Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Права и обязанности работника психологической службы.

Поиск

Работник психологической службы в системе народного образования обязан:

руководствоваться соответствующими директивными и нормативными документами Совета Министров СССР, Гособразования СССР, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность службы;

рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;

знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;

препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ лицам, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;

в решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития;

хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим;

оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психологического развития детей, индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем;

работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения;

по запросам администрации подготавливать необходимые материалы для психолого-медико-педагогических консультаций; участвовать в рассмотрении спорных вопросов воспитания детей (выбор формы устройства, передача на воспитание одному из родителей и др.);

выполнять распоряжения администрации учреждения образования, управления (отдела) образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.

Работник психологической службы имеет право:

определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий учебно-воспитательного учреждения;

формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;

отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам его работы, определенным настоящим Положением;

знакомиться с документацией учебно-воспитательного учреждения, обращаться с запросами в медицинские учреждения;

участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести свое мнение;

участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работ, оценке их эффективности, проводить в учебно-воспитательном учреждении групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты для исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и пр.;

обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с защитой интересов ребенка (изменение режима работы родителей или лиц, их заменяющих, санаторное обеспечение и т. п.);

обращаться в центры психологической помощи и профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников и другим вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.


Государственный комитет СССР по народному образованию

 

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

 

Москва

Г. № 16

О введении должности психолога в учреждениях образования

 

Государственный комитет СССР по народному образованию осуществляет ряд практических мер, направленных на обеспечение кадрами психологов учебно-воспитательных учреждений народного образования. В ряде университетов и педагогических институтов открываются специальные факультеты переподготовки учителей по направлению "Психология" ("Практическая психология в системе народного образования") со сроком обучения 9 месяцев.

Педагогические работники учреждений народного образования, прошедшие переподготовку и получившие квалификационное свидетельство, должны будут активно использовать полученные знания по психологии. Это позволит эффективнее выявлять творческий потенциал учащихся, преподавателей и воспитателей, а также возникающие в педагогическом процессе трудности и способствовать улучшению качества учебно-воспитательного процесса.

Государственный комитет СССР по народному образованию разрешает органам народного образования при наличии специалистов, получивших квалификационное свидетельство специальных факультетов переподготовки учителей по направлению "Психология", или специалистов, имеющих законченное высшее психологическое образования, вводить в штаты дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений должности психологов.

Учителям, преподавателям и воспитателям, выполняющим помимо основной работы работу по совместительству в качестве психологов, оплата труда производится в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. № 1111 (приказы Гособразования СССР от 03.10.88 г. № 362 и от 07.04.89 г. № 328).

Изменения в штаты учебно-воспитательных учреждений вносить в установленном порядке в пределах общего фонда заработной платы работников учреждений народного образования.

По согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС при установлении должностных окладов и продолжительности отпуска психологам применять постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 сентября 1987 г. № 558/26 - 34.

 

Председатель Г. А. Ягодин

 

О ВВЕДЕНИИ В ШТАТЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОЛЖНОСТИ ПСИХОЛОГА И О ПОДБОРЕ НА ЭТУ ДОЛЖНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ

Письмо Министерства народного образования РСФСР

от 30 ноября 1989 года № 247/18—21

В связи с расширением практики введения в штаты дошкольных учреждений должности психолога и поступающими запросами о подборе специалистов на эти должности сообщаем следующее.

На психологов дошкольных учреждений возлагаются такие функции, как психологическое обследование детей при поступлении в дошкольное учреждение, создание программ их индивидуального развития; работа по созданию благоприятного психологического климата в дошкольных учреждениях, включая деятельность по оптимизации форм общения в детском коллективе (ребенок — ребенок), в педагогическом коллективе (взрослый — взрослый), педагогов с детьми (взрослый — ребенок); консультирование администрации дошкольного учреждения, членов коллектива, родителей по проблемам психологии воспитания и обучения детей и др. Учитывая изложенное, целесообразно на должности психологов назначать лиц с высшим образованием, имеющих общепсихологическую и специальную подготовку по детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике и психокоррекции.

