Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль расчетных операций в деятельности банка и принципы их проведения.
Под расчетными операциями понимаются расчеты между юридическими лицами, а также с участием ИП, физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке. Основополагающим элементом в системе безналичных расчетов являются принципы их организации, которые состоят из: –правовой регламентации расчетов; – контроля всех сторон и участников за правильностью проведения расчетов и их материальной ответственностью; – согласия плательщика на платеж. Основными условиями организации безналичных расчетов являются: 1. Наличие банковского счета у участников безналичных расчетов; 2. Договорная основа порядка ведения счетов и осуществления расчетов; 3. Самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счета; 4. Свободный выбор участниками форм безналичных расчетов. Организация безналичных расчетов предполагает определенный порядок их проведения, который не зависит от конкретной формы и является единым для всех участников, представляет собой наиболее общие правила проведения безналичных расчетов. Правление Национального банка постановлением от 23.12.2013 № 763 изложило в новой редакции Инструкцию об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством Республики Беларусь, утвержденную постановлением Правления Нацбанка. В названии и п.1 постановления № 63, в названии утвержденной этим постановлением Инструкции слова «об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов» заменены словами «о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов». Инструкция регулирует порядок проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях юридическими лицами, в т.ч. банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, а также нотариусами и адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально: • за закупаемые у физических лиц молоко и скот; • по платежам в счет неотложных нужд в размере до 20 % средств, поступивших на текущие (расчетные) банковские счета за предыдущий месяц; • по платежам на выдачу (перечисление) денежных средств на оплату труда
• по платежам в счет погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного БПМ на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов в фонд, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы; • по исполнению платежных требований без акцепта плательщика по внеочередным платежам, предъявленных на основании исполнительных документов судов, решений (распоряжений, постановлений) налоговых органов, органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; • по платежам по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет денежных средств, полученных от реализации заложенного имущества; • по платежам за счет средств банковского кредита, полу ченных на цели в соответствии с кредитным договором; • по платежам, осуществляемым в соответствии с законодательством в первую и во вторую очередь; • по платежам, осуществляемым при приостановлении операций по счетам и (или) наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах. Порядок открытия текущих счетов.
В РБ участники расчетов могут открывать только 1 текущий счет в национальной денежной единице и только 1 в иностранной валюте. Для открытия расчетного (текущего) счета клиент должен представить в банк следующие документы: -заявление о б открытии расчетного счета по установленной форме; -документ о государственной регистраци и организации (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти); -копию учредительного договора о создании организации (заверенную нотариально); -копию устава (нотариально удостоверенную); -документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт); -документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт); -карточку с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенную). Она должна содержать образцы подписей должностных лиц, которые имеют право первой и второй подписи (как правило, это руководитель предприятия и главный бухгалтер). Если на предприятии отсутствуют должностные лица, имеющие право второй подписи, в карточке делается соответствующая оговорка;
-справку от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет в качестве налогоплательщика и о присвоении ИНН; -справку ФСЗН -регистрационную карточку статистических органов. Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает организации расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Договор, заключенный между банком и клиентом должен содержать: права и обязанности сторон, финансовые отношения, ответственность сторон, порядок рассмотрения споров, срок действия договора, порядок его изменения и расторжения, а также дополнительные условия. В разделе договора, который рассматривает финансовые отношения сторон, указывается размер вознаграждения, который уплачивается банку за услуги по ведению счета и расчетам, а также размер процента, который банк выплачивает клиенту за использование находящихся на счете временно свободных денежных средств в качестве кредитных ресурсов. Принципы организации безналичных расчетов Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей, обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретным должником в пользу кредитора. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. Второй принцип– осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка – участнику расчетов, – это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете. Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – необходимое условие своевременного выполнения долговых обязательств. Обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).
Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж Формы безналичных расчетов Расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода ( на основании платежных инструкций ), аккредитива. Банковский перевод – последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк в пользу лица, указанного в платежных инструкциях. Он завершается акцептом (соглашением) банком-получателем платежного поручения банка-отправителя Кредитовый перевод (инициатором которого является плательщик.) Дебетовый перевод -бенефициар. Аккредитив –это поручение банка плательщика, банку получателя средств, производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в этом поручении. Исполнение аккредитива может осуществляться путем платежа по предъявлении, либо платежа с рассрочкой, либо акцепта, либо учета переводного векселя Аккредитив может быть отзывным, безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным. Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. Под безотзывным аккредитивом понимается аккредитив, который не может быть отменен или изменен без согласия бенефициара. Аккредитив является безотзывным, если иное прямо не оговорено в его тексте. Под переводным аккредитивом - аккредитив, по которому по заявлению бенефициара банк-эмитент (исполняющий банк) может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством, с условием представления этим бенефициаром документов, указанных в аккредитиве. Если аккредитив определен банком-эмитентом как переводный, он может быть переведен. Переводный аккредитив может быть переведен только один раз, если иное не оговорено в его тексте. Под резервным аккредитивом понимается аккредитив, по которому банк выдает независимое обязательство выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по его требованию (заявлению) или по требованию с представлением соответствующих условиям аккредитива документов, указывающих, что платеж причитается вследствие неисполнения приказодателем какого-либо обязательства или наступления какого-либо обстоятельства (события).
К резервному аккредитиву применяются положения настоящего Кодекса, относящиеся к банковской гарантии, если иное не предусмотрено условиями аккредитива (ст. 259). внутренним, если в качестве банка-эмитента и бенефициара выступают резиденты международным, если одна из сторон, участвующих в расчетах по аккредитиву, является нерезидентом. Инкассо – способ расчетов между двумя сторонами, при котором не сам поставщик, а его банк получает причитающуюся сумму или акцепт платежа с банка покупателя на основании денежных, расчетных или товарных документов. Инкассо бывает двух видов: чистое и документарное. Чистое инкассо – это инкассо с использованием платежных документов, таких как чеки, векселя и прочее, то есть без использования коммерческой документации (товарораспорядительных и товаросопроводительных документов). Документарное инкассо – инкассо с обязательными коммерческими документами, подтверждающими факт поставки: счетами, страховыми свидетельствами, накладными, транспортными документами. Бывает по порядку списания: акцептная и безакцепная форма. По составу участников: внутреннее и междуннародное. Инструкция определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в виде банковского перевода на основании платежных инструкций, выданных посредством представления расчетных и иных документов, предусмотренных данной Инструкцией. Расчетные документы могут быть оформлены на бумажном носителе либо в виде электронных расчетных документов. Формы безналичных расчетов осущетсвляются с помощью платежных инструкций: платежное требование и поручение; банковская платежная карточка; чеки; Платежный ордер 11. Порядок переоформления и закрытия счетов. При реорганизации, переименовании, изменении устава организации банк производит переоформление расчетного счета данного клиента. Документы должны быть предоставлены в том же порядке, как и при процедуре открытия текущего счета. Необходимым условием является подача документов не позднее 1 месяца со дня преобразования организации. При внесении изменений в учредительные документы организация должна предоставить банку заверенные копии новых учредительных документов или изменений к ним. Закрываются банковские счета в следующих случаях 1)по решению (заявлению) владельца счета в сроки, согласованные с обслуживающим банком; 2)в случае непредставления в месячный срок копии новых учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), а также новой карточки с образцами подписей и оттиска печати при изменении лиц, имеющих право распоряжаться счетом; 3)по решению собственника или органа, создавшего организацию; 4)при переходе владельца счета на обслуживание в другой банк в сроки, согласованные между банками. Этот срок не может превышать 10 рабочих дней. При этом документы, находящиеся в деле по открытию счета (за исключением таких документов, как заявление на открытие счета; карточка с образцами подписей должностных лиц; договор банка с клиентом на расчетно-кассовое обслуживание; дубликат извещения о присвоении УНП и справки Фонда социальной защиты населения), передаются во вновь избранный клиентом банк на основании акта приема-передачи. Остаток средств клиента перечисляется во вновь избранный клиентом банк не позднее следующего после передачи документов рабочего дня;
5)при ликвидации организации (прекращении деятельности предпринимателя) после завершения работы ликвидационной комиссии; 6)при отсутствии средств на счете в течение 3 месяцев, по карт-счетам и специальным счетам для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до 1 года (не включая срока наложения ареста на счет); 7)при отсутствии записей по счету в течение 3 месяцев, по карт-счетам и специальным счетам для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до 1 года (не включая срока наложения ареста на счет). Остаток средств по счету клиента перечисляется вышестоящей организации или зачисляется банком на счет "Расчеты с прочими кредиторами"; 8)в случае отмены уполномоченными органами решения о государственной регистрации организации, предпринимателя. 9)при переходе владельца счета на обслуживание в другой банк в сроки, согласованные между банками и владельцем счета
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.96 (0.029 с.) |