Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, влияющие на формирование институциональной структуры финансовых систем. Тенденции развития национальных финансовых систем.
Институциональная структура финансовой системы страны. Прежде чем дать характеристику финансовых систем отдельных стран, рассмотрим более подробно, как устроена ее институциональная структура, под которой мы будем понимать совокупность организаций, действующих в финансовом секторе экономики. На рис.15.1 дано наиболее общее представление институциональной структуры, применимое практически к любой стране. Финансовый сектор экономики можно рассматривать в широком и узком понимании. В первом случае к нему следует отнести как сами финансовые институты, так и контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамка финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов. Так, в Германии к группе наблюдательных и контролирующих органов относятся: Федеральное ведомство по кредитному делу (Bundesaufsichtsamt fuer das Kreditwesen), Федеральное ведомство по страховому делу (Bundesaufsichtsamt fuer das Versicherungswesen) и Федеральное ведомство по карателям (Bundesaufsichtsamt).
Рисунок 15.1. Институциональная структура финансовой системы страны
Основное назначение финансовых союзов состоит в представлении и защите интересов групп финансовых институтов перед государством и общественностью. Более полно функции финансовых союзов можно выразить следующим образом: · функция лоббирования интересов (осуществляется путем внесения предложений и поправок к законодательным и другим нормативным актам, представительства в законодательных и исполнительных государственных органах); · сервисные функции, оказываемые непосредственно финансовым институтам соответствующей группы (например, осуществление программ переподготовки, аудит, консультации и т. п.); · маркетинговые функции: формирование общественного мнения через средства массовой информации (public relation); · согласование интересов финансовых институтов в рамках союзов и выработка общих норм или рекомендаций, особенно в сфере ценообразования, методов конкурентной борьбы и др.
Финансовые институты в рамках собственно финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам. Различают центральный эмиссионный банк, ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот и других кредитных денег, а также центральные банки, которые выполняют регулирующие функции в рамках определенных банковских групп, например центральные банки кооперативного кредита. Наиболее крупную группу банков образуют коммерческие банки, которые можно рассматривать как сердцевину финансовой и банковской систем. Функции, принципы организации и полномочия банков обеих групп варьируют по отдельным странам в зависимости от различных факторов, которые будут рассмотрены ниже. В качестве небанковских или прочих финансовых посредников выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские или «банкоподобные» функции. Многообразие институтов этой группы часто является одним из признаков развитости финансовой системы страны. Однако в группе небанковских финансовых посредников можно все же выделить две большие подгруппы: · институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (например, в Германии - строительно-сберегательные кассы, инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, специализированные банки-гаранты); · институты, которые не считаются кредитными (страховые общества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании, дилерские компании и др.). Кредитными организациями в большинстве национальных законодательств называются юридически лица, которые преследуют как основную цель извлечение прибыли, действуют на основании разрешения (лицензии) центрального банка страны и имеют право осуществлять отдельные или все банковские операции. Банк - это основная разновидность кредитных организаций, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности все банковские операции, прежде всего привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законами или определяемые центральным банком. Необходимо также отметить, что иногда различают систему кредитных и фондовых институтов; первые действуют на рынке ссудного капитала, вторые - на рынке ценных бумаг. Однако такое деление не является однозначным, ибо один и тот же институт может выполнять часть функций как кредитного, так и фондового институтов. Чаще всего это относится к коммерческим банкам, за исключением случаев, когда по законодательству страны допуск банков к сделкам с ценными бумагам запрещен или резко ограничен. В то же время можно утверждать, что большинство институтов основную часть или все операции выполняют либо на рынке ссудного капитала (в эту группу входят, в частности, коммерческие банки, фактор-фирмы, лизинговые компании, ссудосберегательные ассоциации и т.п.), либо на фондовом рынке (например, фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, дилерские компании). Поэтому более обоснованно говорить о кредитных институтах в том смысле, как это определено национальным законодательством. Что касается фондовых институтов, то законодательно это понятие, как правило, не определено. Тем не менее в законодательств нередко приводится общая классификация фондовых институтов и определяются признаки каждого вида, цели и функции, которые они имеют право осуществлять. Для понимания приводимого в главе материала важно отметить, что в экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем - сегментированную и универсальную. В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это - фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы считается немецкая. Иногда говорят, что обратная сторона универсализма - возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций. Такое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах, как с универсальной, так и с сегментированными системами, существуют как организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, так и те, которые не имеют право это делать. Первые – это фактически небанковские кредитные организации. Таким образом, для определения типа национальных финансовых систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Так, в Германии в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961 г. к банковским операциям отнесены: (а) привлечение денежных средств сторонних лиц как с вознаграждением, так и без него; (6) предоставление денежных ссуд и акцептных кредитов; (в) покупка векселей и чеков; (г) приобретение и продажа ценных бумаг другим лицам; (д) хранение и управление ценными бумагами других лиц (депозитарные операции); (е)взятие обязательств по приобретению требований по ссудам до истечения их срока; (ж) выдача гарантий и поручительств; (з) осуществление безналичного денежного оборота и расчетов и некоторые другие. В то же время небанковским финансовым институтам запрещено принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии.
