Основы функционирования рынка облигаций государственного заимствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы функционирования рынка облигаций государственного заимствования



 

Государственные ценные бумаги – это ценные бумаги, эмитированные с целью покрытия бюджетногодефицита от имени правительства или местных органов власти, но непременно гарантированныеправительством.

Разновидности по сроку действия:

краткосрочные облигации - казкачейские векселя, на срок от недели до 1года,

среднесрочные - ноты, на срок от 1 года до 5 лет,

долгосрочные - боны, на срок более 5 лет.

Существуют и нерыночные государственные ценные бумаги, выпускаемые с целью привлечения сбереженийнаселения: сберегательные боны, сертификаты и пр.

Рынок государственных ценных бумаг - важнейший элемент фондовой биржи любой страны. В странах сразвитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованноезаимствование временно свободных денежных средств частных банков, инвестиционных и финансовыхкомпаний, различных предприятий и населения.

Различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении Банком России денежно-кредитной политики.

Ценные бумаги, будучи надёжными и ликвидными активами, применяются для поддержки ликвидностибаланса финансово-кредитных учреждений.

Средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, позволяют безинфляционно покрыть дефицит госбюджета.

Основная цель денежной эмиссии кредитов в сегодняшней Российской Федерации - покрытиепереходящего из года в год дефицита бюджета и вложение инвистиций предыдущих ссуд. Обычно для этихцелей выпускаются среднесрочные и долгосрочные обязательства, но в Российской Федерации в последниегоды удерживалась высокая инфляция, и потому для финансирования дефицита бюджета используютсяпреимущественно краткосрочные бумаги и отчасти средние с минимальным сроком погашения.

К сожалению, в Российской Федерации мало известны облигации, выпускаемые под конкретные проекты, -как это делается, например, в Японии, где такие облигации называются "строительными": средства,полученные от их размещения, направляются на строительство дорог, жилья, инфраструктуры.

Долговые обязательства, эмитируемые правительством, рассчитываются как на оптовый рынок (крупныхдилеров и инвесторов - юр. лиц), так и на розничный рынок (население, мелких институционныхинвесторов). Обычно для оптового рынка выпускаются бумаги с большим номиналом и вдематериализованной форме, а режим их функционирования обеспечивает не только высокую надежность,но и высокую ликвидность. Бумаги, выпускаемые для населения, больше напоминают депозитныесертификаты. Сравнительно низкая ликвидность таких бумаг компенсируется более высоким доходом.

Важнейшей задачей эмитента государственных ценных бумаг является конструирование эмиссии ценныхбумаг разнообразных видов обязательств, приспособленных к меняющейся ситуации на денежном рынке иудовлетворяющих интересы различных инвесторов, включая население, и размещение их на финансовомрынке с использованием высоких технологий, позволяющих поддерживать их ликвидность.

 

Государственные ценные бумаги - это бумаги, которые выпускаются и обеспечиваются государством ииспользуются для пополнения госбюджета. Различают следующие виды государственных ценных бумаг:

Наличные и безналичные;

Документарные и бездокументарные;

Гарантированные и доходные;

Рыночные и нерыночные;

Именные и на предъявителя.

Государственные ценные бумаги могут выполнять такие функции как: налоговое освобождение,обслуживание государственного долга, финансирование государственных доходов. Они бывают:

Государственные долгосрочные обязательства;

b>обязательстватвенные краткосрочные бескупонные обязательства;

i>обязательстваи государственного сберегательного Ссуды;

Государственные казначейские Векселя;

Облигации внутреннего валютного Ссуды и т.д.

Рассмотрим особенности отдельных видов Государственных ценных бумаг.

Государственные краткосрочные обязательства обращаются с 1992 года. Они весьма доходны - вотдельные Периоды их Доходность достигала 500% годовых. ГКО приобретают в основном Банки ифинансовые Фирмы.

Краткосрочные обязательства (КО) в основном исобязательствадля зачета Налогов Предприятиям. ИхВыпуск составлял в среднем 30% Эмиссии ценных бумаг ГКО. С помощью КО были решены многиепроблемы финансирования Госбюджета. Но так как они бесконтрольно перепродавались, Государство немогло контролировать их Рынок. Наблюдалась высокая Доходность спекулятивных операций. Денег на нембыло гораздо больше чем обязательств. Это было связано с тем, что купив КО, можно было получитьналоговое освобождение, а также с тем, что номинал КО был в пять раз ниже их рыночной Цены.

Облигации Российского ЦБ - инструменты кредитно-денежной Политики, выпускаемые Центробанком.Покупать их могут лишь Частные банки для поддержания Ликвидности.

