Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие команды стратегических изменений↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нормальное движение команды к высокоэффективной работе возможно в случае обеспечения сплоченности команды (достижения синергии, — т. е. команда работает как единый организм), отлаженной системы коммуникаций, установления норм работы, принимаемых всеми членами команды, и грамотного управления этапами развития команды. Концепция группы, проходящей различные этапы на пути становления эффективной и действенной команды, графически представлена на рис. 12.3, приведенном по работе К. Мэйби и С. Керд. Периоды жизни группы не рассматриваются жестко, просто авторы полагают, что часто имеется последовательность событий, когда члены группы приступают к совместной работе над задачей или проектом. Несмотря на избыток энергии в начале формирования команды, маловероятно, что его хватит надолго. Команда должна преодолеть внутренние противоречия и сомнения (на некотором этапе), прежде чем получится действительно спаянный коллектив. Этот процесс не несет спокойствия и порождает риски, однако это необходимый путь создания норм команды. Четкость намерений и сплоченность членов команды способствуют в результате более высокой производительности, чем в рабочей группе. После выполнения задач команды часто распадаются, и эта фаза также характеризуется особыми процессами. Рекомендуемая литература: 1.Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2007. 2.Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации:Учебное пособие. М.:Теис, 2004. 3.Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФАИР-ПРЕСС», 2006. 4.Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие; 2-е издание. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004. 5.Ансоф И. Стратегическое управление/Пер. с англ. М.: Экономика, 1999 6.Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. М.: Издательство РДЛ, 2003.
Тема № 13. Варианты и типология стратегического планирования 1. Сущность стратегического планирования и его варианты 2. Типология стратегического планирования 1. Сущность стратегического планирования и его варианты Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления и его центральным звеном в относительно стабильных условиях внешней среды. Понятие стратегического планирования многими учеными трактуется по-разному. Существуют несколько определений стратегического планирования. Различие между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом заключается в следующем: 1) стратегическое планирование – это более узкое понятие; 2) стратегическое планирование – инструмент управления информацией, а стратегический менеджмент – это инструмент управления людьми; 3) стратегическое планирование — аналитический процесс а стратегический менеджмент — организационно-аналитический; 4) в стратегическом планировании используются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте кроме этого, учитываются психологические, социологические и политические факторы. Таким образом, стратегическое планирование — это процесс выработки и конкретизации стратегии организации в форме стратегического плана на период времени равный периоду реализации стратегии. Основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия (на весь период реализации стратегии). Главная задача стратегического планирования — обеспечение гибкости и нововведений в деятельность организации, необходимых для достижения ее целей в изменяющейся среде. 2. Типология стратегического планирования Согласно точке зрения, приведенной в учебнике Э.А. Уткина, стратегическому планированию присущи: 1) степень неопределенности; 2) временная ориентация процесса планирования; 3) определенный горизонт планирования В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа. Первый — это те, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации. Следовательно, события в таких системах имеют полную определенность: можно дать 100%-ную гарантию, что если событие Апроизойдет, то за ним последует событие В. Этот тип систем планирования называют детерминированными системами. Возможно ли существование детерминированных систем на практике? Если говорить о планировании на уровне организации в целом, то, конечно, нет, поскольку всякая организация в рыночной экономике действует в условиях неопределенной, меняющейся среды и не может быть уверена ни в каком определенном исходе происходящих событий. А вот текущее планирование и планирование на уровне подразделений, например планирование производства, как правило, обладают высокой определенностью и мощностью в предвидении результатов. Второй тип систем планирования предполагает недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации. Так, нельзя предусмотреть определенное значение результата решения X, принятого менеджером, если этот результат может воплотиться с 80%-ной вероятностью. Системы