Управление государственным кредитом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление государственным кредитом



Экономическое содержание государственного кредита и его роль в макроэкономическом регулировании

В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной из важнейших задач экономической поливки различных государств стало стимулирование экономического роста, решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, поиск способов финансирования бюджетного дефицита. Исследования ученых экономистов показали допустимость в период экономического спада стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита, а также обосновали возможности балансировки бюджета не на ежегодной основе, а на протяжении экономического цикла. Применение этих теоретических положений на практике потребовало поиска инструментов для финансирования значительных бюджетных дефицитов с помощью государственного кредита.

Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой – физические и юридические лица. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – в качестве кредиторов. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам которых государство переходит к государству. Следовательно выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, как показала практика, государственные гарантий не требуются заемщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы. В гарантиях кредитов нуждаются как правило, надежные заемщики.

В рамках отношения государственного кредита государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость. Выделение государствам кредитов может быть также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Государственные кредиты могут быть предоставлены как Министерством финансов РФ непосредственно, так и через коммерческие банки.

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд выводов:

¨ сущность государственного кредита заключается в перераспределении капитала от частного сектора к государству на условиях срочности, платности и возвратности. Вся сумма неоплаченных обязательств государства, представляет собой величину государственного долга;

¨ современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. Основным фактором обуславливающим возникновение и эст государственного долга, является дефицит бюджета;

¨ возникновение дефицита бюджета, обуславливающего наличие государственного долга, порождается неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами;

¨ если не рассматривать эффект вытеснения частных инвестиций из реального сектора, то государственный долг не является инструментом перекладывания экономического бремени на последующие поколения;

¨ государственный долг оказывает на экономику регулирующие влияние по средством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы. Кроме того, процентные ставки по государственным ценным бумагам лежат в основе системы процентных ставок по банковскому кредиту и корпоративным ценным бумагам (долговым обязательствам).

Из определения государственного кредита следует, что он совмещает в себе функции финансов и функции кредитов. Таким образом основными детализированными функциями государственного кредита будут следующие.

1. Образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах почти исключительно рыночными методами с использованием различных финансовых инструментов. Основным таким инструментов являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств. Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе факторов доходности, т.е. способности приносить доход (через проценты, дивиденды или рост курсовой стоимости); надежности, т.е. вероятности понести потери (риск не возврата денежных средств); ликвидности, т.е. возможности скорейшего для держателя получения денежных средств.

Государственные бумаги считаются, как правило надежными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны прежде всего для консервативных инвесторов наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно не большой, но гарантированный доход. Как в России, так и в промышленно развитых странах наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации.

Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которые дает ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигаций устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок.

2. Использование денежных фондов – функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, которая осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, т.е. погашение задолженностей по:

- ранее выпущенным обязательством за счет средств, полученных от

- размещения новых обязательств.

3. Контроль – функция государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

Кроме того, государственный кредит играет важную роль:

¨ в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынков капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки, поскольку оказывается конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обуславливает изменения минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе;

¨ в повышении эффективности использования средств, обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов;

¨ в ускорении концентрации финансовых ресурсов, позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время.

Оценка воздействия государственного кредита на социально-экономические процессы в обществе и обеспечение на его основе сбалансированности бюджета как положительного в значительной степени преувеличена, поскольку средства, привлеченные в бюджет с помощью государственного кредита, используются не как капитал, приносящий доход, а как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта. Единственным реальным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги, а их увеличение, связанное с обслуживанием долга, угнетающе влияет на экономику. В этой связи нельзя забывать высказывания знаменитого министра финансово Франции Ж. Кольбера (1619-1683), к сожалению, очень современное для России: «…Дорога для займов открыта – что же теперь остановит короля в расходах? Расчеты по займам потребуют роста налогов, а если у займов не будет границ, то и у налогов их не будет». Очевидно, что далеко не все министры финансов современной России знали это высказывание своего великого французского коллеги, обеспечившего финансовую мощь средневековой Франции.

Классификация государственных займов. Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга. Финансово-кредитный словарь определяет государственный долг как «сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты)» (Финансово-кредитный словарь. М., 1984. С. 314). Таким образом, классификация государственных займов представля­ет собой классификацию всех элементов государственного долга. Од­нако широкое распространение в российской экономике практики неисполнения государством своих финансовых обязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенное понятие государственного долга как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государствам процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. С учетом этой формулировки классификация государственных займов будет более полной.

Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков:

1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние — это обязательства государства перед резидентами. В течение длительного времени в СССР разделение государственных займов на внешние и внутренние проводилось не на основе президентства кредитора, а на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним займом считался заем, произведенный и номинированный в иностранной валюте, а внутренним — номинированный в национальной валюте. Растущий уровень глобализации современной экономики и допуск нерезидентов на рынок рублевых обязательств обусловили переход критерия валютирования к критерию резидентства кредитора.

2. По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы — это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и. перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70% от всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы — это займы, оформ­ленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, — привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, пра­вительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтер­нативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.

3. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).

1. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы: делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы - это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким- ли6о имуществом). К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кре­диторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополни­тельные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы — займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.

5. По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.

2. По форме выплаты дохода государственные займы можно разде­лить на следующие виды:

v процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является ос­новным, так как именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах;

v дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения: долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на кото­рый средства были предоставлены заемщику;

v выигрышные займы, доход по которому осуществляется на ос­нове тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инвесто­ра, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени;

v индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

Кроме того, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства могут установить льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг.

7. По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки, погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязатель­ства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду.

8. По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно; и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на Протяжении оговоренного срока (подобная форма наиболее удобна, в случае если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств); пога­шение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.

9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость об­служивания долга. Однако при необходимости размещения долгосроч­ных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который зависит от какого-либо экономического индикатора, например ставки по межбанковским кредитам в стране.

10. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финанси­рования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.

Управление государственным долгом. Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным долгом — нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. В основу управления государственным долгом.положены следую­щие принципы:

безусловность — обеспечение точного и своевременного выпол­нения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местно го самоуправления;

единство долговой политики — обеспечение единого подхода в Политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;..

снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывает наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласность — предоставление достоверной, своевременной и пол­яной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и уз­ком, смысле.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

v формирование политики в отношении государственного долга;

v определение основных показателей, и предельных значений го­сударственной задолженности;

v определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

v определение приоритетных направлений использования привле­ченных ресурсов и т.д.

Политика в отношении государственного долга и его верхний пре­дел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управле­ния государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила на­звание «debt management». Объекты регулирования в рамках debt management:

v структура сроков обращения различных долговых обязательств;

v структура кредиторов (путем выпуска нерыночных, предназна­ченных для определенных групп кредиторов займов).

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

рефинансирование — погашение части государственного долга за

счет вновь привлеченных средств;

конверсия — изменение доходности займа;

•консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использо­вание этого приема связано с желанием государства устранить опас­ность, которая может грозить денежно-кредитной, системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

новация — соглашение между государством-заемщиком и креди­торами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного

договора;

•унификация — решение государства об объединении нескольких

ранее выпущенных займов;

отсрочка— консолидация при одновременном отказе государства выплаты дохода по займам;

дефолт — отказ государства от уплаты государственного долга.

Современное понимание управления государственным долгом сложилось относительно недавно, хотя сам государствен­ный долг как экономическое явление был известен еще со времен Римской империи. Уже тогда применялись и Отдельные достаточно примитивные методы управления им. Так, напри­мер, во время первой Пунической войны (264—241 гг. до н.э.) римляне уменьшили содержание меди в ассе' с двенадцати унций до двух, что позволило республике уплатить долги сред­ством всего лишь шестой части реально причитающихся к уп­лате средств.

Следующий этап развития управления государственным долгом связан с зарождением в XV—XVI вв. кредитной сис­темы. С появлением первых банков практически сразу же ста­ли осуществляться правительственные займы. Так началось развитие наиболее эффективного механизма привлечения государством дополнительных ресурсов — государственного кредита. Однако в тот период управление государственным долгом сводилось в основном к привлечению заемных средств. Правительства были мало озабочены растущими суммами государственных долгов, поэтому попытки их урегулирова­ния носили эпизодический характер. Первая попытка систем­ного подхода к управлению государственным долгом была предпринята в начале XVIII в. во Франции Джоном Ло, по­началу вполне успешная, но закончившаяся крахом.

