Понятие правового статуса, его виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие правового статуса, его виды.



Правовой статус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.

В правовой статус входят:

правосубъектность (в свою очередь включающая правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта);

Правосубъектность:

Правоспособность – предусмотренная норма права, возможность иметь права и обязанности. Возникает в момент рождения 9с момента гос регистрации), прекращается со смертью (внесение записи в ЕГРП о прекращении); ею могут обладать все лица, независимо от возраста и психического состояния.

Дееспособность – способность самостоятельно осущ-ть права и обязанности. Зависит от возраста и состояния психического здоровья. Для ЮЛ – с момента регистрации.

Ограниченно дееспособным назначается попечители, а недееспособным назначают опекунов.

Деликтоспособность – способность нести ответственность за правонарушение. Зависит от возраста и состояния психического здоровья.

2 вида правосубъектности: Общая и Специальная.

Общей правосубъектностью обладают граждане 18+ и не признанные судом недееспособные; большинство ЮЛ.

Специальная правосубъектность необходима для участия в специальных правоотношениях. (страховые компании).

· установленные законом права и обязанности;

Обычно явление правового статуса исследуется в отраслевых юридических науках. Выделяют конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, административно-правовой статус и т.д.

 

Законность и правопорядок.

Государство управляется с помощью различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан.

Законность - состояние качества принимаемых законов и их исполнение, защищаемое государством

Законность:
- соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений;
- принцип или требование такого соблюдения;
- метод государственного руководства обществом, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний;
- режим общественной жизни, базирующийся на таком соблюдении, исполнении.

Всеобщность законности. Равенство всех перед законом.

Единство законности. Законы имеют одинаковую силу на всей территории государства.

Верховенство закона. Законы обладают высшей юридической силой.

Единство законности и целесообразности. Недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности.

Неразрывная связь законности с культурой. Законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру.

Неотвратимость ответственности. Укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания.

Контроль над реализацией законов. Осуществление контроля над деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора.

Правопорядок и законность соотносятся между собой как цель и средство. Это значит, что правопорядок может быть достигнут только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат природе правопорядка как порядка законного. В таком случае наступает законопорядок. Находит свою опору не в правосознании граждан, а в законопослушании, основу которого составляют негативные санкции закона. Подлинный правопорядок тесно связан со свободой личности

Правопорядок. Часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм, составляет ядро общественного порядка. По своей сути правопорядок – реализованная законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Правопорядок – результат законности, упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и др.

Состояние исполнения при помощи правоприменения и правоохранения.

 

Роль государства в реализации субъективных прав.

Объективное право – право вообще (выполнять!), субъективное право – право каждого субъекта на право, на выбор, мера возможного и право возможного, право выбора (выполнять или не выполнять).

У каждого гражданина есть выбор на использование норм права. Есть право на образование (объективное в части дошкольного и общего школьного, в части высшего – субъективное), право гражданина на участие в государственном управлении (субъективное право).

Структура субъективного права включает в себя три элемента:

а). субъективное право на действие (имеем право на образование, пошли поступать в университет); б). право требования (имеем право требовать у гос. органа реализации своих прав);

в). право-претензия (право на защиту у государства).

Правовой статус – совокупность субъективных юридических прав и юридических обязанностей. Бывает индивидуальным (отдельно взятая личность), общим (отдельно взятый гражданин) и специальным (отдельные категории граждан – 28 вариантов: статус судьи, правоохранительного служащего, прокурора, депутата, президента и проч.). Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Применение права - организация государством осуществления конкретными субъектами адресованных им правовых предписаний, одна из форм гос-ной деятельности, обеспечивающая претворение в жизнь юридических моделей, сконструированных в нормах права. Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:

а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование путем издания индивидуальных правовых актов;

б) охрану и защиту права от нарушения.

Поэтому выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность гос-ных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права.

Правоохранительная деятельность - это деятельность управомоченных органов по охране норм права от нарушений, осуществляемая с целью контроля за соответствием поведения субъектов права юридическим предписаниям и принятия принудительных мер для восстановления нарушенного правопорядка(при обнаружении правонарушений), а также создания условий, предупреждающих правонарушения, стимулирующих правомерную деятельность.

 

Пробелы в нормативно-правовом регулировании и способы их восполнения.

Под пробелом в праве полное/частичное отсутствие правовых норм, необходимых для принятия решения.

- первоначальные ("недосмотр законодателя")

- последующие, когда появляются неизвестные ранее отношения (развитие и изменение).

Существуют мнимые пробелы - когда высказывается суждение, тогда как ситуация не находится в правовом пространстве.

Способы:

1.Принятие новой нормы.

2. Аналогия закона; применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта

3. Аналогия права. когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права. Особое значение приобретает правосознание, юридическая культура и профессионализм судей.

Принципы: законность, справедливость, равенство всех перед законом и судом, соц свободы; ответственности при наличии вины; принцип гуманизма (естественные права и свободы)

Аналогия в уголовном праве не применяется потому, что оно исходит из основополагающей идеи: нет преступления без указания на то в законе.

 

Социальное государство.

Социа́льное госуда́рство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой государство в полной мере служит интересам всего общества. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов.

Признаки.

1. Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан.

2. Высокий уровень удовлетворения людьми своих потребностей.

3. Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы и т. д.

4 Качественная система образования, здравоохранения и других социальных услуг.

5. Минимизация социальных различий.

6. Реализация социальной справедливости. Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает. 7. Мирное разрешение социальных конфликтов.

8. Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении всеми норм морали в своем поведении.

Социальное государство — это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством фактическим.

В соответствии с КРФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.122.246 (0.016 с.)