Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пассивные операции связаны с формированием ресурсов банка, что отражается на его пассивных счетах

Поиск

Формы пассивных операций.

Пассивные операции связаны с формированием ресурсов банка, что отражается на его пассивных счетах

Проведение пассивных операций сопряжено с другими операциями-активными, посредническими, эмиссионными, которые выражают их экономический смысл.

Пассивные операции: операции по формированию собственного капитала банка;

Операции по формированию привлеченных средств

Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:

1) первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка.

2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов.

3) получение кредитов от других юридических лиц.

4) депозитные операции

Основным элементом собственных средств коммерческого банка является уставный фонд. Абсолютная величина уставного фонда и его доля в общем пассиве баланса является важным показателем, характеризующим финансовое состояние банка.

 

Порядок формирования и пополнения уставного фонда банка.

Уставный фонд коммерческих банков формируется вначале на специальномвременном счете Нацбанка, затем переводится на корреспондентский счет банка после его регистрации либо возвращается на счет учредителя в случае отказа от регистрации.

Уставный фонд формируется за счет средств не менее чем 3-х учредителей. Минимальный размер уставного фонда определяется Национальным банком. При создании банка минимальный размер уставного фонда должен быть полностью оплачен в денежной форме. Уставный фонд банка формируется только за счет собственных средств учредителей. Привлеченные и заемные средства не могут быть направлены на формирование и пополнение уставного фонда. Учредители обязаны подтвердить наличие, объем и законность происхождения денежных средств, вносимых в уставный фонд, подлежащих декларированию. Средства, поступающие в счет оплаты уставного фонда, юридическими лицами вносятся в безналичной форме. Физические лица могут вносить средства в наличной форме.

Пополнение уставного фонда может производиться за счет нераспределенной прибыли. Коммерческие банки, созданные в форме АО, могут осуществлять дополнительные выпуски акций и распространять их среди прежних или новых акционеров. Увеличение количества акционеров нежелательно для банка, т.к. это может привести к снижению дохода на акцию и потере контрольного пакета акций.

Если наращивание уставного фонда сформировано в денежной форме соответственно его минимуму, то пополнение может производиться за счет неденежной части. В ее качестве могут выступать основные фонды, а также имущество, пригодное для использования в банковской деятельности. Они имеют ограничения, устанавливаемые Нацбанком. Кроме указанных источников также может использоваться прибыль банка, которая образуется как остаток прибыли после выплаты дивидендов, а также отчисления в банковские фонды. Размеры фондов определяются заранее, поэтому остаток прибыли в счет пополнения уставного фонда зависит от размера дивидендов.

 

 

Понятие и методы оценки кредитоспособности заемщика.

 

Кредитные операции банка сопровождаются многочисленными и разнообразными факторами риска, которые способны привести к непогашению кредита, утрате как привлеченных, так и собственных средств банка. Для предотвращения подобных ситуаций банк должен убедиться в кредитоспособности потенциального кредитополучателя.

Под кредитоспособностью должника понимается его способность полностью и в срок выполнить обязательства по кредитному договору.

Задача оценки кредитоспособности клиента заключается в определении степени риска, который банк готов взять на себя при выдаче кредита.

Цель оценки потенциального риска – принять решение о выдаче кредита данному клиенту. Условия, на которых кредит может быть предоставлен, также определяются анализом кредитоспособности заемщика, оценкой его финансового положения, как в настоящем, так и с учетом тенденции на будущее.

На начальной стадии организации кредитного процесса банк изучает документы, представленные кредитополучателем для получения кредита, с точки зрения его правоспособности.

Оценка кредитоспособности происходит не только на стадии выдачи кредита. Она сопровождает весь кредитный процесс и является обязательным элементом кредитного мониторинга.

Анализ кредитоспособности предполагает изучение экономических показателей, а также иной информации, отражающей рыночное положение кредитополучателя, конкурентоспособность его продукции и перспективы.

Для оценки кредитоспособности важна кредитная история клиента, для изучения которой банки пользуются информацией, полученной от "Кредитного бюро". "Кредитное бюро" представляет собой автоматизированную информационную систему получения, формирования, обработки, хранения и предоставления Национальным банком сведений об исполнении кредитных договоров. Для накопления сведений о своих клиентах все банки обязаны предоставлять в "Кредитное бюро" сведения об исполнении всех кредитных договоров, в том числе и по овердрафтному кредитованию независимо от суммы кредита.

Оценка кредитоспособности и положительное заключение по кредитному ходатайству кредитополучателя являются основанием для принятия решения о выдаче кредита.

