Функции государства. Формы их осуществления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции государства. Формы их осуществления.



Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности.

Самым распространенным является деление функций на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют направление деятельности государства внутри данной страны. Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на международной арене. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга.

Различают также постоянные и временные функции: постоянные, это те, которые осуществляются на всех этапах развития общества и государства, а временные функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.).

К внутренним функциям относятся: политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

К внешним функциям относятся: обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам.

Политическая функция направлена на обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах.

Экономическая функция проявляется в выработке экономической политики, управлению государственной собственностью, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя. Государство регулирует экономические отношения косвенными методами, например, налоговыми мерами.

Социальная функция. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

К социальной функции тесно примыкает экологическая функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.

К числу приоритетных функций государства относятся защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Реализация этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности.

Из внешних функций, функция обороны относится к постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, урегулированию межнациональных конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.

В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, международным терроризмом.

: формы и методы государственно-правового регулирования.

Существует две классификации:

1). по сфере осуществления государственной власти:

а). формы деятельности законодательной власти (правотворчество, ГД, ФС);

б). формы деятельности исполнительной власти;

в). формы деятельности судебной власти;

2). по отношению к праву:

а). правовые (связанные с изданием, изменением и отменой норм права, а также их применением; правотворчество, правоприменение, правоохрана, правовой контроль и надзор, правовая экспертиза); б). организационные (неправовые) (организационно-административные или организационно-регламентирующие – создание гос. органов, набор штата, подготовка проектов нормативных актов; организационно-хозяйственная деятельность – функционирование гос. органов по оказанию государственных услуг населению и организациям; организационно-идеологическая деятельность (воспитательная, информационная) НО запрещает государственную идеологию; здесь речь идет о СМИ, ФЗ о координации деятельности СМИ и ОГУ; разъяснение, издаваемых законов и других НПА.).

К методам государственно-правового регулирования традиционно относятся убеждение и принуждение, а также стимулирование.

Методы правового регулирования:

а). метод субординации относится к отраслям публичного права (метод централизованного или императивного регулирования);

б). метод координации относится к отраслям частного права (децентрализованное или диспозитивное регулирование).

Способы правового регулирования: а). дозволения; б). запретов; в). комбинирование (позитивное связывание); г). поощрительный; д). рекомендательный.

 

 

Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Во Времени:

Определяется 2-я моментами:

Временем вступления в законную силу

Временем утраты законной силы.

По общему правилу нормативный акт вступает в силу по времени принятия или по времени, указанном в акте.

Нормативные акты, не содержащие таких указаний вступают в силу по истечению определенного времени после опубликования.

Теряют силу нормативные акты:

По истечению срока действия, на которое он был издан.

В результате отмены путем опубликования решения об отмене акта.

Когда вступает в силу новый нормативный акт, заменяющий старый.

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

В пространстве:

Зависит от иерархии нормативного органа, издавшего нормативный акт.

Могут применяться за территорией РФ (Экстерриториальные):

Граждане с 2-м гражданством.

Послы, дипломаты и т.д.

Под территорией РФ признается суша; территориальные воды; воздушное пространство; морские/воздушные суда, носящие флаг РФ; космические корабли; трубопроводы и т.д.

Нормативные акты распространяют свое действие:

на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

на территорию, указанную в самом нормативном акте;

на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

По кругу лиц:

Распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия, за исключением:

Лиц экстерриториальных (2-е гражданство, послы, дипломаты).

Когда закон не распространяется на некоторые категории граждан (Льготы и т.д.)

Когда законы адресованы только гражданам РФ.

 

 

Государственная власть и ее признаки

Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

 

┌───────────────────────────────────────────┐

┌───────────┤ Основные черты государственной власти │

│ └───────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────┐

├─────┤Распространяется на все общество │

│ └────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────┐

├───────┤ Носит публично-политический характер официально

управляет делами всего общества в целом + обособлена от общества

и руководит им.

│ └────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────┐

├─────────┤Опирается на государственное принуждение │

│ └────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────┐

├───────────┤Осуществляется специальными лицами (чиновниками)│

│ └────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────┐

├─────────────┤Система налогов и займов + издаёт НПА

│ └────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────┐

├───────────────┤Деление населения по территориальному признаку │

│ └────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────┐

├─────────────────┤Легитимность - это доверие и принятие власти общественным

сознанием, оправдание её действий

│ └────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────┐

└───────────────────┤Легальность – на законных основаниях

└────────────────────────────────────────────────┘

++++ Суверенность. Не зависит ни от какой иной власти.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.027 с.)