В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции). Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании (их общая характеристика дана ниже). Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или сегментированному образцу. Как будет показано ниже, это было характерно для финансовых систем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансовых систем. Поэтому в современных условиях лучше говорить не о строго сегментированных, а либо о смешанных финансовых системах, либо о сегментированных системах с элементами универсализации. О проявлениях универсализации можно судить на примере финансовой системы всех трех отмеченных выше стран. Сегментированные финансовые системы. Из развитых стран наиболее типичными представителями сегментированных систем, как отмечалось, являются США, Великобритания и Япония, к рассмотрению которых мы и переходим. При этом первоначально будет дана краткая историческая справка о развитии финансовых систем указанных стран, так как без этого трудно понять их современное состояние. Поскольку ядром финансовой системы является банковская, мы обратим основное внимание на нее. Именно через различия банковских систем проявляется и различие национальных финансовых систем. Что касается функций специализированных финансовых посредников, то они в большинстве стран однотипны (например, если речь идет о фондовых биржах, факторинговых, лизинговых компаниях и т. п.).
Финансовая система США. История развития. Первые частные акционерные банки. Тhе Bank of NewYork». «The Bank of Boston» в США были основаны в 1784 г. В 1791 г. возник «First Bank of the United States»,который открыл филиалы во всех важных портовых городах. Неудовлетворительная ситуация на валютном рынке, а также потребность в финансовых ресурсах в период Гражданской войны 1863 г. привели к изданию в этом же году Национального банковского акта (National Banking Act). В соответствии с ним было основано Ведомство валютного контроля, которое осуществляло надзор за банками, получившим сразу право эмиссии банкнот. Кроме того, банкам не разрешалось иметь филиальные отделения. Благодаря указанному акту возник дуализм в банковской системе: общенациональные банки и банки отдельных штатов. Наряду с этим появились и частные банки, принадлежавшие отдельным лицам, на создание которых требовалось разрешение либо федеральных органов, либо органов отдельных штатов. Среди банков отдельных штатов различают государственные банки, трастовые компании и сберегательные банки. Однако банки всех типов были аналогичны по кругу осуществлявшихся ими операций, т. е. фактически выступали как универсальные банки. Кроме того, они оперировали вынужденно как локальные банки. Однако благодаря многосторонним межбанковским депозитам банки США были тесно переплетены. В 1901 г. банки Нью-Йорка основали ассоциацию клиринговых домов по британскому образцу, к которой принадлежали 60 национальных банков и банков штатов, (частные банкирские дома не входили в этот круг). В результате банковского кризиса в период 1907-1913 гг. была создана Федеральная резервная система (ФРС) США и тем самым действующая в основе без изменений американская система центральных банков. До 1927 г. банкам запрещалось содержать филиалы вне своего месторасположения (исключение составляла Калифорния). С изданием Акта Макфэддена (McFadden Act) в 1927 г. (изменен в1933 г.) создание филиалов было разрешено в пределах штатов, где банк имел свой головной офис. «Черный четверг» 24 октября1929 г., когда резко обрушились курсы акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, вверг многие банки в кризис. Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бумаг (составляли свыше 35% всего кредитного портфеля банков), погашение которых после обвала рынка стало проблематичным. Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие депозитных вкладов и «бегство от банков», в результате чего многие из них обанкротились. Президент Рузвельт внес в 1933 г. законодательную инициативу о закрытии всех банков. Однако согласие Конгресса США на нее получено не было.