Методику расчета кредитоспособности каждый банк определяет самостоятельно. Источниками информации для проведения анализа кредитоспособности являются формы финансовой отчетности, расшифровки отдельных статей баланса и документы, подтверждающие выполнение условий по ранее полученным кредитам. Банк вправе использовать и другие доступные источники сведений о кредитополучателе, в том числе получаемые от третьих лиц.

Традиционно схема расчета кредитоспособности включает два этапа:

1-й этап – оценка экономического положения предприятия на базе принятых банком финансовых показателей, имеющих нормативное значение;

2-й этап – дополнительная оценка кредитоспособности на основе качественных показателей финансовой отчетности и иной информации. Анализ деятельности предприятия по качественным параметрам позволяет рассчитать итоговый класс его кредитоспособности.

Основой определения кредитоспособности кредитополучателя на обоих этапах является анализ его финансово-экономического состояния по данным внешней финансовой отчетности как минимум за год. Структуру такого анализа обычно составляют пять основных блоков:

1. состав и структура баланса;

2. финансовая устойчивость предприятия;

3. ликвидность его активов и платежеспособность;

4. деловая активность; 5. рентабельность

Риски пассивных операций.

Риски пассивных операций

Именно с помощью пассивных операций банк регулирует свои ресурсы для осуществления активных банковских операций. К пассивным операциям коммерческих банков относят отчисления от прибыли на формирование (увеличение) уставного капитала; величину кредитов, полученных от прочих юридических лиц; депозитные операции. Только первая группа пассивных операций формирует собственные средства банков. Получение банковских ссуд от других юридических лиц необходимо чаще всего для оперативного регулирования ликвидности балансов банков или выдачи непредвиденных кредитов.

Депозитные операции — это операции по привлечению средств юридических и/или физических лиц во вклады либо до востребования, либо на определенный срок. Депозиты могут быть срочными, до востребования, в виде сберегательных вкладов физических лиц, ценных бумаг. Риски пассивных операций связаны с возможными затруднениями в обеспечении активных операций ресурсами. Чаще всего это риск, связанный с эффективностью деятельности определяющего вкладчика (один производитель, или группа "породненных" компаний). Для предупреждения риска по формированию депозитов банкам следует

-соблюдать оптимальное соотношение между пассивными и активными депозитными операциями, т.е. вкладами предприятий в банк и вкладами, размещенными одними банками в других банках;

-определять размер и ликвидность привлекаемых на хранение ценных бумаг для повышения уровняй качества мобильных средств: найти целесообразное минимальное соотношение собственных средств и рисковых активов.

 

Формы безналичных расчетов

Расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода ( на основании платежных инструкций ), аккредитива.

Банковский перевод – последовательность операций, начи­нающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк в пользу лица, ука­занного в платежных инструкциях. Он завершается акцептом (соглашением) банком-получателем пла­тежного поручения банка-отправителя Кредитовый перевод (инициатором которого является плательщик.) Дебетовый перевод -бенефициар. Аккредитив –это поручение банка плательщика, банку получателя средств, производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в этом поручении. Исполнение аккредитива может осуществляться путем платежа по предъявлении, либо платежа с рассрочкой, либо акцепта, либо учета переводного векселя

Аккредитив может быть отзывным, безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным.

Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. Под безотзывным аккредитивом понимается аккредитив, который не может быть отменен или изменен без согласия бенефициара.

Аккредитив является безотзывным, если иное прямо не оговорено в его тексте.

Под переводным аккредитивом - аккредитив, по которому по заявлению бенефициара банк-эмитент (исполняющий банк) может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством, с условием представления этим бенефициаром документов, указанных в аккредитиве.

Если аккредитив определен банком-эмитентом как переводный, он может быть переведен. Переводный аккредитив может быть переведен только один раз, если иное не оговорено в его тексте.

Под резервным аккредитивом понимается аккредитив, по которому банк выдает независимое обязательство выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по его требованию (заявлению) или по требованию с представлением соответствующих условиям аккредитива документов, указывающих, что платеж причитается вследствие неисполнения приказодателем какого-либо обязательства или наступления какого-либо обстоятельства (события).

К резервному аккредитиву применяются положения настоящего Кодекса, относящиеся к банковской гарантии, если иное не предусмотрено условиями аккредитива (ст. 259).

внутренним, если в качестве банка-эмитента и бенефициара выступают резиденты

международным, если одна из сторон, участвующих в расчетах по аккредитиву, является нерезидентом.