Полагаем, что лица, окончившие педагогический институт по специальности «Дошкольная педагогика и психология», должны назначаться на должности в Соответствии.с присвоенной им квалификацией преподавателя педагогики и психологии.

Заместитель министра Д. М. ЗАБРОДИН

 

Письмо Министерства образования РФ от 12.01.93 года № 10/32 – Т

В связи с введением с 1 декабря 1992 года в учреждениях образования новых условий оплаты труда на основе Единой тарифной сетки и поступающими вопросами Министерство образования РФ по согласованию с Министерством труда РФ разъясняет следующее:

1. Ставки и оклады, определяемые на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), выплачиваются за выполнение работником объёма работы или норм труда, обусловленных трудовым договором при установленных действующим законодательством нормах часов за ставку (продолжительность рабочего времени).

В соответствии со ст. 55 Закона РФ "Об образовании" ставки заработной платы и должностные оклады педагогам-психологам, методистам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, воспитателям общежитии, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду, руководителям физвоспитания, руководителям допризывной подготовки молодёжи (преподавателям основ безопасности жизнедеятельности) выплачиваются за 36 часов педагогической работы в неделю*.

2. Введение Единой тарифной сетки не отменяет действующий в настоящее время порядок повышения ставок заработной платы и должностных окладов, установление надбавок и доплат, не учтённых в разрядах ЕТС и выплачиваемых за условия работы, отклоняющиеся от нормальных, согласно приложению.

3. Следует иметь в виду, что изменение в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками наименования должности "руководитель кружка" в образовательных учреждениях в должность "педагог дополнительного образования" не влечёт за собой изменения нормы часов педагогической нагрузки за ставку заработной платы и продолжительности очередного отпуска, т. е. ставка заработной платы педагогу дополнительного образования выплачивается за 3 часа педагогической работы в день, 18 часов в неделю, 720 часов в год, а отпуск предоставляется продолжительностью 36 рабочих дней.

Отпуск педагогу-психологу предоставляется продолжительностью, предусмотренной для работников с ненормированным рабочим днём.

4. При введении в штаты образовательных учреждений должностей классных воспитателей дополнительная оплата за классное руководство педагогическим работникам не производится. Ставки заработной платы, продолжительность рабочего времени и очередного отпуска этой категории работников устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных для воспитателей.

5. Должностные оклады главных бухгалтеров, заведующих филиалами и старших мастеров образовательных учреждений устанавливаются в порядке и на условиях, предусмотренных для заместителей руководителей учреждений; начальников штабов гражданской обороны, заведующих мастерскими, заведующих производством (шеф-поваров) - для руководителей структурных подразделений.

6. Для проведения внеклассной работы по физическому воспитанию, организации трудового обучения и профориентации в общеобразовательных учреждениях, обслуживания электронно-вычислительной техники в штаты образовательных учреждений вводятся соответствующие должности с оплатой в установленном порядке.

7. Оплата труда работников институтов повышения квалификации, директоров и заместителей директоров, имеющих учёную степень или учёное звание, и работников кафедр институтов усовершенствования учителей производится в порядке и на условиях, предусмотренных для соответствующих работников высших учебных заведений, а работников домов техники - для работников учреждений дополнительного образования.

8. Размеры дополнительной оплаты соответствующим работникам образовательных учреждений, имеющих учебно-производственные мастерские и учебные хозяйства, устанавливаются учреждением и выплачиваются за счёт средств от их внебюджетной деятельности. Дополнительная оплата руководителя учреждения может быть установлена по согласованию с вышестоящим по подчинённости органом управления.

