История возникновения государственных ценных бумаг в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения государственных ценных бумаг в РФ



Появление рынка облигаций государственных займов в России, имеет историю, уходящую своими корнями в XVIII в. Оно знаменовало
собой веху в развитии финансовой, денежной и кредитной систем
страны, всей ее экономической жизни. В нашем отечестве долговые
правительственные обязательства проделали путь от государственных
денежных знаков до процентных ценных бумаг.

В России к числу таких бумаг относятся казначейские обязательства, бумаги государственной ренты, облигации государственных внутренних и внешних займов, а также займов золотых и выигрышных,
облигации и закладные листы кредитных обществ и банков, билеты
государственного казначейства и облигации военных краткосрочных
займов. Наибольшее распространение имеют государственные долговые обязательства, прежде всего облигации долгосрочных займов.

При Екатерине Великой государственный кредит делается уже постоянной составной частью финансового хозяйства, что связано с расширением империи. Заимствование осуществлялось в основном за рубежом. Разумеется, российские монархи обращались к зарубежным
кредиторам и до вступления на престол Екатерины II. Однако именно
в период ее царствования Россия начинает регулярно делать внешние
займы для финансирования военных операций и поддержки денежного
обращения.

Первый заем правительство Екатерины II осуществляет у амстердамского банкирского дома Раймонд и Теодор де Смет в 1769 г. для
покрытия военных расходов. В том же году был образован специальный Комитет уполномоченных для совершения кредитных операций за пределами России, в который вошли граф З. Г. Чернышев и князья
А. А. Голицын и А. А. Вяземский. Заключение займа было осуществлено через придворного банкира императрицы Фредерикса.

 

Следует отметить, что первые российские государственные обязательства по своей экономической сути не были рыночными ценными
бумагами. Они выпускались номиналом в 500 тыс. голландских гульденов и являлись своеобразной долговой распиской российского правительства, выданной банкирскому дому. Уже к концу XVIII в. таких
«расписок» было выдано на сумму 215 млн. руб. Следует отметить, что
этот «екатерининский» голландский заем был полностью погашен
только в 1891 г.

Открыв для себя богатый голландский денежный рынок, российское правительство вступает в переговоры с генуэзским банкиром маркизом Мавруцием о займе в 1 млн. пиастров для финансирования средиземноморской экспедиции. Деньги удалось получить только к 1773 г.
В том же году было подписано соглашение о новом займе у де Сметов
размером в 2,5 млн. гульденов. В 1774 г. был заключен Кючук-Кайнарджийский договор с Турцией. По условиям договора Турция выплатила России 4,5-миллионную контрибуцию, что позволило правительству произвести частичное погашение внешнего долга, а также
в 1777 г. — конверсию 5%-ных облигаций, срок которых истекал в 1779 г.,
в 4%-ные облигации и продлить их срок на 10 лет. Однако в 1781 г.
пришлось вновь занять у де Сметов 3 млн. гульденов, а год спустя опять
обратиться к ним за займом.

В 1787 г. началась новая русско-турецкая война и Комитет уполномоченных по совету придворного банкира Ричарда Сутерланда вступил в переговоры с одним из самых влиятельных не только в Голландии,но и в Европе банкирских домов Гопе и Ко. Этот банкирский дом стал главным кредитором России на длительный период. С 1788 по 1793 г. Россия заняла у банкирского дома Гопе и Ко 53 500 тыс. гульденов,
сделав восемнадцать займов из 4; 4,5 и 5%. Кроме того, в 1791-1793 гг.
три займа были сделаны в Генуе у банкирского дома Эме Реньи. Для
погашения внешнего долга в России был увеличен налог на вино.

Французская революция и военные походы Наполеона лишили
Россию возможности беспрепятственно делать займы в Генуе и Амстердаме. Екатерина II умерла в 1796 г. и оставила своему сыну значительный государственный долг. После раздела Польши Россия взяла на себя также долг польской казны, короля и некоторые частные польские
долги. В результате, общая сумма российского долга Гопе и Ко составила 8,833 млн. гульденов.

