Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные долгосрочные облигации (ГДО)

Поиск

В конце 1991 г. в России был принят закон «О государственном дол-
ге», которым определены пути цивилизованного регулирования дохо-
дов и расходов государства, денежного обращения, объемов централи-
зованных инвестиций и пр. Этот закон явился основой создания рынка
государственных облигаций внутреннего займа РФ, в нем впервые
сформулированы правила участия государства на этом рынке.

В условиях отсутствия опыта аукционной торговли государствен-
ными ценными бумагами Банк России в 1991 г. проводит экспери-
мент по размещению первого внутреннего республиканского займа
РСФСР сроком обращения три года и купонной ставкой 8,5%. В ре-
зультате реализованы облигации на сумму 55 млн руб. и, кроме того,
опробованы новые (для России) технологии выпуска и размещения
облигаций:

· безбумажный выпуск (в виде записей по счетам владельцев);

· аукционный сбор заявок;

· определение цены реализации на основе конкуренции ценовых
предложений продавца и покупателей.

Опыт этого аукциона показал, что для создания широкого рынка
государственных ценных бумаг необходимо совершенствование нор-
мативной базы, создание сети организаций, прежде всего банков, осу-
ществляющих роль посредников-организаторов рынка, доведение технического обеспечения до современного уровня организации торговли,
расчетов и учета.

В 1991 г. организуется новый заем на общую сумму 80 млрд руб.,
который разделен на несколько частей с различными условиями обра-
щения на рынке ценных бумаг, а именно, установлены разные цены
выкупа и погашения. Так, например, заем выпускался 16 отдельными
разрядами по 5 млрд руб. каждый, которые объединены в 4 группы.
Первая группа представлена разрядами с 1 по 4, вторая — с 5 по 8, тре-
тья — с 9 по 12, четвертая — с 13 по 16.

Этот заем был первым в России, котируемый Банком России. Основ-
ным новшеством в технике выпуска и обращения стало использова-
ние главных территориальных управлений Банка России в качестве
дилеров, осуществляющих операции по покупке и продаже облигаций
от имени Банка России на основе еженедельно объявляемых котиро-
вок. Согласно последующим изменениям в условиях обращения ГДО
они размещаются под 15% годовых с ежегодной выплатой процентов.

Инвестор может погасить облигации досрочно по фиксированной
цене, объявленной заранее, что позволяет исчислить доходность и выб-
рать любой срок инвестиций, не дожидаясь официального 30-летнего
срока погашения. Маркетинговая стратегия Центрального банка Рос-
сии привела к тому, что наиболее активно эти облигации покупали
банки, а не хозяйствующие субъекты. Владение ГДО давало банкам
право получить в Центробанке России ссуду под залог приобретен-
ных ими облигаций, при этом ссуда выдавалась на срок до трех меся-
цев в размере до 90% от номинальной стоимости принятых в залог цен-
ных бумаг.

Следует отметить, что находящиеся в собственности Центробанка
России облигации государственного внутреннего займа РСФСР 1991 г.
с причитающимися по ним процентами по состоянию на 1 января
1999 г. предусматривалось обменять на облигации федерального займа
с постоянным купонным доходом и выплатой дохода в размере 2% го-
довых один раз в год.

Спецификация и основные характеристики ГДО представлены
в табл. 3.2.6.

Таблица 3.2.6

Спецификация и основные характеристики ГДО

 

Государственные долгосрочные облигации (ГДО)
Эмитент Правительство РФ
Форма эмиссии документарная с обязательным централизованным хранением
Вид облигации именная купонная (15% годовых)
Валюта займа рубль
Номинал 100руб.
Срок обращения 30 лет
Частота выплат по купону 1 раз в год
Размещение и обращение кредитные организации (внебиржевой рынок) рынок)

Ценные бумаги субъектов РФ

Появление облигаций субъектов РФ неразрывно связано со стремле-
нием преодолеть негативные последствия для российской экономики,
которые имели место вследствие взаимных неплатежей государствен-
ных предприятий, региональных администраций. Рыночная экономика
предполагала использование рыночных инструментов заимствования,
что нашло отражение в соответствующих изменениях законодатель-
ной базы.

Так, на российском рынке ценных бумаг появились первые облигации
субъектов РФ («сельские» облигации, агрооблигации). Путем переоформления задолженности АПК перед Минфином РФ в ценные бумаги для последующей их реализации на фондовом рынке и направления полученных денежных средств в Фонд льготного кредитования АПК была предпринята попытка изменить существующую практику поддержки отечественного агропромышленного комплекса (далее —АПК). По состоянию на 1 июня 1998 г. 70 субъектов РФ переоформили задолженность путем выпуска ценных бумаг, которые были депонированы в депозитарии Онэксимбанка на общую сумму 8044 млрд. руб.

