Государственные ценные бумаги в РФ
Похожие статьи вашей тематики
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В РФ
История возникновения государственных ценных бумаг в РФ
Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
Облигации федерального займа (ОФЗ-ПК)
Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
Облигации Банка России (ОБР)
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
Государственные долгосрочные облигации (ГДО)
Ценные бумаги субъектов РФ
Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ
К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), госу- дарственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые в соответствии с российским законодательством приравнены к госу- дарственным ценным бумагам (ОБР — облигации Банка России).
Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются государственными ценными бумагами субъектов Российской Федера- ции. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа, основными разновидностями которых являются дисконтные, купон- ные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные ГКБО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.
Эмиссия и обращение государственных ценных бумаг в РФ регули- руются Гражданским кодексом РФ; Налоговым кодексом РФ; Бюд- жетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной финансовый год», «Об особенностях эмиссии и обращения государ- ственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 г.; «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г. с дополнениями и изменениями; а также другими нормативными актами, включая письма и указания Минфи- на РФ и Центрального банка РФ.
3.2.1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО)
Общие принципы функционирования российского рынка государ- ственных краткосрочных бескупонных облигаций были разработаны в рамках «Российско-американского банковского форума». Для их реализации в Центробанке России было создано Управление ценных бумаг, занимающееся размещением гособлигаций, операциями на вто- ричном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле 1992 г. Центробанк России провел конкурс среди российских бирж, победителем которого была признана Московская межбанковская ва- лютная биржа (ММВБ). 18 мая 1993 г. на ММВБ прошел первый аук- цион по размещению трехмесячных ГКО.1
Эмиссия государственных краткосрочных бескупонных облигаций осуществляется отдельными выпусками. В рамках выпуска могут устанавливаться транши, разряды, номера ценных бумаг.
Транш — часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая в рамках его объема и в течение периода обращения ценных бумаг этого выпуска.
Выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, который передается Минфином РФ в Банк России за десять дней до даты проведения аукциона. Каждый выпуск подлежит государственной регистрации.
Коды государственной регистрации для ГКО состоят из девяти значащих разрядов: Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9, где:
XI — указывает на тип ценной бумаги; цифра «2» — означает долговое обязательство;
Х2 — вид и срочность ценной бумаги; цифра «1» — для государственных краткосрочных бескупонных облигаций сроком обращения до 1 года; цифра «2» - более 1 года;
ХЗХ4Х5 — порядковый номер выпуска данного типа;
Х6Х7Х8 — буквы RMF (Russian Ministry of Finance) указывают на эмитента;
Х9 — буква 5 — указывает на то, что данная ценная бумага госу-дарственная.
В 1993-1998 гг. ГКБО выпускались отдельными траншами, чаще всего на 3-6 месяцев. В 1994 г. был проведен 31 аукцион по размеще- нию бескупонных ГКБО: 18 — со сроком погашения три месяца, 10 — со сроком погашения шесть месяцев и 3 — один год. Начало 1995 г. озна- меновалось скачкообразным ростом курса доллара, что потребовало дополнительных бюджетных расходов. На первичном рынке размеще- ние облигаций осуществлялось по цене 70-80% от номинала, чем была достигнута некоторая устойчивость рынка. Уровень доходности рынка 3-6-месячных ГКБО достигал 105-155% годовых.
Растущие потребности государства в финансировании дефицита бюджета способствовали созданию пирамиды государственного внут- реннего долга РФ. В июле-августе 1998 г. торговля ГКБО была пре- кращена. Правительство РФ объявило, что не может погасить свои ГКБО и решило принудительно переоформить их в государственные облигации с более длительными сроками погашения (три года и бо- лее). С февраля 1999 г. выпуск и обращение ГКБО возобновились.
Спецификация и основные характеристики ГКБО представлены в виде таблицы (табл. 3.2.1).
По ГКБО проценты не начисляются. Минфин РФ с самого начала размещает их по цене ниже номинала (с дисконтом). Поскольку пога- шение облигаций осуществляется по номиналу, то дисконт представ- ляет собой доход, который государство выплачивает владельцам ГКБО. В ходе функционирования рынка ГКБО могут возникать следующие ситуации:
Таблица 3.2.1
Облигации Банка России
Облигации Банка России (ОБР), получившие статус государственных ценных бумаг, номиналом 1000 руб. появились сразу после финансо- вого кризиса в 1998 г. как полный аналог ГКБО. В качестве эмитента облигаций выступал Центробанк России, срок обращения облигаций — до одного года. Дисконтная облигация могла покупаться только кредитными организациями.
Коды государственной регистрации для ОБР состоят из девяти зна- чащих разрядов:
Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9,
где X1 — указывает тип ценной бумаги, цифра «2» обозначает — обли- гация;
Х2 — указывает на вид облигации: «1» — бескупонная;
ХЗ — указывает срок обращения ценной бумаги, цифра «1» — для облигаций сроком обращения до одного года;
Х4Х5Х6 — порядковый номер выпуска облигаций;
Х7Х8Х9 — буквы CBR (Central Bank of Russia — англ., Центральный банк России) — указывают на эмитента.
