Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государства: понятие, признаки, классификация.

Поиск

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1) действует от имени государства и по его поручению;

2) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); только то что разрешено.

3) состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

4) имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

5) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Классификация

Система законодательных органов.

Это Федеральное Собрание (ГД + СФ). Система установлена К РФ.

Законодательные собрания Субъектов РФ. Система установлена Конституциями и Уставами Субъектов РФ.

Система исполнительных органов.

Правительство РФ. Установлена Указом президента № 314 от 09.03.04 г. "О системе и структуре ФОИВ". Все ФОИВ делятся на Министерства (Вырабатывают политику и нормативно-правовую базу), Службы, Агентства. (Реализуют Политику (Контроль и надзор за Агентствами), Оказание государственных услуг в сфере + правоприменение), Комитеты (Реализуют функции как Агентства, так и Министерства).

На уровне субъектов действуют свои исполнительные органы.

Система судебных органов. Судебная система установлена ФКЗ №1 от 31.12.96 "О судебной системе" Включает в себя 3 блока судов: Конституционные и Уставные суды; Суды общей юрисдикции (Сюда же: Мировые суды, Военные суды, Суды субъектов, Верховный Суд РФ); Арбитражные суды (Субъектов, Окружные, ВАС).

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

Органы бывают:

- Первичные (Президент) и Вторичные (Администрация президента);

- Центральные и Региональные (Местные);

- Законодательные, Исполнительные, Судебные, Контрольно-надзорные;

По способу формирования — Избираемые, Назначаемые (Министры), Формируемые (Совет федерации);

По времени действия: —Постоянные, Временные (Комитеты), Чрезвычайные (ГКЧП);

По сфере компетенции — Общей компетенции, Специальной Компетенции;

По способу принятия решений — Коллегиальные, Единоличные.

 

Структура правоотношений

Под структурой понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов.

1. Субъекты правоотношения – его участники, Контрагенты.

Участниками правоотношений могут выступать физические, юридические лица и государство.

Физические лица – граждане, иностранцы, лица без гражданства.

Юридические лица – субъекты, которые имеют организац-е единство, обособленное имущ-м, и выступают в правоотношениях от собственного имени, в том числе, либо в кач-ве истца, либо в кач-ве ответчика.

Хар-р участия субъектов правоотношений опред-ся их правосубъектностью.

Правосубъектность:

Правоспособность – предусмотренная норма права, возможность иметь права и обязанности. Возникает в момент рождения, прекращается со смертью; ею могут обладать все лица, независимо от возраста и психического состояния.

Дееспособность – способность самостоятельно осущ-ть права и обязанности. Зависит от возраста и состояния психического здоровья.

Ограниченно дееспособным назначается попечители, а недееспособным назначают опекунов.

Деликтоспособность – способность нести ответственность за правонарушение. Зависит от возраста и состояния психического здоровья.

2 вида правосубъектности: Общая и Специальная.

Общей правосубъектностью обладают граждане 18+ и не признанные судом недееспособные.

Специальная правосубъектность необходима для участия в специальных правоотношениях.

2. Объект правоотношения – то, по поводу чего вступают в отношения.

Объекты правоотношений могут быть как мат-ми, так и немат-ми.

Существует 2 теории:

Монистическая. Согласно ей объектом является только чел-е поведение.

Плюралистическая. Признает объектами правоотношений следующее:

Вещи, к которым относятся средства производства, предметы потребления.

Продукты творчества.

Результаты поведения участников правоотношений.

Поведение участников правоотношений.

Личные неимущественные блага.

3. Содержание (юридическое) правоотношения - субъективные права и юридич. Обязанности субъектов.

Содержание (Материальное) правоотношения представляет собой поведение сторон (Действие/бездействие), связанное с реализацией прав и обязанностей.

Субъект может воспользоваться своими правами или воздержаться от использования их. Обязанности подлежат безусловному выполнению.