Появлению этих облигаций способствовали, прежде всего, два фактора: отсутствие денег в федеральном бюджете для формирования в достаточном объеме Фонда льготного кредитования АПК и наличие крупной задолженности субъектов РФ перед Минфином РФ. Основным
параметрами облигаций выступают: бездокументарные, именные, купонные (10% годовых); номинальная стоимость — 10 млн. руб. (в ценах 1997 г.); срок обращения — до 3 лет.

Налог на доходы по операциям с облигациями установлен в размер
15% (такой же, как и на остальные государственные ценные бумаги).

Первоначально инвестиционная привлекательность облигаций субъектов РФ определялась высокой надежностью и ликвидностью, поскольку Минфин при регистрации проспектов эмиссии обязал регионы
предусмотреть в бюджете средства для погашения облигаций. Агрооблигации были выпущены тремя траншами с погашением в 1998, 1999 и 2000 гг. Прежде чем приобрести облигации субъектов РФ, инвесторы проводили детальный анализ финансового состояния эмитентов на основе объективных данных, что позволило сформировать адекватную
оценку риска вложенных инвестиций. Из общего объема эмиссии на
аукционах в течение 1997 г. было продано почти 60% облигаций. Продажа ценных бумаг всех трех траншей проводилась по ценам, обеспечивающим доходность к погашению на уровне 25-29%. Таким образом,
состоялось широкомасштабное знакомство кредиторов с регионами.

В кризисный 1998 г. лишь небольшая часть субъектов РФ выполнила свои обязательства перед инвесторами по погашению облигаций:
Республики Хакасия, Саха (Якутия), Чувашия, Коми, Карелия, Бурятия; Ленинградская, Калининградская, Тюменская, Томская, Читинская, Астраханская, Тамбовская, Оренбургская, Вологодская, Волгоградская области; Краснодарский и Красноярский края. К концу 1999 г.
ситуация стабилизировалась. Некоторые регионы досрочно, частично
или полностью выкупили свои ценные бумаги с целью погашения,
Другие проводили переговоры с инвесторами, устанавливая определенный график выполнения своих обязательств, получая, таким образом, отсрочку выплаты по долгам. Однако большинство субъектов РФ
отказались от услуг платежного агента по погашению задолженности
перед кредиторами, изменив, таким образом, схему погашения облигаций, утвержденную Минфином. В результате многие инвесторы —
держатели облигаций субъектов РФ согласно действующему законодательству были вынуждены обращаться в арбитражные суды по месту нахождения ответчика.

Сегодня продолжает сохраняться сложная ситуация с погашением
облигаций субъектов РФ. Российские и иностранные инвесторы, вло-
жившие значительные денежные средства в агрооблигации, понесли
существенные убытки, что не может не отразиться на репутации не
только субъектов РФ, но и государства в целом.

Опыт размещения облигационных займов субъектов РФ показал,
что необходимо развивать и совершенствовать нормативную и зако-
нодательную базы рынка ценных бумаг; повышать информационную
прозрачность рынка, эффективность судебной системы в целом; уси-
лить контроль со стороны Минфина по отношению к финансовой дея-
тельности субъектов РФ, размещающих новые облигационные займы;
усилить федеральный контроль исполнения законов в части займов
субъектов РФ и их финансовой деятельности; установить пределы
ответственности эмитентов перед инвесторами, совершенствуя госу-
дарственную политику в области защиты их прав.

21 ноября 2000 г. в связи с реорганизацией Онэксимбанка и присо-
единением к Росбанку функции уполномоченного депозитария пере-
шли к депозитарию Росбанка.

В настоящее время общероссийский рынок субфедеральных облига-
ций представлен операциями, которые сосредоточены на торговых пло-
щадках Санкт-Петербурга, Москвы и некоторых областных центров.

По данным рейтингового центра АК & М первое место в рейтинге
занимают Москва и Санкт-Петербург, которые обладают наиболее вы-
сокой способностью расплачиваться по своим обязательствам. В основе
этого — благоприятные предпосылки, обусловленные прочной эко-
номической базой городов и сбалансированностью бюджетных пока-
зателей, что во многом связано с успешной финансовой политикой
властей, развитым финансовым рынком и высокой инвестиционной
привлекательностью.

 

 

Контрольные вопросы.

 

1. Какие виды государственных ценных бумаг выпускались в советский период?

2. Перечислите основные характеристики ОФЗ?

3. На какие сроки могут выпускаться ГКБО?

4. Кто является покупателями ОГСЗ?

5. В чем состоит специфика ОГВВЗ?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.148 (0.009 с.)