Тема 4. Управление государственными финансами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Управление государственными финансами



Финансовое планирование и прогнозирование

Сущность управления государственными финансами.

Субъекты и структура органов управления государственными финансами.

3. Финансовое планирование.

Финансовое прогнозирование.

Под термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать фи­нансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического разви­тия общества, осуществлять контроль за рациональным их использова­нием. На решение этой задачи направлено управление финансами — ложный процесс, представляющий единство управляемой (объект) и вправляющей (субъект) систем. Управляющая система — финансовая.Система — это совокупность финансовых институтов (учреждений), вправляемая система — система финансов — совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами неоднозначен, он включает не только управление объектами, но и совершенствование де­ятельности, организации самих субъектов управления.

Финансовая политика — это совокупность методологических прин­ципов, практических форм организации и методов использования. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится в соответствии со следующими принципами:

Ø управление финансами в соответствии с особенностями каждого звена системы финансов;

Ø общность функций всех финансовых учреждений;

Ø руководство центра при активном участии нижестоящих органов управления.

Конкретными методами и формами проведения финансовой политики выступают: финансовое планирование, программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов.. В результате действенной финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов РФ, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

Президент РФ (администрация президента) – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ и др.)

Правительство РФ — формирует федеральный бюджет, высту­пает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федераль­ных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ: осу­ществляет методическое руководство в сфере финансового планиро­вания и финансирования отраслей хозяйства; организует разработку федерального бюджетного плана; принимает активное участие (сов­местно с Министерством экономического развития и торговли) в раз­работке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство фи­нансов РФ возложены также организация исполнения федерального бюджета, проведение мероприятий, обеспечивающих, расходование бюджетных средств по целевому назначению Министерству финансов РФ предоставлены широкие права: полу­чать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; огра­ничивать и приостанавливать финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

В настоящее время в аппарат Министерства финансов РФ входят следующее структурные подразделения.

- бюджетный департамент, основными функциями которого яв­ляются разработка бюджетной политики, составление федерального бюджетного плана, разработка консолидированного бюджетного пла­на РФ, бюджетное регулирование;

-главное управление Федерального казначейства, которое орга­низует и осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, а также контроль за поступлением и расходованием средств по счетам казначейства в банках (на основе принципа единства кассы), регули­рует отношения между федеральным бюджетом РФ и внебюджетны­ми фондами, составляет отчетность об исполнении федерального бюд­жетного плана;

-департамент налоговых реформ;

-департамент ценных бумаг и финансового рынка;

-департамент иностранных кредитов и внешнего долга;

-отраслевые департаменты (оборонного комплекса, строительства Строительной индустрии, пищевой промышленности, охраны при­воды и др.);

-департамент валютно-экономического регулирования.

Таможенные органы РФ в соответствии с положениями Таможен­ного кодекса РФ имеют полномочия в области проведения таможен­ной политики, таможенно-тарифного регулирования, взимания тамо­женных платежей, связанных с перемещением товаров через границу России.

Министерство государственного имущества организует управле­ние государственным имуществом с целью получения доходов нена­логового характера (арендной платы, доходов от продажи государ­ственного имущества).

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличе­нию поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка РФ — важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контроль за деятельностью других кредитных институтов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства соз­ван специальный контрольный орган — Счетная палата РФ, чьим ос-уовным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ. Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их админйстративно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Основными методами проведения финансовой политики выступает финансовое планирование и прогнозирование.

В экономической литературе планирование рассматривается как де­ятельность по принятию решений, ориентированных на будущее. Но это понятие может иметь и более общее определение, основанное на понятии «планомерность», которая означает объективную необходи­мость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. А именно, планирование — это практическая реализация пла­номерности; т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансиро­ванности и пропорциональности'. Применительно к финансовому пла­нированию — это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурса­ми, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающи­мися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность — рациональ­ное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его вели­чиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам РФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Фи­нансовое планирование — составная часть планирования экономики. Оно базируется на системе макроэкономических показателей, получающих отражение в прогнозе социально-экономического развития, и направле­но на сбалансированность движения финансовых ресурсов, денежных и материальных потоков. Относительная обособленность отдельных зве­ньев системы финансов предопределяет необходимость разработки сис­темы финансовых планов, отражающих особенности форм и методов об­разования и использования денежных фондов, отраслевое и территори­альное перераспределение финансовых ресурсов.

Главный объект финансового планирования — звенья финансов (от­ношения), получающие в плане количественное выражение. Движе­ние средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляет­ся в соответствующих финансовых планах, которые объединены в еди­ную систему. Центральное место в системе финансовых планов.принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, структура доходов и расходов.

Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в их финансовых планах (сметах) доходов и расходов. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды поступают в ряде случаев бюджетные средства, при недостатке средств внебюджетные фонды могут использовать на возвратной основе средства друг друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.

Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и от­дельной личности. В доходной части плана отражаются взносы пред­приятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной — возмеще­ние убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм стра­хователям. План образования и использования страхового фонда поз­воляет более маневренно и эффективно использовать средства, учи­тывать потребности хозяйствующих субъектов.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансиро­ванности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Баланс финансовых ресурсов. Этот документ раз­рабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других уч­реждений (институтов) финансовой системы. В Балансе финансовых ресурсов отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, стра­хового, ссудного фондов, денежных фондов предприятий и организа­ций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РФ, ме­стных администраций, объединяет в единую систему все финансовые планы; его показатели принимаются за основу при составлении бюд­жетного, кредитного и других финансовых планов.

Непосредственно взаимосвязан с Балансом финансовых ресурсов другой синтетический баланс — Баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме: заработная плата; доходы от индиви­дуальной трудовой деятельности; пенсии и пособия; стипендии; дохо­ды от обмена товарами между группами населения; оплата товаров и услуг; налоги и добровольные взносы; сбережения во вкладах и займах.

Данный Баланс определяет пропорции между доходами и расхода­ми населения, отражает изменения соотношения между оплатой тру­да и пенсионным обеспечением, увеличение объемов товарного пред­ложения. Поэтому Баланс денежных доходов и расходов населения имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрально­го банка РФ и других органов финансовой системы по стране в целом и по субъектам РФ.

Показатели финансовых планов — исходная база дли анализа и оценки финансового положения государства, информационная осно­ва для перспективного планирования. Система финансовых планов по­зволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенден­ции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие раз­витие этих тенденций в будущем.

Финансовое прогнозирование — это предвидение возможного фи­нансового положения государства, обоснование перспективных пока­зателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (на срок 3—10 лет) и долгосрочными (на срок более 10 лет). Финансо­вое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, отражает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования — оп­ределение реально возможного объема финансовых ресурсов, источ­ников формирования и их использования на долгосрочный период. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить и про­анализировать разные варианты развития и совершенствования сис­темы финансов, формы и методы реализации.финансовой политики. Финансовое прогнозирование предполагает применение различных ме­тодов: построение эконометрических моделей, описывающих динами­ку показателей финансовых планов в зависимости от факторов, опреде­ляющих (влияющих на) экономические процессы; корреляционно-рег­рессионный анализ; метод непосредственной экспертной оценки.

Финансовое программирование — это метод финансового плани­рования, предполагающий программно-целевой подход, в основу ко­торого заложены четко сформулированные цели и средства их дости­жения. Программирование предполагает: установление приоритетов государственных расходов по направлениям; повышение эффективно­сти расходования государственных средств; прекращение финансиро­вания в соответствии с выбором альтернативного варианта. Выбор ва­рианта программы зависит прежде всего от экономических (ресурс­ных) факторов, при этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели. Программирование как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики активно используется в современной практике финансового планирования. Финансовое программирование применяется в развитых странах с '60-Х годов. Суть его заключается в составлении пятилетних «сколь­зящих» планов расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. Показате­ли при этом передвигаются («скользят») по пятилетней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели первого предстоящего года являются директивными (обязательными), а последу­ющих четырех лет — ориентировочными. Финансовое программирование, применяемое в разных странах, имеет свои особенности:

è в США — система планирование —.программирование — разра­ботка бюджета;

è в Англии — система программного анализа и обзора;

è в Германии — конъюнктурно-нейтральный бюджет;

è во Франции — система рационализации выбора бюджетных решений

è в Швеции — система многоцелевого бюджетного планирования.

В настоящее время в Российской Федерации широко используют целевые комплексные программы, которые представляют собой сис­тему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и дру­гих мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированных по ресурсам и исполнителям.

Эффективность финансового планирования и прогнозирования, успех решения стоящих перед ними задач в определяющей степени зависят от комплексного взаимосвязанного использования всей сис­темы финансовых планов, совершенствования методики их разработ­ки, объективности и полноты информационной базы, уровня эконо­мического анализа и оценки намечающихся тенденций, обоснованности их факторов,

Материалы для самостоятельной работы

Дайте определение следующим ключевым понятиям: объект управления; управление финансами; субъект управления; косвенные методы государственного регулирования; цели управления государственными финансами; инструменты управления финансами; органы управления финансами; финансовое планирование; финансовое прогнозирование; баланс финансовых ресурсов; баланс денежных доходов и расходов населения; стратегический финансовый план; текущий финансовый план; долгосрочный финансовый план; краткосрочный финансовый план.

Вопросы и задания

1. Каковы цели управления финансами?

2. В чем состоит различие между косвенными и прямыми методами государственного регулирования финансов?

3. Обоснуйте сферы применения тех или иных инструментов управления финансами?

4. Чем обусловлено участие различных органов исполнительной власти в управлении финансами?

5. В чем заключается информационное обеспечение управления финансами?

6. Чем определяется особая роль Федерального казначейства в управлении финансами?

7. Какие государственные институты участвуют в управлении финансами?

8. В чем состоит различие понятий «финансовое планирование» и «финансовый план»?

9. Какие методы финансового планирования применяющая в настоящее время на практике?

10. В чем состоит роль и значение финансовых прогнозов?

 

Тема 5. Финансовый контроль

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.034 с.)