Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация нормативных актов.

Поиск

Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты (подзаконные акты — нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом).

Закон - нормативный акт, принимающийся в особом порядке высшим правотворческим органом государства и обладает высшей юридической силой.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов)

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию.

Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) ведомственные НПА: приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов

4) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Законы:

-кодифицированные (кодексы, основы законодательства)

-конституционные (ФКЗ)

-обычные(ФЗ)

ОМСУ издают правовые акты.

 

┌─────────────────────────────────────────┐

│ ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ │

│ (по юридической силе) │

└──────────────────┬──────────────────────┘

┌─────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐

│ Законы ├─────┴─────┤ Подзаконные акты │

└────────────┬────────────┘ └─────────────┬────────────┘

│ │

│ │

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Конституция │ │ Указы Президента │

└──────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Федеральный │ │ Постановления │

│конституционный закон│ │ Правительства │

└──────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Федеральный закон │ │ Инструкции, приказы │

│ │ │министерств и ведомств│

└──────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘

┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐

│ Закон субъекта │ │Акты местных органов │

│ Федерации │ │государственной власти│

└─────────────────────┘ └───────────┬──────────┘

┌───────────┴──────────┐

│ Акты местных органов │

│ государственного │

│ управления │

└───────────┬──────────┘

┌───────────┴──────────┐

│ Локальные │

│ нормативные акты │

└──────────────────────┘

 

23. Политический (государственный) режим: понятие и виды.

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Демократический и недемократический (тоталитарный и авторитарный).

 

Демократический режим. Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа.

· провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

· решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

· предполагается существование правового государства и гражданского общества;

· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

· силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

· политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

· гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

 

Тоталитарный режим. Государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества

Оно стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти.

Признаки:

— тотальный государственный контроль над обществом;

— всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

— система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;

— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

— ставка на свою расу (возможна).

Авторитарный режим особый недемократический режим, основанный на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Признаки:

- в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

- игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

- роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

- суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

- сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

- в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

- сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";

- существует частичный плюрализм;

- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

- силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

24. Соотношение государства и права.

Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта:

единство, различие и взаимодействие.

Единство выражается в их происхождении, типологии, общности исторической судьбы.

О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой - общей теорией государства и права. Ведь государственное и правовое развитие - единый процесс.

Различия. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. Государство олицетворяет силу, а право - волю.

Взаимодействие государства на право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. В известном смысле право создается всем обществом.

Но в конечном счете право исходит все же от государства как официального представителя общества. Так что без его ведома или вопреки его воле "свое" право никто создавать не может.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности.

Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе.

Между государством и правом существуют сложные и многосторонние взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических преобразований. Без такого учета вряд ли можно построить в России полноценное гражданское общество, обеспечить в нем стабильность, порядок, законность.

25. Формы государственного устройства.

Форма государственного устройства - представляет собой устройство государства, его внутреннее деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства.

┌───────────────────────────────────────┐

│ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА │

└───────────────────┬───────────────────┘

┌───────────────────────┼─────────────────────────┐

┌─────────┴──────────┐ ┌──────┴───────────┐ ┌───────┴────────┐

│ Унитарное │ │ Федерация │ │ Конфедерация │

│ государство │ ├──────────────────┘ └────────────────┘

├────────────────────┘ │

│ │

│ ┌────────────────┐ │ ┌───────────────┐

├─┤централизованное│ ├─┤территориальная│

│ └────────────────┘ │ └───────────────┘

│ ┌────────────────┐ │ ┌───────────────┐

└─┤ децентрализо- │ └─┤ национально- │

│ ванное │ │территориальная│

└────────────────┘ └───────────────┘

В зависимости от этого критерия различают следующие формы.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

В нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (Польша, Италия).

Монопольным правом налогообложения обладает государство. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Принято считать государство централизованным (Румыния, Швеция, Дания), если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных (Испания, Франция) унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде, России.

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, трансформировалась в федерацию).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.33 (0.007 с.)