Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и виды пассивных операций коммерческих банков

Поиск

Коммерческие банки становятся специфическими предприятиями, специализирующимися на посреднической деятельности, связанной, с одной стороны, с покупкой ресурсов, а с другой - их продажей нуждающимся предприятиям, организациям и населению.

В этих условиях для банков оказываются одинаково важными как активные, так и пассивные операции.

Услуги по пассивным операциям осуществляются в целях аккумуляции средств, прежде всего сбережений и временно свободных средств населения и предприятий.

Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит формирование ресурсов банков, т.е. увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах, в части превышения пассивов над активами.

Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке.

 

Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:

1. первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка (взносы в уставный капитал).

2. отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов.

3. получение кредитов от других юридических лиц.

4. депозитные операции (средства, получаемые от клиентов);

 

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов – собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов – заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.

 

К пассивным операциям, прежде всего, относятся депозитные операции. Депозитными называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады, либо на определенные сроки, либо до востребования. На долю депозитных операций приходится основная часть их пассивов.

 

По срокам депозиты принято подразделять на две группы:

 

Депозиты до востребования - это средства на текущих, расчетных, бюджетных и прочих счетах, связанных с совершением расчетов или целевым использованием, а также вклады до востребования.

Срочные банковские депозиты - это денежные средства, внесенные в банк на фиксированный в договоре срок. По ним владельцам выплачивается обычно более высокий процент, чем по депозитам до востребования и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию, а в ряде случаев и по пополнению вклада.

 

К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся:

- получение займов на межбанковском рынке;

- соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у центрального банка;

- продажа банковских акцептов;

- выпуск коммерческих бумаг;

- получение займов на рынке евродолларов;

- выпуск капитальных нот и облигаций.

На рынке межбанковских кредитов продаются и покупаются средства, находящиеся на корреспондентских счетах в центральном банке.Централизованные и межбанковские кредиты удобны тем, что они поступают в распоряжение банка- заемщика практически немедленно и не требуют резервного обеспечения, поскольку не являются вкладами.Значение рынка межбанковских кредитов состоит в том, что, перераспределяя избыточные для некоторых банков ресурсы, этот рынок повышает эффективность использования кредитных ресурсов банковской системы в целом. Кроме того, наличие развитого рынка межбанковских кредитов позволяет меньшие средства держать в оперативных резервах банков для поддержания их ликвидности.

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене, по доходу.

Реакция покупателей и продавцов на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, в частности, на изменение цены может быть различной по интенсивности. Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие эластичность – степень реакции одной величины на изменение другой. Оценка эластичности происходит при помощи коэффициента эластичности, который определяется как отношение процентного изменения одной величины к практическому изменению другой в абсолютных и относительных показателях.

Ed= ∆Q/Q: ∆ P/P = (Q2 –Q1)/Q1 : (P2 –P1)/P1 : %

Виды эластичности спроса:

Эластичность спроса по цене. Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене ( ценовая эластичность спроса ).

Принято различать 3 варианта ценовой эластичности:

- Эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем товара значительно возрастает (ЕD>1);

- единичная единичность спроса, когда изменение цены, выраженное в %, равно проценту изменения объема продаж (ЕD=1);

- Неэластичный спрос, если изменение цены не приведет к существенному изменению продаж (ЕD<1);

Эластичным спрос по цене бывает для предметов роскоши и дорогих предметов потребления. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с низкими ценами.

На графике видно, что чем больше коэффициент эластичности, тем более пологая кривая спроса.

А чем он меньше, тем более круто падает кривая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.007 с.)