Приложение к письму

Минобразования России

от 12.01.93 г. № 10/32 - т

 

ПЕРЕЧЕНЬ

компенсационных доплат и повышений ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений /выдержки/

 

№№   Виды работ   Размер оплаты в % к ставке (окладу)
1.   ДОПЛАТЫ  
1.1. За работу в ночное время  
1.2. За работу в выходные и праздничные дни   в соответствии с ст. ст. 64, 65, и 89 КЗоТ
1.3. За работу с неблагоприятными условиями труда: - с тяжёлыми и вредными условиями труда; - с особо тяжёлыми и особо вредными условиями труда   до 12 до 24
1.4.   Воспитателям, помощникам воспитателей, санитаркам-няням, няням за переработку рабочего времени вследствие неявки сменяющего работника или родителей, выполняемую за пределами рабочего времени, установленного графиками работы в соответствии со ст. 88 КЗоТ РСФСР  
1.5.   Работникам оздоровительных лагерей всех типов и наименований за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени  
2.   ПОВЫШЕНИЕ СТАВОК ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ    
2.1.   За работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для обучающихся (воспитанников, детей) с отклонениями в развитии, с задержкой психического развития 15-20  
2.2.   За работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для воспитанников с девиантным поведением - медицинским работникам - педагогическим и другим работникам   15-20

 

*Примечание. Учитывая, что указанные работники относятся к категории педагогических работников, поэтому в соответствии со ст. 55 Закона РФ "Об образовании" они имеют право на сокращённую рабочую неделю. В связи с этим продолжительность их рабочей недели должна составлять 36 часов вместо 40 часов, т. е. ставка заработной платы (должностной оклад) им выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю. Содержание этой работы определяется должностными инструкциями, утверждёнными руководителями учреждений на основе квалификационных характеристик и других нормативных документов.

 

УСЛОВИЯ ТРУДА

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 13 сентября 1994г. № 1052

Г. Москва

ОБ ОТПУСКАХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

 

В соответствии со статьёй 55 Закона РФ "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 30, ст. 1791) и в целях упорядочения предоставления отпусков педагогическим работникам Правительство РФ постановляет:

1. Установить работникам образовательных учреждений и педагогическим работникам других учреждений, предприятий и организаций ежегодные удлинённые оплачиваемые отпуска согласно прилагаемому Перечню.

2. Признать утратившими силу:

постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 июля 1933г. № 513 "Об отпусках и периодических прибавках к заработной плате преподавателям физкультуры" (СУ РСФСР, 1933, № 40 ст. 151);

постановление Совета Министров - Правительства РФ от 19 апреля 1993г. № 350 "Об отпусках социальных педагогов и педагогов-организаторов образовательных учреждений" (Собрание актов Президента и правительства РФ, 1993г., № 17, ст. 1461).

 

Председатель Правительства РФ

В. Черномырдин

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Российской Федерации

от 13 сентября 1994г. № 1052

ПЕРЕЧЕНЬ

образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых даёт право на ежегодные удлинённые

