Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегические группы конкурентовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Фирма может не обращать внимания на конкурентов. Однако знание конкурентов, их товаров и методов работы на рынке может помочь повысить конкурентоспособность предприятия даже при небольших изменениях в работе. Конкуренция присутствует почти во всех сферах деятельности, это самый очевидный фактор внешней среды предприятия. Но несмотря на свою очевидность, это наименее изученный фактор. Важность наблюдения за деятельностью конкурентов определяется тем, что это в некотором смысле зеркальное отображение собственной деятельности предприятия. Анализ конкурентов необходим для определения границ, в пределах которых возможно стратегическое продвижение конкурентов, а также для оценки возможной реакции и стратегического потенциала конкурентов. Осуществление такого анализа связано с обработкой обширной информации, которую необходимо добыть, обобщить и на ее основе сделать соответствующие выводы. Естественно, что создание системы по изучению конкурентов требует немалых вложений средств. При анализе конкурентов важны следующие факторы: · выявление их сильных/слабых сторон, исходящих от них угроз; · прогноз будущих стратегий и решений конкурентов; · предсказание реакции конкурентов на стратегию и действия фирмы; · определение влияния конкурентов на преимущества фирмы. Главные проблемы при анализе конкурентов связаны с тем, что сложно выявить всех конкурентов, также сложно наблюдать за всеми, поскольку конкурентов может быть очень много. Предложенная М. Портером идея выделения стратегических групп конкурентов, а по сути — сегментации конкурентов может сделать процесс анализа конкуренции управляемым. Данный подход полезен в тех случаях, когда отрасль состоит из нескольких групп конкурентов, причем каждая из них занимает четко различаемую покупателями, отличную от других позицию на рынке и имеет собственные способы работы с покупателями. Стратегическая группа конкурентов — это множество соперничающих фирм в определенной отрасли, имеющих общие черты. Такими чертами могут быть схожие стратегии конкуренции, одинаковые позиции на рынке, схожие товары, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга. Установить стратегическую группу — значит определить барьеры, которые отделяют одну группу от другой. Такими барьерами могут быть размер предприятий, дифференциация товаров, специализированная рабочая сила, уникальные технологии, наличие патентов и т. д. На рынке финансовых услуг можно выделить, например, такие группы: · местные банки; · филиалы крупных иногородних банков; · небанковские учреждения. Обычно анализ стратегических групп конкурентов проводится в дополнение к общему анализу межфирменной конкурентной борьбы. Какие выводы можно сделать на основе этого анализа? 1. Фирмы одной стратегической группы являются более очевидными конкурентами, чем фирмы разных групп. Обычно жесткая конкурентная борьба идет внутри группы. 2. Фирмы в различных стратегических группах будут иметь разные конкурентные преимущества и потенциальную прибыльность. Часто они испытывают различную степень угрозы со стороны товаров-заменителей. 3. Изменение рыночных условий нередко может иметь различный эффект для разных групп, в том числе может стимулировать фирмы к переходу в другие стратегические группы. 4. Увеличение числа стратегических групп в отрасли может усиливать конкуренцию. Наглядной формой представления об отрасли в целом и об отдельных стратегических группах конкурентов являются позиционные карты (рис. 3.5). Построение позиционной карты представляет собой последовательность следующих шагов: 1. Выбрать размерность — весомые характеристики, позволяющие дифференцировать различные предприятия в отрасли. В данном случае такими характеристиками являются цена и качество продукции. 2. На основе предварительного исследования и анализа классифицировать предприятия и соответствии с заданными характеристиками. 3. Предприятия со схожими характеристиками объединить в стратегические группы. В идеальном случае размер круга, изображающего каждую группу, должен быть прямо пропорционален объему продаж группы в соответствующей области позиционной карты. Предприятия одной стратегической группы являются очевидными соперниками, в то время как предприятия из расположенных далеко друг от друга групп вряд ли вообще могут конкурировать. Сложности построения позиционных карт связаны с тем, что если выбранные характеристики коррелированны между собой, то такая карта не представляет интереса. Что надо знать о своих ближайших конкурентах? Выделяют количественные, или фактические, данные и качественные, или субъективные, данные. Количественные данные — это сведения о том, какие фирмы являются конкурентами; какие товары они продают; каким образом и на каких рынках; кто их основные клиенты; как осуществляется продвижение товаров на рынок. При этом учитываются и другие важные факторы (рис. 3.6). Качественными характеристиками являются известность предприятия, квалификация его персонала, качество товаров, приверженность потребителей торговой марке предприятия, система управления, стратегия деятельности на рынке и другие неформализуемые параметры, оценить которые достаточно сложно. Такая информация всегда будет субъективной.
