Факторы, влияющие на формирование институциональной структуры финансовых систем. Тенденции развития национальных финансовых систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, влияющие на формирование институциональной структуры финансовых систем. Тенденции развития национальных финансовых систем.



 

Институциональная структура финансовой системы страны. Прежде чем дать характеристику финансовых систем отдельных стран, рассмотрим более подробно, как устроена ее институциональ­ная структура, под которой мы будем понимать совокупность органи­заций, действующих в финансовом секторе экономики. На рис.15.1 дано наиболее общее представление институциональной структуры, применимое практически к любой стране.

Финансовый сектор экономики можно рассматривать в широком и узком понимании. В первом случае к нему следует отнести как сами финансовые институты, так и контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы.

Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамка финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных норматив­ных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятель­ностью финансовых институтов.

Так, в Германии к группе наблюдательных и контролирующих органов относятся: Федеральное ведомство по кредитному делу (Bundesaufsichtsamt fuer das Kreditwesen), Федеральное ведомство по страховому делу (Bundesaufsichtsamt fuer das Versicherungswesen) и Федеральное ведомство по карателям (Bundesaufsichtsamt).

 

 

 

 


Рисунок 15.1. Институциональная структура финансовой системы страны

 

 

Основное назначение финансовых союзов состоит в представле­нии и защите интересов групп финансовых институтов перед госу­дарством и общественностью. Более полно функции финансовых союзов можно выразить следующим образом:

· функция лоббирования интересов (осуществляется путем внесения предложений и поправок к законодательным и другим нормативным актам, представительства в законодательных и исполнитель­ных государственных органах);

· сервисные функции, оказываемые непосредственно финансовым институтам соответствующей группы (например, осуществление про­грамм переподготовки, аудит, консультации и т. п.);

· маркетинговые функции: формирование общественного мнения через средства массовой информации (public relation);

· согласование интересов финансовых институтов в рамках сою­зов и выработка общих норм или рекомендаций, особенно в сфере ценообразования, методов конкурентной борьбы и др.

Финансовые институты в рамках собственно финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам. Раз­личают центральный эмиссионный банк, ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот и других кредитных денег, а также центральные банки, которые выполняют регулирующие функции в рамках определенных банковских групп, например центральные банки кооперативного кредита. Наиболее крупную группу банков образуют коммерческие банки, которые можно рассматривать как сердцевину финансовой и банковской систем. Функции, принципы организации и полномочия банков обеих групп варьируют по отдельным странам в зависимости от различных факторов, которые будут рассмотрены ниже. В качестве небанковских или прочих финансовых посредников выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские или «банкоподобные» функции. Многообразие институтов этой группы часто является одним из признаков разви­тости финансовой системы страны. Однако в группе небанковских финансовых посредников можно все же выделить две большие под­группы:

· институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (например, в Германии - строительно-сберегательные кассы, инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, специализированные банки-гаранты);

· институты, которые не считаются кредитными (страховые об­щества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые ком­пании, дилерские компании и др.).

Кредитными организациями в большинстве национальных зако­нодательств называются юридически лица, которые преследуют как основную цель извлечение прибыли, действуют на основании разре­шения (лицензии) центрального банка страны и имеют право осуще­ствлять отдельные или все банковские операции.

Банк - это основная разновидность кредитных организаций, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности все банковские операции, прежде всего привлечение во вклады денеж­ных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физи­ческих и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законами или оп­ределяемые центральным банком.

Необходимо также отметить, что иногда различают систему кре­дитных и фондовых институтов; первые действуют на рынке ссудно­го капитала, вторые - на рынке ценных бумаг. Однако такое деление не является однозначным, ибо один и тот же институт может вы­полнять часть функций как кредитного, так и фондового институтов. Чаще всего это относится к коммерческим банкам, за исключением случаев, когда по законодательству страны допуск банков к сделкам с ценными бумагам запрещен или резко ограничен. В то же время можно утверждать, что большинство институтов основную часть или все операции выполняют либо на рынке ссудного капитала (в эту группу входят, в частности, коммерческие банки, фактор-фирмы, лизинговые компании, ссудосберегательные ассоциации и т.п.), либо на фондовом рынке (например, фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, дилерские компании). Поэтому более обоснованно говорить о кредитных институтах в том смысле, как это опреде­лено национальным законодательством. Что касается фондовых институтов, то законодательно это понятие, как правило, не определено. Тем не менее в законодательств нередко приводится общая классификация фондовых институтов и определяются признаки каж­дого вида, цели и функции, которые они имеют право осуществлять.

