Тенденции развития финансового контроля в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития финансового контроля в России



Финансовый контроль — это совокупность мероприятий, прово­димых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муници­пальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а так­же населения с применением специфических форм и методов органи­зации. Финансовый контроль — форма реализации контрольной функ­ции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использо­ванием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля.

Непосредственным предметом контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмот­рение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утвержде­ние отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестои­мость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризую­щие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и. хозяйствующих субъектов и населения. Его цель — со­действие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса фор­мирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обес­печение соблюдения действующего финансового (бюджетного, нало­гового, страхового и т.д.) законодательства; обеспечение своевремен­ности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетны­ми фондами; содействие эффективному и. целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях; выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рен­табельности предприятий; обеспечение правильности ведения бухгал­терского учета и отчетности; проведение профилактической, инфор­мационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.

Решение этих задач обеспечивается, в частности, системой ответ­ственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономичес­кие (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дис­циплины. Для осуществления финансового контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы. В на­стоящее время продолжается работа по совершенствованию правовой регламентации их деятельности.

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы -финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условноклассифици­ровать по разным критериям.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды:

v государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Президентом и.Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Счетной палатой РФ, Госу­дарственным таможенным комитетом РФ, Центральным банком РФ и др.). Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от ИХ ведомственной принадлеж­ности и формы собственности;

v ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств, охваты­вает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и орга­низаций. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специа­лизации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) осо­бенностям финансово-хозяйственной деятельности;

v внутрихозяйственный контроль, проводимый финансово-эконо­мическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономи­ческой, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность;

v общественный контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лица­ми (экспертами) на основе добровольности;

v правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

v гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими дохо­дов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.

По времени проведения финансовый контроль условно подразде­ляется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расхо­дов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ,: балан­сов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономи­ческих документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению не целевого, неэффективно­го расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста до­ходов и прибыли. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджет­ных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы.

Текущий контроль является основным видом деятельности субъек­тов финансового контроля. Он ведется в процессе совершения произ­водственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и 'выявления, нарушений финансовой (бюджетной, 'налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенное значение. Текущий финансовый контроль опи­рается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельнос­ти предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рен­табельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своев­ременность, полнота и целенаправленность финансирования федераль­ных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внут­реннего долга и т.д.

Последующий финансовый контроль проводится по окончании фи­нансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется коли­чественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым по­ступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявля­ются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предва­рительным контролем, базируется на результатах контрольно-анали­тической работы, проводимой после; завершения отчетного периода. Он позволяет оценить эффективность организации финансовой рабо­ты на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих; контрольных органах, выявить недостатки предвари­тельного и текущего финансового контроля.

Основными методами проведения перечисленных видов финансо­вого контроля являются проверки, обследования, анализ и ревизии.

Проверки, проводимые органами государственного финансового контроля (например, налоговыми органами), подразделяются на до­кументальные (выездные) и камеральные.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия (организации) запрещено законом. В то же время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибы­ли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, расхище­нии и не целевом использовании бюджетных средств и т.п., если име­ются достаточные основания полагать, что они (документы) могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения конт­рольного органа на основе перечисленных выше документов, представ­ленных ему предприятиями, учреждениями, и организациями, и име­ющихся у субъекта контроля документов и сведений проверяемых юридических и физических лиц.

Один из методов контроля — обследование. Обследование зак­лючается в личном ознакомлении, контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности пред­приятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно прове­ряются первичные бухгалтерские документы, но проводятся конт­рольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опро­са, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.

Важный метод финансового контроля — анализ, проводимый на основе детального изучения периодической и годовой финансово-эко­номической отчетности, организации финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий, учреждений и, организаций. В ходе анализа выявляется уровень выполнения плановых параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий и организаций, смет доходов и расходов бюджетных уч­реждений, соблюдение финансовых и натуральных норм расходования средств, финансовой дисциплины и т.д.

Основной метод финансового контроля — ревизия. Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хо­зяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюд­жета, осуществляемых с помощью приемов документального и факти­ческого контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершае­мых хозяйственных операций, бюджетных процедур; соблюдение финансовой дисциплины; сохранение государственной собственности; обеспечение достоверности ведения учета и отчетности. Цель ре­визии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяй­ственной деятельности ревизуемого объекта.

Виды ревизий классифицируются по ряду признаков:

по ведомственной принадлежности ревизуемых органов — ведомственные, внутрихозяйственные;

по полноте охвата ревизуемых материалов — полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные;

по отношению к плану контрольно-экономической работы — плановые, внеплановые, внезапные;

по привлекаемым материалам и способам проверки — документальные и фактические;

по очередности использования одних и тех же документов — первичные, дополнительные, повторные; и др.