Инкассо – способ расчетов между двумя сторонами, при котором не сам поставщик, а его банк получает причитающуюся сумму или акцепт платежа с банка покупателя на основании денежных, расчетных или товарных документов. Инкассо бывает двух видов: чистое и документарное. Чистое инкассо – это инкассо с использованием платежных документов, таких как чеки, векселя и прочее, то есть без использования коммерческой документации (товарораспорядительных и товаросопроводительных документов). Документарное инкассо – инкассо с обязательными коммерческими документами, подтверждающими факт поставки: счетами, страховыми свидетельствами, накладными, транспортными документами. Бывает по порядку списания: акцептная и безакцепная форма. По составу участников: внутреннее и междуннародное.

Инструкция определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в виде банковского перевода на основании платежных инструкций, выданных посредством представления расчетных и иных документов, предусмотренных данной Инструкцией.

Расчетные документы могут быть оформлены на бумажном носителе либо в виде электронных расчетных документов.

Формы безналичных расчетов осущетсвляются с помощью платежных инструкций:

платежное требование и поручение; банковская платежная карточка; чеки; Платежный ордер

11. Порядок переоформления и закрытия счетов.

При реорганизации, переименовании, изменении устава организации банк производит переоформление расчетного счета данного клиента. Документы должны быть предоставлены в том же порядке, как и при процедуре открытия текущего счета. Необходимым условием является подача документов не позднее 1 месяца со дня преобразования организации. При внесении изменений в учредительные документы организация должна предоставить банку заверенные копии новых учредительных документов или изменений к ним.

Закрываются банковские счета в следующих случаях

1)по решению (заявлению) владельца счета в сроки, согласованные с обслуживающим банком;

2)в случае непредставления в месячный срок копии новых учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), а также новой карточки с образцами подписей и оттиска печати при изменении лиц, имеющих право распоряжаться счетом;

3)по решению собственника или органа, создавшего организацию;

4)при переходе владельца счета на обслуживание в другой банк в сроки, согласованные между банками. Этот срок не может превышать 10 рабочих дней. При этом документы, находящиеся в деле по открытию счета (за исключением таких документов, как заявление на открытие счета; карточка с образцами подписей должностных лиц; договор банка с клиентом на расчетно-кассовое обслуживание; дубликат извещения о присвоении УНП и справки Фонда социальной защиты населения), передаются во вновь избранный клиентом банк на основании акта приема-передачи. Остаток средств клиента перечисляется во вновь избранный клиентом банк не позднее следующего после передачи документов рабочего дня;

5)при ликвидации организации (прекращении деятельности предпринимателя) после завершения работы ликвидационной комиссии;

6)при отсутствии средств на счете в течение 3 месяцев, по карт-счетам и специальным счетам для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до 1 года (не включая срока наложения ареста на счет);

7)при отсутствии записей по счету в течение 3 месяцев, по карт-счетам и специальным счетам для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до 1 года (не включая срока наложения ареста на счет). Остаток средств по счету клиента перечисляется вышестоящей организации или зачисляется банком на счет "Расчеты с прочими кредиторами";

8)в случае отмены уполномоченными органами решения о государственной регистрации организации, предпринимателя.

9)при переходе владельца счета на обслуживание в другой банк в сроки, согласованные между банками и владельцем счета

 

 

Гарантийные операции

 

Банковская гарантия — письменное обязательство гаранта выплатить по требованию бенефициара сумму денежных средств в соответствии с условиями указанного обязательства. Банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь вправе перед кредитором другого лица отвечать за исполнение этим другим лицом его денежного обязательства полностью или час­тично, т.е. выдавать поручительство.

Участниками отношений при банковской гарантии (поручи­тельства) являются:

- принципал — лицо, по просьбе которого представляется банковская гарантия (поручительство);

- банк-гарант (поручитель) — банк, выдающий гарантию (поручи­тельство), т.е. принимающий на себя обязательство при наступ­лении обязательств, указанных в гарантии (поручительстве), произвести платеж обозначенному в ней лицу;

- бенефициар — лицо, по требованию и в пользу которого банк-гарант (поручи­тель) осуществляет платеж.

Основными характерными отличиями гарантии от поручи­тельства являются самостоятельное и независимое обязательст­во банка в качестве обеспечения обязательства другого лица — банковская гарантия. Банковская гарантия не является акцес­сорным обязательством. Это означает независимость обяза­тельства гаранта (банка) от обязательства должника.