Для понимания приводимого в главе материала важно отметить, что в экономически развитых странах традиционно выделяют два ос­новных типа финансовых систем - сегментированную и универсаль­ную. В универсальной финансовой системе законодательно не огра­ничивается выполнение банками тех операций финансового обслужи­вания, которые не относятся к банковским. Это - фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы считается немецкая. Иногда говорят, что обратная сторона универсализма - возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций. Та­кое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах, как с универсальной, так и с сегментированными системами, существуют как организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, так и те, которые не имеют право это делать. Первые – это фактически небанковские кредитные организации.

Таким образом, для определения типа национальных финансовых систем важно знать, какие операции относятся по закону к банков­ским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банков­ские операции определяются преимущественно установленным пе­речнем, причем их состав периодически пересматривается в соответ­ствии с изменением законодательных актов. Так, в Германии в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961 г. к банковским операциям отнесены: (а) привлечение денежных средств сторонних лиц как с вознаграждением, так и без него; (6) предостав­ление денежных ссуд и акцептных кредитов; (в) покупка векселей и чеков; (г) приобретение и продажа ценных бумаг другим лицам; (д) хранение и управление ценными бумагами других лиц (депози­тарные операции); (е)взятие обязательств по приобретению требований по ссудам до истечения их срока; (ж) выдача гарантий и пору­чительств; (з) осуществление безналичного денежного оборота и рас­четов и некоторые другие. В то же время небанковским финансовым институтам запрещено принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии.

В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер дея­тельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции). Сегментированная система преобладала долгое время в США, Япо­нии и Великобритании (их общая характеристика дана ниже).

Приведенное деление на универсальные и сегментированные фи­нансовые системы в современных условиях все же не носит абсо­лютного характера. Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или сегментированному образцу. Как будет показано ниже, это было характерно для финансовых сис­тем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в послед­ние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансовых систем. Поэтому в современных усло­виях лучше говорить не о строго сегментированных, а либо о сме­шанных финансовых системах, либо о сегментированных системах с элементами универсализации. О проявлениях универсализации мож­но судить на примере финансовой системы всех трех отмеченных выше стран.

Сегментированные финансовые системы. Из развитых стран наиболее типичными представителями сегмен­тированных систем, как отмечалось, являются США, Великобритания и Япония, к рассмотрению которых мы и переходим. При этом перво­начально будет дана краткая историческая справка о развитии финан­совых систем указанных стран, так как без этого трудно понять их современное состояние. Поскольку ядром финансовой системы явля­ется банковская, мы обратим основное внимание на нее. Именно через различия банковских систем проявляется и различие националь­ных финансовых систем. Что касается функций специализированных финансовых посредников, то они в большинстве стран однотипны (например, если речь идет о фондовых биржах, факторинговых, ли­зинговых компаниях и т. п.).

Финансовая система США. История развития. Первые частные акционерные банки. Тhе Bank of NewYork». «The Bank of Boston» в США были основаны в 1784 г. В 1791 г. возник «First Bank of the United States»,который открыл филиалы во всех важных портовых городах.

Неудовлетворительная ситуация на валютном рынке, а также потребность в финансовых ресурсах в период Гражданской войны 1863 г. привели к изданию в этом же году Национального банковского акта (National Banking Act). В соответствии с ним было основано Ведомство валютного контроля, которое осуществляло надзор за банками, получившим сразу право эмиссии банкнот. Кроме того, банкам не разрешалось иметь филиальные отделения. Благодаря указанному акту возник дуализм в банковской системе: общенациональные банки и банки отдельных штатов. Наряду с этим появились и частные банки, принадлежавшие отдельным лицам, на создание ко­торых требовалось разрешение либо федеральных органов, либо ор­ганов отдельных штатов. Среди банков отдельных штатов различают государственные банки, трастовые компании и сберегательные банки.

Однако банки всех типов были аналогичны по кругу осуществ­лявшихся ими операций, т. е. фактически выступали как универсаль­ные банки. Кроме того, они оперировали вынужденно как локальные банки. Однако благодаря многосторонним межбанковским депозитам банки США были тесно переплетены.