Эмиссия ОБР была призвана восполнить исчезновение большин- ства инструментов, ранее использовавшихся коммерческими банками для инвестирования свободных ресурсов и регулирования собствен- ной ликвидности, вследствие процесса реструктуризации государ- ственного внутреннего долга РФ.
Необходимость разделения функций привлечения средств для фи- нансирования бюджетного дефицита и управления банковской ликвид- ностью связана с различиями в задачах, стоящих перед Министерством финансов и Центральным банком. В странах с рыночной экономикой существует четкое разграничение полномочий министерства финан- сов и центрального банка. Поэтому центральные банки таких стран для регулирования уровня процентных ставок эмитируют собственные ценные бумаги (в частности, это практикуется в Бразилии, Мексике, Венесуэле, Польше и др.). В развитых странах необходимость эмиссии собственных ценных бумаг центральными банками зачастую связана с тем, что профицит бюджета позволяет правительствам данных стран обходиться без привлечения заимствований. Монетарные органы власти таких стран нуждаются в инструменте, заменяющем государствен- ные облигации. С этой целью центральные банки таких стран, как Бель- гия, Финляндия, Нидерланды, выпускают собственные ценные бумаги. В России возможность выпуска ценных бумаг Центрального банка обсуждалась на протяжении нескольких лет. Однако на тот момент первоочередной задачей было развитие рыночных инструментов для покрытия дефицита бюджета. Государственные ценные бумаги имели короткий срок обращения, и Центральный банк активно использовал их в целях денежно-кредитного регулирования. Выпуск ОБР с пара- метрами, аналогичными государственным облигациям, мог создать нежелательную конкуренцию рынку ГКБО-ОФЗ.
После реструктуризации государственные облигации потеряли свою ликвидность, полноценное функционирование системы рефинансиро- вания стало невозможным из-за отсутствия адекватного обеспечения. Возникла необходимость во введении новых инструментов для регу- лирования банковской ликвидности и управления уровнем процент- ных ставок денежно-кредитного рынка страны. В то же время эмиссия ОБР способна стать альтернативой вложениям в валюту.
ОБР являются инструментом, гибко реагирующим на изменение рыночной конъюнктуры. В 1999 г. в период недостатка свободных де- нежных средств доходность размещения, предлагаемая Банком Рос- сии (60-80% годовых), не устраивала дилеров, и поэтому обороты рынка ОБР были незначительными. Высокая волатильность валют- ного рынка позволяла его участникам надеяться на более высокую доходность по сравнению с доходностью, предлагаемой Центральным банком по вновь размещаемым инструментам.
Уже к концу 1999 г. кредитные организации начали проявлять боль- ший интерес к рынку ОБР. Наиболее активными участниками рынка облигаций Банка России стали региональные средние и мелкие бан- ки, которые меньше прочих были затронуты финансовым кризисом. Таким банкам в основном удалось сохранить свою клиентуру, и они имели достаточный объем временно свободных ресурсов.
Первый аукцион, на котором состоялось первичное размещение ОБР, прошел 30 сентября. До этого аукционы, о проведении которых объяв- лял Банк России, были признаны несостоявшимися из-за заниженных цен, предлагаемых дилерами в заявках. Однако в дальнейшем процент- ные ставки постепенно снижались (до 41%), и проведение аукционов по размещению новых выпусков ОБР приобрело регулярный характер. С 1999 г. возобновилось обращение ГКБО-ОФЗ, которое практиче- ски не сказалось на объеме торговли по облигациям Банка России.
Средний оборот рынка ОБР в этот период составлял 145 млн руб. в день. 17 февраля 1999 г. размещение новых выпусков было временно при- остановлено в связи с возникшими разногласиями ФКЦБ и Центро- банка России о правомерности выпуска ОБР и соблюдении проце- дур выпуска облигаций, предусмотренных ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг».
В настоящее время признано, что Банк России эмитирует свои об- лигации не с целью привлечения средств для финансирования своих расходов, а с целью реализации денежно-кредитной политики. По- скольку управление ликвидностью носит оперативный характер, Банк России должен иметь возможность гибкого принятия решений о вы- пуске ОБР в объемах, предусмотренных законодательством России.
Поправки к законам «О Центральном банке Российской Федерации» и «О рынке ценных бумаг», а также другие изменения в законодатель- стве позволили определить максимальный объем ОБР всех выпусков, находящихся в обращении, в пределах разницы между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций (которая составляет 20% от пассивов коммерческих банков) и суммой обязательных резервов коммерческих банков в Банке России. Таким образом, потенциальный объем рынка ОБР на настоящий момент до- статочен для привлечения свободных краткосрочных средств банков и формирования репрезентативной оценки рыночной стоимости за- имствований.
Спецификация и основные характеристики ОБР представлены ниже в табл. 3.2.4.
Таблица 3.2.4
Ценные бумаги субъектов РФ
Появление облигаций субъектов РФ неразрывно связано со стремле- нием преодолеть негативные последствия для российской экономики, которые имели место вследствие взаимных неплатежей государствен- ных предприятий, региональных администраций. Рыночная экономика предполагала использование рыночных инструментов заимствования, что нашло отражение в соответствующих изменениях законодатель- ной базы.