 

Обеспокоенный проблемами внешней задолженности, Павел I рас-
порядился образовать Комитет погашения долгов. Русское правительство обязалось погасить внешний долг в течение 12 лет, начиная с 1798 г.
Кроме того, Павел I для внешних и внутренних финансовых операций
создал «Контору придворных банкиров и комиссионеров Воута, Велио, Ралля и Ко», в задачу которой входило поддерживать отношения
с заграничными корреспондентами российского правительства. Вначале Павел I намерен был отказаться от внешних займов, однако уже
в 1798 г. было подписано соглашение с английским правительством
о предоставлении России субсидии в размере 225 тыс. фунтов стерлингов и 75 тыс. фунтов стерлингов ежемесячно. Эти займы предназначались для финансирования совместной англо-русской экспедиции в Голландию и русско-австрийских операций в Северной Италии.

Лондон и Гамбург были основными центрами, через которые осуществлялись финансовые операции России за границей. Через банкирский дом Гарман и Ко в 1799 г. Россия получила 815 тыс. ф. с., в 1800 г. — 545,494, в 1802 г. - 250, в 1803 г. - 63, и в 1807 г. - 614,183 тыс. ф. с.

7 июля 1807 г. был подписан Тильзитский мир. Россия примкнула
к континентальной блокаде Англии, и англо-русские финансовые связи
прервались на несколько лет. После 1807 г. Россия делала небольшие
займы у банкиров Гамбурга и Генуи. Причем финансово-кредитные
операции на территории, захваченной французскими войсками, русское правительство вынуждено было согласовывать с Наполеоном,
а попытки российского правительства выйти на французский денежный рынок оказались безуспешными.

Накануне и в ходе Отечественной войны 1812-1813 гг. в управлении
финансами России произошли важные перемены. В 1802 г. в России
были созданы министерства. В 1803 г. при Министерстве финансов
была образована Экспедиция для внешних денежных дел, к которой
постепенно перешли обязанности Конторы придворных банкиров.
В 1806 г. был образован Комитет финансов. Он в значительной степени определял финансовую политику правительства. После 1811 г. международные финансовые операции производились под наблюдением
третьего отделения Канцелярии министра финансов, образованного
вместо Экспедиции для внешних денежных дел. В 1824 г. оно было
превращено в Канцелярию министра финансов по кредитной части,
получившей затем название Особенной канцелярии по кредитной части Министерства финансов. Она контролировала все заграничные
финансовые операции дореволюционной России.

Победа над Наполеоном вновь сделала доступными для России денежные рынки Англии и Голландии. Однако в этот период российское
правительство осуществляет переориентацию с внешних рынков заимствования на внутренний рынок.

Кроме того, отличительной особенностью этого периода становится новая форма заимствования, а именно посредством оформления
задолженности российскими государственными ценными бумагами.
В 1810 г. были выпущены государственные облигации с номиналами
от 1000 ассигнационных рублей и выше на общую сумму 100 млн. руб.
с доходностью 6% годовых и сроком обращения семь лет. В связи с тем,
что данный финансовый инструмент был новым для российских инвесторов, а также не предусматривал экономически выгодных условий
по владению им, то его размещение составило не более 3% от общего
объема эмиссии.

Поэтому следующий заем был выпущен уже в 1812 г. Облигации
выпускались со сроком обращения до одного года и доходностью
6% годовых. Этими облигациями правительство погашало долги по
военным поставкам в действующую армию и таким образом частично
избежало эмиссии необеспеченных рублей.

В последующем (1831 г.) внутренние облигационные займы выпускались в виде 4,32% билетов Государственного казначейства, которые в финансовых кругах прозвали «сериями». Билеты Государственного казначейства были финансовыми инструментами, которые принимались казной по всем платежам и залогам, кроме платежей государственным кредитным учреждениям. Первоначально срок обращения данных ценных бумаг составлял четыре года, но, начиная с 1840 г., срок обращения был увеличен до восьми лет. Уже к 1855 г. в стране обращалось казначейских билетов на сумму 75 млн. руб., а к началу 1881 г. в России было выпущено 72 «серии» на общую сумму 216 млн. руб.