В 1901 г. банки Нью-Йорка основали ассоциацию клиринговых домов по британскому образцу, к которой принадлежали 60 нацио­нальных банков и банков штатов, (частные банкирские дома не вхо­дили в этот круг).

В результате банковского кризиса в период 1907-1913 гг. была создана Федеральная резервная система (ФРС) США и тем самым действующая в основе без изменений американская система цен­тральных банков.

До 1927 г. банкам запрещалось содержать филиалы вне своего месторасположения (исключение составляла Калифорния). С изда­нием Акта Макфэддена (McFadden Act) в 1927 г. (изменен в1933 г.) создание филиалов было разрешено в пределах штатов, где банк имел свой головной офис. «Черный четверг» 24 октября1929 г., когда резко обрушились курсы акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, вверг многие банки в кризис. Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бу­маг (составляли свыше 35% всего кредитного портфеля банков), по­гашение которых после обвала рынка стало проблематичным. Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие депозит­ных вкладов и «бегство от банков», в результате чего многие из них обанкротились. Президент Рузвельт внес в 1933 г. законодательную инициативу о закрытии всех банков. Однако согласие Конгресса США на нее получено не было.

В 1933 г. был издан Акт Гласса - Стигала (Glass-Steagall Act). Он существенно расширил полномочия ФРС, в частности в отноше­нии регулирования резервных позиций банков и запрета на опреде­ленные виды кредитов. Кроме того, было введено страхование вкла­дов. Именно указанным Актом финансовая система США преобразовывалась в сегментированную. С 1935 г. депозитным банкам запрещалось совершать какие-либо сделки с ценными бумагами. Частные банки по большей части превратились в инвестиционные; крупные банки, такие, как J. Р. Morgan, остались депозитными, а ин­вестиционное дело передали дружественным фирмам. Тем самым они сохранили частичный контроль за этой сферой.

Сегментированный характер финансовой системы США был уси­лен Законом о банковских холдинговых компаниях (1956 г.), соглас­но которому небанковским компаниям было запрещено владеть бан­ками.

Органы регулирования и надзора за деятельностью банков и других финансовых институтов. Финансовая система США являет­ся одной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Наиболее существенную роль в ре­гулировании деятельности банков играют три органа: ФРС США, Контролер денежного обращения и Федеральная корпорация по страхованию депозитов.

Контролер денежного обращения - лицо, назначаемое Президен­том США и ответственное за регулирование деятельности нацио­нальных банков и контроль за ней путем, ревизий.

ФРС США - уникальная система центральных банков, число ко­торых составляет 12. Они называются федеральными резервными банками (ФРБ) и имеют ряд филиалов в важнейших промышлен­ных и деловых центрах США. Основы кредитно-денежной политики разрабатывает Совет управляющих ФРС. Основные функции ФРБ заключаются в хранении и управлении резервными средствами (ва­люта, золото), осуществлении клиринговых операций по платежным балансам депозитных учреждений и вкладам Государственного казна­чейства США, выпуске в обращение федеральных банкнот, контроле за процессами создания депозитов и кредитования депозитных учре­ждений [Долан и др., с. 192]. ФРБ контролируют и инспектируют деятельность банков - членов ФРС, банковских холдингов, филиа­лов и иностранных представительств банков в США. Они предостав­ляют коммерческим банка кредиты как кредиторы последней ин­станции. Наконец, ФРБ оказывают целый ряд финансовых услуг, в частности выпуск в обращение и прием наличных денег, переводы денежных средств и др.

ФРС функционирует как независимый от федерального прави­тельства США орган, подотчетный только Конгрессу США.

Банки - члены ФРС обязаны приобретать в ФРБ определенное количество акций, зависящее от их собственного акционерного капи­тала. На эти акции начисляются дивиденды, но размер их ограничен. Основная часть прибыли от деятельности ФРБ перечисляется в Государственное казначейство США, поскольку Коммерческая деятель­ность не является ключевой для ФРС.

Банками – членами ФРС являются все общенациональные банки, а также по желанию и при со­ответствии требованиям ФРС банки штатов.

В период с 50-80-х годов ХХ в. многие банки вышли из-под юрисдикции ФРС, поскольку последняя предъявляла весьма жесткие требования к своим членам, особенно в сфере установления резерв­ных норм, а также установления потолка депозитных и ссудных ста­вок процента. Для устранения этого положения в 1980 г. был при­нят Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением. Основные положения этого Закона преду­сматривали введение единых норм резервирования для коммерче­ских банков, взаимно-сберегательных банков, сберегательных и ссуд­ных ассоциаций и других кредитных организаций, а также смягчение или снятие резервных требований (например, по срочным счетам).