В 1933 г. был издан Акт Гласса - Стигала (Glass-Steagall Act). Он существенно расширил полномочия ФРС, в частности в отношении регулирования резервных позиций банков и запрета на определенные виды кредитов. Кроме того, было введено страхование вкладов. Именно указанным Актом финансовая система США преобразовывалась в сегментированную. С 1935 г. депозитным банкам запрещалось совершать какие-либо сделки с ценными бумагами. Частные банки по большей части превратились в инвестиционные; крупные банки, такие, как J. Р. Morgan, остались депозитными, а инвестиционное дело передали дружественным фирмам. Тем самым они сохранили частичный контроль за этой сферой. Сегментированный характер финансовой системы США был усилен Законом о банковских холдинговых компаниях (1956 г.), согласно которому небанковским компаниям было запрещено владеть банками. Органы регулирования и надзора за деятельностью банков и других финансовых институтов. Финансовая система США является одной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Наиболее существенную роль в регулировании деятельности банков играют три органа: ФРС США, Контролер денежного обращения и Федеральная корпорация по страхованию депозитов. Контролер денежного обращения - лицо, назначаемое Президентом США и ответственное за регулирование деятельности национальных банков и контроль за ней путем, ревизий. ФРС США - уникальная система центральных банков, число которых составляет 12. Они называются федеральными резервными банками (ФРБ) и имеют ряд филиалов в важнейших промышленных и деловых центрах США. Основы кредитно-денежной политики разрабатывает Совет управляющих ФРС. Основные функции ФРБ заключаются в хранении и управлении резервными средствами (валюта, золото), осуществлении клиринговых операций по платежным балансам депозитных учреждений и вкладам Государственного казначейства США, выпуске в обращение федеральных банкнот, контроле за процессами создания депозитов и кредитования депозитных учреждений [Долан и др., с. 192]. ФРБ контролируют и инспектируют деятельность банков - членов ФРС, банковских холдингов, филиалов и иностранных представительств банков в США. Они предоставляют коммерческим банка кредиты как кредиторы последней инстанции. Наконец, ФРБ оказывают целый ряд финансовых услуг, в частности выпуск в обращение и прием наличных денег, переводы денежных средств и др. ФРС функционирует как независимый от федерального правительства США орган, подотчетный только Конгрессу США. Банки - члены ФРС обязаны приобретать в ФРБ определенное количество акций, зависящее от их собственного акционерного капитала. На эти акции начисляются дивиденды, но размер их ограничен. Основная часть прибыли от деятельности ФРБ перечисляется в Государственное казначейство США, поскольку Коммерческая деятельность не является ключевой для ФРС. Банками – членами ФРС являются все общенациональные банки, а также по желанию и при соответствии требованиям ФРС банки штатов. В период с 50-80-х годов ХХ в. многие банки вышли из-под юрисдикции ФРС, поскольку последняя предъявляла весьма жесткие требования к своим членам, особенно в сфере установления резервных норм, а также установления потолка депозитных и ссудных ставок процента. Для устранения этого положения в 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением. Основные положения этого Закона предусматривали введение единых норм резервирования для коммерческих банков, взаимно-сберегательных банков, сберегательных и ссудных ассоциаций и других кредитных организаций, а также смягчение или снятие резервных требований (например, по срочным счетам). Современная структура банковской системы США. В настоящее время в США имеются различные виды учреждений банковского сектора ( ри с. 15.2). Приведем их краткую характеристику.