Российское правительство постоянно создавало новые механизмы
государственного заимствования. В 1864 г. был выпущен выигрышный заем на 100 млн. руб. под 5% годовых сроком обращения 60 лет. Два раза в год правительство производило тираж выигрышей и тираж
погашения. Каждый раз разыгрывалось 300 денежных призов на общую
сумму 600 тыс. руб. Ажиотаж в связи с этим займом был такой, что
уже в 1864 г. сторублевая облигация стоила не менее 1000 руб. В связи
с успехом первого выигрышного займа правительство в 1866 г. выпустило второй пятипроцентный выигрышный заем на сумму 100 млн.
руб., который имел аналогичный успех.

Во второй половине XIX в. российское правительство также широко использовало механизм облигационного заимствования, а потому к 1 января 1881г. «облигационный долг» государства составил
4,8859 млрд. руб., в том числе по гарантированным правительством
ценным бумагам 1,8955 млрд. руб., а по внешним облигационным займам 1,200 млрд. руб. К гарантированным правительством ценным бумагам относились, как правило, облигации, акции частных железно-
дорожных обществ, получивших гарантии от правительства, которые
заключались в обязательстве оплачивать проценты по облигациям и
минимальный, оговоренный в уставе общества, дивиденд по акциям,
в случае если в какой-либо год величина прибыли частного железно-
дорожного общества окажется недостаточной для осуществления
дивидендных выплат.

В 1883 г. Министерство финансов России осуществило нововведение на рынке государственных заимствований, а именно: впервые была
выпущена государственная ценная бумага, не имеющая срока обращения. Облигации «Свидетельства Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту, приносящую по 6% на капитал» были
выпущены на общую сумму по номиналу 50 млн. руб. золотом. По этим
ценным бумагам государство обязывалось выплачивать ежегодный
процентный доход. Этот непрерывный доход назывался рентой, а бессрочные облигации — рентными. Правительство оставляло за собой
право погашать эти облигации по номинальной стоимости, тиражами,
путем скупки долговых обязательств на бирже.

В итоге, новый финансовый инструмент позволил не только сбалансировать государственный бюджет, но и отказаться от осуществления новых заимствований для погашения ранее выпущенных займов. Следует отметить, что основной формой внутреннего государственного долга российского правительства в последующие годы становятся «рентные» займы, а также долгосрочные займы.

Проводя активную политику в экономике страны и используя благоприятную ситуацию, сложившуюся на финансовых рынках как внутри страны, так и за рубежом, российское правительство приступило в 1889 г. к реформированию долга государства. Облигации прежних
выпусков обменяли на новые, с золотым обеспечением, что позволило
отсрочить погашение долгов. Одновременно в новых выпусках облигаций были снижены размеры процентных выплат дохода. В результате
в течение 1889-1894 гг. с согласия кредиторов была осуществлена кон-
версия долга на общую сумму 2,644 млрд. руб. вначале под 4% годовых,
затем доходность по новым облигациям была снижена до 3% годовых.
Облигации выпускались номиналом 125, 625 и 3125 руб., что было
эквивалентно 500,2500 и 12 500 французским франкам, в связи с тем,
что основными кредиторами российского государства были французские инвесторы.

К началу 1911 г. все государственные облигации были представлены двумя видами: именными и на предъявителя. Причем последние
по желанию владельца могли быть заменены именными за казенный
счет, а расходы по обратной процедуре нес владелец облигаций. В составе государственного долга преобладали займы доходностью 4% годовых, которые были представлены твердопроцентными ценными бумагами государственной ренты (72%). Второе место (до 18%) после
них занимали государственные облигации доходностью 5% годовых и
третье — облигации доходностью 3% годовых (7%). Облигации в основном выпускались с дисконтом, а при досрочном погашении их владельцы могли получить «погасительную» премию.
К началу Первой мировой войны Российская империя пришла с весьма значительным государственным долгом — свыше 9 млрд. руб. Из них
внешний долг составлял 4,3 млрд. руб., что в два раза превышало все
иностранные капиталовложения в экономику. По величине государственного долга Россия еще в начале XX столетия занимала второе место после Франции и первое по размеру платежей, связанных с займами.