Современная структура банковской системы США. В настоящее время в США имеются различные виды учреждений банковского сектора ( ри с. 15.2). Приведем их краткую характеристику.

 

 

 


Рис. 15.2. Структура банковской системы США (кредитные институты)

Коммерческие банки. Группа коммерческих банков наиболее многочисленная и занимает ведущее место на финансовых рынках США. Речь идет, в принципе, о депозитных банках, источниках и ре­сурсов которых являются в основном депозитные вклады (срочные и до востребования). Коммерческие банки осуществляют краткосрочное финансирование торговли, платежный оборот, включая операции с чеками и кредитными картами, трастовые услуги (управление имуществом). Кроме того, разрешается выполнять сделки с ценными бу­магами, но за счет клиентов и по их поручению, что отражает тенденцию к размыванию границ отдельных видов финансовых институтов.

Среди коммерческих банков различают два типа институтов: во-первых, банки с многочисленными филиалами и отделениями (Branch Banks) и банки. Которые либо вообще не имеют филиальной сети, либо она развита слабо (Unit Banks). Операции, которые осу­ществляют эти банки, однотипны, а различия заключаются лишь в организационной структуре, функциях менеджеров.

Инвестиционные банки. Деятельность этих банков в США распро­страняется на три сферы: (а) торговля обращающимися ценными бу­магами всех видов в качестве брокеров и дилеров; (6) эмиссионная функция в качестве андеррайтеров для лиц, которые ищут источни­ки капитала; (в) консультации по вопросам слияний, поглощений, выгодных вложений капитала и т. д..

Если следовать данному в п. 23.1 определению банка, инвестици­онный банк, строго говоря, банком не является, ибо он не выполня­ет родовые банковские функции, прежде всего, принятие вкладов и кредитование. Это подчеркивается и тем, что контроль деятельности инвестиционных банков США осуществляется Комиссией по цен­ным бумагам и фондовому рынку (Securities and Exchange Commission, SEC), а не Советом ФРС.

Инвестиционные банки обслуживают либо исключительно мелких вкладчиков капитала, либо институциональных, а в некоторых случа­ях - и тех, и других. С правовой точки зрения встречаются инвести­ционные банки с неограниченной и ограниченной ответственностью членов. Инвестиционные банки стремятся к присутствию на всех наи­более популярных финансовых торговых площадках мира, в основном для удовлетворения запросов институциональных инвесторов.

Сберегательные институты. Ссудосберегательные ассоциации по­лучают разрешение на осуществление своей деятельности либо на федеральном уровне, либо на уровне штата. В первом случае они организованы на кооперативных началах, во втором - возможна и акционерная форма. В основном их пассивы представлены сберегательными и срочными вкладами. Активные сделки ограничиваются предоставлением ипотечных кредитов.

Взаимно-сберегательные банки характеризуются шестью основны­ми признаками: (1) разрешение на создание осуществляется на уровне штатов; (2) кооперативный характер; (3) специализация на сбере­гательной форме вкладов и финансировании сделок с недвижимостью; (4) относительно широкие возможности для вложения капитала; (5) являются должниками по отношению к вкладчикам ка­питала (в отличие от ссудосберегательные ассоциаций, которые принадлежат вкладчикам); (6) географическая концентрация (в основном на Северо-Западе США).

Кредитные союзы (товарищества) могут создаваться как на федеральном уровне, так и уровне штата. В 80-х годах ХХ в. наблюдался бум создания кредитных союзов, которые так расширили свой операции, что во многих сферах (например, по сделкам с чеками, кредит­ными картами, предоставлению потребительских и ипотечных креди­тов) они составляют серьезную конкуренцию коммерческим банкам.

Некоторые подвижки в сторону универсализации финансовой сис­темы США начались в конце 80-х годов ХХ в. В частности, в январе1989 г. ФРС предоставила банкам право давать гарантии по выпус­кам ценных бумаг дочерних компаний банковских холдингов. Ряд фи­нансовых институтов США пытается периодически обходить ограни­чения, устанавливаемые для банков. Так, в 70-х годах ХХ в. возникли так называемые банки с ограниченными услугами (limited-service bank), называемые также «небанковскими банками». В отличие от коммерческих банков, они имели право выполнять лишь одну из двух ключевых банковских операций - либо принимать депозиты, либо вы­давать ссуды. Создание таких организаций преследовало цель уйти из-под жесткой опеки ФРС и других контролирующих органов.

