Функции управления финансами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции управления финансами



К основным функциям управления финансами можно отнести:
- финансовое прогнозирование. У финансовых руководителей есть возможность оценить общее состояние финансовых ресурсов на предприятии, их состояние и перспективы. При этом прогнозирование – это всегда первый этап перед составлением более глобального документа – финансового плана;
- финансовый анализ. Основная задача управления – собрать необходимую информацию, оптимизировать ее и на основе полученных данных принять правильное решение. Такая функция позволяет найти выход даже из самой сложной ситуации;

- контроль состояния денежных средств и их учет выступает в качестве обратного звена в общей цепи управления. Основные задачи – предоставление информации о правилах, нормах и перспективах применения финансов, а также четкого соблюдения действующих законов;
- оперативное регулирование капитала помогает быстрее реагировать на сложные ситуации и принимать верные решения. Оперативное регулирование дает шанс менять целевую направленность и перераспределять текущие ресурсы. На уровне государства управление финансами лежит на Министерстве финансов, а на уровне предприятия – на соответствующей финансовой службе;
- планирование финансовых ресурсов подразумевает четкое определение параметров системы, источников поступления капиталы и их размеров, путей расходования средств, уровня дефицита, потенциальной прибыли и расходов.

Органы управления финансами
Для руководителя каждого предприятия одна из первостепенных задач – организовать работу финансового сектора и назначить на свои места хороших специалистов. Как правило, управление и организация финансов компании – это задача специально созданных отделов, у руля которых находятся свои руководители. В зависимости от структуры и сферы деятельности компании задачи и зона ответственности таких руководителей может различаться. Чаще всего обязательства финансовых управляющих формируются следующим образом:
- финансовый директор несет ответственность за планирование бюджета компании и проведение его анализа;


- главный бухгалтер занимается контролем и учетом капитала предприятия;


- генеральный директор берет на себя функции общего финансового управления, а также возлагает организаторские функции
Несмотря на разделение полномочий, организация финансовой деятельности – это задача всех структур. Соответственно, и ответственность также несут все.
В мировой практике работают немного иные подходы. Считается, что основные финансовые «нити» должны находиться в руках финансового директора, в том числе и бухгалтерская служба. Но в России, как правило, главный бухгалтер непосредственным образом подчинен генеральному директору.


Ниже по иерархии создаются дополнительные отделы, которые способствуют эффективному управлению всей финансовой структурой. В дальнейшем подразделения могут быть подчинены либо бухгалтеру, либо напрямую финансовому руководителю. При этом компания самостоятельно может определять, по какой структуре будет производиться работа, а также каким будет уровень подчинения финансовых служб и отделов.
Чаще всего разделение обязанностей происходит таким образом:


1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы, назначает на должность (или снимает с нее) финансовых руководителей, контролирует финансовую деятельность компании, ставит задачи и цели управления финансами. Кроме этого, генеральный директор участвует в организации работы финансовых отделов, отвечает за своевременную подачу налоговой отчетности, а также правильность ее оформления.


2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования, производит финансовый анализ, определяет размер дивидендов по ценным бумагам, проводит общий анализ предприятия (в сфере финансов), определяет пути получения необходимых ресурсов, производит управление акционерными (заемными) средствами, управляет ликвидностью и принимает конкретные финансовые решения для устранения текущих проблем.
Одновременно с этим финансовый директор управляет инвестициями, запасами, валютными операциями и ценными бумагами, занимается страхованием рисков, организует работу финансовых отделов компании.
3. Главный бухгалтер выполняет следующие задачи – анализирует расходы и
доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, собирает необходимую информацию и готовит финансовые отчеты, контролирует своевременность перевода налоговых платежей, осуществляет финансовое планирование на небольшие промежутки времени.

 

Отчеты компании, как составляющая часть управления финансами
Любое предприятие ведет финансовую отчетность и готовит следующие отчеты – бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала, отчет о доходах и расходах, отчет о движении капитала. Кроме этого, финансовая отчетность может дополняться аудиторским заключением (показывает, насколько информация в отчете соответствует реальной действительности), а также пояснительной запиской о применяемых методах учета.
К основным функциям отчетности можно отнести:
1. Баланс компании дает полную информацию о положении компании и позволяет:

- определить текущее финансовое состояние компании;
- оценить структуру источников капитала;
- дать реальную оценку деловой активности;
- показать рентабельность и эффективность ресурсов;
- оценить текущую ликвидность имеющихся в распоряжении активов.
2. Отчет об изменения объемов капитала позволяет оценить, как меняется суммарный объем средств предприятия с учетом имеющихся доходов и расходов, не связанных с работой структуры. Основная задача отчета – шаг за шагом скорректировать остаток средств за отчетный период. Цель достигается это за счет вычитания выплаченных дивидендов, а также итоговой суммы переоценки вложений и основного капитала. Итоговое действие – прибавление дополнительного выпуска ценных бумаг, а также дохода за выбранный период времени.