Муниципальные Ценные бумаги выпускаются органами местного самоуправления для покрытия дефицитаместных бюджетов и целевого финансирования территориальных программ.

Таким образом, основным видом Ценных бумаг продолжают оставаться Государственные ценные бумаги.Недостаток Рынка состоит в том, что на нем нет юридических посредников - в лице солидных брокерскихфирм или инвестиционных Банков. Поэтому Рынок ценных бумаг на сегодняшний день носит неполноценныйхарактер. Основная причина - отсутствие его законодательного регулирования со стороны Правительства.

Нормативно-правовая база Рынка ценных бумаг, Государственных ценных бумаг

Законодательной основой развития Рынка ценных бумаг являются Нормативно-правовые акты (НПА),принятые главным образом в 1991-1996 годах. Общее понятие Ценных бумаг и операций с ними дано вГражданском Кодексе РФ. Федеральный Закон «О Рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года регулируетдеятельность профессиональных участников этого Рынка, дает характеристику роли и механизма действияФондовых рынков, Федеральной комиссии по Рынку ценных бумаг (ФКЦБ Российской Федерации) и еерегиональных отделений, формулирует основные понятия Рынка ценных бумаг. Федеральный Закон «Обакционерных обществах» от25 декабря 1995 года регламентирует действия Акционерного общества (АО) наРынке ценных бумаг. Он дает характеристику содержания ряда фондовых операций Акционерногообщества (АО), определяет права и обязанности владельцев акций и облигаций, правила регистрацииЦенных бумаг и некоторые вопросы определения рыночной Стоимости акций. Федеральный Закон «Озащите прав и законных интересов Инвесторов на Рынке ценных бумаг» от 15 марта 1999 годарегламентирует вопросы раскрытия Информации и порядок защиты прав и интересов Инвесторов на Рынкеакций.

Большое число нормативных актов, выпущенных Федеральной комиссией по Рынку ценных бумаг РФ,регулирует ряд отдельных процедур. Например, «Стандартные Эмиссии ценных бумаг акций и облигаций иих проспектов Эмиссии ценных бумаг при реорганизации коммерческих организаций», утвержденныепостановлением ФКЦБ Российской Федерации от11 ноября 1998 года №48, детально описывают порядокЭмиссии ценных бумаг акций и облигаций акционерных обществ и иных коммерческих структур,размещаемых при их реорганизации.

Перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующих Рынок ГКО-ОФЗ насовременном этапе развития Рынка ценных бумаг в Российской Федерации (с последующими изменениямии дополнениями):

Бюджетный Кодекс России от 31.07.1998 №145-ФЗ.

Федеральный Закон “Об особенностях Эмиссии ценных бумаг и обращения государственных имуниципальных ценных бумаг” от 29.07.1998 г. №136-ФЗ.

“Генеральные условия Эмиссии ценных бумаг и обращения государственных краткосрочных бескупонныхоблигаций”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. №790.

“Генеральные условия Эмиссии ценных бумаг и обращения облигаций федеральных займов”, утвержденныеПостановлением Правительства РФ от 15.05.1995 г. №458.

“Положение об особенностях Эмиссии ценных бумаг и регистрации облигаций Центробанка РоссийскойФедерации”, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.10.1999 г. №1142.

“Условия Эмиссии ценных бумаг и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций”,утвержденные Приказом Мин фина РФ 24.11.2000 №103н.

“Условия Эмиссии ценных бумаг и обращения Гос. облигаций с постоянным купонным доходом”,утвержденные Приказом Мин фина РФ 16.08.2001 №65н.

“Условия Эмиссии ценных бумаг и обращения Гос. облигаций с переменным купонным доходом”,утвержденные Приказом Мин фина РФ 22.12.2000 №112н.

“Условия Эмиссии ценных бумаг Гос. облигаций с фиксированным купонным доходом”, утвержденныеПриказом Мин фина РФ 18.08.1998 №37н.

“Условия Эмиссии ценных бумаг и обращения Гос. облигаций с Износом долга”, утвержденные ПриказомМин фина РФ 27.04.2002 №37н.

Положение Российского ЦБ “Об обслуживании и обращении Денежных эмиссий федеральныхгосударственных ценных бумаг” от 25.03.2003 г. №219-П.

Положение Российского ЦБ “О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с Государственнымиценными бумагами Российской Федерации” от 25.03.2003 г. №220-П.

Положение Российского ЦБ “Об обращении Денежных эмиссий Облигаций Банка России” от 28.08.1998 г. №53-П.