Каждый из видов ревизии имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки, избирается в зависимости от характера стоящих перед ревизией общих и частных задач, особенностей деятельности проверяемого объекта и т.д.

Ревизионный процесс условно подразделяется на четыре этапа;

1. подготовительный; собственно проверка;

2. систематизация и обработ­ка материалов ревизии;

3. реализация выводов и рекомендаций по ито­гам ревизии. Акт ревизии традиционно состоит из трех частей: ввод­ной — с атрибутикой ревизионной группы и ревизуемого объекта; ос­новной — с констатацией нарушений и обоснованием их причин;

4. заключительной (результативной) —: с окончательными выводами, включениями, рекомендациями.

Органы финансового контроля -Состав и структура органов финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, вы­полняемыми государством на каждом этапе своего развития. Отказ от командно-административной системы управления экономикой и пе­реход на децентрализованные рыночные методы регулирования потре­бовали разработки и реализации новой финансовой политики, направ­ленной на усиление воздействия финансовых рычагов на социаль­но-экономические процессы в обществе. Решение данной проблемы предполагает реформирование сложившихся форм контроля, а следо­вательно, изменение институционального и функционального соста­ва контролирующих органов, равно как и нормативно-правовой базы их деятельности.

Принцип разделения властей предопределяет создание, органов финансового контроля, подотчетных органам исполнительной и пред­ставительной власти.

Исполнительная власть осуществляет функции финансового конт­роля посредством следующих институтов.

1.' Президент РФ. Президентский контроль осуществляется путем реализации прав Президента РФ по формированию нормативно-пра­вовой базы, в том числе регламентирующей организацию контроля, и прав по формированию состава Правительства РФ.

2. Главное контрольное управление Президента РФ действует на ос­нове Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами законодательной и исполнительной власти. Его функциями являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федераль­ных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмот­рение жалоб и обращений граждан и юридических лиц, проверка ис­полнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ. Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприя­тий предоставления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам спе­циалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых на­рушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими долж­ностными лицами в месячный срок, но не вправе самостоятельно при­менять какие-либо санкции.

1. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую де­ятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализ­ма и межбюджетных отношений. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

2.. Министерство финансов РФ (Минфин России) занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля. Финан­совый контроль осуществляется', всеми управлениями и отделами Минфина России в пределах своих компетенции и сфер деятельнос­ти. Однако Минфин России имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для проведения контроля — это Департамент государственного финансового контроля и аудита ((об­разован в 1998 г. на базе Контрольно-ревизионного управления (КРУ) и некоторых других упраздненных структурных подразделений Мин­фина России) и Департамент страхового надзора. Организованы так­же контрольно-ревизионные управления Минфина.России в субъектах РФ (территориальные КРУ).

3. Департамент государственного финансового контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует исполнение бюдже­тов и внебюджетных фондов, организацию денежного обращения, ис­пользование валютных и кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предо­ставление налоговых льгот; организует контроль за качеством прове­дения проверок аудиторами и аудиторскими организациями.

Функции государственного страхового надзора возложены на де партамент страхового надзора Минфина России. Его контрольные (надзорные) полномочия ограничены сферой страховой деятельности. Департамент осуществляет лицензирование страховых операций стра­ховщиков, разрабатывает соответствующие методические и норматив­ные документы, а также предложения по применению страхового зако­нодательства, защищает интересы страхователей в случае банкротства страховых организаций, проводит проверки отдельных сторон финан­сово-хозяйственной деятельности страховщиков, контролирует соблю­дение ими страхового законодательства и страховой дисциплины. В случае выявления нарушений по результатам проверок он имеет право давать предписания страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов страховых взносов (премии), правил и условий страхования и перестрахования. В случае невыполнения этих предписаний могут приниматься более жесткие решения, вплоть до аннулирования лицензии или полного прекращения деятель­ности страховой организации.