Основные задачи такого отчета:
- оценка изменений акционерного капитала компании;
- проверка корректности выбранных размеров дивидендов,
- проведение оценки деятельности компании в отношении распределения дохода (здесь учитывается, созданию каких фондов уделяется особое внимание, а также каким образом платятся дивиденды);
- оценка изменений объемов средств компании за счет получения эмиссионной прибыли и переоценки фондов.
3. Отчет о движении денежных потоков дает информацию, как меняется финансовое положение компании. Задачи такого документа:
- оценить способность компании формировать капитал;
- дать оценку основным направления деятельности структуры – инвестиционной, операционной и финансовой;
- определить реальные нужды компании и объем недостающих финансов.

Учет при управлении финансами
Для контроля деятельности компании применяется три основных вида учета:


- управленческий. Представляет собой систему внутреннего учета и обработки информации по деятельности компании. Составляет для руководителей различного звена. На основе данных из отчетов принимаются решения о эффективности работы компании в целом и дальнейших шагах по оптимизации;
- финансовый. Этот вид учета проводится по строгим правилам. Основное назначение – сбор и предоставление данных внешним пользователям компании. Все операции выполняются с учетом требований ПБУ Российской Федерации;

- налоговый. Основное направление деятельности в этом случае – определение налоговой базы компании, а также ее обязательств по выплате налогов. Здесь все расчеты ведутся с учетом Налогового кодекса Российской Федерации.

Оценка управления финансами
Модель финансового управления компании включает в себя несколько основных аспектов – финансовую, эмиссионную, дивидендную и инвестиционную политику, управление ценными бумагами, а также структуру принятия решений.
При оценке эффективности управления должны быть выделены – методика и объекты оценки, а также критерии функционирования и эффективности объектов контроля.
К основным объектам оценки и признакам эффективности можно отнести:
1. Управление оборотными средствами и капиталом. Характеризуется рентабельностью, фондоотдачей, ростом периода службы средств деятельности, снижением затрат на производство, применением качественных методов расчета.
2. Управление финансовыми рисками. Учитываются механизмы снижения финансовых рисков – расширение спектра деятельности компании, диверсификация вложений, страхование, снижение нижних границ финансовых расходов.
3. Система безналичных платежей. Оценивается, насколько процедуры, периоды и формы выполнения соответствуют законодательству РФ, вовремя ли закрывается задолженность перед кредиторами и сотрудниками, своевременно ли происходят выплаты со стороны дебиторов.
4. Система бизнес-планирования и бюджетных средств. Об эффективности можно судить по уровню адаптации предприятия к изменениям, которые происходят на рынке, мотивации работы менеджеров компании, качеству координации внутренней деятельности структуры, управляемости всех служб и отделов.
5. Управление структурой денежных средств компании. В идеальной структуре капитала общая цена компании должна быть приведена к максимальному параметру, а стоимость капитала, наоборот, к минимальному. Кроме этого, в процессе принятия решений должны быть учтены все особенности работы структуры – стратегия, темпы роста, структура капитала, территориальные и отраслевые особенности.
6. Система привлечения инвестиций. Привлечение долгосрочных вложений – более перспективное направление, ведь ликвидный риск намного ниже. В свою очередь уровень задолженности должен быть на минимальном уровне. Если у компании есть долги, то они должны выплачиваться своевременно, в четко установленные сроки.
7. Эффективность работы организации и ее деловая активность.
8. Динамика и уровень финансовых успехов компании. По этому параметру можно судить об общих успехах организации, увеличении доходов от продажи товаров, величины расходов на выпуск продукции. Критерии следующие – степень капитализации прибыли и ее качество. Кроме этого, о положительной динамике можно судить по скорости оборота капитала и рентабельности капитала.
Оценка управления финансами производится по следующему алгоритму:
1. Проводятся беседы с руководителями, берется интервью у персонала, собирается и анализируется документация. Основная задача – определить внутренние и внешние факторы работы, а также цели и стратегию работы компании.
2. Анализируются все кредитные документы (кредитные заявки, договора, соглашения и прочие), формы учета (управленческого и финансового), а также различные виды отчетности (бизнес-планы, бухгалтерские отчеты, бюджеты и так далее).
3. Осуществляется контроль финансовой политики компании. В том числе оцениваются результаты работы компании, особенности управления структурой, политика привлечения инвестиций, нюансы управления капиталом и оборотными средствами, правильность бизнес планирования и бюджетирования, а также корректность работы системы безналичных расчетов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.008 с.)