Сущность, характерные черты монополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, характерные черты монополии



Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополии осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей.

В условиях монополии потребителям противостоит единственный производитель - гигант, поэтому потребитель вынужден пользоваться продукцией монополиста и соглашаться на его ценовые условия, так как отсутствует конкуренция.

Основные черты монополии отражены на рисунке 1.

Рисунок 1. Черты монополии

Всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость производимого им блага, а также полнота имеющейся информации об объеме рынка, изменениях объемов продаж и сведения о ценах, которые он сам же и устанавливает.

Монополистическая структура рынка защищена целой системой практически непреодолимых барьеров для вхождения в отрасль независимых конкурентов.

Основные барьеры - это:

1. преимущества крупного производства;

2. легальные барьеры:

- монопольное владение источниками сырья, землей;

- права на научно - технические достижения;

- санкционированные государством исключительные права;

3. нечестная конкуренция.

Монополия сопряжена с набором резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, плохое качество продукции, устарелость продукции, замедление технического прогресса, отсутствие сервиса, пренебрежение интересами потребителя, так как выбора у него нет.

Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

В условиях конкуренции недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами. Всевластию же монополиста ничего не грозит в связи с непреодолимыми барьерами на пути в отрасль.

Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводя сознательную антимонопольную политику.

 

 

12. Понятие олигополии. Особенности олигополистического ценообразования.

Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов.

Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.

Олигополия включает различные рыночные ситуации, общими для которых являются немногочисленность продавцов, всеобщая взаимозависимость производителей, а также неспособность отдельного предприятия с уверенностью предсказать ответные действия конкурентов на изменения цены или объема производства.

Обычно выделяется несколько общих черт олигополистического ценообразования:

• олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии;

• цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими», или негибкими;

• в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены;

• олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен.

 

Олигополия характеризуется наличием на рынке небольшого количества компаний выпускающих аналогичный продукт.
Поэтому (вследствие экономических причин) эти фирмы находятся в состоянии всеобщей взаимозависимости. Фирмы ведут конкуренцию в области качества продукции, ее потребительских свойств и рекламы, а цена на продукцию определяется нерыночными критериями - т. е. ценой на данный продукт - аналог у фирмы - конкурента (т. е. здесь они не конкурируют). Как правило, олигополия позволяет производителям удерживать цену выше рыночной, поэтому снижение цен одной из фирм приводит к коррекции цен в целом по рынку.
Возможен также вариант " лидерства цен". Когда одна из компаний, занимающая основной сегмент рынка поднимает цены на свою продукцию к ней "подтягиваются" конкуренты.
В случае олигополии цена определяется как:
ЦЕНА= ИЗД. + Д
где ИЗД - издержки производства
Д - дифференциал (обычно 15-20%, но может иметь и 200% в случае Hi-Tek). Подобное определение цен позволяет фирмам проводить планирование производства.

13.Налог на имущество организаций установлен гл. 30 Налогового кодекса РФ и вводится в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

Плательщиками налога на имущество в соответствии с п. 1 ст. 373 Кодекса признаются:

- российские организации;

- иностранные организации, если они осуществляют деятельность в России через постоянные представительства и (или) владеют на праве собственности недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Для российской организации объектом налогообложения является любое движимое и недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве объектов основных средств. При этом в объект налогообложения включается и то имущество, которое вы передали другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение, в доверительное управление или внесли в совместную деятельность.

- для иностранных организаций, имеющих представительства - - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, и имущество, полученное по концессионному соглашению.
- для иностранных организаций, не имеющим представительства - находящееся на территории РФ и принадлежащее им на праве собственности или полученное по концессионному соглашению - недвижимое имущество.

Не признаются объектами налогообложения:

1. Земельные участки и иные объекты природопользования;

2. Имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная, приравненная к ней служба.

Объектом налогообложения не признается также имущество федеральных органов исполнительной власти, если одновременно соблюдаются следующие условия.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база по итогам отчетных периодов - I квартала, полугодия, 9 месяцев исчисляется по истечении каждого из них. Налоговая база за отчетный период определяется как средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база (база для исчисления авансовых платежей) рассчитывается по всему имуществу организации в целом.

Для исчисления налоговой базы (среднегодовой и средней стоимости имущества) необходимы данные бухгалтерского учета об остаточной стоимости основных средств, которые являются объектами налогообложения.

Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Налоговым периодом является календарный год.

Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговая декларация.

Декларацию представляют все лица, которые признаются плательщиками налога на имущество организаций.

Обязанность подавать декларацию сохраняется и в том случае, если у организации отсутствует объект налогообложения. В данном случае нужно представить «нулевую» декларацию.

Налогоплательщики обязаны представить декларацию в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 Кодекса).

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу налогоплательщики представляют не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.01 с.)