Оплачиваемые отпуска

№ пп Наименование учреждений Продолжительность отпуска в календарных днях Наименование должностей работников
1. Общеобразовательные учреждения; образовательные учреждения (классы, группы) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в т.ч. с задержкой психического развития); образовательные учреждения (классы, группы) санаторного типа для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении; специальные учебно-воспитательные учреждения для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением; музыкальные, художественные школы и школы искусств   Директора (заведующие), их заместители; преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности; старшие вожатые; учителя; преподаватели; учителя-логопеды; учителя-дефектологи; воспитатели (кроме воспитателей дошкольных групп школ - детских садов); заведующие: заочными отделениями, учебно-консультационными пунктами, логопедическими пунктами, интернатами при общеобразовательных учреждениях и др. структурными подразделениями; концертмейстеры; инструкторы: по труду, физкультуре; педагоги-психологи; педагоги дополнительного образования; классные воспитатели; музыкальные руководители; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму.
2. Межшкольные учебно-производственные комбинаты (объединения, центры) трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся; межшкольные компьютерные центры, межшкольные учебные и учебно-производственные мастерские   Директора, их заместители; руководители структурных подразделений; учителя; педагоги-психологи.
3. Специальные дошкольные образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии; дошкольные образовательные учреждения санаторного типа для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении   Заведующие, их заместители; воспитатели; музыкальные руководители; инструкторы по физкультуре; учителя-логопеды; учителя-дефектологи; педагоги-психологи.
4. Школьные образовательные учреждения общего назначения дошкольные группы школ-детских садов.   Заведующие, их заместители; воспитатели; музыкальные руководители; инструкторы по физкультуре; педагоги-психологи.
5. Образовательные учреждения дополнительного образования (внешкольные).   Директора, их заместители; заведующие: отделами, кабинетами, секциями, лабораториями и др. структурными подразделениями; педагоги дополнительного образования; вожатые; воспитатели; концертмейстеры; культорганизаторы; тренеры-преподаватели; инструкторы-методисты.
6. Образовательные учреждения начального профессионального образования; учреждения дополнительного образования (курсы учебно-курсовые комбинаты, технические школы и др. аналогичные учреждения по подготовке и переподготовке кадров, имеющие соответствующую лицензию)   Директора, их заместители; преподаватели; преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности; руководители физического воспитания; воспитатели; педагоги дополнительного образования; заведующие: филиалами, учебно-консультационными пунктами; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; педагоги-психологи.
7. Образовательные учреждение среднего и высшего профессионального образования и соответствующего дополнительное образования.   Ректоры (директора); первые проректоры; проректоры (заместители директора); директора (заведующие) филиалов; преподаватели; профессорско-преподавательский состав; воспитатели; концертмейстеры; педагоги-психологи; заведующие: докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), отделениями, учебными отделами (частями), учебно-консультационными пунктами; руководители (заведующие) производственной практики; руководи­тели допризывной подготовки; препода­ватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности; учёные секретари советов; педагоги дополнительного образования.
8. Учебные, учебно-методические методические кабинеты (центры) в т.ч. входящие в структуру образовательных учреждений.   Директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами и др. структурными подразделениями; методисты; педагоги-психологи.
9. Психологические службы системы образования.   Директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами (лабораториями); педагоги-психологи, учителя-дефектологи; учителя-логопеды.
10. Учебные подразделения учреждений здравоохранения.   Заведующие педагогической частью; учителя; учителя-дефектологи; логопеды; воспитатели; музыкальные руководители; педагоги дополнительного образования; инструкторы по физкультуре; мастера производственного обучения; старшие вожатые.
11. Образовательные учреждения, др. учреждения, предприятия, организации.   Педагоги-организаторы; социальные педагоги; воспитатели; педагоги дополнительного образования; методисты; мастера производственного обучения.

 

Примечания:

1. Ежегодными удлинёнными отпусками, предусмотренными пунктами 1-6, 9 и 10 настоящего Перечня, пользуются заместители руководителей образовательных учреждений и руководители структурных подразделений образовательных учреждений, деятельность которых связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

2. Проректоры (заместители директора), [кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по повышению квалификации], деканы факультетов и их заместители, директора (заведующие) филиалов, заведующие: отделениями, докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями), руководители (заведующие) производственной практикой, учёные секретари пользуются ежегодным удлинённым отпуском, предусмотренным пунктом 7 настоящего Перечня, при условии ведения ими в учебном году в том же образовательном учреждении высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного образования не менее 150 часов преподавательской работы, а в учреждениях среднего профессионального и соответствующего дополнительного образования - не менее 240 часов преподавательской работы.

При невыполнении преподавательской работы в указанном объёме ежегодный отпуск этим работникам предоставляется на общих основаниях.

Проректорам (заместителям директора) по административно-хозяйственной работе ежегодный отпуск предоставляется на общих основаниях независимо от ведения ими педагогической работы.

3. Ежегодным отпуском продолжительностью 56 календарных дней пользуются:

• воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физкультуре, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, работающие полный рабочий день в группах для воспитанников с отклонениями в развитии или нуждающихся в длительном лечении, находящихся в составе дошкольных образовательных учреждений общего назначения;

• мастера производственного обучения, работающие в образовательных учреждениях, находящихся при исправительно-трудовых учреждениях, а также в группах для обучающихся (воспитанников, подростков), имеющих отклонения в развитии, нуждающихся в длительном лечении, с девиантным (общественно опасным) поведением.