Отдельный вид учреждений банковского сектора составляют за­граничные банки - банки других государств, действующие на терри­тории США.

Финансовая система Великобритании. История развития. Первые частные банки Великобритании поя­вились в XVIIв. С 30-х годов XIX В. существуют депозитные банки (клиринговые). В Великобритании к таковым относят банки, ограни­чивающие круг своих операций депозитными заимствованиями (пас­сивные сделки), краткосрочными операциями по предоставлению ломбардных кредитов (под залог ценных бумаг), учету векселей, а также отчасти предоставлению непокрытых контокоррентных кре­дитов. Таким образом, депозитные банки Великобритании по сути являются специализированными организациями и, кроме того, отно­сятся к типу рисковых организаций.

Наиболее известные торговые банки, так же как и сберегательные кассы, были созданы до середины XIX в. (кстати, первая касса поя­вилась в 1804 г. в Тоттенхеме).

После 1826 г. в предместье Лондона возник ряд банков, которые принимали депозитные вклады, эмитировали банкноты и выдавали краткосрочные торговые кредиты. Первыми из них в Лондоне в 1834 г. утвердились Лондонский и Вестминстерский банки. Эти банки начис­ляли проценты на депозиты в отличие от частных банкирских домов, получив перед ними, таким образом, конкурентное преимущество.

До конца XIX в. перевес акционерных банков стал столь значитель­ным, что многие частные банкиры также преобразовали свои дома в акционерные общества. Таким образом, например, возник в 1896 г. пу­тем объединения 20 частных банков известный банк Barclays Bank Ltd. Волна слияний до Первой мировой привела к образованию так называемой «большой пятерки» (в 1968 г. трансформировалась в «большую четверку», в которую входят Barclays Bank, Midland Bank, Lloyds Ваnk и National Wеstminstег Ваnk). Это было оправданно в условиях острой конкуренции с немецкими банками.

До Первой мировой войны британская банковская система специа­лизировалась на финансировании различных торговых сегментов, осо­бенно торговли с колониями. Индустриальное развитие поддержива­лось банками в меньшей степени в отличие от континентальной Ев­ропы, где стал ярче проявляться универсализм банков. Инвестиции в Великобритании осуществлялись исключительно через инвестицион­ные компании, которые не были тесно связаны с банковской системой. Кроме того, вообще не было кредитных институтов, которые предоставляли бы инвестиционные кредиты сроком более одного года.

После 1918 г. значительно уменьшились возможности самофинанси­рования промышленных предприятий, которые стали нуждаться в но­вых источниках капитала. Поэтому постепенно английские банки по­шли по пути немецких, создавая картели путем участия банков в капи­тале промышленных предприятий. Для долгосрочного финансирования малых предприятий в 1934 г. был основан институт Credit for Industry Ltd., который представлял собой инвестиционный трест (lnvestment tгust) - разновидность инвестиционных компаний. Страховые компании и строительные общества осуществляли аккумуляцию сбережений мел­ких инвесторов для долгосрочного финансирования промышленности.

Благодаря рациональной структуре капитала и умелому управлению ликвидностью большинство английских банков сумело выстоять в период мирового экономического кризиса. Лишь некоторые банки были вынуждены нести убытки от продажи ценных бумаг, чтобы выполнить свои обязательства перед зарубежными контрагентами.

В 1973-1974 гг. в британской финансовой системе произошел кризис платежей, не затронувший, однако, клиринговые банки. Это привело к увеличению внешнего надзора за банками. В частности, Банковские акты (Banking Acts) от 1979 и 1987 гг. ужесточили процедуру создания коммерческих банков, принимающих вклады,- необходимо было полу­чить разрешение от Банка Англии. Кроме того, законодательно установили надзор за деятельностью кредитных институтов, определили принципы привлечения депозитов и защиты вкладчиков. Актом о фи­нансовых услугах (FinanciaJ Services Act) от 1986 г. был создан Фонд страхования вкладов, что повысило доверие к банковской системе.