Цена Цена Рис. 3.5. Позиционная карта стратегических групп конкурентов на рынке колбасных изделий: 1 – мясоконсервный комбинат, который является рыночным лидером; 2 – мелкие производители, в основном из сельских районов; 3 – импортная продукция; 4 – продукция столичных фирм.
Практически деятельность конкурентов анализируется по тем же направлениям, что и собственная деятельность предприятия. Источники информации могут быть самые разные: · статистические данные; · прайс-листы; · средства массовой информации; · каталоги, проспекты, выставочные экземпляры, другие рекламные материалы; · годовые отчеты фирм, мнения экспертов и покупателей, вплоть до промышленного шпионажа. Широко используется метод «конструирования наоборот», который, по данным английских исследователей, применяют 8 из 10 европейских фирм. Это означает, что покупается товар конкурентов, который разбирается на составные части, и проводится соответствующий анализ. В Украине также широко используется этот метод, но в основном для определения конструкции и технических характеристик продукции конкурентов, тогда как западные и японские фирмы применяют его в основном для оценки себестоимости продукции конкурентов, поскольку эти сведения являются предметом коммерческой тайны. Следует отметить, что хорошее знание конкурентов позволяет не только вырабатывать меры конкурентной борьбы, но и вести определенную согласованную политику на рынке, поскольку прямая конкуренция всегда разорительна для фирм. По М. Портеру, «хорошие» конкуренты обычно соблюдают неписаные отраслевые правила, поддерживают статус-кво, избегают агрессивных ценовых изменений.
Рис. 3.6. Основы анализа конкуренции Анализ потребителей Современный менеджмент характеризуется искренним интересом фирм к структуре потребностей, которые управляют потребительским спросом. Именно в этом ключ к успешному предпринимательству. Поскольку анализ потребителей является сферой деятельности маркетинговых служб и подробно рассматривается в литературе по маркетингу, то в этом параграфе мы ограничимся лишь кратким рассмотрением данных проблем. Анализ потребителей призван дать ответ на три группы стратегических вопросов, связанных с сегментацией рынка, мотивацией потребителей и выявлением их неудовлетворенных нужд и потребностей. Сегментация рынка (кто?). Здесь перед исследователем рынка встают такие вопросы: · Кто покупает и использует товары или услуги предприятия. Это основной и важнейший вопрос в определении целей бизнеса. Большинство предприятий ориентировано на несколько категорий покупателей, и каждая из них имеет свои потребности, ожидания и предпочтения. Например, потребителями стеновых панелей фирмы «Мастер К» являются строительные организации, занимающиеся отделкой помещений, а также владельцы помещении, сами производящие ремонтные работы. Чтобы панели были проданы, необходимо работать с каждой группой потребителей. · Кто самый крупный покупатель? (Привило Парето гласит, что 20% покупателей делают 80% всех покупок.) · Кто является потенциальным потребителем среди тех, кто в настоящее время не покупает товар? · Как сегментировать рынок? Каково текущее состояние рынка и перспективы его развития? Мотивация потребителей (почему?). Обычно выделяют такой круг вопросов: § каковы мотивы покупки и потребления товара? § каковы потребительские предпочтения, обычаи, мода? § каковы вероятные изменения мотивации потребителей? Исследование мотивов покупки предполагает определение ценности продукта для потребителя. С точки зрения маркетинга покупатель приобретает не продукт, а возможность удовлетворения определенной потребности, своеобразную ценность, в качестве которой может выступать престиж и мода, комфорт и безопасность, репутация фирмы и уровень обслуживания и масса других факторов. С другой стороны, производитель создает и продает продукт, а не ценность. Если ожидаемая ценность продукта не удовлетворяет потребителя, то этот продукт не будет пользоваться спросом. Поэтому производитель и должен стремиться определить, в чем заключается ожидаемая ценность товара для разных групп покупателей. Ошибка менеджеров может заключаться в том, что они думают, будто знают ответ. Часто считается, что ценность — это качество продукции и ее цена. Однако что касается цены товара, то здесь не все так просто. Мировая практика менеджмента имеет немало примеров, когда фирма повышала цену на свою продукцию и тем самым увеличивала сбыт. Поэтому важнейшая задача менеджмента заключается в расчете такой цены, которая соответствует