4. Ежегодные удлинённые отпуска, установленные настоящим Перечнем, такой же продолжительности предоставляются педагогическим работникам по одноимённым должностям с наименованием "старший" или "главный".

5. Старшие мастера учреждений начального и среднего профессионального образования пользуются ежегодным отпуском продолжительностью 42 календарных дня.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

об отпусках /в т.ч. работников учреждений образования/.

Продолжительность и порядок предоставления очередного отпуска установлены статьями 66-72 КЗОТ РФ. Продолжительность ежегодного отпуска составляет не менее 24 рабочих дней (исчисление происходит в расчёте на шестидневную рабочую неделю). Такая продолжительность считается нормальной и распространяется в основном на всех работников, в том числе и на психологов, которые работают на предприятиях, в учреждениях, организациях, за исключением образовательных учреждений и некоторых видов медицинских учреждений.

Кроме ежегодных основных отпусков, для отдельных категорий работников статей 68 КЗоТ РФ предусматриваются ежегодные дополнительные отпуска. Они предоставляются:

1) работникам, занятым на работе с вредными условиями труда;

2) работникам, занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации;

3) работникам с ненормируемым рабочим днём;

4) работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;

5) в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами или иными локальными нормативными актами.

Дополнительный ежегодный отпуск за ненормированный рабочий день может быть установлен администрацией предприятия, учреждения, организации и для психологов. Такой отпуск предоставляется в качестве компенсации за напряжённость труда и работу во внеурочное время. Перечень должностей работников, пользующихся этим правом в каждом конкретном учреждении, утверждается вышестоящей организацией. Продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день может составлять 12 или 6 рабочих дней в расчёте на шестидневную рабочую неделю. Для отдельных работников продолжительность этого отпуска определяется руководителем организации. В случае если психолог работает в условиях неполного рабочего времени, он не пользуется правом на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день. При обращении за таким отпуском следует помнить, что возможность его установления в основном зависит от финансовых возможностей организации.

Дополнительные ежегодные отпуска также установлены для работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Перечень таких работ установлен Постановлением Государственного комитета Совета МинистровСССР по вопросам труда и заработной платы от 25.10.74г. № 298/П-22 "Об утверждении списка производства, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день". Согласно Перечню, психологам, работающим в психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, палатах и кабинетах, предназначенных для лечения больных, страдающих наркоманией и хроническим алкоголизмом; домах инвалидов (отделениях) для психических больных, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск продолжительностью 18 рабочих дней в расчёте на шестидневную рабочую неделю. Есть ещё одно условие при пользовании такой льготой - работник должен быть занят на соответствующей работе полный рабочий день.

Согласно статье 96 КЗоТ РФ, заработная плата за всё время отпуска (отпускные) выплачивается не позднее, чем за один день до начала отпуска.

Как правило, кроме продолжительности отпуска и размера отпускных, существенное значение для работника имеет время предоставления ежегодного отпуска.

В соответствии со статьёй 71 КЗоТ РФ, отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении одиннадцати месяцев непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации. При этом засчитываются следующие периоды работы:

1) фактически проработанное время;

2) время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);

3) время, когда работник фактически не работал, но сохранял за собой место работы (должность) и получал пособие по государственному социальному страхованию, за исключением частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

До истечения одиннадцати месяцев непрерывной работы отпуск предоставляется по просьбе работника: женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него; работникам, моложе восемнадцати лет; военнослужащим, уволенным в запас и направленным на работу в порядке организованного набора, - по истечении трёх месяцев работы.

Также отпуск предоставляется педагогам-психологам как педагогическим работникам: до истечения одиннадцати месяцев непрерывной работы они направляются в отпуск в летний каникулярный период.

Работникам, переведённым из одного предприятия (учреждения, организации) на другое предприятие (в учреждение, организацию), отпуск может быть предоставлен до истечения одиннадцати месяцев работы после перевода. Если" до перевода работник не проработал одиннадцати месяцев на одном предприятии (в учреждении, организации), то отпуск ему может быть предоставлен по истечении одиннадцати месяцев работы до и после перевода в общей сложности.