Рис. 15.2. Структура банковской системы США (кредитные институты) Коммерческие банки. Группа коммерческих банков наиболее многочисленная и занимает ведущее место на финансовых рынках США. Речь идет, в принципе, о депозитных банках, источниках и ресурсов которых являются в основном депозитные вклады (срочные и до востребования). Коммерческие банки осуществляют краткосрочное финансирование торговли, платежный оборот, включая операции с чеками и кредитными картами, трастовые услуги (управление имуществом). Кроме того, разрешается выполнять сделки с ценными бумагами, но за счет клиентов и по их поручению, что отражает тенденцию к размыванию границ отдельных видов финансовых институтов. Среди коммерческих банков различают два типа институтов: во-первых, банки с многочисленными филиалами и отделениями (Branch Banks) и банки. Которые либо вообще не имеют филиальной сети, либо она развита слабо (Unit Banks). Операции, которые осуществляют эти банки, однотипны, а различия заключаются лишь в организационной структуре, функциях менеджеров. Инвестиционные банки. Деятельность этих банков в США распространяется на три сферы: (а) торговля обращающимися ценными бумагами всех видов в качестве брокеров и дилеров; (6) эмиссионная функция в качестве андеррайтеров для лиц, которые ищут источники капитала; (в) консультации по вопросам слияний, поглощений, выгодных вложений капитала и т. д.. Если следовать данному в п. 23.1 определению банка, инвестиционный банк, строго говоря, банком не является, ибо он не выполняет родовые банковские функции, прежде всего, принятие вкладов и кредитование. Это подчеркивается и тем, что контроль деятельности инвестиционных банков США осуществляется Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (Securities and Exchange Commission, SEC), а не Советом ФРС. Инвестиционные банки обслуживают либо исключительно мелких вкладчиков капитала, либо институциональных, а в некоторых случаях - и тех, и других. С правовой точки зрения встречаются инвестиционные банки с неограниченной и ограниченной ответственностью членов. Инвестиционные банки стремятся к присутствию на всех наиболее популярных финансовых торговых площадках мира, в основном для удовлетворения запросов институциональных инвесторов. Сберегательные институты. Ссудосберегательные ассоциации получают разрешение на осуществление своей деятельности либо на федеральном уровне, либо на уровне штата. В первом случае они организованы на кооперативных началах, во втором - возможна и акционерная форма. В основном их пассивы представлены сберегательными и срочными вкладами. Активные сделки ограничиваются предоставлением ипотечных кредитов. Взаимно-сберегательные банки характеризуются шестью основными признаками: (1) разрешение на создание осуществляется на уровне штатов; (2) кооперативный характер; (3) специализация на сберегательной форме вкладов и финансировании сделок с недвижимостью; (4) относительно широкие возможности для вложения капитала; (5) являются должниками по отношению к вкладчикам капитала (в отличие от ссудосберегательные ассоциаций, которые принадлежат вкладчикам); (6) географическая концентрация (в основном на Северо-Западе США). Кредитные союзы (товарищества) могут создаваться как на федеральном уровне, так и уровне штата. В 80-х годах ХХ в. наблюдался бум создания кредитных союзов, которые так расширили свой операции, что во многих сферах (например, по сделкам с чеками, кредитными картами, предоставлению потребительских и ипотечных кредитов) они составляют серьезную конкуренцию коммерческим банкам. Некоторые подвижки в сторону универсализации финансовой системы США начались в конце 80-х годов ХХ в. В частности, в январе1989 г. ФРС предоставила банкам право давать гарантии по выпускам ценных бумаг дочерних компаний банковских холдингов. Ряд финансовых институтов США пытается периодически обходить ограничения, устанавливаемые для банков. Так, в 70-х годах ХХ в. возникли так называемые банки с ограниченными услугами (limited-service bank), называемые также «небанковскими банками». В отличие от коммерческих банков, они имели право выполнять лишь одну из двух ключевых банковских операций - либо принимать депозиты, либо выдавать ссуды. Создание таких организаций преследовало цель уйти из-под жесткой опеки ФРС и других контролирующих органов. Отдельный вид учреждений банковского сектора составляют заграничные банки - банки других государств, действующие на