Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация нормативных актов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты (подзаконные акты — нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом). Закон - нормативный акт, принимающийся в особом порядке высшим правотворческим органом государства и обладает высшей юридической силой. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) 2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах); 3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию. Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным. Виды подзаконных актов: 1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты; 2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) ведомственные НПА: приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов 4) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Законы: -кодифицированные (кодексы, основы законодательства) -конституционные (ФКЗ) -обычные(ФЗ) ОМСУ издают правовые акты.
┌─────────────────────────────────────────┐ │ ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ │ │ (по юридической силе) │ └──────────────────┬──────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐ │ Законы ├─────┴─────┤ Подзаконные акты │ └────────────┬────────────┘ └─────────────┬────────────┘ │ │ │ │ ┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐ │ Конституция │ │ Указы Президента │ └──────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘ ┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐ │ Федеральный │ │ Постановления │ │конституционный закон│ │ Правительства │ └──────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘ ┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐ │ Федеральный закон │ │ Инструкции, приказы │ │ │ │министерств и ведомств│ └──────────┬──────────┘ └───────────┬──────────┘ ┌──────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐ │ Закон субъекта │ │Акты местных органов │ │ Федерации │ │государственной власти│ └─────────────────────┘ └───────────┬──────────┘ ┌───────────┴──────────┐ │ Акты местных органов │ │ государственного │ │ управления │ └───────────┬──────────┘ ┌───────────┴──────────┐ │ Локальные │ │ нормативные акты │ └──────────────────────┘
23. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Демократический и недемократический (тоталитарный и авторитарный).
Демократический режим. Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа. · провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; · решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; · предполагается существование правового государства и гражданского общества; · выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; · силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; · политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции; · гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
Тоталитарный режим. Государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества Оно стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти. Признаки: — тотальный государственный контроль над обществом; — всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства; — система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами; — политизация (в плане пропаганды) всей жизни; — господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством; — идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии; — унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни; — ставка на обновление общества на основе глобальных идей; — ставка на свою расу (возможна). Авторитарный режим особый недемократический режим, основанный на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Признаки: - в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; - игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); - роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать; - суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; - сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению; - в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор; - сохраняется ограниченная цензура, "полугласность"; - существует частичный плюрализм; - права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте; - силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п. 24. Соотношение государства и права. Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие. Единство выражается в их происхождении, типологии, общности исторической судьбы. О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой - общей теорией государства и права. Ведь государственное и правовое развитие - единый процесс. Различия. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. Государство олицетворяет силу, а право - волю. Взаимодействие государства на право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. В известном смысле право создается всем обществом. Но в конечном счете право исходит все же от государства как официального представителя общества. Так что без его ведома или вопреки его воле "свое" право никто создавать не может. С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности. Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Между государством и правом существуют сложные и многосторонние взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических преобразований. Без такого учета вряд ли можно построить в России полноценное гражданское общество, обеспечить в нем стабильность, порядок, законность. 25. Формы государственного устройства. Форма государственного устройства - представляет собой устройство государства, его внутреннее деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. ┌───────────────────────────────────────┐ │ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА │ └───────────────────┬───────────────────┘ │ ┌───────────────────────┼─────────────────────────┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌──────┴───────────┐ ┌───────┴────────┐ │ Унитарное │ │ Федерация │ │ Конфедерация │ │ государство │ ├──────────────────┘ └────────────────┘ ├────────────────────┘ │ │ │ │ ┌────────────────┐ │ ┌───────────────┐ ├─┤централизованное│ ├─┤территориальная│ │ └────────────────┘ │ └───────────────┘ │ ┌────────────────┐ │ ┌───────────────┐ └─┤ децентрализо- │ └─┤ национально- │ │ ванное │ │территориальная│ └────────────────┘ └───────────────┘ В зависимости от этого критерия различают следующие формы. Унитарное государство - форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (Польша, Италия). Монопольным правом налогообложения обладает государство. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы. Принято считать государство централизованным (Румыния, Швеция, Дания), если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных (Испания, Франция) унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде, России. Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, трансформировалась в федерацию).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.006 с.) |