Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы управленческого анализа, его место в разработке стратегии предприятия



Последовательность управленческих шагов в процессе проведения анализа и принятия решений следующая (рис. 4.7).

1. Определить уровень проведения управленческого анализа: пред­приятие в целом или стратегические единицы бизнеса.

2. Определить характеристики (профиль) важнейших ресурсов и сфер деятельности предприятия. Выделить те из них, которые обу­словливают наличие сильных сторон предприятия.

3. Сравнить этот профиль с требованиями рынка. Например, требо­вание рынка — организация сервисного обслуживания проданной продукции, а у предприятия нет такой службы или она недостаточно развита, чтобы удовлетворить требования покупателей.

4. Сравнить сильные и слабые стороны деятельности предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов, чтобы определить важные конкурентные преимущества.

5. Использовать сильные стороны предприятия и укреплять сла­бые. Если сильной стороной является качество продукции, то необ­ходимо подчеркивать это в рекламе, использовать в ценовой поли­тике предприятия. В то же время слабой стороной может быть отсутствие признанного сертификата качества, следовательно, в перспективе должна быть запланирована сертификация производства.


 
 

 


Рис. 4.6. Диаграмма Омаэ


По тем позициям, где наблюдаются преимущества конкурентов, необходимо выработать меры противодействия, препятствующие конкурентам использовать эти преимущества.

В процессе анализа полезно дополнительно получить ответы на следующие вопросы:

· Перспективна ли стратегия предприятия с точки зрения ключевых факторов успеха и движущих сил развития отрасли?

· Насколько стратегия адекватна соотношению конкурентных сил в отрасли?

· Какие меры необходимо предпринять для повышения конкурентоспособности предприятия?

 
 

 

 


Рис. 4.7.Краткое представление процесса стратегического управления

 

Проведение управленческого анализа деятельности украинских предприятий является сложной проблемой. Сложности связаны с несколькими факторами:

§ на предприятии нет службы, которая отвечала бы за такой анализ (как, например, служба внутреннего аудита в банках);

§ зачастую отсутствует необходимая информация (это связано с проблемой организации управленческого учета в дополнение к бухгалтерскому учету);

§ а главное — пока не ощущается потребность в проведении управленческого анализа со стороны руководства предприятия.

Управленческий анализ требует затрат времени, ресурсов и при­нятия управленческих решений по его итогам. На Западе фирмы про­водят такой анализ (моментальный снимок фирмы), как правило, 1—2 раза в год, привлекая для этих целей консультантов, которые помогают выявить «узкие места» и нарушения логики функциони­рования фирмы. Преимуществом привлечения консультантов явля­ется то, что они имеют опыт такой деятельности, используют сис­темные технологии и специальные методики проведения управлен­ческого анализа и выявления стратегических проблем.

На предприятиях довольно типична ситуация, когда привлеченные для проведения анализа специалисты воспринимают­ся как ревизоры, действующие в интересах контролирующей инстан­ции либо в интересах директора и высших менеджеров. Однако эф­фективная работа консультантов обеспечивается только в том случае, когда руководство и работники предприятия осознают необходимость и значимость данного процесса для предприятия, оказывают поддер­жку консультантам и сами активно участвуют в проведении управлен­ческого анализа. К сожалению, приходится констатировать, что пси­хологическая готовность воспринимать советы «со стороны» на предприятиях еще только формируется, к услугам консуль­тантов предприятия обращаются, как правило, в критических ситуа­циях либо когда это предписано законодательством (аудиторские проверки).


Вопросы и задания

1. Обсудите цели и направления управленческого анализа.

2. Проанализируйте методы, применяемые в управленческом анализе. По возможности, приведите примеры из практики.

3. Что такое проблема? Обоснуйте различия между слабыми сторонами деятельности предприятия и его проблемами.

4. Какие типы проблем выделяются на предприятиях? Приведите примеры сущностных и социокультурных проблем. Какие из этих проблем преобладают на современном этапе развития? Обоснуйте свой ответ.

5. Приведите примеры подмены проблемы.

6. В чем различие материальных и нематериальных активов предприятия? Приведите примеры таких активов.

7. Обсудите возможные подходы к проведению управленческого анализа.

8. Что дает «цепочка ценностей» Портера для анализа предприятия?

9. Какие сферы деятельности предприятия вы бы анализировали в первую очередь?

10. Что, на ваш взгляд, сдерживает или затрудняет проведение комплексного анализа деятельности предприятий?

11. Рассмотрите деятельность конкретных предприятий (можно использовать газетные и журнальные материалы) и определите их конкурентные преимущества.

12. Вам поручено провести маркетинговый аудит предприятия, выпускающего товары промышленного назначения. Составьте перечень вопросов для руководителей и специалистов предприятия, ответы на которые позволят вам установить положение дел на предприятии и выработать рекомендации по развитию маркетинга.

 


 

Рекомендуемая литература

1. Алексеева М. А. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997. Гл. 3.

2. Бизнес-диагностика промышленных предприятий / Соломенникова Е. А., Гренбэк Г. В., Маркова В. Д. и др. — Новосибирск: НГУ, 1996.

3. Герчикова И. Н. Менеджмент. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. г Гл.13.

4. Голубков Е. П. Какое принять решение? — М., 1990. Гл. 1.

5. Глин Дж., Маркова В., Перкинс Д. Стратегия бизнеса. 2-е изд. — Новосибирск ИЭиОПП СО РАН, Canterbury Business School, 1996.

6. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. — М.: Дело, 1998.

7. Карлоф Б. Деловая стратегия. — М.: Экономика, 1991.

8. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Экономика, 1997.

9. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. — М.: Внешторгиздат, 1989. Приложение ІІ

10. Маркова В. Д., Кравченко Н. А. Бизнес-планирование. — Новосибирск: Экор, 1994. Ч. 1-3.

11. Семь нот менеджмента. — М., 1997.

12. Справочник директора предприятия. — М.: ИНФРА-М, 1996. С. 171-178.

13. Карась Л. Управленческая диагностика — основа совершенствования менеджмента/Проблемы теории и практики управления, 1996, № 6.

14. Пригожий А. Организационная диагностика. — Маркетинг, 1997, №4. С. 98-105.

 


ТЕМА 5.ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

План:

1. Цели и основные этапы портфельного анализа.

2. Матрица Бостонской консультационной группы.

3. Матрицы McKincey – General Electric и фирмы Arthur D.Little.

4. Матрица Ансоффа и трехмерная схема Абеля.

5. Деловой и комплексный анализ (проект PIMS).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.210.184.142 (0.007 с.)