территории США. Финансовая система Великобритании. История развития. Первые частные банки Великобритании появились в XVIIв. С 30-х годов XIX В. существуют депозитные банки (клиринговые). В Великобритании к таковым относят банки, ограничивающие круг своих операций депозитными заимствованиями (пассивные сделки), краткосрочными операциями по предоставлению ломбардных кредитов (под залог ценных бумаг), учету векселей, а также отчасти предоставлению непокрытых контокоррентных кредитов. Таким образом, депозитные банки Великобритании по сути являются специализированными организациями и, кроме того, относятся к типу рисковых организаций. Наиболее известные торговые банки, так же как и сберегательные кассы, были созданы до середины XIX в. (кстати, первая касса появилась в 1804 г. в Тоттенхеме). После 1826 г. в предместье Лондона возник ряд банков, которые принимали депозитные вклады, эмитировали банкноты и выдавали краткосрочные торговые кредиты. Первыми из них в Лондоне в 1834 г. утвердились Лондонский и Вестминстерский банки. Эти банки начисляли проценты на депозиты в отличие от частных банкирских домов, получив перед ними, таким образом, конкурентное преимущество. До конца XIX в. перевес акционерных банков стал столь значительным, что многие частные банкиры также преобразовали свои дома в акционерные общества. Таким образом, например, возник в 1896 г. путем объединения 20 частных банков известный банк Barclays Bank Ltd. Волна слияний до Первой мировой привела к образованию так называемой «большой пятерки» (в 1968 г. трансформировалась в «большую четверку», в которую входят Barclays Bank, Midland Bank, Lloyds Ваnk и National Wеstminstег Ваnk). Это было оправданно в условиях острой конкуренции с немецкими банками. До Первой мировой войны британская банковская система специализировалась на финансировании различных торговых сегментов, особенно торговли с колониями. Индустриальное развитие поддерживалось банками в меньшей степени в отличие от континентальной Европы, где стал ярче проявляться универсализм банков. Инвестиции в Великобритании осуществлялись исключительно через инвестиционные компании, которые не были тесно связаны с банковской системой. Кроме того, вообще не было кредитных институтов, которые предоставляли бы инвестиционные кредиты сроком более одного года. После 1918 г. значительно уменьшились возможности самофинансирования промышленных предприятий, которые стали нуждаться в новых источниках капитала. Поэтому постепенно английские банки пошли по пути немецких, создавая картели путем участия банков в капитале промышленных предприятий. Для долгосрочного финансирования малых предприятий в 1934 г. был основан институт Credit for Industry Ltd., который представлял собой инвестиционный трест (lnvestment tгust) - разновидность инвестиционных компаний. Страховые компании и строительные общества осуществляли аккумуляцию сбережений мелких инвесторов для долгосрочного финансирования промышленности. Благодаря рациональной структуре капитала и умелому управлению ликвидностью большинство английских банков сумело выстоять в период мирового экономического кризиса. Лишь некоторые банки были вынуждены нести убытки от продажи ценных бумаг, чтобы выполнить свои обязательства перед зарубежными контрагентами. В 1973-1974 гг. в британской финансовой системе произошел кризис платежей, не затронувший, однако, клиринговые банки. Это привело к увеличению внешнего надзора за банками. В частности, Банковские акты (Banking Acts) от 1979 и 1987 гг. ужесточили процедуру создания коммерческих банков, принимающих вклады,- необходимо было получить разрешение от Банка Англии. Кроме того, законодательно установили надзор за деятельностью кредитных институтов, определили принципы привлечения депозитов и защиты вкладчиков. Актом о финансовых услугах (FinanciaJ Services Act) от 1986 г. был создан Фонд страхования вкладов, что повысило доверие к банковской системе. Структура банковской системы. Британские кредитные институты можно разделить на три больших блока: (1) розничные банки, которые являются национальными и преимущественно работают с конечной клиентурой (фирмами, частными лицами); (2) оптовые банки, которые, являясь также национальными, оперируют преимущественно на межбанковском рынке; (3) заграничные банки. Структура банковской системы Великобритании в целом представлена на рис. 15.3. дадим более развернутую характеристику отдельных видов финансовых институтов.
