Бюджетные права органов местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетные права органов местного самоуправления.



 

В соответствии с принципами территориального устройства нашей страны образовано 89 субъектов федерации, к которым относятся 21 республика, 55 краев и областей, 10 автономных округов, 1 автономная область, 2 города федерального значения – Москва и Санкт - Петербург. Для выполнения своих функций, обеспечения комплексного социально – экономического развития территорий органы государственной власти субъектов РФ используют средства региональных бюджетов, или, как определено в Бюджетном кодексе РФ, бюджетов субъектов РФ.

В последнее десятилетие XX в. в Российской Федерации функции регулирования социально – экономических процессов переходили от федеральных уровней власти к региональным. Роль бюджетов территорий усиливалась, а сфера их использования расширялась. За счет бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, жилищно - коммунальная сфера и другие расходы. Бюджеты субъектов РФ становятся важнейшим источником финансирования социально-экономических программ регионов. Возрастание роли бюджетов субъектов РФ требовало адекватного финансирования.

В бюджетном кодексе РФ установлено, что при распределении налоговых доходов на уровне бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ. С конца 2000 г. эта норма приобрела особую актуальность.

В бюджете на 2001 г. были предусмотрены определенные меры по централизации бюджетных средств на федеральном уровне, прежде всего 100% зачисление налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет. Соответственно паритетное распределение налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ оказывается нарушенным в пользу федерального бюджета. Конечно, федеральный центр обеспечивает финансирование таких важных социальных законов, принятых на федеральном уровне, как «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а ранее эти расходы осуществлялись за счет бюджетов субъектов РФ." Однако существуют обоснованные опасения, что централизация бюджетных средств на федеральном уровне не будет способствовать полному и своевременному финансированию этих важных социальных расходов. Многие из регионов существенно зависят от финансовой помощи из федерального бюджета. Даже для обеспечения финансирования расходов минимального бюджета, т.е. расходов, рассчитанных на основе минимальных государственных социальных стандартов. В отдельных республиках в составе РФ уровень финансовой помощи (всех видов) из федерального бюджета достигает 50-70% в объеме доходов их консолидированных бюджетов.

Изменение бюджетной политики оказывает влияние на все уровни бюджетной системы РФ. Рассмотрим особенности местных бюджетов – самого представительного звена бюджетной системы страны. Традиционно к местным бюджетам относились: районные бюджеты; городские бюджеты; районные бюджеты в городах; сельские и поселковые бюджеты. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально – экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети социально – культурных учреждений, таких, как детские дошкольные учреждения, школы, Медицинские и социальные учреждения.

В 1995 г. на местном уровне произошли серьезные изменения, которые были обусловлены принятием Федерального закона от 28 июля 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот акт ввел в российское законодательство понятие «муниципальное образование».

Напомним, что муниципальное образование — это городское, сель­ское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджет­ного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления. В законе определены принципиальные моменты формирования местных бюджетов в контексте с регламентацией местного самоуправления и России. Однако более подробно финансовые аспекты местного самоуправления регламентируются Федеральным законом от 25 сентября 1'997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ко­торый определяет, основные принципы организации местных финансов, а также устанавливает:

Ø источники формирования и направления использования финансовых ресурсов органов местного самоуправления;

Ø основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях;

Ø взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами;

Ø гарантии финансовых прав органов местного самоуправления. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления, самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Доходная часть бюджетов субъектов федерации РФ состоит из собственных (налоговых и неналоговых доходов) и регулирующих налоговых доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам, а также финансовой помощи.

Общая характеристика доходов бюджетов субъектов РФ приведена в гл.8 Бюджетного кодекса.

К собственным неналоговым доходам относятся:

¨ доходы от приватизации.и продажи имущества субъекта федерации;

¨ доходы от, сдачи в аренду имущества субъекта федерации;

¨ государственная пошлина;

¨ штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты субъектов федерации и др.

К регулирующим налоговым доходам относятся федеральные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов федерации на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Перечень регулирующих налогов определен ст.48 Бюджетного кодекса РФ.

Финансовая помощь – помощь от бюджетов других уровней бюджету субъекта федерации в форме дотаций, субвенций и безвозмездной передачи средств. Учитывается она в бюджете субъекта федерации.

Расходная часть бюджета субъекта федерации определена Бюджетным кодексом РФ в статье 86 и включает в себя:

¨ расходы на функционирование органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации

¨ обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

¨ расходы по проведению выборов, референдумов, региональных целевых программ;

¨ расходы по формированию государственной собственности субъектов федерации;

¨ расходы по осуществлению международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации;

¨ расходы по содержанию и развитию предприятий, находящихся в ведении органов власти субъектов федерации;

¨ расходы по обеспечению деятельности средств массовой информации субъектов федерации;

¨ оказание финансовой помощи местным бюджетам и другие.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

¨ доходы от приватизации.и реализации муниципального, имущества;

¨ не менее 10% доходов от приватизации государственного; имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

¨ доходы от, сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

¨ платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;

¨ доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

¨ штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

¨ государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¨ не менее 50%^налога на имущество предприятий (организаций);

¨ подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уров­ней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:

¨ часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ;

¨ часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;

¨ часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драго­ценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ;

¨ часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в.пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;

¨ часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10%, в среднем по субъекту РФ.

Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной ос­нове, определяются законодательными (представительными) органами субъекта РФ. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих зак­реплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту РФ по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта РФ устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования долю соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту РФ. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта РФ может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, |а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:

¨ с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъек­та-РФ;

¨ осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

¨ обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

¨ обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

¨ ассигнованием средств на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Органы местного самоуправления вправе:

¨ самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

¨ самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

¨ получать компенсацию за увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов государственной власти.

Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.

С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести Проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, адекватного упрочения финансового потенциала муниципальных образований пока не происходит. Укрепление доходной базы местный бюджетов и развитие их самостоятельности — длительный процесс. Успешное решение этих проблем позволит не только адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны.

 

Материалы для самостоятельной работы

Дайте определение следующим ключевым понятиям: бюджет субъекта федерации; местные бюджеты; консолидированный бюджет субъекта федерации; собственные доходы; регулирующие доходы; финансовая помощь.

 

Вопросы и задания

1. Какие пропорции распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы установлены Бюджетным кодексом?

2. Охарактеризуйте отличительные особенности состава и структуры доходов бюджетов субъектов РФ.

3. Назовите основную направленность расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов?

4. Определите состав доходной базы местных бюджетов.

5. Определите понятие минимальной бюджетной обеспеченности.

6. Укажите основные источники финансовой помощи.

7. Перечислите бюджетные права органов местного самоуправления.

Тема 8.Бюджетный процесс

Содержание и участники бюджетного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.028 с.)