Наиболее драматичными в Российской империи были последние
выпуски займов 1915-1916 гг. Военные расходы вызвали дисбаланс государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета в 1915 г.
составил 8,561 млрд. руб., а в 1916 г. — 13,767 млрд. руб. Для его покрытия правительство вновь прибегло к массовому выпуску облигационных займов, в том числе и военных. В 1915 г. были выпущены три внутренних займа на общую сумму 2,500 млрд. руб. и проведена эмиссия билетов Государственного казначейства («серий») на сумму 2,500 млрд. руб. доходностью 4% годовых; в 1916 г. выпуск облигационных займов составил 2000 млн. руб., а «серий» — 6,500 млрд. руб.

В последующем, после прихода к власти в 1917г. Временного правительства, выпуск государственных облигационных займов не прекратился. Весной 1917г. выпускается так называемый «Заем Свободы».
Эти облигации имели доходность 5% годовых со сроком обращения
49 лет. Государственный заем был размещен на сумму около 4,000 млрд.
руб. Одновременно с этим Временное правительство продолжило
практику выпуска билетов Государственного казначейства («серий»)
доходностью 4% годовых. Однако денег явно не хватало, поэтому в августе 1917 г. правительство выпустило новый заем, который стал последним в истории дореволюционной России. Это был 4,5% выигрышный Государственный облигационный заем. Данный заем интересен тем, что впервые в истории России его бланки были изготовлены не внутри страны, а в США.

После Октябрьской революции декретом СНК от 3 февраля 1918 г.
были аннулированы все государственные займы России. Все ценные
бумаги Временного правительства, а также часть ценных бумаг Российской империи стали обращаться в Советской России в качестве
наличных денег практически до начала 20-х гг.

Первые дни Февральской революции были последними днями Петроградской фондовой биржи. 24 февраля отмечено падение курсов
некоторых ценных бумаг, 27 февраля было принято решение не про-
изводить биржевые сделки, а 3 марта биржа была закрыта официально и окончательно. Уровень развития рынка ценных бумаг в России
по своим масштабам и глубине операций значительно отставал от западных стран, прежде всего от Германии, Франции, Англии, США.
Более того, на российском рынке ценных бумаг было мало выпусков
облигаций предприятий и компаний. Своего апогея рынок ценных
бумаг России достиг в 1914 г. После революции, гражданской войны и
проведенной всеобщей национализации средств производства рынок
ценных бумаг как таковой прекращает свое существование.

В период нэпа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска государственных облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора. Это объясняется тем, что экономика принимает рыночный характер, начинает функционировать
относительно разветвленная кредитная система, которая, кроме государственного банка, была представлена акционерными, коопера-тивными, коммунальными, сельскохозяйственными и региональными банками, кредитной кооперацией, обществами взаимного кредита и сберегательными банками. Кроме того, в экономике в тот период сравнительно широко использовался иностранный капитал.

Однако рынок ценных бумаг в период нэпа носил весьма ограниченный характер в отличие от дореволюционного. Фактически ценные бумаги свободно не покупались и не продавались с использованием
механизмов самого рынка. В основном ценные бумаги распределялись
как между различными организациями, так и между владельцами того
или иного предприятия и банков. Таким образом, произошло сужение
размеров и функций рынка ценных бумаг. В результате этого экономика лишилась дополнительного финансового инструмента привлечения временно свободных денежных средств.

В 1922-1957 гг. в СССР, правопреемником которого стала Россия,
было выпущено около шестидесяти облигационных займов, в 1957-1990 гг. — пять. Государство размещало облигации среди населения и
предприятий с целью покрытия расходов государственного бюджета.
Например, в 1922 г. были выпущены дисконтные облигации выигрышного государственного займа доходностью 6% годовых; в середине
20-х гг. государство выпустило заем доходностью 8% годовых, в который предприятия обязаны были помещать не менее 60% своих резервных капиталов.