Структура банковской системы. Британские кредитные институты можно разделить на три больших блока: (1) розничные банки, которые являются национальными и преимущественно работают с конечной клиентурой (фирмами, частными лицами); (2) оптовые банки, которые, являясь также национальными, оперируют преимущественно на межбанковском рынке; (3) заграничные банки. Структура банковской системы Великобритании в целом представлена на рис. 15.3. дадим более развернутую характеристику отдельных видов финансовых институтов.

 


 

Рис.15.3. Банковская система Великобритании

 

Розничные банки. В эту группу входят депозитные и сберегатель­ные банки. Депозитные банки доминируют в обслуживании частной клиентуры и располагают разветвленной сетью филиалов и отделений. Основной задачей клиринговых банков является осуществление платежного оборота; кроме того, они активно осуществляют депозит­ные и кредитные операции, действуют на международных финансо­вых рынках. Первоначально эти банки, как отмечалось, почти ис­ключительно ограничивали свою кредитную политику предоставле­нием краткосрочных ломбардных и дисконтных кредитов. Однако наблюдается тенденция к росту долгосрочного кредитования.

Сберегательные банки формируют свои пассивы преимуществен­но за счет сберегательных вкладов физических лиц. Использование полученных средств до 70-х годов ХХ в. жестко регламентировалось, и лишь в конце 70-х годов им было разрешено предоставлять креди­ты сначала физическим лицам (1976 г.), а затем и фирма (1979 г.). В середине 70-х годов произошли крупные слияния этих банков; они были приватизированы и с тех пор функционируют как крупные коммерческие банки в составе TSB Group. Сберегательные бан­ки имеют самую разветвленную филиальную сеть в Великобритании (более 13000 филиалов и отделений). На примере этих банков осо­бенно четко прослеживается тенденция к концентрации и централизации в британской финансовой системе. Банки, входящие в TSB Group, осуществляют как типичные банковские операции, так и ока­зывают страховые услуги, инвестирование средств в крупные компании в составе холдинговых структур.

К рассматриваемой группе институтов можно отнести также и строительные ассоциации, которые не являются типичными банками, но составляют конкуренцию депозитным банкам, привлекая под проценты средства частных лиц.

Оптовые банки. В эту группу входят торговые банки, акцептные и эмиссионные дома. Первыми среди оптовых банков возникли тор­говые банки. Их первоначальная задача заключалась в финансирова­нии товарооборота путем погашения торговых векселей и их аванси­рования. В настоящее время торговые банки занимаются широким кругом операций по финансовому обслуживанию и консультирова­нию средних и крупных предприятий. Кроме того, они выступают в качестве инвестиционных банков для пенсионных фондов и страхо­вых компаний, финансируют слияния и приобретения, торгуют ак­циями и другими ценными бумагами, предоставляют кратко- и сред­несрочные кредиты. Торговые банки не проводят обычные для ком­мерческих банков операции по переводу денежных средств или принятию вкладов и выдаче ссуд населению. Торговые банки Вели­кобритании играют ведущую роль на евровалютных рынках (еврок­редитные и евродепозитные операции), а также на рынках срочных контрактов (финансовые фьючерсы, опционы, свопы и др.).

Особую группу оптовых банков составляют акцептные дома, пре­доставляющие акцептные кредиты во внешней и внутренней торгов­ле, однако в мировой торговле в последнее время такие кредиты ис­пользуются редко. Суть акцептного кредитования состоит в том, что акцептные дома принимают и оплачивают от лица малоизвестных плательщиков переводные векселя, предъявляемые им за отгружен­ные товары. Акцептные дома совместно с депозитными банками практикуют также контокоррентные кредиты.

Наконец последняя группа - э миссионные дома, представлена бан­ками, основная цель деятельности которых эмиссия и размещение ценных бумаг на рынке.

Заграничные (иностранные) банки. В эту группу входят британ­ские банки, которые имеют резиденцию в Великобритании, но основной круг своих операций осуществляют за границей, а также бан­ки других государств, имеющие филиалы в Великобритании. Первая группа банков характеризовала специфику британской финансовой системы в XIX - начале ХХ в. (так называемые колониальные бан­ки), однако их численность постепенно уменьшалась, так как многие из них были поглощены депозитными банками. Благодаря разветв­ленной сети банков за рубежом Великобритания долгое время зани­мала главенствующее место в мировой финансовой системе, а анг­лийский фунт стерлингов являлся ключевой валютой.