планирования, не дающие полной предсказуемости результата, называют вероятностными (стохастическими). Практически каждая экономическая организация, осуществляя общее планирование своей деятельности, сталкивается с неопределенностью результатов. Однако степень неопределенности может варьироваться в зависимости от уровня экономического развития, исторического периода и других факторов. Так, в развитых странах мира переход от индустриальной экономики к следующему, более высокому типу развития — постиндустриальной экономике привел к усилению неопределенности из-за усложнения хозяйства и ускорения изменений в нем. В сопоставлении с тактическими и оперативными планами, стратегический план отличается: 1) по структуре, имеет свои разделы и показатели; 2) по периоду действия; 3) охватывает не только внутренние цели организации, но и внешние; 4) степень точности. Между бизнес-планом и стратегическим планом также существуют отличия: 1) стратегический план включает весь комплекс общих целей организации, а бизнес-план только одну, которая связана с созданием нового вида деятельности или развитием существующего; 2) стратегический план включает различные типы стратегии, а бизнес-план ориентирован только на развитие; 3) стратегический план — это планы с растущим горизонтом времени и постоянной корректировкой. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых работа над бизнес-проектом завершается; 4) стратегический план создается для собственного использования, а бизнес-план чаще всего для поиска источников финансирования, т.е. для внешних инвесторов и кредиторов; 5) в бизнес-плане функциональные составляющие (план производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом. Рекомендуемая литература: 1.Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2007. 2.Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации:Учебное пособие. М.:Теис, 2004. 3.Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФАИР-ПРЕСС», 2006. 4.Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие; 2-е издание. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004. 5.Ансоф И. Стратегическое управление/Пер. с англ. М.: Экономика, 1999 6.Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. М.: Издательство РДЛ, 2003.
Тема № 14. Бизнес-план как элемент стратегического планирования 1. Основы бизнес-планирования на предприятии. 2. Структура бизнес-плана. 3. Содержание бизнес-плана. 1. Основы бизнес-планирования на предприятии. Бизнес-план является составной частью стратегического плана. Бизнес-планирование и стратегическое планирование — не тождественные понятия. Стратегический план определяет основные цели и направления деятельности организации и формирует пути их достижения. Реализация идей стратегического плана требует разработки комплекса различных аспектов. На стадии стратегического планирования составляются еще два относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций, в которых идеи нововведений, сформированные в процессе составления стратегического плана, получают дальнейшую детальную проработку. Все планы различаются уровнем детализации информации о планируемых нововведениях. Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, а именно: · обоснование экономической целесообразности инвестиционного решения в рамках выработанной стратегии предприятия; · оценка финансовых, материальных, трудовых производственных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия; · определение источника и форм финансирования реализации выбранного стратегического решения; · подбор работников, способных реализовать данный план; · организация работ по реализации разработанного бизнес-плана. Назначение бизнес-плана: 1) служит обоснованием для предлагаемого бизнеса и оценки возможных результатов; 2) неотъемлемый элемент стратегического планирования; 3) выступает как средство для получения инвестиций; 4) инструмент внутрифирменного планирования; 5) реклама для предлагаемого бизнеса. С позиции стратегического менеджмента, особый интерес представляет вопрос организации процесса бизнес-планирования. Схема процесса бизнес-планирования Бизнес-план, являясь составной частью инвестиционного бизнес-проекта, имеет свою процедуру осуществления. Бизнес-планирование — это упорядоченная совокупность стадий и действий от момента возникновения идеи до момента реализации. Наиболее полной можно считать схему процесса бизнес-планирования, предложенную И.Ю. Бринк и Н.А. Савельевой, которая включает основные стадии: подготовительную, разработки бизнес-плана, продвижения бизнес-плана и реализации бизнес-плана. 