Отпуск за второй и последующий годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очерёдностью предоставления отпусков, которая определяется графиком отпусков, утверждаемым администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом. При этом не должно быть нарушения нормального хода работы предприятия (учреждения, организации).

В ряде случаев время предоставления отпуска может быть или должно быть изменено. Ежегодный отпуск должен быть перенесён или продлён:

при временной нетрудоспособности работника;

при выполнении работником государственных или общественных обязанностей;

в других случаях, предусмотренных законодательством.

В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы предприятия (учреждения, организации), допускается с согласия работника и по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия (учреждения, организации) перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск за каждый рабочий год продолжительностью не менее шести рабочих дней должен быть использован не позже чем в течение одного года после наступления права на очередной отпуск. Оставшаяся часть неиспользованного отпуска может быть присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Запрещается непредоставление ежегодного отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление отпуска работникам, имеющим право на дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда.

Запрещается также, согласно статье 75 КЗоТ РФ, заменять отпуск денежной компенсацией, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

МОСКВА

29.03.95г. №7/I

 

О состоянии и перспективах развития
службы практической психологии образования
в Российской Федерации

Заслушав и обсудив доклад заместителя Министра А.Г.Асмолова, коллегия отмечает, что развитие практической психологии образования в значительной степени обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению службы практической психологии образования в Российской Федерации.

Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования - к вариативному образованию; от педагогики "знаний, умений и навыков" - к педагогике развития; переориентации сознания учителя от школоцентризма - к детоцентризму; формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании; экспертизы и проектирования развивающей среды.

Осуществляемая в том числе и благодаря практической психологии гуманизация образования нашла свое выражение в следующих документах:

типовых положениях об общеобразовательном учреждении, о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утвержденных Правительством РФ в 1994-1995 годах);

проектах типовых положений о дошкольном образовательном учреждении, о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; об общеобразовательной школе-интернате, о специальном учебно-воспитательном учреждении для подростков с девиантным поведением в РФ (одобренных коллегией Министерства образования РФ в 1993-1994 годах);

примерных положениях о получении общего образования в форме экстерната и получении образования в семье, утвержденных приказом Минобразования России от 27.06.94г. № С 225.

Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменению общей образовательной ситуации в России. Логическим следствием этого процесса явилась организация основ службы практической психологии, как сферы человековедения.

Стратегия экстенсивного развития службы практической психологии, разработанная в документах ГособразованияСССР 1988-1991 годах, привела к созданию в России системы экстренной переподготовки психологов на базе высшего педагогического образования в форме спецфакультетов при университетах и педагогических институтах, появлению центров профориентации и психологической поддержки, введению должности психолога ("педагога-психолога") в образовательных учреждениях. В настоящее время в России профессия практического психолога образования стала не только реальностью, но и начался процесс объединения практических психологов в профессиональное сообщество. Об этом свидетельствовал состоявшийся в июне 1994 года I съезд практических психологов образования России, организованный по инициативе Министерства образования РФ, Российской Академии образования, Общества психологов при Российской Академии наук и поддержанной практическими психологами всех регионов России.

Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи при работе с семьёй ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

Наиболее успешно работа службы практической психологии образования осуществляется в республике Карелия и Кабардино-Балкарской республике, в Брянской, Курской, Челябинской, Пермской, Тульской и Ярославской областях; Краснодарском и Ставропольском краях. Разветвленная служба практической психологии сложилась в гг. Москве и Санкт-Петербурге.

Во многих регионах России обозначился переход к созданию службы практической психологии как системы в образовательном пространстве региона. Примером такой системы может служить региональная инновационная модель службы практической психологии Юго-Западного территориального округа г. Москвы.

Важным шагом на пути перехода к интенсивной стратегии подготовки практических психологов стало создание Международного Образовательного и Психологического колледжа при Психологическом институте РАО.

Резко изменилась ситуация с обеспечением научно-методической литературой сл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.209.100 (0.011 с.)