Управление государственным долгом в российской прак­тике стало осуществляться относительно недавно — около 300 лет назад. В петровские времена оно осуществлялось по­средством применения простейших методов, таких как мо­нетная регалия, т.е. уменьшение веса и пробы металла вновь изготовляемых монет. Монетарная политика Петра позволя­ла ликвидировать временные разрывы в платежах, но при этом подрывала позиции российского торгового капитала на внешнем рынке. Развитие товарно-кредитных отношений привело к появлению более прогрессивного инструмента уп­равления государственным долгом — ассигнаций. Их выпуск стал при Екатерине II основным источником покрытия бюд­жетного дефицита в части как чрезвычайных, так и обыкно­венных расходов. Следующим по значимости инструментом управления государственным долгом было привлечение внешних займов. Первый в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной II в 1769 г. в Голландии. Внутрен­ние займы стали привлекаться гораздо позднее внешних — первый внутренний заем был осуществлен лишь в 1809 г., но их значение было весьма несущественным, поскольку в России начала XIX в. практически не было свободных капита­лов, которые могли бы быть отданы в ссуду правительству.

Сложившаяся в тот период политика управления государ­ственным долгом привела к тому, что в начале XIX в. нацио­нальная денежная единица была обесценена, а бюджетные дефициты приняли хронический характер. Наиболее серьезную попытку урегулирования бюджетного дефицита и государ­ственного долга на данном этапе предпринял С.Ф. Канкрин, возглавлявший Министерство финансов с 1823 по 1843 г.

С.Ф. Канкрин предложил свою программу выхода из бюд­жетного и долгового кризиса, в частности:

—избегать новых займов (особенно заграничных), а так­же увеличения массы ассигнаций;

— избегать увеличения налогов, но. при этом улучшить существующие источники доходов;

усилить внутреннюю и внешнюю торговлю, а также, производственную сферу государства;

улучшить систему отчетности;

— предотвращать излишнее накопление поступающих в бюджет денежных сумм;

—в силу отдаленности России от кредитных источников Европы иметь запасной капитал на случай войны.

На практике правительство Канкрина сумело осуществить. лишь некоторые пункты данной программы, в частности отказаться от выпуска ассигнаций, однако ему впервые удалось добиться сбалансированного бездефицитного бюджета.

После устранения из обращения ассигнаций основным ме­ханизмом управления государственным долгом стала система государственного кредита. Однако для ее нормального функционирования было необходимо повысить популяр­ность внешних и внутренних государственных займов. В ре­зультате в России появился новый инструмент управления государственным долгом — выигрышные займы, которые значительно повысили спрос на государственные облигации. Столь же активно стали использоваться относительно новые приемы управления государственным долгом — его реструк­туризация путем обмена облигаций прежних выпусков, а также консолидация и конверсия. Они применялись не только по отдельности, но и в сочетании друг с другом, т.е. по неко­торым займам Министерство финансов одновременно сни­жало процент и продлевало срок пользования заемными сред­ствами. Основным инструментом осуществления конверсии и консолидации являлись так называемые золотые займы. Облигации этих займов предназначались для реализации на рынках Франции, Великобритании, Нидерландов, Германии, Дании, США, Канады и частично на рынках Российской им­перии.

В конце XIX в. изменилась цель привлечения государ­ственного долга. Если ранее он использовался для покрытия бюджетного дефицита, то теперь основной статьей привлечения государством денежных средств были строительство государственных железных дорог и выкуп в казну частных. Таким образом, к концу XIX в. в России сформировалась сис­тема управления государственным долгом, приемы и мето­ды которого применяются и в современной практике.

Совет народных комиссаров РСФСР в 1918 г. в одностороннем порядке аннулировал внутренние и внешние долги царской России, В результате страна оказалась отрезанной, от внешних кредитных рынков, поэтому единственным источником привлечения дополнительных финансовых ресурсов стали внутренние займы. Первым государственным займом, проведенным Правительством Советской России стал так назы­ваемый хлебный заем 1922 г. Если в первые годы советской власти практиковались рыночные методы управления государ­ственным долгом, то к началу 30-х годов стали преобладать административные. К 1930 г. были ликвидированы фондовые биржи, и с этого момента размещение новых займов среди на­селения проводилось в принудительном порядке.

Возврат к рыночным методам управления государственным долгом произошел в начале 1990-х годов. Однако первые попытки размещения государственных ценных бумаг оказались неудачными, посколь­ку не учитывали реальной экономической и политико-психологической ситуации в стране. Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг явилось прямым следствием запрета в апреле 1995 г. пря­мого кредитования Центральным банком РФ Министерства финансов РФ и обеспечило переход от инфляционных методов финансиро­вания дефицита государственного бюджета к не инфляционным. Однако реальных экономических условий к такому резкому переходу создано не было, что и привело в последующем к существенным просчетам в управлении государственным долгом России, закончившим­ся августовским кризисом 1998 г.