В процессе ревизий и проверок названные субъекты контроля вправе принимать меры по устранению выявленных нарушений финансо­вой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обя­зательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении причинного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Другим управлением Минфина России, наделенным широкими контрольными функциями за полнотой поступления, целевым и эко­номным использованием государственных средств, являются Главное управление федерального казначейства РФ и его территориальные орга­ны на местах. Основная задача Федерального казначейства — органи­зация и осуществление контроля за исполнением федерального бюд­жета РФ и федеральных внебюджетных фондов. На казначейство воз­ложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными зако­нодательством нормативами (процентными отчислениями). Кроме того, казначейские органы осуществляют (совместно с другими фи­нансовыми органами) сбор, обработку и анализ информации о состо­янии государственных финансов и представляют в высшие представительные и исполнительные органы государственной власти и управ­ления отчетные данные о финансовых операциях Правительства РФ (по федеральному бюджету РФ), государственных федеральных вне­бюджетных фондов, а также о состоянии бюджетной системы РФ в целом; управляют и обслуживают совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственный внутрен­ний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами федераль­ного бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства в бан­ках, исходя из принципа единства кассы; прогнозируют объемы госу­дарственных финансовых ресурсов; разрабатывают методологические и инструктивные материалы по вопросам, относящимся к компетен­ции казначейства; ведут операции по учету государственной казны РФ.

Как контрольному органу в целях укрепления финансовой дисцип­лины Федеральному казначейству предоставлены следующие права:

v производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные пред­приятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачисле­нием, перечислением и использованием средств республиканского (федерального) бюджета РФ;

v получать от финансово-кредитных и налоговых органов справ­ки и сведения о состоянии счетов предприятий и учреждений, исполь­зующих средства федерального бюджета и федеральных внебюджет­ных фондов, необходимые для контроля и регулирования бюджетных процессов;

v приостанавливать операций по счётам предприятий, учрежде­ний и организаций, использующих средства федерального бюджета РФ и внебюджетных фондов, в случаях непредставления органам казна­чейства бухгалтерских и финансовых документов, связанных с исполь­зованием указанных средств;

v н алагать на банки или иные кредитные учреждения штрафные |санкции в случаях несвоевременного зачисления ими средств, посту­пивших в доход федерального бюджета и внебюджетных фондов, или Перечисления средств из этих фондов на счета получателей;

v взыскивать в бесспорном порядке бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае использования их не по целевому назначению с наложе­нием штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ;

v изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о наруше­ниях финансовой дисциплины;

v требовать от руководителей и других должностных лиц прове­ряемых органов устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.

Для усиления контроля за исполнением доходной части бюджета в Российской Федерации созданы и функционируют государственные органы налогового контроля.

5. Налоговая служба в рамках Министерства финансов РФ представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекци­онных органов, входящую в систему центральных органов государ­ственного управления. Структура налогового ведомства РФ организована по функци­ональному и территориальному признакам. Основными подразделе­ниями налоговых органов являются отделы и сектора. Функциональ­ные управления (отделы, сектора) образованы в зависимости от вида налога (например, Управление косвенных налогов), категории платель­щика (Управление налогообложения физических лиц), сферы деятельности (Управление налогов и сборов от внешнеэкономической деятель­ности), формы собственности (Управление налогообложения негосу­дарственных организаций), объема платежей и других факторов.

Основные задачи налоговой службы: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и сво­евременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, орга­нами местного самоуправления.

6. Государственный таможенный комитет РФ. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. возложил все таможенные дела непосредствен­но на таможенные органы РФ. Таможенный орган — это государствен­ный правоохранительный орган исполнительной власти, наделенный специальными властными полномочиями в целях выполнения возло­женных на него задач и функций в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях, в том числе в налоговой сфере и в сфере валютного контроля. Все они находятся в иерархической соподчиненности. Центральный орган, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом, — Государственный таможенный комитет РФ. Полномочия таможенных органов в сфере налогов распространяются на налогообложение товаров, работ, услуг при их перемещении через таможенную границу РФ. Согласно ст. 120 Таможенного кодекса РФ налоги и таможенные пошлины уплачиваются таможенному органу РФ, осуществляющему таможенное оформление товаров и транспортных средств, до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Полученные средства затем перечисляются в федеральный бюджет.

8. В проведении финансового контроля участвуют также министер­ства и ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти. В отличие от контроля со стороны общегосу­дарственных финансовых органов, который распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от организаци­онно-правовых форм и: подчиненности, ведомственный финансовый контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в адми­нистративной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. Последние несут ответственность за состояние экономики и финансов, организацию учета и отчетности подотчетных им пред­приятий и организаций. С этой целью осуществляются систематичес­кий финансовый контроль и периодические документальные ревизии специально созданными в министерствах и ведомствах контрольно-ревизионными отделами (группами).

