Современные подходы к пониманию права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные подходы к пониманию права



1. Теория естественного права. Источником (началом) понимания и формирования права являются ествесственные права граждан (данные от рождения)

Есть права, которыми обладают люди в силу факта своего рождения (на жизнь, свободу, собственность).

Достоинства теории естественного права в том, что она:

· оказала влияние на развитие права, т.е. теснее связала право с человеком, его интересами;

· способствовала реформам публичного права, в частности, обратила внимание на стандарты прав человека;

· содействовала развитию международного права.

Недостатки теории естественного права заключаются:

· в игнорировании сил, воздействующих на человека;

· недооценке исторических условий, атмосферы конкретного общества;

· недифференцированности права и морали.

2. Неотомистский (религиозный) подход - представление о праве, нормы права, система права и система законодательства и правовая практика - имеет божественное начало, Бог корректирует через законотворцев.

3. Социологическая школа права лежит изучение «живого права», т.е. системы правоотношений людей. Право – это не только система официальных норм, но и фактический уклад жизни общества.

Нормы права берутся из конктретной современной жизни. Не из логики, а из опыта; из интересов слоев, соц групп и классов (для РФ)

Достоинства социологической школы:

· наполнение права социальным содержанием, т.е. конкретным, возникшим в жизни правоотношением;

· отнесение правотворчества суду, его решениям;

· несводимость права к закону, выделение и иных форм права (юридического прецедента);

· развитие социологии права, т.е. познание права в процессе его действия;

· связывание права не только с государством, но и с иными организованными силами, например с профсоюзами, а также деятельностью должностных лиц;

Недочеты школы:

· отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных результатах, так как предпочтение отдается не закону, а правоотношению;

· решение юридических дел в пользу «власть предержащих»;

· недооценка закона как основного нормативно-правового акта.

4. Нормативистсткий подход развивался в рамках юридического позитивизма, т.е. реально действующего права. Основан на представлении, что право – это нормы, изложенные в законах и других нормативных актах.

· право и закон тождественны;

· право – это те нормы поведения, которые взяты под защиту государством;

· государство является источником права и право – это только функция государства;

· государственная власть не подвластна закону;

· государство исторически предшествует праву.

Недостатки:

· удаление из права моральных аспектов, поэтому правовые нормы иногда противоречат справедливости;

· догматическое понимание права и отнесение его только к нормативным актам государства, которые сводятся к формальной системе норм, устанавливающих организацию публичной власти;

· игнорирование неотъемлемых прав личности.

5. Идеологический подход (К. Маркс) – право есть выражение воли экономически господствующего класса. Следовательно, основы возникновения права, причины его функционирования нужно искать в материальной и классовой обусловленности. Право как надстройка покоится на экономическом базисе, поэтому право является проявлением экономики. Ядро идеологического восприятия права – марксистский подход.

6. Интегративный подход:

· необходимости объединить в единое понятие признаки права, более всего отвечающие интересам правоприменительной практики;

· при выборе признаков следует учитывать: отсутствие некоторых из них делает право несовершенным;

· учитывать, что содержание и форма предопределяют существенные признаки права.

В соответствии с интегративным подходом право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль.

 

27. Формы государственного правления.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

┌─────────────────────────────────┐

│ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО │

│ ПРАВЛЕНИЯ │

└────────────────┬────────────────┘

┌───────────────────┴──────────────────┐

│ │

┌────────┴────────┐ ┌─────────┴────────┐

│ Монархии │ │ Республики │

└────────┬────────┘ └─────────┬────────┘

│ │

┌──────┴──────┐ ┌─────────────┼────────────┐

┌────┴─────┐ ┌─────┴──────┐ ┌────┴──────┐ ┌────┴────┐ ┌─────┴─────┐

│абсолютная│ │ограниченная│ │президент- │ │смешанная│ │парламент- │

│ │ │ (конститу- │ │ ская │ │ │ │ ская │

└──────────┘ │ ционная) │ └───────────┘ └─────────┘ └───────────┘

 

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (- единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Республика (от латинского - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

Систематизация НПА

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Систематизация – Приведение (упорядочение) НПА в систему по алфавитному, хронологическому или предметному признаку.

1. инкорпорация – форма систематизации путём объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет своё самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй – сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях.

- официальная (правотворцы) и неофициальная (остальные)

2 .консолидация – форма систематизации с частичным изменением содержания: короче убираются повторы, коллизии и т д. путём объединения нормативных актов без изменения их основного содержания в единый акт, где каждый из актов теряет своё самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). (вышло законодательство о гос службе "Новые законы о гос службе"; тематические сборники)

3) кодификация – упорядочивание форма систематизации путём объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с с координальными изменениями содержания НПА в определённой сфере правового регулирования. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.014 с.)