Так, на российском рынке ценных бумаг появились первые облигации субъектов РФ («сельские» облигации, агрооблигации). Путем переоформления задолженности АПК перед Минфином РФ в ценные бумаги для последующей их реализации на фондовом рынке и направления полученных денежных средств в Фонд льготного кредитования АПК была предпринята попытка изменить существующую практику поддержки отечественного агропромышленного комплекса (далее —АПК). По состоянию на 1 июня 1998 г. 70 субъектов РФ переоформили задолженность путем выпуска ценных бумаг, которые были депонированы в депозитарии Онэксимбанка на общую сумму 8044 млрд. руб.
Появлению этих облигаций способствовали, прежде всего, два фактора: отсутствие денег в федеральном бюджете для формирования в достаточном объеме Фонда льготного кредитования АПК и наличие крупной задолженности субъектов РФ перед Минфином РФ. Основным параметрами облигаций выступают: бездокументарные, именные, купонные (10% годовых); номинальная стоимость — 10 млн. руб. (в ценах 1997 г.); срок обращения — до 3 лет.
Налог на доходы по операциям с облигациями установлен в размер 15% (такой же, как и на остальные государственные ценные бумаги).
Первоначально инвестиционная привлекательность облигаций субъектов РФ определялась высокой надежностью и ликвидностью, поскольку Минфин при регистрации проспектов эмиссии обязал регионы предусмотреть в бюджете средства для погашения облигаций. Агрооблигации были выпущены тремя траншами с погашением в 1998, 1999 и 2000 гг. Прежде чем приобрести облигации субъектов РФ, инвесторы проводили детальный анализ финансового состояния эмитентов на основе объективных данных, что позволило сформировать адекватную оценку риска вложенных инвестиций. Из общего объема эмиссии на аукционах в течение 1997 г. было продано почти 60% облигаций. Продажа ценных бумаг всех трех траншей проводилась по ценам, обеспечивающим доходность к погашению на уровне 25-29%. Таким образом, состоялось широкомасштабное знакомство кредиторов с регионами.
В кризисный 1998 г. лишь небольшая часть субъектов РФ выполнила свои обязательства перед инвесторами по погашению облигаций: Республики Хакасия, Саха (Якутия), Чувашия, Коми, Карелия, Бурятия; Ленинградская, Калининградская, Тюменская, Томская, Читинская, Астраханская, Тамбовская, Оренбургская, Вологодская, Волгоградская области; Краснодарский и Красноярский края. К концу 1999 г. ситуация стабилизировалась. Некоторые регионы досрочно, частично или полностью выкупили свои ценные бумаги с целью погашения, Другие проводили переговоры с инвесторами, устанавливая определенный график выполнения своих обязательств, получая, таким образом, отсрочку выплаты по долгам. Однако большинство субъектов РФ отказались от услуг платежного агента по погашению задолженности перед кредиторами, изменив, таким образом, схему погашения облигаций, утвержденную Минфином. В результате многие инвесторы — держатели облигаций субъектов РФ согласно действующему законодательству были вынуждены обращаться в арбитражные суды по месту нахождения ответчика.
Сегодня продолжает сохраняться сложная ситуация с погашением облигаций субъектов РФ. Российские и иностранные инвесторы, вло- жившие значительные денежные средства в агрооблигации, понесли существенные убытки, что не может не отразиться на репутации не только субъектов РФ, но и государства в целом.
Опыт размещения облигационных займов субъектов РФ показал, что необходимо развивать и совершенствовать нормативную и зако- нодательную базы рынка ценных бумаг; повышать информационную прозрачность рынка, эффективность судебной системы в целом; уси- лить контроль со стороны Минфина по отношению к финансовой дея- тельности субъектов РФ, размещающих новые облигационные займы; усилить федеральный контроль исполнения законов в части займов субъектов РФ и их финансовой деятельности; установить пределы ответственности эмитентов перед инвесторами, совершенствуя госу- дарственную политику в области защиты их прав.
21 ноября 2000 г. в связи с реорганизацией Онэксимбанка и присо- единением к Росбанку функции уполномоченного депозитария пере- шли к депозитарию Росбанка.
В настоящее время общероссийский рынок субфедеральных облига- ций представлен операциями, которые сосредоточены на торговых пло- щадках Санкт-Петербурга, Москвы и некоторых областных центров.
По данным рейтингового центра АК & М первое место в рейтинге занимают Москва и Санкт-Петербург, которые обладают наиболее вы- сокой способностью расплачиваться по своим обязательствам. В основе этого — благоприятные предпосылки, обусловленные прочной эко- номической базой городов и сбалансированностью бюджетных пока- зателей, что во многом связано с успешной финансовой политикой властей, развитым финансовым рынком и высокой инвестиционной привлекательностью.
Контрольные вопросы.
1. Какие виды государственных ценных бумаг выпускались в советский период?
2. Перечислите основные характеристики ОФЗ?
3. На какие сроки могут выпускаться ГКБО?
4. Кто является покупателями ОГСЗ?
5. В чем состоит специфика ОГВВЗ?
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В РФ
|