Современный внешний долг Российской Федерации складывается из трех составляющих:

1. Долги перед кредиторами 'из западных стран. Их можно разде­лить на четыре группы:

1) задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предостав­ляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба — особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран — наиболее крупных международных кредиторов;

2) кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулиро­вание такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, ко­торый представляет собой неофициальное объединение представите­лей банков-кредиторов;

3) кредиты, предоставленные различными западными коммерчес­кими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и ока­занием услуг;

4) кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейс­кого банка реконструкции и развития).

2. Долги перед некоторыми странами — бывшими членами СЭВ. К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.

3. Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение производит­ся конвертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отли­чается, от внешнего.

Важнейшими во внешней долговой политике Российской Федерации являются отношения с Международным валютным фондом. Такое положение вещей обусловлено, во-первых, крупным размером текущих платежей — в 2000 г. они составили около 3,6 млрд долл. и, во-вторых, большой зависимостью положения России на мировом рынке кредитов от позиции МВФ по отношению к ней. Проблема усугублялась тем обстоятельством, что согласно своему уставу МВФ не имеет права проводить реструктуризацию задолженности, поэтому на сегодняшний день единственным путем решения долговой проблемы России является получение кредита на рефинансирование существующей задолженности. Однако предоставление такого кредита фактически означает одобрение МВФ Текущего экономического курса страны.

Существенным фактором, влияющим на внешнюю долговую поли­тику России, является ее членство в Парижском и Лондонском клу­бах кредиторов. С одной стороны, оно накладывает на Россию опреде­ленные ограничения, такие как признание долга бывшего СССР и от­каз от части своих долговых активов, таких как долги по поставкам вооружений и военной техники. С другой стороны, членство в этих клубах дает России дополнительные возможности по реструктуриза­ции своих внешних долгов, а также по истребованию дебиторских дол­гов. Хотя последнее преимущество носит достаточно призрачный ха­рактер. В частности, в рамках Парижского клуба у России имеется пять крупнейших должников — Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфи­опия. Йемен не платит России (как и другим своим кредиторам) уже около 10 лет. Остальные страны выплачивают в лучшем случае около Уд оговоренной в соглашениях суммы. В целом в руках членов Парижского клуба кредиторов находится около 27% величины совокупных, обязательств Российской Федерации. От того, как будет развиваться ситуация с их погашением, зависит общая величина долгового бремени. Если платежи будут исполняться по существующему ныне графику, то в 2001 г. долговое бремя снизить не удастся.

На возможность реструктуризации долга Парижскому клубу рассчитывать не приходится. Это связано прежде всего с улучшением эко­номической ситуации в стране и соответственным повышением ее кредитного рейтинга. В подобных условиях члены Парижского клуба не видят необходимости в списании части причитающихся к уплате сумм, учитывая существенное положительное сальдо платежного баланса России в 2000 г., возникшее вследствие благоприятной ценовой конъ­юнктуры на рынке энергоносителей. Отношения с Лондонским клубом кредиторов стали в 2000 г. одним из центральных направлений в политике управления внешним долгом России. В феврале 2000 г. была достигнута договоренность о списании 36,5% основной суммы долга, оценивающейся в 22,2 млрд долл., и 33% от накопленных (6,8 млрд долл.). Это сразу же отразилось на рейтинге российских ценных бу­маг, который, по оценкам агентства Standard & Poors, повысился на один пункт. В августе отношения с Лондонским клубом были оконча­тельно урегулированы, в результате чего номинальный долг клубу снизился на 10 млрд долл.

Очевидно, в ближайшее время политика управления внешним государственным долгом будет носить консервативный характер. Ее при­оритетами станут выплаты по уже существующим долгам. Подтверж­дением такой политики является компромисс, достигнутый Правительством и Государственной Думой, в соответствии с которым до 50% дополнительных доходов, полученных в результате повышения цен на энергоносители, будут направляться на погашение внешнего долга РФ.

 

Материалы для самостоятельной работы

Дайте определение следующим ключевым понятиям: государственный кредит, муниципальный кредит, государственный (муниципальный) долг, внешний долг, внутренний долг, капитальный долг, текущий долг, облигации на предъявителя, именные, процентные и беспроцентные облигации, рыночные и нерыночные облигации, рентные облигации, конверсия, реструктуризация, консолидация, унификация, аннулирование долгов.

 

Вопросы и задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.06 с.)