Банковская гарантия может быть в зависимости от условий уплаты бенефициару денежной суммы гарантией по первому требованию и условной гарантией, а в зависимости от состава сторон, участвующих в обязательстве, — подтвержденной га­рантией, контргарантией, консорциальной гарантией.

Под гарантией по первому требованию понимается обяза­тельство гаранта произвести платеж по первому письменному требованию бенефициара, составленному в соответствии с усло­виями гарантии.

Под условной гарантией понимается обязательство гаранта произвести платеж в соответствии с условиями гарантии по письменному требованию бенефициара, сопровождаемому до­кументами, доказывающими или подтверждающими неиспол­нение или ненадлежащее исполнение принципалом обяза­тельств перед бенефициаром. Такими документами могут яв­ляться соответствующие судебные решения либо иные доку­менты, оговоренные гарантией.

Подтвержденная гарантия — это гарантия, выданная бан­ком, подтвержденная в полной сумме либо частично другим банком, который несет перед бенефициаром солидарную ответ­ственность в пределах подтвержденной суммы, если иное не предусмотрено в условиях гарантии.

Контргарантией н азывается гарантия в случае, если банк по поручению принципала требует выдачи гарантии от другого банка, выдав встречное обязательство. Условия контргарантии не предусматривают для бенефициара обязательств и не предо­ставляют ему дополнительных прав по сравнению с первона­чальной гарантией.

Консорциальная гарантия — это банковская гарантия, вы­даваемая бенефициару несколькими гарантами через основной банк-гарант.

Обязательство гаранта перед бенефициаром по банковской гарантии прекращается:

- уплатой бенефициару денежной суммы, на которую выдана банковская гарантия (осуществлением платежа);

- по окончании срока, на который выдана банковская гарантия (срока ее действия), если иное не оговорено в ее тексте;

- вследствие отказа бенефициара от своих требований по банковской гарантии путем возвращения ее гаранту;

План счетов коммерческих банков.

 

класс 1 «Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковскиеоперации»;

класс 2 «Кредиты и иные активные операции с клиентами»;

класс 3 «Счета по операциям клиентов»;

класс 4 «Ценные бумаги»;

класс 5 «Долгосрочные финансовые вложения, основные средства ипрочее имущество»;

класс 6 «Прочие активы и прочие пассивы»;

класс 7 «Собственный капитал банка»;

класс 8 «Доходы банка»;

класс 9 «Расходы банка»;

класс 99 «Внебалансовые счета».

Основной особенностью Инструкции является определениепринципов, которыми банкам необходимо руководствоваться при ведениибухучета и составлении финансовой отчетности. Этоследующие принципы:

- непрерывность деятельности;

- осмотрительность (осторожность);

- постоянство правил бухгалтерского учета;

- начисление;

- приоритет экономического содержания над юридической формой;

- достоверность;

- раздельное отражение активов и пассивов;

- единица измерения;

- преемственность входящего баланса;

- существенность информации;

- сопоставимость информации.

 

 

Эмиссия пластиковых карт

 

Эмиссия пластиковых карт – это деятельность банка по выпуску карточек в обращение. Эмиссия карточек является важным уровнем организации бизнеса пластиковых карт в коммерческом банке и требует профессионального подхода и высококвалифицированной работы специалистов. Деятельность банка по выпуску карточек в обращение можно подразделить на несколько этапов:

1. Оформление договорных отношений с клиентами, открытие карт-счетов;

2. Изготовление пластиковых карточек, выдача клиенту, ведение пластиковых карточек;

3. Ведение операций по карт-счету;

4. Закрытие карт-счета, изъятие и уничтожение пластиковой карточки.

Первым этапом является проверка подаваемых заявлений на выпуск карточек и оформление договорных отношений с клиентами.

Основанием, регламентирующим взаимоотношения учреждений банка и клиента, является договор карт-счета. В договоре карт-счета должны найти отражение следующие условия: наименование учреждения банка и клиента, наименование платежной системы, вид карточки, порядок использования карточки, в том числе порядок предоставления овердрафта (если предусматривается), срок действия карточки (если устанавливается), условия проведения валютно-обменной операции, срок действия договора, порядок замены и изъятия карточки, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок рассмотрения споров, условия размещения и порядок списаниясумм страхового депозита (если устанавливается), вознаграждения за операции с карточками, размер и порядок внесения денежных средств физическими лицами, условия расторжения договора, основания расторжения договора ранее установленного срока, порядок возврата физическим лицам денежных средств в случае неисполнения обязательства или расторжения договора ранее установленного срока, другие условия в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Договор карт-счета не является публичным. Учреждение банка имеет право отказать в заключении договора и выдаче карточки.

