Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественное назначение финансов в современной России.↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чем отличаются деньги от финансов? Существенно ли различие между двумя этими категориями? Специалист должен четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, государственных финансов и финансов предприятий. В «Толковом словаре» В.И. Даль определял термин «финансы», как «все, что касается до прихода и расхода государства» и был по-своему близок к современному пониманию «государственных финансов». Попытаемся выявить, в чем действительно выражаются сущность и специфика финансов как экономической категории, их отличие от других экономических категории, таких, как деньги, цена, заработная плата и т.п. Деньги — категория более древняя по сравнению с финансами. Как уже говорилось, они появились в различных формах уже на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло ряд общественных функций, а именно; содержание войска для охраны границ и ведения воин, охрана общественного, порядка, сохранение власти, постройка общественных зданий и дорог и т.д. Таким образом, даже в рабовладельческом обществе государство предоставляло определенные «общественные блага» для своих граждан. Для предоставления этих «общественных» благ государству требовались определенные ресурсы как в натуральной, так и в денежной форме. Их роль стали выполнять налоги — первоначально в натуральной (подати), а затем. и в денежной форме, Именно соединение государства и налогов в их денежной форме породило феномен государственных (публичных) финансов. Это произошло вследствие отделения государственной казны от собственности монарха (в Европе в XVI—XVII вв.) и перехода в основном к денежной (стоимостной) форме взимания налогов с созданием соответствующего фискального аппарата. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Этимологически он берет свое начало от латинских «finis», т.е. конец, и «financia» — наличность, доход. В средние века эти слова употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финансы» (finance) стали понимать всю совокупность денежного хозяйства. государства, его доходы, расходы долги. В XVIII в. этот термин пришел и в Россию. До начала XX в. он употреблялся в сравнительно узком смысле именно как государственные финансы, что мы и находим в приведенном выше определении В-Даля. В процессе развития товарно-денежных отношений государственные финансы способствовали первоначальному накоплению капитала, становлению капиталистического способа производства, национальных рынков. В конце XIX — начале XX в. вмешательство государства в экономику было незначительным. По образному выражению А. Смита, оно должно было играть «роль ночного сторожа». Однако уже в этот период начинают резко возрастать расходы государства на военные цели, милитаризацию экономики, развитие инфраструктуры, содержание возрастающего государственного аппарата. Затраты же на образование, здравоохранение, культуру были крайне малы. Структура «неделимых общественных благ», представляемых государством своим гражданам, еще не получила существенного развития в. силу ряда условий объективного и исторического характера. Только со второй половины XX в. развивается экономика общественного сектора (государства). Она стала оказывать существенное воздействие на оптимизацию размещения и, использования ограниченных ресурсов рынка. Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, необходимых всему обществу для достижения стратегических целей — обеспечения благосостояния всего общества, социального мира и экономического роста. С развитием различных акционерных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах: наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент). Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вторая — наиболее рациональные формы создания и использования денежных потоков и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия в целях обеспечения, интересов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом. Таким образом, если деньги — это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда ассоциированных производителей, то финансы — это система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Финансы — это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система. Денежных отношений,, порождаемых, и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Финансовые отношения всегда опосредствованы определенными правовыми актами, регламентирующими денежные отношения. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношении, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных п ризнака: • это всегда денежные отношения; • эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер; • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта; Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам. Весь процесс перераспределения ВВП и национального дохода обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных (общественных) фондов денежных средств. К централизованным (общественным) фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С помощью системы централизованных фондов в России перераспределяется более 40% стоимости ВВП, в том числе через консолидированный бюджет 27%. Весь этот перераспределительный процесс обслуживают государственные финансы. К сфере государственных финансов относятся отношения между государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней; гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат; организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета; отдельными звеньями бюджетной системы; государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка. Однако, как мы отмечали выше, наряду с государственными финансами существуют финансы организаций (предприятий) или финансы корпораций (под последними обычно понимают финансы открытых акционерных обществ). Обе эти относительно самостоятельные сферы можно объединить одним общим понятием — «финансы» в широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку из» содержания, чем государственные финансы. Итак, мы пришли к выводу, что понятие «финансы» далеко не тождественно деньгам, а имеет свою специфику и общественное назначение, которое выражается в выполняемых ими функциях. Следует отметить, что взгляды ученых на содержание финансов, излагаемые в различных учебниках, в целом совпадают. Однако в вопросе о функциях финансов имеются существенные разногласия. Так, Л.Н. Павлова наделяет государственные финансы, а конкретнее — финансовую систему в целом функциями планирования, организации, стимулирования и контроля, забывая, что это функции управления любым сложным процессом1. На уровне предприятия она называет функции воспроизводственную, распределительную и контрольную. В учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под редакцией В.К. Сенчагова и А.И. Архипова авторы наделяют финансы следующими функциями: распределительной, стимулирующей и контрольной, ссылаясь на то, что под функциями они понимают «работу», выполняемую финансами. В учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под ред. М. В. Романовского указано, что функции экономической категории отражают не «ее работу», а общественное назначение, присущее именно данной категории. Естественно, что распределительной, стимулирующей функцией обладают не только финансы, но и практически все другие категории — цена, заработная плата, прибыль и т.д. Общественное же назначение финансов как экономической категории выражается в трех функциях: • формирование денежных фондов (доходов); • использование денежных фондов (доходов); •контроль (с известными оговорками). Ни одной из приведенных выше категорий, по мнению авторов этого учебника, не присущи эти функции (кроме контрольной) и именно поэтому первые две функции выражают общественное назначение категории государственных финансов. Но при этом устойчивое формирование доходов государства и их эффективное использование обеспечиваются соответствующей организацией контроля. Однако наиболее распространенной точкой зрения на функции финансов является: распределительная, контрольная, регулирующая (стимулирующая). Материалы для самостоятельной работы Дайте определения следующим ключевым понятиям: финансы; публичные финансы; финансы организаций; централизованные финансы; децентрализованные финансы; функции финансов. Вопросы и задания 1. В чем отличия финансовых отношений от других видов денежных отношений? 2. В чем состоит отличие публичных финансов от финансов предприятий и финансов домохозяйств? 3. Какие существуют источники финансовых ресурсов государства, хозяйствующих субъектов, домохозяйств? 4. Раскройте социально-экономическую сущность финансов? Какие функции выполняют финансы?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.150 (0.008 с.) |