Рис.15.3. Банковская система Великобритании
Розничные банки. В эту группу входят депозитные и сберегательные банки. Депозитные банки доминируют в обслуживании частной клиентуры и располагают разветвленной сетью филиалов и отделений. Основной задачей клиринговых банков является осуществление платежного оборота; кроме того, они активно осуществляют депозитные и кредитные операции, действуют на международных финансовых рынках. Первоначально эти банки, как отмечалось, почти исключительно ограничивали свою кредитную политику предоставлением краткосрочных ломбардных и дисконтных кредитов. Однако наблюдается тенденция к росту долгосрочного кредитования. Сберегательные банки формируют свои пассивы преимущественно за счет сберегательных вкладов физических лиц. Использование полученных средств до 70-х годов ХХ в. жестко регламентировалось, и лишь в конце 70-х годов им было разрешено предоставлять кредиты сначала физическим лицам (1976 г.), а затем и фирма (1979 г.). В середине 70-х годов произошли крупные слияния этих банков; они были приватизированы и с тех пор функционируют как крупные коммерческие банки в составе TSB Group. Сберегательные банки имеют самую разветвленную филиальную сеть в Великобритании (более 13000 филиалов и отделений). На примере этих банков особенно четко прослеживается тенденция к концентрации и централизации в британской финансовой системе. Банки, входящие в TSB Group, осуществляют как типичные банковские операции, так и оказывают страховые услуги, инвестирование средств в крупные компании в составе холдинговых структур. К рассматриваемой группе институтов можно отнести также и строительные ассоциации, которые не являются типичными банками, но составляют конкуренцию депозитным банкам, привлекая под проценты средства частных лиц. Оптовые банки. В эту группу входят торговые банки, акцептные и эмиссионные дома. Первыми среди оптовых банков возникли торговые банки. Их первоначальная задача заключалась в финансировании товарооборота путем погашения торговых векселей и их авансирования. В настоящее время торговые банки занимаются широким кругом операций по финансовому обслуживанию и консультированию средних и крупных предприятий. Кроме того, они выступают в качестве инвестиционных банков для пенсионных фондов и страховых компаний, финансируют слияния и приобретения, торгуют акциями и другими ценными бумагами, предоставляют кратко- и среднесрочные кредиты. Торговые банки не проводят обычные для коммерческих банков операции по переводу денежных средств или принятию вкладов и выдаче ссуд населению. Торговые банки Великобритании играют ведущую роль на евровалютных рынках (еврокредитные и евродепозитные операции), а также на рынках срочных контрактов (финансовые фьючерсы, опционы, свопы и др.). Особую группу оптовых банков составляют акцептные дома, предоставляющие акцептные кредиты во внешней и внутренней торговле, однако в мировой торговле в последнее время такие кредиты используются редко. Суть акцептного кредитования состоит в том, что акцептные дома принимают и оплачивают от лица малоизвестных плательщиков переводные векселя, предъявляемые им за отгруженные товары. Акцептные дома совместно с депозитными банками практикуют также контокоррентные кредиты. Наконец последняя группа - э миссионные дома, представлена банками, основная цель деятельности которых эмиссия и размещение ценных бумаг на рынке. Заграничные (иностранные) банки. В эту группу входят британские банки, которые имеют резиденцию в Великобритании, но основной круг своих операций осуществляют за границей, а также банки других государств, имеющие филиалы в Великобритании. Первая группа банков характеризовала специфику британской финансовой системы в XIX - начале ХХ в. (так называемые колониальные банки), однако их численность постепенно уменьшалась, так как многие из них были поглощены депозитными банками. Благодаря разветвленной сети банков за рубежом Великобритания долгое время занимала главенствующее место в мировой финансовой системе, а английский фунт стерлингов являлся ключевой валютой. В последние десятилетия происходит обратный процесс размещения зарубежными банками своих филиалов и представительств в Великобритании. Среди них банки Японии, США, Швейцарии и других стран. В общей сложности более 100 крупнейших банков представлены в Великобритании, что вновь подчеркивает ведущую финансовую роль этой страны в мире. В финансовой системе Великобритании действует также специфическая группа финансовых институтов, называемых учетными домами. Они