Т.О. Содержание правоотношения (СП) вид и мера возможного поведения управомоченного лица. Субъективное право включает в себя 3 правомочия:

Возможность сов-ть действия, предусмотренные нормами права.

Возможность предъявить требования обязанному лицу.

Возможность защитить нарушенные права с помощью правоохр-х органов.

Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения обязанного лица, кот-я соответствует субъективному праву другой стороны. Может иметь различный хар-р: Активный, Пассивный, Негативный.

Активная обязанность включает в себя возможность совершения опред-х действий.

Пассивная обязанность состоит в воздержании от совершения опред. Действий.

Негативная обязанность предполагает ответственность за допущенное нарушение и состоит в претерпевании неблагоприятных последствий.

 

Политическая система общества.

Политическая система общества - это урегулированная правом и иными социальными нормами совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), обеспечивающих политический плюрализм и реализацию интересов граждан.

Характерные черты:

1) С ее помощью осуществляется политическая власть;

2) Зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) Обладает относительной самостоятельностью.

Компоненты политической системы:

Система включает:

1.Государство

2. Политические партии и движения

3. Общественные объединения

Общественные объединения - не по партийному признаку, а по экономическому признаку: профсоюзы, спортивные орг.

Основной элемент - политические партии; партийная подсистема.

Однако ведущая роль в политической системе общества принадлежит государству, поскольку:

1. Государство руководит обществом

2. Государство устанавливает нормативную основу деятельности каждого элемента политической системы общества.

3. Государство регулирует деятельность всех элементов политической системы общества.

Функции политической системы:

- устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

- постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности институтов.

 

Юридические факты.

Юридические факты – обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей.

Эти факты становятся юридическими в результате признания их таковыми государством, законом.

В зависимости от последствий:

Правообразующие

Правоизменяющие

Правопрекращающие.

┌────────────────────────────────────┐

│ ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ │

└─────────────────┬──────────────────┘

┌────────────────────┴───────────────────┐

┌─────┴─────┐ ┌──────┴─────┐

│ События │ │ Действия │

└───────────┘ └──────┬─────┘

┌─────────────────────────────┤

┌────────┴──────────┐ ┌─────────┴────────┐

┌──┤ Правомерные │ │ Неправомерные ├──┐

│ │ │ │ (правонарушения) │ │

│ └───────────────────┘ └──────────────────┘ │

│ │

│ │

┌────────────────┐ ┌────────────────┐ │

├─────┤Юридические акты│ │ уголовные ├────┤

│ └────────────────┘ └────────────────┘ │

│ ┌────────────────┐ ┌────────────────┐ │

└─────┤ Юридические │ │административные├────┤

│ поступки │ └────────────────┘ │

└────────────────┘ ┌────────────────┐ │

│ гражданские ├────┤

└────────────────┘ │

┌────────────────┐ │

│ дисциплинарные ├────┤

└────────────────┘ │

┌────────────────┐ │

│ процессуальные ├────┘

└────────────────┘

По волевому признаку: события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. (стихийные бедствия). Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими.

- правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака)

- неправомерные (все виды правонарушений).

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности и т.д.).

Правомерные действия делятся на сделки, юридические Акты и поступки:

Сделки – правомерные действия граждан и юр. Лиц, направленные на возникновение, изменение и прекращение прав и обяз-ей.

Юр. Акты – действия гос. Органов. Направлены на возникновение, изменение и прекращения правоотношений участниками кот-х являются определенные лица (Решения суда).

Юр. Поступки – действия, которые совершаются без намерения вызвать правовые последствия, но права и обязанности сторон возникают в силу закона (Находка вещи, клада).

В зависимости от круга обстоятельств, с кот-ми закон связывает правовые последствия:

- Простые юр. Факты, которыми являются одиночные обстоятельства.

- Сложные юр. Факты, к которым относится совокупность юр. Обстоятельств – Юр. Состав – совокупность взаимосвязанных юр. Обстоятельств, наличие которых вызывает правовые последствия. (Для получения пенсии: возраст, стаж работы, решения соотв. Органов.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.008 с.)