ценности продукта для покупателя. Выявление неудовлетворенных нужд и потребностей. Здесь фирмы должны искать ответы на такие вопросы: · удовлетворены ли потребности покупателей? · существуют ли проблемы у потребителей? Для выявления неудовлетворенных потребностей и проблем покупателей, которые могут стать источником идей о новых товарах, используют методы «мозгового штурма», опроса покупателей на основе «листа проблем», анализа покупательских выгод, работы с инициативными пользователями, исследования образа жизни людей и др. Считается, что получить нового потребителя — большая победа для фирмы. «Люди ожидают вполне определенной реакции бизнеса (на свои потребности), и, когда фирма делает что-либо превосходящее их ожидания, она переходит важный психологический порог в их сознании». Классическим примером выявления неудовлетворенных нужд потребителей являются действия японских фирм при выходе на новые рынки. Так, фирмы по производству множительной техники в начале 1980-х годов исследовали американский рынок и выявили, что бурно развивающиеся малые предприятия испытывают потребность в копировальной технике, небольшой по размерам, простой в эксплуатации и относительно недорогой. Однако ее не было на американском рынке, где господствовала фирма Xerox. Выявив потребности и начав производство и продажу такой техники, японские фирмы, практически не вступая в конкуренцию с Xerox, проникли на американский рынок. На основе информации о новых и неудовлетворенных потребностях принимаются стратегические решения относительно товарной и ценовой политики предприятия, способов продвижения продукции на рынок и перспективных каналов сбыта. Основным источником информации о потребителях являются сами потребители. Поэтому необходим постоянный контакт с ними (беседы, личные контакты, опросы), тем более что вкусы, пожелания, мотивы обращения к покупателям и потребительские ожидания меняются со временем. Практика свидетельствует, что поведение покупателей существенно различается в зависимости от дохода, возраста и многих других факторов. Поэтому целесообразно проводить сегментацию рынка, т. е. делить его на отдельные сегменты. Чаще всего рынок делят на группы покупателей со схожими признаками, хотя можно сегментировать сам товар и конкурентов. Можно выделить несколько основных целей сегментации рынка: 1. Определить наиболее важные характеристики изучаемого явления, которые отличают его от других и поэтому заслуживают специального рассмотрения. 2. Улучшить понимание изучаемого явления. 3. Повысить эффективность маркетинговых мероприятий. Процесс рыночной сегментации предусматривает ряд этапов: § определение характеристик или критериев, на основании которых рынок разбивается на сегменты; § практическое использование рыночной сегментации в деятельности фирмы. Задача определения рыночных сегментов трудна, так как существует множество путей деления рынка. Наиболее общими группами критериев сегментации потребителей являются: § географические критерии (мировой рынок, региональный, областной и т. д.); § социально-демографические (пол, возраст, образование, уровень дохода, семейное положение, социальный статус и др.); § поведенческие (образ жизни, занятия, мотивы покупок и т. д.), например садоводы, вегетарианцы, люди, предпочитающие покупать товары-новинки. Потребители-предприятия могут быть сегментированы по размеру (крупные, средние, мелкие), форме собственности (частные, акционерные, государственные), по отраслям, месту расположения. Товары можно сегментировать по размеру упаковки (напитки в разных емкостях), уровню цен, по предназначению (автомобиль для среднего класса, для богатых людей) и другим факторам. Сегментация рынка может быть многомерной, т. е. при ее проведении используются разные факторы в комбинации. Например, основными покупателями дорогих автомобилей являются люди с доходами выше среднего уровня, проживающие в городах и поселках, чаще всего семейные, имеющие высокий социальный статус (бизнесмены, руководители). Рыночные сегменты не являются раз и навсегда установленными, могут изменяться. Привлекательность сегмента определяется его размером, темпом роста и интенсивностью конкуренции внутри сегмента. Следовательно, при разработке стратегии необходимо принять решение о том, будут ли рынки сегментированы и выработаны различные стратегии для разных сегментов. В заключение отметим, что функционально анализ внешней среды деятельности предприятия должен проводиться службой маркетинга. Наличие систем маркетинговой информации на предприятии, которая обязательно включает процедуры слежения за конкурентами, внешней средой, является ключевым фактором успеха практически любого предприятия. В процессе анализа можно воспользоваться табл. 3.6, которая покажет текущие позиции бизнеса и поможет определить направления деятельности, требующие дополнительного, особого внимания. Это проблемы, попавшие в графы 1—2. Регулярное заполнение таких таблиц, которые могут быть скорректированы применительно к проблемам конкретного предприятия, является основой для сравнения позиций предприятия в разные периоды времени. Таблица 3.6. Анализ внешней среды
