Тема 4.Управление государственными финансами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.Управление государственными финансами



Финансовое планирование и прогнозирование

Управление государственными финансами – это сложный процесс, представляющий единство управляемой (объект) и управляющей (субъект) систем.

Объект управления финансами – различные виды финансовых отношений (денежных), которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил.

Субъект управления – специальные службы (органы, подразделения) называемые финансовым аппаратом.

Существуют прямые и косвенные методы регулирования финансов со стороны государства.

Прямые методы регулирования:

- лицензирование предпринимательской деятельности;

- финансовое дотирование и субсидирование производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;

- применение государственной монополии и акцизного налогообложения;

- проведение политики социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

- установление льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

- применение финансовых санкций к нарушителям финансовой дисциплины.

Косвенные методы регулирования:

- формирование и поддержка конкурентной среды и ограничение монополизации рынка;

- государственное регулирование цен естественных монополий;

- проведение эффективной таможенной политики;

- содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;

- содействие развитию рынка капиталов.

Основными органами управления финансовой системой являются: Федеральное Собрание, Президент, Правительство.

Органы законодательной власти: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам государственной Думы и Совете Федерации; Счетная палата РФ.

Органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ, налоговые службы, система казначейства, таможенная служба.

На уровне хозяйствующих субъектов управление финансами определяется его высшим руководством и зависит от размеров предприятия и вида его деятельности.

Инструментами управления финансами являются планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность – оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам РФ.

Главный объект финансового планирования – звенья финансов (финансовые ресурсы) перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы.

Центральное место в системе финансовых планов занимает бюджет (федеральный, субъектов РФ, органов местного самоуправления). Кроме того, существуют и другие разновидности финансовых планов:

- перспективный финансовый план – разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет; следующие два года – плановый период.

- баланс финансовых ресурсов – совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные финансовые пропорции в народном хозяйстве.

Баланс денежных доходов и расходов населения – отражает движение ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Он используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов.

Для финансового планирования огромное значение имеет финансовое прогнозирование.

Финансовое прогнозирование – это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период.

На практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное(более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Методы финансового прогнозирования:

- метод экспертных оценок;

- методы обработки пространственных и временных совокупностей;

- методы ситуационного анализа прогнозирования;

- методы пропорциональных зависимостей показателей.

 

Тема 5. Финансовый контроль

 

Финансовый контроль – это одна из важнейших функций управления финансами. Он представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования.

Другими словами, финансовый контроль, не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но и имеет аналитический аспект.

Главной задачей государственного финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства.

Финансовый контроль подразделяется на:

- государственный, который проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами РФ и субъектов РФ).

- ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций и учреждений.

- внутрихозяйственный контроль производится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций.

- независимый (аудиторский) контроль осуществляется аудиторскими фирмами в соответствии с действующим законодательством.

Классификация форм финансового контроля.

1. Регламент осуществления: обязательный, инициативный, внешний и внутренний.

2. Время проведения: предварительный, текущий, последующий.

3. Субъект контроля: государственный, органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский).

4. Объекты контроля: бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный.

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения, ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствии с нормами и требованиями законодательства.

Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Оно может устанавливаться со стороны кредитора, арбитражным судом при признаках финансовой несостоятельности.

Анализ финансового состояния – оценка результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

 

Тема 6. Бюджет государства, его содержание и роль в регулировании экономики

Бюджетная система РФ

Центральное место в любой финансовой системе бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к определению «бюджет»

Применительно к публичным финансам под бюджетом понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти.

С сущностных позиций как экономическая категория бюджет – это система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Это объективно обусловленное звено финансовой системы.

Бюджет состоит из доходов и расходов.

Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы – предусмотренные законодательством федеральные, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а так же пени и штрафы.

Неналоговые доходы включают:

- доходы от продаж или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующим органом власти;

- средства, полученные в результате применения мер всех видов собственности (штрафы, конфискации, компенсации);

- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней;

- иные неналоговые доходы.

Собственные доходы – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.

Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджет нижестоящих уровней.

Расходы бюджетов.

Зависимости от экономического содержания они делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы – это расходы, связанные с инновационной и инвестиционной деятельностью.

Текущие расходы предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти.

Существует и функциональная классификация расходов, которая характеризует основные направления расходования средств государственных финансов местного самоуправления.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов. В Российской Федерации 89 субъектов федерации из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Европейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- местные бюджеты.

Федеральный и региональный бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня. Местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. С 1991 года все бюджеты РФ функционируют автономно.

Консолидированные бюджеты представляют собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов федерации.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются основанием для предоставления субвенции из федерального бюджета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.023 с.)