выступают операторами денежного рынка, привлекая свободные краткосрочные денежные средства других финансовых учреждений и ссужая их на короткий период лицам, нуждающимся в ликвидных средствах. Первоначальная деятельность учетных домов заключалась в учете коммерческих переводных векселей. Впоследствии эту функцию взяли на себя также акцептные дома. Учетные дома выполняют также роль посредника между Банком Англии и коммерческими банками, организуя рефинансирование последних через переучет казначейских векселей. Они покупают у Банка Англии эти векселя, а затем организуют аукционы среди коммерческих банков по их приобретению. Банк Англии гарантирует учетным домам кредиты за их обещание выкупать полностью выпуски казначейских векселей. Значительную часть своих ресурсов учетные дома формируют за счет ссуд до востребования, предоставляемых коммерческими банками. С середины 80-х годов прошлого века наблюдается четко выраженная тенденция к размыванию границ универсальной финансовой системы в Великобритании, усилившаяся из-за биржевого кризиса 1987 г. Это выражается, во-первых, в слияниях и поглощениях депозитных и торговых банков и, во-вторых, в образовании банками разных групп синдикатов и консорциумов для проведения совместных операций. Наконец, депозитные и торговые банки открыли у себя отделы ценных бумаги для осуществления операций с ними. В настоящее время в банковской системе Великобритании наблюдается высокая степень концентрации: почти 75% всех сделок приходится на банки «большой четверки». Банк Англии до конца 70-х годов ХХ в. не играл существенной роли в регулировании и контроле за деятельностью кредитных институтов. Однако в последние десятилетия его контролирующие функции усилились. Следует отметить, что английская банковская система в значительной мере похожа на банковскую систему США. В частности, большое сходство прослеживается между торговыми банками США и розничными банками Великобритании, а также инвестиционными банками США и оптовыми банками Великобритании. Различие заключается в том, что законодательное регулирование банковской системы в Великобритании началось позднее, чем в США, хотя английская банковская система имеет более длительную историю. Финансовая система Японии. История развития. Рождение банковской системы Японии (БСЯ) датируется 1868 г. После окончания добровольной изоляции Японии была введена в обращение иена как национальная валюта. В качестве одной из важнейших частей экономической системы страны, которая могла обеспечить защиту от экспансионистских устремлений колониальных властей, должна была послужить банковская система, создававшаяся по образцу европейских. При этом использовались элементы банковских систем различных стран. Создаваемые банки использовались как инструмент государственной экономической политики. В тот период группы предприятий находились во владении семейных кланов (zaibatsu), и в рамках каждой группы координирующие функции и функции финансирования выполнял один банк. Предпринятая по окончании Второй мировой войны попытка американских оккупационных властей расчленить эти хозяйственные группы в соответствии с Антимонопольным актом 1947 г. оказалась неудачной. После распродажи части пакетов акций, которые находились в руках отдельных семей, через многосторонние участия возникли новые хозяйственные группы (keiretsu), ядро которых опять-таки составлял банк. При восстановлении своей экономики японцами была взята за основу американская сегментированная банковская система с некоторыми модификациями. Секторы «коммерческие банки», «инвестиционные банки», «банки долгосрочного кредитования» и «банки, осуществляющие доверительные операции», были разделены. Однако в период изменения банковского законодательства в 1981 г. границы между институциональными группами стали размываться. С апреля 1993 г. институты, действующие в отдельных секторах, имеют право создавать дочерние структуры, которые осуществляют функции институтов из других секторов либо присоединяют подобного рода институты. В отдельных случаях требуется все же получение лицензии в министерстве финансов. В результате так называемого периода «экономики мыльных пузырей» (Bubble Есопоту) в японской банковской системе возник кризис, который привел к процессам концентрации и изменения структуры в пользу крупных финансовых институтов. Законом о реформировании финансовой системы были инициированы слияния банков долгосрочного кредитования и Банка Токио.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.20.123.227 (0.055 с.) |