Положение Российского ЦБ “О порядке рассмотрения документов и заключения Российским ЦБ договоров овыполнении функций Дилера на Рынке ГКО-ОФЗ” от 10.11.1998 г. №59-П. договоров

Положение Российского ЦБ “О порядке осуществления расчетов по операциям с финансовыми Активами наОРЦБ” от 08.06.1998 г. №32-П.

Положение Российского ЦБ “О порядке депозитарного учета на Организованном Рынке ценных бумаг” от28.02.1996 г. № 35, утвержденное Приказом Российского ЦБ от 28.02.1996 г. № 02-51.

Инструкция Российского ЦБ “О специальных счетах Нерезидентов типа “С” от 28.12.2000 г. №96-И. [14]

В настоящее время имеют место многие случаи несоблюдения Законодательства о Ценных бумагах инарушения прав Инвесторов. При этом действующая нормативно-правовая база фрагментарна и необеспечивает должной защиты прав Инвесторов. До сих пор не определены четкие санкции за Выпусксуррогатов Ценных бумаг, не созданы механизмы предупреждения и пресечения мошенничества на Рынке.Законодательство должно содержать четкое определение основания для частных исков Инвесторов,создавать и закреплять эффективные механизмы их защиты, предусматривать уголовную ответственность запреступление на Рынке акций.

Современное состояние Рынка ценных бумаг Российской Федерации

Формирование Рынка акций в Российской Федерации повлекло за собой возникновение связанных с этимПроцессом многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешногоразвития и функционирования Рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского Рынка акций, которые требуютпервоочередного решения:

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической исоциальной нестабильности.

2. Целевая переориентация Рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросовГосударства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции -направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в РоссийскойФедерации.

3. Улучшение Законодательства и Контроль за выполнением этого Законодательства.

4. Повышение роли Государства на Рынке акций, для чего необходимо:

создание государственной долгосрочной концепции и Политики действий в области восстановления Рынкаценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели Рынка акций), а такжеопределение доли источников финансирования хозяйства и Бюджета за счет Эмиссии ценных бумаг Ценныхбумаг;

необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов,регулирующих Рынок ценных бумаг;

ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры Рынка и ее правовой базы;

создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической Информации о состоянии Рынкаценных бумаг;

гармонизация российских и международных стандартов, используемых на Рынке ценных бумаг;

создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

государственная поддержка образования в области Рынка ценных бумаг;

приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” Рынкаценных бумаг;

перелом психологии операторов, действующих на Рынке, направленной на обход, прямое нарушениегосударственных установлений и на полное неприятие роли Государства как гаранта бизнеса и мелкихИнвесторов;

срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты Инвесторов и Ценные бумагиот потерь, связанных с Банкротством инвестиционных институтов;

5. Реализация принципа открытости Информации через расширение объема публикаций о деятельностиэмитентов Ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сетиспециализированных изданий (характеризующих отдельные Отрасли как объекты инвестиций), созданиеобщепринятой системы показателей для оценки Рынка ценных бумаг и т.п.

Основными перспективами развития современного Рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

концентрация и централизация Капиталов;

интернационализация и глобализация Рынка;

повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

компьютеризация Рынка ценных бумаг;

Инновации на Рынке;

секьюритизация;

взаимодействие с другими Рынками Капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации Капиталов имеет два аспекта по отношению к Рынку ценныхбумаг. С одной стороны, на Рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельностьстановится основной, а с другой идет Процесс выделения крупных, ведущих профессионалов Рынка наоснове как увеличение их собственных Капиталов (концентрация Капитала), так и путем их слияния в ещеболее крупные структуры Рынка ценных бумаг (централизация Капитала). В результате на Рынке акцийпоявляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на Рынке. В тоже времяРынок ценных бумаг притягивает все большие Капиталы общества.

Интернационализация Рынка ценных бумаг означает, что национальных Капитал переходит границы стран,формируется мировой Рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные Рынки становятсявторостепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальномРынке ведется непрерывно. Его основу составляют Ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность Рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового Инвестора напрямуюсвязаны с повышением уровня организованности Рынка и усиление государственного контроля за ним.Масштабы и значение Рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушениюэкономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к Рынку ценных бумаг, что бы людивкладывающие сбережения в Ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результатекаких-либо действий Государства и мошенничества. Все Участники рынка поэтому заинтересованы в том,чтобы Рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником Рынка - Государством.

Компьютеризация рынка Ценных бумаг - результат широчайшего внедрения компьютеров во все областичеловеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации Рынок ценных бумаг в своихсовременных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершитьреволюцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих ивсеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах Торговли. Компьютеризациясоставляет фундамент всех Инноваций на Рынке ценных бумаг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.023 с.)