза); б). организационные (неправовые) (организационно-административные или организационно-регламентирующие – создание гос. органов, набор штата, подготовка проектов нормативных актов; организационно-хозяйственная деятельность – функционирование гос. органов по оказанию государственных услуг населению и организациям; организационно-идеологическая деятельность (воспитательная, информационная) НО запрещает государственную идеологию; здесь речь идет о СМИ, ФЗ о координации деятельности СМИ и ОГУ; разъяснение, издаваемых законов и других НПА.).

К методам государственно-правового регулирования традиционно относятся убеждение и принуждение, а также стимулирование.

Методы правового регулирования:

а). метод субординации относится к отраслям публичного права (метод централизованного или императивного регулирования);

б). метод координации относится к отраслям частного права (децентрализованное или диспозитивное регулирование).

Способы правового регулирования: а). дозволения; б). запретов; в). комбинирование (позитивное связывание); г). поощрительный; д). рекомендательный.

 

 

Толкование права

Толкование права - разъяснение значения нормативно-правовых актов.

уяснение - раскрытие содержания (интерпретация) юридических норм "для себя";
разъяснение - раскрытие содержания (интерпретация) юридических норм "для других"

Толкование включает: саму деятельность по разъяснению (процесс); результат разъяснения - интерпретированный нормативно-правовой акт.

Цель толкования - единообразное понимание и применение законов, единство законности.

Способом толкования называется совокупность однородных приемов и правил толкования, основывающихся на однородных средствах и аргументах.

Толкование – уяснение осуществляется различными способами, под которыми понимают приемы анализа правовых норм.

Различают следующие способы толкования:

Филологический способ толкования. Заключается в грамматическом анализе текста НП и в уяснении лексического значения терминов, словосочетаний и оценочных признаков, а также смыслового соотношения различных частей нормы в рамках синтаксической конструкции. Предполагает использование терминологических, фразеологических и толковых словарей, а также обращение к академической грамматике.

Логический способ толкования. Заключается в использовании правил формальной и диалектической логики для уяснения смысла норм путем становления логических связей и соотношений её частей (Гипотеза, Диспозиция и Санкция).

Способ толкования. Состоит в установлении места нормы в системе права. Отрасли, института и уяснение её смысла, исходя из содержания связанных с ней правовых норм. Без систематического способа толкования невозможно уяснить содержание бланкетных и отсылочных норм, а также норм Особенной части, тесно связанных с положениями Общей части нормативного акта.

Историко-политический способ толкования. Заключается в анализе правовых норм путем изучения конкретных исторических условий издания НА и установления социально-политических целей, которые преследовал законодатель.

Специально-юридический способ толкования. Представляет собой особый способ уяснения смыслового содержания правовых норм. Предполагает применение юридического инструментария, то есть научных познаний, позволяющих изучить содержательную сторону юридической конструкции нормы и технико-юридических средств, посредством которых выражена воля законодателя.

Толкование-разъяснение может быть дано различными субъектами права. Существует несколько видов толкования.

Виды:

По юридической силе:

Официальное толкование – разъяснение норм права, которое исходит из государственных органов и является обязательным для всех субъектов права.

Неофициальное толкование – исходит от индивидуальных лиц и не обладает юридической силой, то есть является необязательным для правоприменительных органов.

По субъекту официальное толкование может быть:

Аутентичным. Осуществляется органом, издавшим нормы. Акты аутентичного толкования общеобязательны и обладают особым авторитетом.

Официозным. Осуществляется государственными органами, на которые возложена такая обязанность, не зависимо от того, кем были изданы НП. Имеют различную юридическую силу.

По характеру действия официальное толкование бывает:

Нормативным. Официальное разъяснение, которое подобно норме права обладает общим действием, то есть распространяется на определенный круг лиц и неопределенное количество случаев.

Казуальным. Официальное разъяснение по конкретному делу и формально является обязательным лишь при его рассмотрении. Осуществляется в деятельности судов и в процессе применения норм права другими органами.

Следует отметить, что официальные акты толкования не создают новых правовых норм и не признаются источниками права в отечественном правоведении. Такие акты имеют вспомогательный характер.

По уровню неофициальное толкование может быть:

Обыденным. Дается гражданами, не имеющими профессионального юридического образования.

Профессиональное толкование. Деятельность адвокатов, юрисконсультов и других юристов-практиков, для которых разъяснение норм представляет собой профессиональную деятельность.

Доктринальное толкование. Осуществляется учеными-юристами, сотрудниками НИИ, доцентами и профессорами ВУЗов.

Все виды неофициального толкования не имеют обязательной силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, убедительностью аргументации.

По объему выделяют 4 разновидности толкования:

Буквальное толкование. Точно соответствует тексту нормы, поскольку смысл правового предписания не взывает разночтений. Является наиболее распространенным и самым результативным в правовой практике.

Расширительное толкование. Шире текстуального содержания правовой нормы, поскольку смысл правового предписания выходи за рамки буквальных выражений.

Ограничительное толкование. Уже текстуального содержание нормы, так как по смыслу правового предписания видно, что законодатель стремился ограничить действие нормы более узкими рамками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.015 с.)