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Охарактеризуйте внешнюю среду украинского бизнеса с точки зрения экономических, политических, демографических, социальных и научно-технических факторов. 2. Что такое SWOT-анализ и для чего он нужен? 3. Какие тенденции развития украинского рынка можно рассматривать как возможности, а какие — как угрозы? Обоснуйте свой ответ. 4. Рассмотрите возможности и угрозы, которые могут возникнуть перед отечественными предприятиями различных отраслей. 5. Как изменения макросреды могут влиять на компанию через заинтересованные группы в микросреде? Приведите примеры. 6. Рассмотрите возможные рычаги воздействия заинтересованных групп на украинские предприятия. 7. Что дает отраслевой анализ? Обсудите основные направления анализа отрасли. 8. Приведите примеры отраслей, где барьерами входа в отрасль для новых производителей являются: а) крупные капиталовложения; б) низкая стоимость производства; в) патенты; г) высокая квалификация персонала. 9. Приведите примеры производств, где не действует опытная кривая. 10. Приведите пример хорошо работающей фирмы любой отрасли (можно воспользоваться материалами газет или журналов). Что, по вашему мнению, является факторами успеха данной фирмы? 11. Обсудите, каковы ключевые факторы успеха в отраслях, производящих: а) одежду; б) прохладительные напитки; в) деревообрабатывающие станки; г) автомобили. 12. Обоснуйте, почему надо изучать конкурентов. Всегда ли надо изучать конкурентов? 13. Дайте понятие стратегической группы конкурентов. 14. Выделите стратегические группы конкурентов, действующие на украинском рынке в производстве и продаже следующих продуктов: а) кондитерские изделия; б) прохладительные напитки; в) легковые автомобили; г) косметические товары; д) мебель; е) овощная продукция. Обоснуйте критерии выделения стратегических групп. 15. Обоснуйте, почему надо изучать потребителей. Всегда ли это необходимо?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеева М. Л. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997. Гл. 3. 2. Дихтль Е., Хсргшген X. Практический маркетинг. — М.: Экономика 1995. Гл. 7. 3. Завьялов П. С., Демидов Я. Г.. Формула успеха: маркетинг — М.: Международные отношения, 1991. Гл. 5. 4. Карлоф Б. Деловая стратегия. — М.: Экономика, 1991. 5. Кинг У. Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: Прогресс, 1982. Гл. 5, с. 127—135. 6. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990. Гл. 4, 7 7. Лавров С. Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных товаров. - М., 1989. 8. Маркова В. Д., Кравченко Н. А. Бизнес-планирование: Практическое пособие. — Новосибирск: ЭКОР, 1994. Часть 11. 9. Мескон М. X. и др. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992. Гл. 4, 9. 10. Пилдич Дж. Путь к покупателю. — М.: Прогресс, 1991. 11. Портер М. Международная конкуренция. — М., 1993. Гл. 2—3, 11. 12. Справочник директора предприятия. — М.: ИНФРА-М, 1996. Гл. 8. 13. Стерлин А. Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. — М.: Наука, 1990. С. 64—67. 14. Сэндидж Ч. и др. Реклама: теория и практика. — М.: Прогресс 1989. Гл. 5. 15. Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы. — М.: Бином 1998 Гл. 15. 16. Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. — М.: Прогресс, 1987. 17. Экономическая стратегия фирмы /Под ред. А. П. Градова — СПб., 1995. Гл. 2-3, с. 24-74.
ТЕМА 4. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЛАН: 4.1. Цели, принципы и методы управленческого анализа. 4.2. Определение стратегических ресурсов предприятия и сфер деятельности. Конкурентные преимущества предприятия. 4.3. Возможные подходы к определению структуры управленческого анализа: система McKincey, «цепочка ценностей» Портера, подход Омаэ. 4.4. Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 4607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.170 (0.019 с.) |