В последние десятилетия происходит обратный процесс размеще­ния зарубежными банками своих филиалов и представительств в Ве­ликобритании. Среди них банки Японии, США, Швейцарии и дру­гих стран. В общей сложности более 100 крупнейших банков пред­ставлены в Великобритании, что вновь подчеркивает ведущую финансовую роль этой страны в мире.

В финансовой системе Великобритании действует также специфическая группа финансовых институтов, называемых учетными домами.

Они выступают операторами денежного рынка, привлекая свободные краткосрочные денежные средства других финансовых учреждений и ссужая их на короткий период лицам, нуждающимся в ликвидных средствах. Первоначальная деятельность учетных домов заключалась в учете коммерческих переводных векселей. Впоследствии эту функцию взяли на себя также акцептные дома. Учетные дома выполняют также роль посредника между Банком Англии и коммерческими банками, организуя рефинансирование последних через переучет казначейских векселей. Они покупают у Банка Англии эти векселя, а затем органи­зуют аукционы среди коммерческих банков по их приобретению. Банк Англии гарантирует учетным домам кредиты за их обещание выкупать полностью выпуски казначейских векселей. Значительную часть своих ресурсов учетные дома формируют за счет ссуд до вос­требования, предоставляемых коммерческими банками.

С середины 80-х годов прошлого века наблюдается четко выра­женная тенденция к размыванию границ универсальной финансовой системы в Великобритании, усилившаяся из-за биржевого кризиса 1987 г. Это выражается, во-первых, в слияниях и поглощениях депо­зитных и торговых банков и, во-вторых, в образовании банками раз­ных групп синдикатов и консорциумов для проведения совместных операций. Наконец, депозитные и торговые банки открыли у себя отделы ценных бумаги для осуществления операций с ними.

В настоящее время в банковской системе Великобритании наблю­дается высокая степень концентрации: почти 75% всех сделок прихо­дится на банки «большой четверки».

Банк Англии до конца 70-х годов ХХ в. не играл существенной роли в регулировании и контроле за деятельностью кредитных ин­ститутов. Однако в последние десятилетия его контролирующие функции усилились.

Следует отметить, что английская банковская система в значи­тельной мере похожа на банковскую систему США. В частности, большое сходство прослеживается между торговыми банками США и розничными банками Великобритании, а также инвестиционными банками США и оптовыми банками Великобритании. Различие за­ключается в том, что законодательное регулирование банковской системы в Великобритании началось позднее, чем в США, хотя английская банковская система имеет более длительную историю.

Финансовая система Японии. История развития. Рождение банковской системы Японии (БСЯ) датируется 1868 г. После окончания добровольной изоляции Японии была введена в обращение иена как национальная валюта. В качестве одной из важнейших частей экономической системы страны, которая могла обеспечить защиту от экспансионистских устремлений колониальных властей, должна была послужить банковская система, создававшаяся по образцу европейских. При этом использовались элементы банковских систем различных стран. Создаваемые банки использовались как инструмент государственной экономической по­литики. В тот период группы предприятий находились во владении семейных кланов (zaibatsu), и в рамках каждой группы координи­рующие функции и функции финансирования выполнял один банк.

Предпринятая по окончании Второй мировой войны попытка американских оккупационных властей расчленить эти хозяйственные группы в соответствии с Антимонопольным актом 1947 г. оказалась неудачной. После распродажи части пакетов акций, которые находи­лись в руках отдельных семей, через многосторонние участия воз­никли новые хозяйственные группы (keiretsu), ядро которых опять-таки составлял банк. При восстановлении своей экономики японцами была взята за основу американская сегментированная бан­ковская система с некоторыми модификациями. Секторы «коммерче­ские банки», «инвестиционные банки», «банки долгосрочного креди­тования» и «банки, осуществляющие доверительные операции», были разделены. Однако в период изменения банковского законода­тельства в 1981 г. границы между институциональными группами стали размываться. С апреля 1993 г. институты, действующие в от­дельных секторах, имеют право создавать дочерние структуры, кото­рые осуществляют функции институтов из других секторов либо присоединяют подобного рода институты. В отдельных случаях требуется все же получение лицензии в министерстве финансов.

В результате так называемого периода «экономики мыльных пузырей» (Bubble Есопоту) в японской банковской системе возник кризис, который привел к процессам концентрации и изменения структуры в пользу крупных финансовых институтов. Законом о ре­формировании финансовой системы были инициированы слияния банков долгосрочного кредитования и Банка Токио.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.20.123.227 (0.055 с.)