Основными задачами ведомственного контроля являются: провер­ка законности финансово-хозяйственных операций, произведенных предприятиями, учреждениями и организациями; соблюдение ими финансовой, бюджетной, налоговой и сметной дисциплины; контроль |за рациональным и целевым использованием полученных от главных ^распорядителей бюджетных кредитов; выявление хищений, злоупот­реблений и незаконного расходования материально-денежных средств ' и ценностей; проверка правильности постановки бухгалтерского уче­та и отчетности, достоверности первичных и бухгалтерских документов.и, т.д..

Наряду с органами исполнительной власти существенные конт­рольные функции возложены на органы законодательной власти и Центральный банк РФ.

Парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собра­ния РФ созданы финансовые комитеты и комиссии, в функции кото­рых входит проверка правильности и полноты предусмотренных в про­екте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, контроль над рациональным и целевым использова­нием государственных средств и другие вопросы. Парламент через специальные отраслевые комитеты и комиссии может осуществлять вы­борочную проверку деятельности отдельных звеньев финансовой си­стемы, министерств, ведомств и государственных комитетов. По депу­татскому запросу парламент вправе получить информацию о наруше­ниях и недостатках, допущенных при формировании и использовании государственных средств. Кроме того, парламент регулярно получает данные о состоянии го­сударственных финансов через специально созданный Советом Фе­дерации и Государственной Думой контрольный орган — Счетную палату РФ. Задачи Счетной палаты РФ:

v организация и осуществление контроля за своевременным ис­полнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных.фондов по объемам, структу­ре и целевому назначению;

v определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

v оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

v финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативно-правовых актов федеральных, органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполне­ние федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов-;

v анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а так­же на совершенствование бюджетного процесса в целом;

v контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансо­во-кредитных учреждениях РФ;

v регулярное представление Совету Федерации и Государствен­ной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации поставленных задач Счетная палата осуще­ствляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, инфор­мационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов феде­ральных внебюджетных фондов. В случаях выявления нарушений, наносящих ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ впра­ве давать администрации проверяемой организации предписание, обя­зательное для исполнения. Если этого не происходит, то по согласова­нию с Государственной Думой Счетная палата вправе принять реше­ние о приостановлении всех видов финансовых, платежных, расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения:

— по проекту федерального бюджета, обоснованности его доход­ных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

— проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствова­ния бюджетного процесса в Российской Федерации;

— проектам законодательных и иных нормативных правовых ак­тов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;

— проектам международных договоров Российской Федерации, имеющих правовые последствия для федерального бюджета;

–– проектам целевых программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодатель­ства. Так, она проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государствен­ную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствова­нию бюджетного законодательства в целом — по итогам проведенных контрольных мероприятий. Обобщая причины и последствия выявлен­ных отклонений и нарушений, Счетная палата разрабатывает предло­жения по совершенствованию бюджетного законодательства и разви­тию финансовой (бюджетной, Налоговой) системы Российской Феде­рации и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, фе­деральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие фи­нансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или феде­ральную собственность либо управляют ею, а также имеют предо­ставленные федеральным законодательством или федеральными орга­нами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Финансовый контроль, осуществляемый Центральным банком РФ (Банком России), отличается рядом особенностей в силу специфики своего правового положения: он одновременно является органом го­сударственного управления, наделенным властными (в том числе над­зорными) полномочиями, и юридическим лицом, занимающимся фи­нансово-хозяйственной деятельностью. Банк России организует и кон­тролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов, а также законода­тельства о валютном регулировании и денежном обращении. При этом, преследуется главная цель - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Конт­рольную функцию Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган (департамент) банковского надзора. К нарушителям банковского законодательства и банковской дисциплины Банк России, вправе применять соответствующие меры (от взыскания штрафной санкции до отзыва лицензии и ликвидации банка).

Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет и внутрихозяйственный контроль, осуществляемый работниками фи­нансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и орга­низаций. Особая роль при этом отводится главному (старшему) бух­галтеру. Он обязан обеспечивать контроль и надлежащий учет всех фи­нансово-хозяйственных операций своего предприятия, с тем чтобы исключить любую возможность образования недостач, растрат, хище­ний, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность (наряду с другими должностными лицами) за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет причитающейся суммы налога. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.,

Наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяй­ственным контролем в мировой практике широко используется ауди­торский контроль. Становление рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, денежного рынка, возникновение различ­ных форм собственности, развитие банковского и страхового дела, рас­ширение внешнеэкономических связей и предпринимательской дея­тельности вызвали необходимость создания системы аудита и в Рос­сийской Федерации.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предприни­мательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществ­лению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономи­ческих субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг. Основ­ной целью аудиторской деятельности является установление достовер­ности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъек­тов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.049 с.)