2. Структура бизнес-плана. По своему характеру бизнес-план должен представлять собой четко структурированную систему данных о намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы реализации намеченных мероприятий, а также выполнять функции рекламы. К факторам, определяющим объем состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации можно отнести специфику вида деятельности, размеры предприятия, цель составления бизнес-плана, общую стратегию предприятия, перспективы роста создаваемого предприятия, размер предполагаемого рынка сбыта, наличие конкурентов. Имеются различные классификации бизнес-плана. С позиций стратегического планирования наибольший интерес представляет классификация по объектам бизнеса. Бизнес-план в данном случае может разрабатываться по бизнес-линиям, по предприятию, подразделению. Наиболее оптимальной является следующая структура бизнес-плана инвестиционного проекта. 1. Резюме (краткая аннотация проекта, обзорный раздел). 2. Описание предприятия и отрасли. 3. Описание предлагаемой продукции (услуг). 4. План маркетинга. 5. Производственный план. 6. Организационный план. 7. Инвестиционный план (план капитальных вложений). 8. Оценка риска. 9. Финансовый план. 10. Оценка эффективности инвестиционного проекта. 11. Другие разделы, отражающие специфические особенности описываемого производства, а также пожелания инвесторов и разработчиков. Бизнес-план может иметь и следующие статьи: страхование рисков, план исследований и разработок, юридический план, экологические аспекты, руководство и собственность, источники и направления финансирования, местонахождение фирмы, финансовая стратегия, операции (система поставок, поставщики, преимущества производственной системы), организация внешнеэкономической деятельности, конкуренция и конкурентное преимущество, прогнозирование продаж, стратегия финансирования. Каждый раздел содержит экономическую оценку предлагаемых мероприятий, что обосновывает объективность показателей финансового плана. Резюме. Этот раздел представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта и является наиболее важным из разделов. Резюме должно быть кратким (1—2, 3 страницы) лаконичным и содержать описание ключевых моментов, которые позволят лицам, принимающим решения, сформулировать свое отношение к предлагаемому проекту. Пишется резюме в последнюю очередь, причем следует подбирать наиболее доходчивые выражения, сохраняя деловой стиль. Резюме должно содержать убедительные доказательства привлекательности, выгодности проекта и причин его успеха. В нем при необходимости отражаются социальные и экологические задачи. В целом раздел должен вызвать интерес у инвесторов и других пользователей. Описание предприятия и отрасли. В этом разделе необходимо, чтобы сформировать у инвесторов представление о предприятии как объекте инвестирования, о его назначении, положении, состоянии. Описание и анализ отрасли позволяют решить две задачи: 1) изучение состояния и тенденций развития отрасли как объекта инвестирования; 2) получение исходной информации для прогноза объема производства и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции. Для решения первой задачи целесообразно провести ретроспективный анализ состояния отрасли и описать возможные тенденции ее развития. А также описать предприятия отрасли и развитие соответствующих производств в планируемых регионах сбыта продукции внутри страны и за рубежом. Для решения второй задачи необходимо проанализировать деятельность основных конкурентов на внешнем и внутреннем рынке. Описание предлагаемой продукции (услуг). В этом разделе необходимо привести четкое определение и описание продукции (работ, услуг), которая будет предложена на рынке, ее отличие от аналогов. Важно подчеркнуть уникальность и преимущества продукции. План маркетинга. Этот раздел тесно связан с разделом описания предприятия и отрасли, иногда их объединяют. В нем необходимо показать, каким образом предполагается продать новый товар или услугу, какую на них назначить цену и как проводить рекламную политику. План маркетинга является детализированным планом по всем направлениям маркетинговой деятельности, логической последовательности действий, ведущих к формированию целей маркетинга и разработке мероприятий для их достижения. Производственный план. Данный раздел, наряду с планом маркетинга, является базовым для определения финансовых результатов инвестиционного проекта. Основная его задача - описание обеспеченности проекта с производственной и технологической сторон, а также показать инвесторам, кредиторам и другим потенциальным партнерам реальность производства продукции (работ, услуг) в нужном количестве, в назначенные сроки и определенного качества. В этом разделе бизнес-плана определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание технологического процесса, определяется величина себестоимости производства продукции и т.д. Организационный план. В данном разделе бизнес-плана дается описание структуры управления, организационной структуры предприятия, характеристика персонала предприятия, кадровая политика. В нем указываются сведения о группе управления, их функции, задачи, состав и характеристика необходимого персонала, вопросы оплаты их труда. Инвестиционный план (план капитальных вложений). Данный раздел включает описание этапов работ по подготовке предприятия к производству продукции (услуг), т.