Практически по всем займам для населения, выпущенным в 1927-
1945 гг., была проведена конверсия в облигации с более длительным
сроком погашения и меньшими процентными ставками (например,
вместо 10 лет — 20, вместо 6% — 3 и т. п.). Подавляющее большинство;
займов, выпускаемых в 1947-1957 гг., были в 1957 г. пролонгированы
на 20 лет, а фактически — на больший срок, так как погашение по ним
должно было происходить тиражами выигрышей еще 20 лет (погашение началось в 1974 г.).

Постоянно ухудшались условия облигационных займов для инвесторов. В 20-х гг. преобладали займы кратко- и среднесрочного характера (до 1 года, до 5-6 лет), с конца 20-х и до середины 30-х гг. наиболее распространенным сроком займа стали 10 лет; с 1 июля 1936 г. и
до конца 80-х гг. облигации выпускались (единственное исключение
в 1957 г.) на срок 20 лет. Нерыночная ставка по облигационным займам
понизилась на основе административных решений от 8-12% в 20-х—начале 30-х гг. до 3-4% с середины 30-х до начала 50-х гг. и 2-3% до
конца 80-х гг. Практически все займы носили форму добровольно-
принудительного изъятия части средств предприятий и доходов населения.

С 1941 по 1945 г. государственный бюджет страны сводился с дефицитом, который покрывался частично за счет денежной эмиссии
(выпуска новых денежных знаков). Другой формой пополнения бюджета стали военные займы в размере не менее одной месячной зарплаты в год с каждого труженика. Увеличились налоги: удвоен подоходный налог, введен налог на холостяков и бездетных, учрежден военный налог. Сбережения населения «добровольно» передавались
в Фонд обороны. Многие колхозы, города и области передавали государству накопленные средства на изготовление «своего» танка или
самолета (например, под названием «Тамбовский колхозник»). Используя эти многообразные каналы, государство контролировало инфляцию.

Перенос выплат по облигациям послевоенного периода, а также снижение их доходности подорвало доверие населения к государственным
ценным бумагам, и их выпуск на длительное время прекратился.

Новые выпуски государственных долговых обязательств и их размещение среди населения возобновилось в 1982 г. Это были выигрышные займы с доходностью 3% годовых. В связи с повышением процентов по вкладам населения в Сбербанке в 1990 г. условия получения
дохода по этим облигациям были уточнены, а после денежной реформы
(апрель 1991 г.) на 40% проиндексирован номинал облигаций. Кроме
того, в 1990 г. были выпущены государственные облигации целевого
беспроцентного займа сроком на три года с условием погашения товарами длительного пользования. В этом же году стали размещаться
государственные казначейские обязательства от 50 до 1000 руб., что
делало их доступными для широких слоев населения. Первоначально
срок их обращения был равен 16 годам, а уровень доходности — 5%
годовых. Однако высокий уровень инфляции сделал казначейские обязательства непривлекательными для населения, что вызвало необходимость изменения условий их обращения, а именно снижение срока обращения до 8 лет и увеличение годовой ставки дохода в два раза.

В соответствии с законом СССР о Государственном бюджете СССР
на 1990 г. были выпущены облигации государственного внутреннего
займа с купоном 5% годовых и сроком обращения до 1 января 2006 г.
Они предназначались для размещения среди государственных, кооперативных и других предприятий и учреждений с выплатой ежегодного дохода в безналичном порядке. Выкуп должен был начаться
с 1 января 1996 г. и продолжаться в течение десяти лет. Однако высокий уровень инфляции и условия выпуска этих долговых обязательств,
не учитывающие происходящие в стране изменения, не позволили
разместить значительную часть займа. Часть облигаций была размещена в РСФСР, а неразмещенную часть вынужден был выкупить Гос-
банк СССР.

После образования СНГ Россия приняла на себя союзные долги,
а Центральный банк России стал принимать активное участие в размещении государственных займов РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.023 с.)