 

30​ Понятие и виды банковских платежных карт.

БПК - это современный и универсальный платежный инструмент, позволяющий производить оплату товаров и услуг в различных организациях торговли и сервиса, в сети Интернет, получить наличные денежные средства в банкоматах и пунктах выдачи наличных денежных средств, в том числе и за пределами Республики Беларусь, а также оплачивать коммунальные и другие услуги посредством систем дистанционного банковского обслуживания Интернет-банкинг, SMS-банкинг, Мобильный банкинг, ТВ-банкинг.

Преимущества использования карточки:

- удобство: - надежность: - выгода: - доступность:

Банковские пластиковые карты можно классифицировать по различным признакам:

1. В зависимости от условий расчета владельца карточного счета с банком-эмитентом:

- кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке и предполагают нулевой исходный остаток на карточном счете клиента. При этом держатель карточки может с ее помощью расплатиться в предприятии торговли и сервиса или получить наличные деньги, если это допускается. Все операции с карточкой в этом случае оплачивает банк, а держатель карты должен впоследствии погасить свой долг банку. Условия погашения кредита определяются в договоре между банком-эмитентом и клиентом;

- дебетные карты принципиально отличаются от кредитных тем, что на счете клиента обязательно должна находиться сумма, достаточная для совершения платежа (оплаты покупки, услуги, либо получения наличных денег). Суммы операций, произведенных клиентом с помощью карточки, списываются непосредственно с карточного счета клиента. Если сумма операции превышает остаток по счету, то операция не проводится. Дебетные карты не позволяют оплачивать покупки и получать наличные при отсутствии денег на счете клиента;

- дебетно-кредитные карты (комбинированные) используются для совершения платежей за товары и услуги, а также получения банковских услуг как за счет собственных средств пользователя, так и в отдельных случаях, за счет кредита, предоставляемого банком-эмитентом.

2. В зависимости от владельца счета карточки:

- личная карточка

- дополнительная (семейная) карточка

- корпоративная карточка выдается

3. По принадлежности к учреждению-эмитенту:

- банковские карты, эмитентом которых являются банк или консорциум банков;

- коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм;

- карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно является эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.

4. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:

- обычная карточка – предназначена для рядового клиента;

- бизнес-карта – предназначена для сотрудников организаций, уполномоченных расходовать средства своей организации;

- золотая карточка – предназначена для наиболее состоятельных, надежных клиентов.

5. По территориальной принадлежности:

- международные, которые принимаются к оплате в большинстве стран;

- национальные, действующие на территории какой-либо страны;

- локальные, действующие на части территории государства;

- карты, действующие в одном конкретном учреждении.

6. По способу записи информации на карту: графическая запись;эмбоссирование;магнитные карты; чиповые карты (смарт-карты); лазерная запись.

 

31. Валютная позиция коммерческого банка и методы ее регулирования

 

Валютная позиция - остатки средств в иностранных валютах, которые формируют активы и пассивы (с учетом внебалансовыхтребований и обязательств по незавершенным операциям) в соответствующих валютах и создают в связи с этим риск получения дополнительных доходов или расходов при изменении обменных курсов валют.Валютная позиция – соотношение требований и обязательств по валютным операциям банка.

Короткая открытая валютная позиция - открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, пассивы и внебалансовые обязательства в которой количественно превышают активы и внебалансовые требования в этой иностранной валюте

Длинная открытая валютная позиция - открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, активы и внебалансовые требования в которой количественно превышают пассивы и внебалансовые обязательства в этой иностранной валюте.

Закрытая валютная позиция - валютная позиция в отдельной иностранной валюте, активы и пассивы (с учетом вне балансовых требований и обязательств понезавершенным операциям) в которой количественно совпадают.

Валютный риск учитывается в расчете норматива достаточности банка.

Нормативы Нацбанка:

-величина суммарной открытой (сумма общей длинной или сумма общей короткой позиции) валютной позиции по всем видам иностранных валют и драгметаллов не может превышать 20% нормативного капитала банка

-величина чистой открытой валютной позиции (разница между длинной и короткой позицией) по каждому виду иностранной валюты не может превышать 10% нормативного капитала банка

 

 

Формы пассивных операций.

Пассивные операции связаны с формированием ресурсов банка, что отражается на его пассивных счетах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.64.10 (0.01 с.)