е. его производственную стадию, календарный план работ по организации производственного процесса. Определяются виды капитальных вложений: задания, оборудования, проектно-изыскательские работы, строительно-монтажные работы, вычисляется их стоимость и общая сумма инвестиционных издержек. Рассматриваются источники инвестиций и конкретный вклад по каждому виду. Оценка риска. Вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими, очень важны, так как инвесторы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и каковы возможные варианты выхода. Глубина анализа рисков зависит от конкретного вида деятельности предприятия и величины проекта. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата. Для более простых проектов достаточен анализ риска с помощью экспертных оценок. Главное, умение заранее предугадать все типы возможных рисков, с которыми может столкнуться предприятие, источники этих рисков и моменты их возникновения. А затем разработать меры по сокращению числа этих рисков и минимизировать потери, которые они могут вызвать. Финансовый план. В этом плане с помощью системы показателей отражают ожидаемые финансовые результаты. В нем обосновывается реальность достижения целей объекта в будущем и план используется как эффективный инструмент организации и контроля за осуществлением проектных мероприятий. Для фирмы как целостного механизма целесообразно результаты финансовой отчетности представлять в виде определенной системы планово-отчетных документов. Оценка эффективности инвестиционного проекта. Заключительным элементом бизнес-плана является оценка эффективности инвестиционного проекта, позволяющая судить о целесообразности реализации намеченных и изложенных идей. Путем расчета определенных показателей формируется четкая картина состояния дел, подкрепленная конкретными цифрами, что позволяет сделать окончательные выводы. Приложения. В приложения включаются данные, документы, графики, схемы, таблицы, которые необходимы для описания, разъяснения и подтверждения информации, содержащейся в бизнес-плане. 3. Содержание бизнес-плана Ценность бизнес-плана во многом определяется качеством содержащейся в нем информации и предложений, детальностью расчетов, уровнем экономического обоснования. Качественно составленный бизнес-план отражает компетентность управления предприятием и тем самым располагает инвесторов и кредиторов к инвестициям. Несмотря на достаточную освещенность проблемы содержания разделов бизнес-плана, ниже предложена компактная, но полная форма, предназначенная для определенной категории пользователей. 1. Титульный лист 2. Резюме 3. Описание предприятия и отрасли 4. Описание предлагаемой продукции 5. План маркетинга 6. Производственный план 7. Организационный план 8.Инвестиционный план 9.Финансовый план Вопросы для самопроверки: 1. Раскрыть содержание финансового планирования на предприятии. 2. Как формируется план по финансовым результатами распределение прибыли? 3. Что такое баланс доходов и расходов (бюджет предприятия)? 4. Изучить план по инвестициям и их финансированию, плановый агрегатный баланс предприятия, план обеспечения безубыточности производства. 5. Охарактеризовать финансовый анализ как инструмент финансового контроля в системе стратегического планирования, цели финансового анализа. Рекомендуемая литература: 1.Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2007. 2.Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации:Учебное пособие. М.:Теис, 2004. 3.Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФАИР-ПРЕСС», 2006. 4.Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие; 2-е издание. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004. 5.Ансоф И. Стратегическое управление/Пер. с англ. М.: Экономика, 1999 6.Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. М.: Издательство РДЛ, 2003.
Тема № 15. Контроль в стратегическом планировании Вопросы: 1. Управленческие функции стратегического планирования 2. Стратегический контроль 1. Управленческие функции стратегического планирования Существует много точек зрения по вопросу описания процесса реализации стратегии. Есть авторы, которые не рассматривают подробно реализацию стратегии, считая, что это часть обычной систематически осуществляемой деятельности менеджеров. По мнению А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина, управление реализацией стратегии — специфическая управленческая деятельность — отличается от обычной управленческой деятельности, как управление функционированием и отличается от управления развитием. Развитие — это изменение, характеризующееся движением вперед, формированием новых черт, новых структурных характеристик объекта. Развитие означает его улучшение, совершенствование, прогресс, а также рост и расширение в отличие от изменений, которые могут носить характер сокращения, регресса. Применительно к организации развитие означает устойчивые изменения направления деятельности, выполняемых функций, структуры организации, уровня эффективности и качества деятельности организации, т.е. стратегические изменения. Функционирование — это обычная работа, жизнедеятельность организации, выполнение функций, обязательных для продолжения существования. Функционировать — означает действовать, исполнять обязанности. Функционирование — это выполнение стандартных операций в относительно неизменных условиях. Функционирование и развитие — две стороны одного процесса. Стратегические изменения не являются самоцелью. В реальной бизнес-практике существует достаточно примеров относительно долгого и удачного функционирования различных бизнесов в соответствии с одной и той же стратегией, т.е. без каких-либо значимых изменений. Подобные бизнес-ситуации характеризуются двумя основными моментами: 1) стабильность бизнеса означает правильный выбор стратегии; 2) такие ситуации, безусловно, представляют собой объект стратегического управления, но при этом они не являются предметом стратегического развития, обусловленного соответствующими изменениями внешней среды организации. Эффективное стратегическое развитие организации характеризуется тем, что в постоянном процессе перехода от одного состояния к другому происходит неуклонный рост ее положительного стратегического качества. Выделяют следующие основные стадии процесса реализации стратегии, как совокупности стратегических изменений: 1)запуск стратегии; 2)основные стратегические изменения; 3)завершение стратегии. Стратегический контроль Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией. Контроль способствует тому, чтобы фактически полученные результаты были как можно ближе к требуемым или желаемым. Он состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и осуществления корректирующего воздействия в случае, если полученные результаты отличаются от установленных величин выше допустимых отклонений. Стратегический контроль в отличие от текущего направлен на соответствие стратегических результатов стратегическим целям. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей организации. Стратегический контроль — это сбор и обработка информации о реализации стратегии, заданным заранее в стратегических планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии. Задача стратегического контроля состоит в том, чтобы не допустить срыва и достичь стратегических целей. Стратегический контроль должен обладать следующими характеристиками: ■ своевременность, ■ ориентация на результат, ■ простота, ■ экономичность, ■ соответствие миссии организации и ее стратегии. Типы систем контроля. Контрольные системы могут анализировать довольно широкий класс явлений: от измерения выходов организации до измерения организационного поведения, что, конечно, сложнее. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональном и индивидуальном. Рыночный контроль наиболее объективен, так как он производится на основе системы цен и позволяет оценить поведение организации, достаточно объективны и используемые показатели. Контроль по выходу является следующей объективной формой Контроля, который используется в отсутствие других объективных методов. Бюрократический контроль представляет собою директивную форму контролирования поведения подразделений, функциональных органов и работников. Контроль со стороны коллектива наиболее полезен. Он основывается на создании внутренней системы результатов деятельности организации. Эта форма контроля, когда работники сами устанавливают нормы и результаты своего поведения. Функциональный уровень. На этом уровне системы управления характеризуются вертикальной дифференциацией. Горизонтальная дифференциация подходит меньше, так как речь идет о реализации одной функции управления, и это обеспечивает жесткий контроль. В то же время используются бюрократический контроль и контроль по выходам для снижения издержек. Уровень СЗХ (отраслевого бизнеса). Выбор системы контроля зависит от используемой стратегии и стадии жизненного цикла отрасли. Простые структуры управления с малой дифференциацией при ценовом лидерстве приводят к сравнительно простым формам контроля издержек деятельности организации. Рекомендуемая литература: 1.Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2007. 2.Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации:Учебное пособие. М.:Теис, 2004. 3.Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФАИР-ПРЕСС», 2006. 4.Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие; 2-е издание. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004. 5.Ансоф И. Стратегическое управление/Пер. с англ. М.: Экономика, 1999 6.Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. М.: Издательство РДЛ, 2003.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.01 с.) |